Жизнь маленькой Верочки

Марина Мальцева 3
Огромная благодарность моему замечательному соавтору Михаилу Сборщику
За оказанную помощь в выпуске этого материала.
http://stihi.ru/avtor/michelmon


Верочка забилась под стол, ей было страшно. Сегодня опять родители пили и скандалили. Вот уже четыре года они ведут аморальный образ жизни, не думая о ребёнке. Девочка выждала момент, когда они уснут крепче, чтобы выйти из укрытия, и пойти к соседке. Она всегда боялась, что отец перепив, выйдет из себя и начнёт бить маму. Иногда даже дочери попадало, если подлезет под руку. Верочка любила маму, хоть та и выпивала вместе с отцом, старалась за неё заступаться. Девочка часто убегала во двор, чтобы не слушать криков взрослых. Отец считался инвалидом. После аварии, в которую он попал со своей семьёй, он получил серьёзные травмы, и ему назначили небольшую пенсию. Тогда Василий потерял сразу и отца, и мать.  Когда он вышел из больницы, ему не хотелось жить. Молодой мужчина стал потихоньку спиваться, заглушая свою боль от произошедшего водкой. Жена пыталась ему внушить, что он не прав, так нельзя. Бесполезно. К тому времени он уже нигде не работал. Мария не могла смотреть на пьянки мужа. Нет чтобы помочь ему, она сама стала выпивать, чтобы мужу меньше досталось. Так и спилась. В доме часто бывали друзья, и всё больше мужчины. У отца появилась ревность. Когда пенсия кончалась, в доме наступало затишье, и родители вспоминали о Вере. Только это ненадолго. Мария находила себе работу в кафе, посудомойщицей. Из-за пьянки женщина по долгу на одном месте не задерживалась. Получив зарплату, обязательно покупала бутылочку, другую. Пила сама и отцу наливала. Это что, вместо продуктов? - твердили бабульки, что собирались на скамейке.
   -- Дура ты, Машка, дура. Когда ты успела такой стать. Нет чтобы Василия пилить за то, что пьёт, так ты сама туда же. Посмотри на Верочку, исхудала оттого, что не доедает. Когда ты что-нибудь варила. У тебя в доме посуда не мыта, тараканы ползают. Постельное нестираное.
   -- Бабы, вы что хотите ко мне убраться прийти или кушать сварганить. Так пожалуйста!
   -- Мы? Нам что заняться больше нечем. К вам мужики толпами ходят, дочка маленькая, видит, как они тебя обихаживают.
   -- Бабы, вы видимо свечку держали у моей кровати. Какие вы глазастые. Что я вам плохого сделала?
   Женщины знали, сегодня без драки не обойдётся. Куда опекунский совет смотрит? Видать детские дома переполнены.
   -- Эхе-хе, - качала головой Катерина Матвеевна. Женщина не обращала на них внимания, только иногда скалилась.
   -- Вы бы заткнули языки.
   -- Смотри, Зинаида. Да у неё голос прорезался. Будет сегодня шумный вечерок. Давно её милый не охаживал.
    Так и случилось. Василий перепил, и как всегда, начал ревновать свою благоверную. Вовремя Верочка успела под стол заскочить, отец не заметил. Её прикрывала скатерка, свисающая со стола. И только когда гости разошлись, родители угомонились. Вера вылезла, и как обычно, пошла к соседке, той самой Матвеевне. Жили они в небольшом городке. Двухэтажный деревянный дом, где все друг друга знают. Раньше в этом доме жили родители отца. После их смерти отец перевез в квартиру, что находилась на первом этаже свою семью. Жену и Верочку. До этого они снимали комнату отдельно от родителей. От того что Мария не убиралась, видите ли, ей некогда, кто пить-то будет, квартира превратилась в свинарник. У Верочки даже вещи такие, что стыдно одеть. Не купленные в магазине, а, то, что сердобольные соседи отдали.
    -- Верочка, это ты? - суетилась бабушка, открывая двери. - Проходи в кухню, я пока дверь закрою.
   Девочка знала, что бабушка не оставит её в беде, накормит и приласкает.
   -- Господи, ребёнок при живых родителях сирота. Как же так? Совести у них нет. Давай-ка садись за стол. Я сегодня суп сварила, как будто знала, что ты придёшь.
   Тут и знать-то не надо было, всё происходило на виду.
   -- Кушай - кушай, а я пока тебе постель расстелю. Будешь у меня сегодня ночевать, - Верочка на всё
была согласна, лишь бы домой не возвращаться. Родители проспят до утра, а утром мать снова пойдёт за бутылкой. Бабушка всё суетилась, переживала за девочку. Ребёнку нынче в школу идти, мать не шевелится. В садик Верочка не ходила. Всё лето на улице бегала, если дождя нет. Придёт, поест, если что было в доме из продуктов. Чаще к Матвеевне бегала. Бабушка горевала, надо бы помочь ребёнку, но как. Заберут в детский дом, как только в школу пойдёт, там будет у всех на виду. Матвеевне в этом году шестьдесят годков исполнилось, опеку ей уже не дадут. Дочка в другом городе с мужем живёт. Дети - два мальчика, Сергей и Вовка, одному двенадцать, другому десять. Только дочкин муж вряд ли, захочет чужого ребёнка воспитывать. Верочка она смышленая, Матвеевна с ней все буквы выучила и научила её читать по слогам. Считать и складывать цифры. Пока только однозначные. В школе всему остальному научат. Но как бы собрать Верочку в школу. Пенсия у неё маленькая, не хватит. Надо поговорить с Василием. У жены не получилось разговора, может у неё, у старухи получится. Надо только придумать что-то такое, что заставит его одуматься, и забыть про эту слабость к выпивке, как страшный сон. Бабуля она была решительная. Скоро Иван купала, а перед этим как известно ночь Творила, местного, хулиганского божества. Вот Матвеевна и решилась. Я не я, если учудить что-нибудь не смогу. Детей у них во дворе не так уж и много, в основном одни старики. Никто у них никогда не пакостил. Да и на старуху вряд ли кто подумает. Вспомнив, как по молодости она выступала в самодеятельности в деревенском клубе. Скорее бы уже. Осталось только костюм сшить из старого тряпья. Вот она вечерами садилась за старенькую швейную машинку. Машинка хоть и старенькая, а фору даст любой новой. Иногда приходила Верочка и спрашивала.
   -- Бабуля, ты что это такое делаешь?
   -- Я, Верочка, себе наряд шью.
   -- А зачем он тебе? Что у тебя, праздник какой?
   -- Верочка придёт время, и ты всё узнаешь. Если у меня получится, я думаю, ты будешь счастливым ребёнком.
   -- Странно, наряды тебе, а счастье мне.
   -- У меня счастье много. Вот я и решила его хорошим девочкам раздавать. Верочка, ты может, кушать хочешь, - девочка отрицательно помотала головой. - Если захочешь скажешь. Я тебе мультики включу. Смотри, а я пока займусь своим делом.
    До ночи Творила оставалась неделя. Пока шился костюм, старушка вынашивала план, как она войдёт в квартиру. Квартиру Машка с Василием никогда не закрывали, даже на ночь. Заходи, кто хочет. Тащить у них нечего. Старье, что осталось от родителей. Только кому оно нужно.
  -- Бабуля, можно я на улицу пойду?
   Матвеевна глянула в окно. На улице поднялся ветер. Небо стало чёрным от туч.
   -- Нет, Верочка, сегодня лучше побыть дома. Смотри в окно, какая погода.
   -- Мне скучно. Мультики, я их на сто раз видела
   -- Ну мне просто нечем тебя занять. Ты, голубушка, меня извини. Слушай, Верочка, а бабушка Оля у вас давно в гостях была.
   -- Давно. Она сказала, раз родители пьют, ей тут делать нечего.
   -- А что она тебя к себе не забрала?
   -- Я не захотела, как мамка без меня будет.
   -- Заступница, ты моя, - ответила, а сама думает, надо же, как Верочка маму любит. Вот бы она так к ребёнку относилась.

