Польза стихов для детей статья

Лилу Калашникова
О развитии разговорной речи (польза стихов).

(Автор: Смирнова Лилия Ивановна
 Почта для связи: angel2482005@yandex.ru)

Начну с вопроса: "Вы когда-нибудь выигрывали в лотерею?" Все, у кого есть дети выиграли в лотерею, а те, у кого "особенные" дети, получили выигрыш наиболее крупный и потому редкий. Крупному выигрышу, соответственно, чуть больше внимания.
Итак, поговорим о пользе стихотворной формы в развитии родного языка.

Вы, наверняка, замечали, что у каждого языка свой специфический ритм, своё звучание. Русская речь напоминает движение реки, журчание ручейка, она поразительно певучая, красивая, образная. Издревле русская речь в народной педагогике была наполнена рифмованными, мелодичными потешками, прибаутками, поговорками, скороговорками и песенками. Ребёнок начнёт говорить только в том случае, если с ним говорят и в его присутствии говорят. Стихотворная форма позволяет понять не только символику языка, но и его ритмические особенности, закономерности построения слов, словосочетаний и предложений.

Все мы родом из детства. Вспомним, как в детском саду придумывали друг-другу "обзывалки". "Ленка-пенка, колбаса. На верёвочке оса." И в ответ ребёнок старался придумать свою рифмованную "обзывалку". "Лилька-килька плачет, по камешкам скачет." Как стимулировала эта "соревновательная" игра изучение возможностей родной речи! Здесь и изучение состава и изменения формы слова (Ленка-пенка, Леночка-пеночка, Леночек-вьюночек), и изучение слогов, ударения, построение рифмы, развитие фантазии, построение образных словосочетаний и предложений.
 
Вот так в детстве и была привита мне любовь к родному языку и любовь к стихотворной форме. Детям я также интуитивно, ну и, конечно, с учётом полученных педагогических знаний прививаю любовь к русскому языку через стихотворную форму.

С самого рождения ребёнок слышит речь, её интонацию, её вибрацию, её мелодичность, ритм. У меня очень часто дети засыпали просто под спокойный разговор взрослых, а уж под колыбельные тем более, причём, колыбельная может сочиняться "на ходу", как это прекрасно показано в фильме про Шурика «Операция Ы», в эпизоде, когда бабушка-сторожиха укладывает спать внучку: "Я вам денежку принёс за квартиру, за январь…"

Колыбельные могут напеваться так "что вижу - то пою или о чём думаю - то пою, что меня тревожит - то пою, что хочу видеть в ребёнке - то пою". Это развивает речь взрослого, так же, как и ребёнка. Когда я начала заниматься воспитанием детей, я заметила, что через год совершенно разучилась формулировать свои мысли, а погружение в творческий литературный поток на бытовом уровне вернул мне моё былое педагогическое владение языком.

Педагогика - это взаиморазвивающий процесс, а также такое рифмо-пение учит нас проговаривать свои чувства, мысли, действия, что благотворно влияет на нашу эмоциональную сферу, успокаивает психику взрослого и ребёнка тоже, поскольку ребёнок эмоционально зависим от взрослого. Примеры: "Я тебя качаю, песню сочиняю. Зайка вырастит большой, станет сильный, как герой. Я сегодня, что-то злюсь, я за бабушку боюсь. Папа вечером придёт и кота ругать начнёт, котик-шаловлюга, поцарапал друга."

Стихотворная форма общения в течение дня позволяет сочинять на ходу, если рифма хорошо запоминается, то она используется дальше, обычно я, конечно, ничего не записываю. Это общение-игра. Каждому ребёнку я придумала присказку к его имени. Например, малыш Святогор слышит такую рифмовку: "Святогор, Святогор. Вырос мальчик выше гор, выше неба, выше гор вырос мальчик Святогор!" При этом, как и в потешке можно играть руками малыша, повторяя в такт условные движения.

Какие-то потешки, которые я помнила или учила, иногда забывались и поэтому приходилось комбинировать их или сочинять с ходу забытую часть, так импровизационно получались новые, адаптированные под меня и моего ребёнка индивидуальные потешки с тактильным, визуальным, образным соединением. Так можно играть телом ребёнка (особенно ручками, ножками), можно самому показывать действия, можно показывать картинки, лучше всего всё это комбинировать.

Зайчик-мальчик, прыг, прыг, прыг. А ногами брык, брык, брык. А тигрёнок рык, рык, рык. А галчонок тык, тык, тык.
Маленький мальчишка, маменькин сынишка. В маленьких штанишках милый шалунишка.
Побежали ножки по прямой дорожке, побежали, побежали, прямо к маме прибежали.
Любимое моё упражнение поглаживания лица взрослого руками ребёнка с присказкой: "Мамочка-мамулечка, моя ты лапотулечка!"

