Федькины истории. Выпускной

Вадим Гарин
Коллаж автора. Фото 1 - Федя притворяется, что спит лёжа на качелях у нас с бабушкой на даче. Фото 2 - Мама Феди и он сам на выпускном празднике. Фото 3 - Ребята гуляют по Шипову лесу. Федя у дерева с загипсованными руками.

               
                Поворачивая из арки во двор своего дома, Федя неожиданно чуть не сбил мальчика, пересекающего дорогу. Он резко нажал на передний тормоз велосипеда и кубарем полетел через руль на дорогу…
                Почему нажал на передний, он и сам толком не понял. В современных велосипедах нет заднего тормоза, которым пользовались мы в детстве: просто жали на педали «назад» против хода движения. У нынешних на тормоза нажимают рукоятками, расположенными на руле. Какой из них передний – в сложной ситуации сразу не разберёшь!   Федя перепутал на свою беду.
                Падая, он инстинктивно вытянул руки вперёд и закрыл голову. Боль пронзила его, но он не заплакал. Руки не слушались, болела и кружилась голова. Он огляделся, но вокруг никого не было. Правой рукой он с трудом дотащил велосипед до своего подъезда и хотел набрать номер квартиры на панели домофона, но руки не слушались. Тогда он кое-как через боль набрал в смартфоне маму, и она спустилась к нему.
                А дальше травмпункт, гипс и сотрясение мозга!
                На правой руке перелом оказался простым, а на левой со смещением. Травматолог, потянув за руку, сумел поставить кости как надо. Федя только разочек вскрикнул от боли, но держался стоически, хоть слёзки и капали. Руки загипсовали выше локтя так, что Федя не мог их разгибать. Хорошо, что как-то приспособился пользоваться смартфоном, а то было бы совсем грустно!

                Сказать, что мы с бабушкой были в обмороке – значит, ничего не сказать. Бабушка, узнав по телефону новость, рвалась к Феде домой – еле удержал. Там и без нас ахов и охов было предостаточно.

                - Дед, представляешь, теперь наш бедолага и на выпускной будет в гипсе!
                - Какой такой выпускной? По какому случаю?
                - Ты уже совсем, дед, ничего не соображаешь. Федя четвёртый класс закончил, и у них в школе выпускной вечер. Сейчас так положено. После окончания начальной школы дети переходят в пятый класс, прощаются с первой учительницей, а Оля, мама Феди, в родительском комитете – одна из организаторов всех мероприятий!
                - Господи, божечки мои, выпускной в четвёртом классе! Торжество - это же надо, чего только не придумают! В здравом уме такое не сообразишь. Наверное, и деньги собирали, как всегда? Небось,  на широкую ногу, как сейчас везде принято?
                - Не брюзжи. Ты, дед, динозавр. Сейчас такая традиция. Праздник!
                - Кака така традиция? Глупости всё это, у тебя был выпускной в четвёртом классе?
                - Тоже вспомнил, – более семидесяти лет назад! Война шла… Какие выпускные? Есть было нечего. У нас и после десятого всё было более чем скромно. Что было – то и надевали. Не то что сейчас. А помнишь, дед, внучке большие тыщи за платье отвалили? Мы же с тобой были у неё на выпускном. Очень торжественно… На многих девочках были роскошные, даже бальные платья! Потом кафе! Гуляния.

                - Кафе, гуляния! У нас на выпускном после окончания школы на всех ребят была одна бутылка портвейна три семёрки, которую мы выпили на берегу речки, куда пришли после танцев в спортзале – вот и всё торжество. А сейчас размах, как у олигархов! Прям корпоратив отдыхает. Что тут хорошего? А если семья не имеет возможности эти тыщи платить? И зачем всё превращать в чёрт знает что? Да ещё в четвёртом классе. Традицию изобрели! Выпускной – смех, да и только… Все разодетые, при смартфонах, тьфу ты, господи, выпускники сопливые!

                С Федей мы встретились уже на даче.  Сначала появился его пёс Арчик. Увидев меня, он, повизгивая от радости, облизал мне руки и лицо, а за ним появился наш бедолага. Бабушка, поохав, принялась его кормить, уложила Федю на качелях и укрыла тёплым пледом. Я, усевшись рядом на скамейке, стал расспрашивать, как прошёл выпускной.
                - Речи произносили, - ответил Федя сурово, - моя мама выступала и ещё мама одного мальчика из комитета, а ребята в это время расспрашивали, что это со мной приключилось, а взрослые только ойкали! Потом танцевали!
                - А как же ты танцевал? У тебя же руки в гипсе!
                - Ну, я же не руками танцевал…
                - А танцевал-то с девочкой?
                - Да нет же, дедушка, когда включили музыку, мы все гурьбой – и мальчики, и девочки танцевали, а потом пошли кушать.

                Позже, поговорив с отцом Феди, я выяснил, что выпускной вечер для четвероклассников организовали в кафе на окраине города, прямо у кромки Шипова леса*. Там дети гуляли, а потом пошли в кафе, где им приготовили угощение. Всё это обошлось родителям недёшево, как я и предполагал.

               
                Кто из нас не падал с велосипеда в детстве? Думаю, многие, всё обходилось ссадинами и ушибами, а ныне даже старики норовят слететь с велосипеда!
                А у нас, послевоенных пацанов, был один велосипед на район, и на нём катались по очереди. Её занимали с раннего утра. Вид велосипеда, купленного отцом на толкучке, был непрезентабельный, но очередь покататься стояла как в мавзолей!
                Случалось, очередники падали, ревели, особенно девчонки, но никто рук не ломал. Надо думать, с Федей будет всё хорошо... Гипс уже сняли.


Примечание:
*Шиловский лес: замечательная Нагорная дубрава Воронежа, известная со времен Петра I. Своё название Шипов лес получил от англ. ship — корабль, когда в 1709 по указу Петра Великого из местной древесины начали строить корабли. Это самая крупная островная дубрава Черноземья. Его площадь – 39,2 тыс га.  В основном деревья возрастом не менее 150 лет и средней высотой около 25 м. Высота отдельных дубов достигает 35 м
** Автор благодарен другу и соратнику В. Теняеву за то, что находит время и "рихтует" мои каракули.