   Дня через два костюм был дошит, у старушки появилось больше свободного времени. Тут Зинаида позвала её посидеть. День выдался хороший, солнечный.
   -- Давно мы с тобой Катерина вместе не сидели.
   -- Так ведь дождь шёл. Иногда и ему надо, пусть прольет всё хорошо. У людей в огородах всё быстрее расти будет. Наше с тобой дело, Зинаида, в магазине и огурцы, и помидоры купить.
   -- Ты права, Катюха. Слушай, чуть не забыла, что-то сегодня Верочку не видать. Я ее хотела шоколадкой угостить. Ещё дочка вчера приезжала кое-какие вещи привезла. Может подойдут, там и на вырост есть.
   -- Да и ко мне она не заходила, сама переживаю. Дома-то шаром покати, хлебной крошки нет. Я сегодня в магазин бегала, меня дома долго не было, может, что и пропустила.
   -- Что, бабоньки, скучаете, - спросил сосед со второго этажа.
   -- Ванюша, ты сегодня Верочку нашу не видел. Обычно она здесь во дворе, иногда ко мне забегает покушать.
   -- Нет, женщины, не видел. Я мимо их квартиры проходил сегодня, у них тихо, как никогда.
   -- Спят, наверное, пьяные. Пойду, Зинаида, я гляну. Что-то мне не спокойно.
   -- Пойдём, и я с тобой.
   Старушки подошли к квартире, прислушались, и правда тихо. Зинаида затронула за ручку, дверь со скрипом открылась. Из квартиры доносился запах смердящего перегара. Ужас, как здесь можно находиться. Катерина прошла в комнату, где спали в умат пьяные родители. Верочки не было. У Матвеевны защемило сердце.
   -- Пойдём, Матвеевна, я здесь задыхаюсь, - и только они собрались выходить, как в дверях показалась Верочка. Девочка не ожидала увидеть здесь бабулек. К ним ведь никто никогда не ходил.
   -- Верочка, ты нас напугала, - начала было Зинаида, но увидев, что ребёнок вот-вот заплачет, обняла её и начала успокаивать. - Ты чего? Не надо плакать, пойдём, пока родители не проснулись. Действительно, что в дверях стоять. Пойдём ко мне, пойдём, небось, голодная.
   -- Катерина, вы пока идите, а я к себе принесу обновки.