Зарядка у нас с рифмо-сопровождением (как в "Чик-зарядке" передачи "С добрым утром, малыши!" -  мне нравится рифмованные простые формы): Ки-ки-ки у меня две руки, ги-ги-ги, а ещё две ноги. Ва-ва-ва и одна голова, очек-очек-очек, на животике пупочек.

Очень веселит детей контрастные словосочетания: "Сладенький ребёнок, зайце-медвежонок!"

Проговаривание рифмами действия детям нравится, они стараются договорить последний слог или слово в рифму, если сделать паузу, даже придумывают свои, очень смешные:
 Прибежали кошки, мы одели … ножки (дети вставляли здесь и "рожки" и "билибошки", я смеюсь и обязательно проговариваю верный ответ "ножки", если одеваю ноги (колготы, туфли, штаны) и т.д.,
Прибежал к нам пёсик, мы утёрли … носик,
Прибежали зайчики, мы одели … пальчики.

При кормлении комбинация с фразой: «Ам, ам, ам, скушай сам!»

На прогулку у нас фраза: "Пойдём гулять, хвостом вилять." Я при этом машу головой и показываю свою обычную причёску - конский хвост, как бы им виляю. Детям это тоже забавно.

В развитии ребёнка позитивный фактор оказывает позиция наблюдателя. Это когда взрослый "смотрит" образно говоря на своё взаимодействие с ребёнком со стороны.

И мне нравится ещё метод "дорисовывания" - так его называет педагог Шалва Александрович Амонашвили в своей системе "Гуманной педагогики". Этот метод заключается в том, что мы те качества, тот функционал, которого у человека нет "дорисовываем" своим воображением и взаимодействуем с человеком из позиции, что это "дорисованное" уже есть в человеке. Акцент при этом переносится на развитие ребёнка. Если обобщить, то получается, что в каждом действии мы видим развитие, мы видим потенциал, а чтобы его заметить, мы смотрим "со стороны" на своё взаимодействие с ребёнком. Я вложила эту мысль в рассказ "Я выбираю жизнь", "Мой любимый портфель" и "Особенный баланс".
http://proza.ru/2022/03/16/720
http://proza.ru/2022/05/28/1049
http://proza.ru/2022/06/17/1291

Для того, чтобы этот момент объяснить, я предлагаю упражнение "Зеркало".
Родитель закрывает глаза, дотрагивается рукой до области своего сердца, направляет туда своё внимание, делает несколько глубоких вдохов и выдохов. Сажает к себе на колени ребёнка и смотрит в него, как в зеркало, внимание переносится на своего внешнего наблюдателя (вы мысленно наблюдаете на эту игру со стороны). Взрослый зеркально повторяет все движения, мимику, звуки своего ребёнка. Когда появится чувство, что всё получается синхронно, то можно самому начать проявлять инициативу игры и в воображении доигрывать действия, которые сложны ещё ребёнку.
Например, родитель играет в "Гуси-гуси":
Родитель - Гуси-гуси, в реальной игре ребёнок отвечает Га-га-га, если ребёнок этого ещё не умеет, то родитель проговаривает ответ, а мысленно представляет, что ребёнок ему это отвечает (дорисовывает воображением нужный образ).
Родитель - Есть хотите? Отвечаем вслух и «дорисовываем» мысленно ответ ребёнка Да, да, да.
После окончания игры обязательно обнимаем и благодарим за весёлую игру своё отражение - своего ребёнка.

Это упражнение психологического уровня, оно учит нас впустить ребёнка в себя, почувствовать его, довериться себе. Оно помогает прочувствовать, что вы всё делаете правильно, ребёнок всему у вас научится, он вам открыт, вы друг для друга - зеркала. Мне нравится фраза психолога из фильма "Холоп": "Иногда в человека нужно просто поверить."

Как ещё используется стихотворная форма в нашей жизни.
Пример. В школе задали выучить в короткий срок на праздник любое стихотворение, ребенку трудно быстро что-то выучить, тогда мы с ребёнком сами выдумываем стихотворение, которое он собственно уже и выучил, пока сочинял вместе с родителем.
https://stihi.ru/2020/10/28/5467

Или папа у нас пишет стихи, которые понятны ребёнку и легко запоминаются. Например,
https://stihi.ru/2018/10/11/7478

И, собственно, к чему я веду весь этот разговор: любите свой язык, творите, сочиняйте, играйте, развивайтесь! Простите, если что-то показалось вам сложным, если будут вопросы, постараюсь ответить вам, я вас всех очень люблю, благодарю и обнимаю.