Совершенно секретно! Дело лётчиков. 32

Вячеслав Полежаев
Глава 32. 1941.

Бои, полёты, вылеты, посадки… А между ними, чтобы не сойти с ума, придумывали всякие развлечения. Вспоминали стихи, сочиняли и рассказывали разные истории. Играли на музыкальных инструментах, шашки, шахматы, изучение карт боевых действий… Особенно трудно бороться с безделием было в туманы. Если туманы накрывали нас, то это могло длиться несколько дней.
Я позвонил Сафонову:
- Борис Феоктистович, Полежаев беспокоит.
- Приветствую тебя, Вячеслав Валерьевич. С чем решили побеспокоить?
- На днях прибывает очередной конвой. У вас ребята в порядке?
- Да ребята-то у меня в порядке. А что-то беспокоит?
- Нам обещают погоду сменить, на туманы, сырость. Осень всё ж таки.
- А ты ж у нас вроде как сибиряк! Или я ошибаюсь?
- Нет, не ошибаешься, сибиряк. Вот только нам такой погоды редко видеть приходится, в основном сухая морозная погода.
- А я привык уже и не жалуюсь.
- Я тоже не привык жаловаться. Только для нас всё-таки рановато в сентябре снег и морозы.
- Понятно всё с вами! Завтра мимо вас пройдут наши «Илы», пронесут подарки для моряков. Нужна будет поддержка.
- Поддержим, Борис Феоктистович, проблем не будет.
- Вот и ладненько. О пропавших ничего не слышно?
- Нет, обратной связи с ними нет.
- Ну, будем надеяться. Завтра встречай подарочки.
На следующий день на вышке рабочий переполох.
- Товарищ командир, «Илы» на подходе. Их сопровождает эскадрилья истребителей, командует Сафонов.
- Ого, видимо серьёзный подарок везут. Третью на взлёт. Я сам с ними пойду.
- Есть!
Красная ракета взвилась в воздух. Самолёты Третьей эскадрильи по парам уходили в воздух. Я занял боевой порядок, увидел самолёт Сафонова. До моря шли ровно, спокойно. А над морем появились «Худые». Пока только три пары, и в драку не лезли, наблюдали. В эфире стояла полная тишина, и с нашей, и с немецкой стороны. Через какое-то время немцы забеспокоились, начали сближаться. Я отдал приказ:
- Второй, Третий отпугните наглецов.
Две пары «Яков» заняли позицию слева от эскорта. Немцы поняли, бой не приняли и отошли в сторону. Через пять минут в наушниках раздался голос:
- Мы на месте. Начинаем работать.
Я удивился: ни одного корабля противника я не увидел, а они начинают работать. Разглядывать особо некогда стало, потому что откуда-то появились «Худые» в большом количестве, и намерения у них стали явно не мирные. Эфир тут же наполнился голосами немцев и нашим отборным матом. Я потерял счёт времени, хотя должен был следить за ним, чтобы не пропустить команду от «Илов». И всё-таки я её услышал:
- Командир, задание выполнили! Идём домой.
Для нас работа ещё не закончилась, надо продолжать не подпускать к ним «Худых». Когда увидели, что немцы отвалили, преследовать закончили. Я посмотрел на часы: всего-то прошло тридцать две минуты.
- Боря, ты здесь?
- Здесь, Слава!
- Это радует! Что за задание было у торпедоносцев?
- Две подлодки. А они ещё эсминцу хвост отстрелили.
- И что теперь?
- А что теперь? Теперь они рыб кормят.
- Какие наши потери?
- У нас двух потеряли.
- У нас одного. «Илы» в порядке?
- С ними всё в порядке.
- Это хорошо.