    Дома Матвеевна спросила у Веры, где она всё-таки была. И девочка рассказала, что она ходила к реке, и там просидела под плакучей ивой. Было так жарко, что её сморило, и она легла на лужайку и уснула. А когда проснулась, то испугалась, что родители меня будут искать. И прибежала назад. Вскоре пришла Зинаида и принесла, как и обещала наряды и большую плитку шоколада.
   -- Так, Верочка, сначала ты покушаешь, а потом сладости.

   Дни пролетели быстро, вот и настала долгожданная ночь. Верочка, как обычно спала у старушки. Подождав, когда девочка хорошо уснёт, Матвеевна надела свой наряд, что висел в шкафу за платьями. Конечно, Вера не лазила в шкаф без спроса, но всё равно Катерина убрала его подальше от глаз. И когда часы пробили полночь, решила - в самый раз. Только она не ожидала, что сегодня Василий устроит пожар в квартире, и она невольно спасёт ему с женой жизнь. Выйдя из своей квартиры, Катерина заметила, что в подъезде полно дыма. А когда зашла в квартиру, где жила Верочка с родителями, то поняла, что дым оттуда. На грязной плите дымилась почерневшая кастрюля. Старушка едва успела снять её с плиты и открыть форточку. Забыв даже о том, что она ряженая. Матвеевна стала будить супругов. Первой проснулась жена, и сразу закашлялась от дыма. За ней следом и Василий очнулся. С пьяных глаз они не поняли, что ещё бы чуть-чуть и они бы сгорели. Василий хотел было поднять руки на жену, что не видит, что творит. Но в это время столкнулся с Катериной в наряде. Тут же начал креститься. Мужчина так перепугался, что чуть ли не в ноги упал к старухе. Он думал, это сама смерть за ним пришла. А бабуля под шумок ушла к себе домой. После того случая в семье произошли перемены. Супруги бросили пить. Постепенно привели свое жильё в порядок. А Верочка в этом году пошла в первый класс. Она была так счастлива. Ведь для неё закончилась плохая жизнь. Вот так соседка помогла ребёнку. Об этом она даже с Зинаидой не поделилась.




          Марина Мальцева,
       гКрасноярск,25.06.2022г