К. Б. Радек Задачи пролетарской литературы

Горбунов Юрий Иванович
Нa фото: К. Радек в очках сидит слева от Л. Троцкого

Доклад Карла Бернгардовича Радека «СОВРЕМЕННАЯ МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЗАДАЧИ ПРОЛЕТАРСКОГО ИСКУССТВА 
———————————————————————————————————————————————————————————
Из сборника «Первый съезд советских писателей 1934 год»


Три исторических события и мировая литература


Свой доклад «Современная мировая литература и задачи пролетарского искусства» Карл Радек начал с описания трех крупнейших исторических событий, определивших содержание и направление мировой литературы в первой трети ХХ века: 

      — Первая Мировая война;
      — Октябрьская революция;
      — Приход фашистов к власти в ряде стран. 

         «Мировая война 1914 года была империалистической войной, организованной и производимой во имя интересов монополистического капитала, во имя интересов руководящих кругов буржуазии воюющих стран... А писатели международной литературы, считавшие себя стоящими над классами, над конкретными материальными интересами, считавшие себя представителями чистого искусства, в момент, когда началась война, оказались на стороне империализма, бросившего в омут империалистической войны миллионы рабочих и крестьян.»

И только два писателя с мировым именем выступили публично против войны: М. Горький и Андерсен Нексе, оба — представители рабочего класса.
Его вывод прозвучал так: «мировая литература буржуазии выполнила свою задачу — поставщика пушечного мяса. Она не стала голосом протеста и голосом борьбы против мирового империализма, — она стала средством восхваления войны или усыпления боевой готовности пролетариата…. Искусство, великое искусство — правда и жизнь. Другого искусства нет».

       Радек считал Великую Социалистическую Революцию вторым крупнейшим событием. «Октябрьский переворот стал для буржуазной литературы сначала предметом пасквиля. Появились сотни книг, разоблачающих первую победу "мирового пролетариата как восстание рабов, организуемое негодяями, книг, представляющих русскую революцию, как исчадие ада.»

Мировая литературу разделилась «на три сектора — на литературу загнивающего капитализма, неминуемо скатывающуюся к фашизму, на рождающуюся пролетарскую литературу и на литературу колеблющихся элементов, часть которых уже идет к нам, часть же придет к фашизму, если не преодолеет своих колебаний... Во всех странах начала возникать пролетарская литература». 

Буржуазия ответила на переход ряда писателей на позиции пролетариата фашизмом. Не успели фашисты придти к власти, как 10 мая 1933 г. на площадях Берлина горели книги «не только Горького, не только Сталина, не только пролетарских германских писателей, как Ренн и др., но и книги всех гуманитарных писателей, заявляя: «Кто не с нами — тот против нас».

К. Радек просит писателей вспомнить, как завыла «...вся мировая литература, когда она узнала взгляды марксистов, большевиков на литературу, утверждавших, что литература — общественное орудие, что литература выражает борьбу классов. Эстетам, представителям мировой литературы, это казалось чудовищной выдумкой большевиков. Наше представление о писателях, которые должны служить делу борьбы угнетенных классов, казалось этим эстетам кощунственным спихиванием литературы с идейных высот искусства к роли служанки истории.»

        Третье событие — фашизм. К. Радек даёт яркую картину преступлений фашизма и восклицает: «Какой писатель, не лишенный совести, не лишенный чувства и способности говорить правду, может защищать строй, который делает безработными десятки миллионов? Строй, который разрушает, пауперизирует крестьян, не открывая им пути в город, строй, при котором сотни тысяч людей, получивших образование, не находят возможности приложения своих знаний... Фашизм хочет увековечить этот строй, он хочет защитить его от гибели политикой железа и крови. Для этого фашизм создан. Фашизм может купить горсть писателей, может найти горсть искренних проповедников власти белой бестии, горсть проповедников спасительной роли войны, но на продажных людях или рыцарях исторической авантюры не сможет создать литературу, убеждающую миллионы.»

Итак, Радек соткал подлинную картину обстановки в мире. Буржуазия только добилась единства в борьбе с международным пролетариатом и приступила к разборкам в своих пенатах, как совершилась пролетарская революция в России. Все рухнуло. Общий кризис капитализма привёл к великой депрессии, депрессия — к фашизму и троцкизму.  Такова была ситуация перед съездом писателей. 


«Октябрьская революция создала новую литературу» 

К. Радек рассказывает о первых годах после революции и утверждает, что пришедший к власти пролетариат обязан «овладеть всеми завоеваниями старой культуры», и  произвести «тщательный отбор этого наследства. Он создает самые элементы новой культуры и в долгом процессе революции, переделывая сам себя, создает и новую литературу.»

Он убеждён в том , что «советская литература является теперь лучшей литературой в мире, ибо она есть единственная литература, дающая образы великого творчества, великого строительства, литература, отвечающая на основные вопросы человечества.

Мы знаем, сколько еще придется учиться советским писателям, чтобы образы, ими создаваемые, находились на высоте своего предмета... На помощь советской литературе идет рождающаяся молодая пролетарская литература Запада.»
Вспоминает К. Радек и непонимание Л. Троцким (Бронштейном) истин о том, что «мировая революция является длительным периодом, периодом поражений и побед, что она не коротенький взрыв, что она не результат какой-то конъюнктуры, которая возникла в связи с войной и может миновать», а также о том, что можно построить социализм в одной стране. Он излагает своё критическое отношение к троцкистской идеологии. 