На аэродроме нас ждали Щёголев и Кузнецов. Я отрапортовал Кузнецову о выполнении задания, потом пригласил их на чашку чая. Пока готовился чай, я ввёл их в курс дела подробнее.
- Немцы ведут себя очень нагло, считают, что они хозяева, и им позволено абсолютно всё.
Кузнецов горько улыбнулся:
- Видимо, мы сами позволили им так думать.
- Это ещё почему?
- Да просто потому, что отпор им не даём.
Мне даже обидно стало за такие слова:
- Да как же не даём им отпор? За три месяца, что мы ведём постоянно боевые действия, сколько мы сбили их самолётов?
- Мало, Вячеслав Валерьевич! Очень мало!
- Даже не смотря на устаревшие самолёты, которыми оснащены наши полки?
- Да, мало! Можно гораздо больше!
- Товарищ генерал, мы не вылезаем из своих самолётов, а вы говорите мало.
- По поводу обновления самолётов, сейчас идёт оснащение воздушных армий, воюющих южнее нас, но и нам что-то достаётся. К примеру, привезли запчасти на «Яки» вашего полка. Полк Сафонова пополняется «Аэрокобрами». Если бы не исчезновение двух эскадрилий «Яков» и «Пешек», то у нас нормально бы было, а сейчас недокомплект, довольно сильный.
- Да, это да.
- Поэтому ждём новый конвой. Надеюсь, союзники пришлют самолёты, запчасти к ним. А то в прошлый раз пришлось ремонтировать их самолёты из их же самолётов.
- Да, я слышал об этом.
- Слышать – одно. А когда недостающие самолёты приходится ещё уничтожать разукомплектовкой – это совсем другое. Поэтому слушай приказ: конвой сохранять и беречь как зеницу ока!
- Есть, товарищ генерал!
- Архип Савельевич, что-то вы постоянно отмалчиваетесь. У вас есть какие-нибудь проблемы в полку?
- Товарищ командующий, конечно, проблемы у нас есть, как им не быть. Но по сравнению с истребителями, наши проблемы небольшие. Не хватает запчастей, топливо завозят с перебоями, патроны, снаряды, торпеды тоже с перебоями. А остальное всё в порядке.
- Ну хоть у вас всё в порядке!
Я улыбнулся даже. А Кузнецов продолжил распекать.
- Мне особо вас и распекать-то неохота, вы взрослые люди, всё понимаете. Вот сходили на задание, выполнили его, и отлично! Кто вам что скажет, кроме похвалы? И завтра вылет будет, правда, не к конвою, но будет. На станции разгружается очередная дивизия немцев, надо бы её встретить.
- Кто в прикрытии пойдёт, наши или сафоновские?
- Сафонова отправлю на другое задание, а вас на эшелоны.

Заняв строй в сопровождении по привычке уже осмотрелся вокруг. Облака белые, крупных туч не видно, молнии не сверкают даже вдалеке. Всё спокойно. «Пешки» идут смирно, курс не меняют. Мои тоже не отклоняются, не подают знаков «Обрати на меня внимание». Сверился с картой полёта. Вроде бы всё хорошо, да что-то всё равно беспокоит. Уже два дня не даёт покоя мне одна мысль. Как бы я себя повёл, если бы понял, что вернулся «домой»? Остался бы дома или развернул самолёт в Сорок первый год? Такой выбор не из лёгких. С одной стороны, дома быть хорошо, обнять жену, быть со своей семьёй, не рисковать на вылетах. С другой стороны, получается, что я предаю тех, кого оставляю там. Им нужна будет помощь, поддержка. На кого они смогут надеяться? Вот именно! Эти мысли постепенно привели меня к единственному решению: я должен остаться до последнего лётчика!
Пока я так рассуждал и мыслил, внизу промелькнула линия фронта. Мы приблизились к станции разгрузки. На удивление, небо было чистым. Осмотрелся. Сверху появились две пары «худых», но сближаться не думают. До места назначения осталось минут пять.
И тут ударили зенитки. «Пешки» зашли на атаку, а «худых» так и не появилось. Пикировщики делали один заход за другим, им отвечали только зенитки. Приглядевшись к земле, я сказал по рации:
- Ребята, на станции стоят деревянные муляжи.
Станция полыхала, не принося никакого ущерба противнику. От деревянных вагонов шёл густой чёрный дым, застилая всё вокруг непроглядным маревом.

- Товарищ подполковник, почему прекратили атаку?
- Товарищ генерал-майор, станция была пуста, никакой живой силы и техники на ней не было. Разбомбив несколько вагонов, мы убедились, что это даже не вагоны, а муляжи, которые были похожи на вагоны.
- Странно. Полежаев, тебе задание, значит, такое. Пошли туда разведчиков своих, пусть пролетят над ней, сфотографируют по возможности. В бой не вступают, пусть сразу уходят. Может, они в другом месте оборудуют разгрузку? Этого нам только не хватало.