Два портрета госпожи Ахвердовой

Владимир Варнек
1. Александр Григорьевич Варнек (1782-1843). Портрет  Екатерины Борисовны  Ахвердовой. Х.м. 66,5х54,5. До 1817. ГТГ [№161].  Примеч.: парный портрету Н.И. Ахвердова;  автором миниатюры датирован 1809 годом [1].
2. Орест Адамович Кипренский (1782 – 1836). Портрет Екатерины Борисовны Ахвердовой. Бумага, итальянский карандаш. Конец 1800 – начало  1810 - х гг.  Собрание Подстаницких.

Приложенный к настоящей миниатюре живописный портрет Екатерины Борисовны Ахвердовой  (1772 -1852),  жены генерал-лейтенанта Николая Исаевича Ахвердова (1754 -  1817),  одного из воспитателей великих князей Николая Павловича и Михаила Павловича, их преподавателя (с 1802),  я уже прилагал, как парный портрет  к портрету супруга, в своей предыдущей  миниатюре [1]. В ней ставилась задача  установить точную дату написания данных портретов  художником-портретистом А.Г. Варнеком.

Приложил его и к настоящей миниатюре по двум причинам. С одной стороны, данный портрет в [1] практически не обсуждался. С другой стороны, мне хотелось сопоставить его с графическим портретом  Екатерины Борисовны, выполненным сокурсником  Александра Варнека в Академии художеств, Орестом Кипренским, и сверить их датировки.  Но вначале сообщу краткие сведения о семье Е.Б. Ахвердовой до вступления в брак.

Родилась она в семье Бориса Ивановича Меллера (1729- 1811)  -  генерал-майора артиллерии, начальника Колывано-Воскресенских заводов (1779-85) и  правителя Колыванской губернии, младшего брата барона Ивана Ивановича Меллера-Закомельского (1725-1790).

Женой Бориса Ивановича была Мария Федоровна  Меллер , урожденная фон Бланк. В их семье родилось шесть детей: Андрей (стал генерал-майором), Петр (стал генерал-лейтенантом), Карл (?), Александр (стал полковником), Екатерина (в замужестве Ахвердова, детей не было), Мария (в замужестве Хвостова, детей было семеро, но большинство из них не выжило).

В указе о назначении Меллера говорилось, что «самовластие и неограниченная суровость» прежнего начальника заводов  А.А. Ирмана, уволенного в отставку в 1779 году,  породили среди большей части горных офицеров уныние и робость «объявлять свое  мнение или полезный совет». Меллеру предписывалось «человеколюбием и кротостью» вывести их из этого состояния, всячески поддерживать тех, кто честно трудится, а с нерадивыми «поступать без послабления, как закон повелевает».
Он предостерегался также от погони за рекордами в выплавке серебра. Однако новая форма  управления производством оказалась неэффективной. Резко снизилась выплавка серебра (возможно, сказалась и некомпетентность Меллера в этом деле). В результате, в 1785 году заводы и рудники были переданы в непосредственное руководство прибывшему из Петербурга крупному горному администратору Г.С. Качке.

В ведении Меллера остались лишь дела по управлению Колыванской губернией. При нем были определены границы и административный состав уездов, сформированы уездные и губернские учреждения, организована их работа.  Тем не менее, в конце 1793 года Колыванская губерния была упразднена.

Уйдя в отставку, Б.И. Меллер с женой уехали в Петербург, где после смерти они были похоронены на Волковом лютеранском кладбище. В свою очередь их дочь, Екатерина Борисовна, была похоронена на Волковом православном кладбище, пережив своего супруга на 35 лет.

Переключимся теперь на портреты. Рассматривая их, можно утверждать, что сходство лиц на обоих портретах является высоким и не вызывает сомнений, что изображена на них одна и та же женщина – жена генерал-лейтенанта Н.И. Ахвердова.При этом сходству изображений способствует одна и та же прическа с пробором и кудряшками на голове  модели, а так же то, что возраст Екатерины Борисовны на портретах различается не очень существенно. Можно думать, что Кипренский изобразил Ахвердову на своем рисунке на несколько лет позже, чем это сделал Варнек, запечатлев ее на  живописном портрете.

На портрете Варнека Екатерина Борисовна  изображена сидящей за  столом, повернувшись  на 3/4 оборота вправо и положив  правую руку на стол.  Одета она в простое черное платье с белым кружевным съемным воротничком больших размеров. А на правое ее плечо наброшена зеленая шаль, украшенная оранжевой лентой с живописным орнаментом: благодаря этому элементу одежды  женского портрета, создается перекличка с парным ему мужским портретом, на котором генерал-лейтенант Н.И. Ахвердов изображен с красной аннинской лентой.

В.С. Турчин в своей монографии, обсудив в ней портреты баронессы М.С. Киль и генеральской жены М.С. Хатовой  работы А.Г. Варнека, о портрете Е.Б. Ахвердовой написал следующие слова: «Помимо этих поэтически преображенных женских натур под кистью художника рождались образы совершенно иного характера, более прозаические, но не менее сильные и крайне интересные по своему типажу. Так в портрете Е.Б. Ахвердовой (ГТГ) представлена немолодая женщина с простым, но словно дышащим энергией лицом» [2].

Добавлю небольшую ремарку к сказанному.  После того, как в [1] я «вычислил» точную датировку написания портретов семейной четы Ахвердовых (1809 год) и, зная дату рождения Екатерины Борисовны (1772 год), легко найти, что на портрете Варнека она была запечатлена в возрасте 37-ми лет и была еще достаточно молодой. Ее же супруг на парном портрете был запечатлен в возрасте 54 года. При этом как «он», так и «она» изображены на обсуждаемых портретах в хорошем, приподнятом настроении.

Приступая к обсуждению графического портрета Е.Б. Ахвердовой работы О.А. Кипренского, замечу, прежде всего, что художник запечатлел ее в будничной домашней одежде с матерчатым поясом на животе. При этом он расположил  модель на рисунке с очень большим поворотом влево (больше, чем на 3/4), почти фронтально, что подчеркнуло полноту и грузность  фигуры.

Учитывая то, что черты лица генеральши (щеки и подбородок) на рисунке выглядят более массивными, чем на портрете Варнека,  и можно заключить, что Кипренский запечатлел Е.Б. Ахвердову  на графическом портрете в более зрелом возрасте. Прибавив года четыре, можно предположить, что данный портрет был выполнен примерно в 1813 году, когда Кипренский создал целую группу своих графических портретов.

В пользу того, что генеральшу Ахвердову Кипренский запечатлел позже, чем это сделал Варнек, говорит и то, что на графическом портрете в лице модели читаются легкая грусть и заботы – признаки более высокого возраста.

ПРИМЕЧАНИЯ
1. Владимир Варнек. Портреты семейной четы Ахвердовых. Проза.ру. 21.06.2022.
2. Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек,1782–1843. М.: Искусство,1985.– С. 122.
23.06.2022.