Размышления о социалистическом реализме и пролетарской литературе
К. Радек даёт своё понимание социалистического реализма и пролетарского искусства: оно «должно охватить все области человеческой жизни, должно дать образ главных процессов, происходящих в обществе, должно дать образ не только борьбы пролетариата и буржуазии, но образ самого состояния буржуазии и ее тенденций, образ положения промежуточных слоев, которые будут еще играть большую роль в окончательной схватке пролетариата с буржуазией.

«Пролетарское искусство не может остановиться только перед борьбой классов. Оно должно дать процессы, происходящие в самих классах, их быте, их психологии, их развитии и их стремлениях. Всего этого еще не дает пролетарская литература, ибо пролетариат еще только формирует свои боевые кадры, он еще не овладел всеми теми вопросами, которые в будущем ему придется решать.»

К. Радек упрекает писателей за недостаточное знание иностранной литературы. «Литература погибающего капитализма измельчала идейно, она не в состоянии дать образы тех великих сил, которые потрясают мир, мук гибели старого и рождения нового. И этой никчемности содержания отвечает полностью никчемность форм буржуазной мировой литературы.... Социалистический реализм означает — дать образ не только загнивания капитализма, отмирания его культуры, но и рождения того класса, той силы, которая способна создать новое общество и новую культуру. 

Он особо подчеркивает, что «Реализм означает не прикрашивание, не подбор революционных явлений, а изображение действительности, как она есть, во всей ее сложности, во всей ее противоречивости, и не только действительности капиталистической, но и той другой, новой действительности — действительности социализма.

Он осуждает «.... художника, который бы пытался представить рождение социализма как идиллию, а ... социалистический строй как рай, заселенный идеальными людьми, — такой художник не был бы реалистом, не был бы в состоянии никого своими образами убедить. Он должен давать рождение социализма из кирпичей прошлого, из того материала, который оставило нам прошлое, из того материала, который мы создаем сами в поте нашего лица, в крови нашего труда и борьбы, в тяжелых боях классов и в тяжелом труде человека над переделкой самого себя.»

Интересна и его мысль о том, что «все великие реалисты прошлого, ... были диалектиками, давали развитие через борьбу противоречий, то эту диалектичность нашего реализма мы еще более подчеркиваем, говоря о социалистическом реализме.»
Пролетарский писатель должен «...не только знать действительность, как она есть, но знать, куда она движется. Она движется к социализму, она движется к победе международного пролетариата. И художественный образ, созданный социалистическим реализмом, это — образ, который показывает, куда ведет та борьба противоречий, которую художник видел в жизни и которую отобразил в своем произведении.»

Он делает вывод чрезвычайной важности. Многие иностранные писатели  не понимали того, что «литература социалистического реализма есть литература мировых масштабов, ибо задача ее — дать картину мира...

—Она ставит себе задачей быть участником великой борьбы за новый ренессанс человечества или, точнее говоря, не за возрождение, а за рождение человечества.

—Она есть литература ненависти к гниющему капитализму, который готовит катастрофы, который топит человечество в мерзостях.

—Она есть литература великой любви к страдающему человечеству, к борющемуся человечеству, великой любви к тем, чьи кости являются сваями нового мироздания.»

—————
В РЕЗОЛЮЦИИ ПЕРВОГО ВСЕСОЮЗНОГО СЪЕЗДА СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ПО ДОКЛАДУ К. Б. РАДЕКА О МЕЖДУНАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ, в частности, говорилось:
«Первый съезд советских писателей горячо приветствует присутствующих на съезде писателей: Франции, Англии, США, Китая, Германии, Турции, Чехо-Словакии, Испании, Норвегии, Дании, Греции и Голландии, откликнувшихся на приглашение приехать в СССР и принявших живейшее участие в работе съезда. 

«Съезд глубоко ценит симпатии к СССР и социалистическому строительству, к новой культуре, создаваемой народами СССР, проявленные выступавшими на съезде иностранными писателями: тт. Мартином Андерсеном Нексе, Андрэ Мальро, Жан-Ришар Блоком, Якубом Кадри, Бределем, Пливье, Ху Ланчи, Арагоном, Бехером, Амабель Вильямс Эллио. 

«Съезд шлет свой братский привет Ромену Роллану, Андрэ Жиду, Анри Барбюсу, Бернарду Шоу, Теодору Драйзеру, Эптону Синклеру, Генриху Манну и Лу Синю, которые мужественно выполняют свой благородный долг лучших друзей трудящегося человечества. 

«Съезд писателей выражает свою глубокую солидарность с революционными писателями — пленниками международной реакции, защищающими дело трудящихся маcc, дело прогреccа человечества, и обещает всеми силами  бороться за их освобождение.
«Съезд твердо убежден, что международной революционной литературе принадлежит будущее, ибо она связана с борьбой рабочего класса за освобождение всего человечества.»
—————————————
Справка.
К. Б. Радек (1885-1939) в Россию приехал в ноябре 1917 г. и сразу был назначен на дипломатическую работу. В ВКП(б) вступил в 1919 г. В 1923-1927 г. К. Радек — активный сторонник Л. Д. Троцкого.

Деятель европейского социал-демократического и коммунистического движений, советский партийный публицист, сотрудник газет “Правда” и “Известия”; В 1928-1929 гг. ссыльный в Сибири, в Томске. В 1936 вновь арестован и давал показания как участник «Параллельного антисоветского троцкистского центра», приговорен к 10 годам заключения, убит в драке в 1939 в Верхнеуральском политизоляторе. Реабилитирован в 1955 г. (Википедия)