Социальная справедливость в современных условиях

Аникеев Александр Борисович
     Социальная справедливость относится к числу важнейших принципов в процессе развития любого общества. Среди мотивов прогресса для развития социально справедливого общества будущего, принцип социальной справедливости всегда будет иметь решающее значение. Его роль нельзя сводить только к одной из пружин механизма социальной эволюции в обществе.

     Ведь рыночная экономика капитализма после феодализма тоже была прогрессом по сравнению с рабовладением и крепостничеством и тоже обязана мотивациям социальной справедливости. Однако идея и практика социального партнёрства капиталистов и наёмных трудящихся вновь привела общество к новой пропасти классовых разногласий и к новому разделению на богатых и бедных, вместо однородного и социально справедливого общества.

     В мотивах и факторах современного общества принцип социальной справедливости также играет не последнюю роль. Справедливость относится к тем понятиям, которые являются ключевыми для некоторых научных дисциплин, например, философии, социологии, правоведения, теории социального развития.

     В науке существует несколько подходов к определению понятия «социальная справедливость»: общинный или эгалитарный (от фр. «egalite» — равенство) — все члены общины получают относительно равное количество производимых в нём благ; рыночный - справедливость распределения доходов определяется рынком при индивидуальном или общественном труде членов общества; роулсианский (по имени американского философа Джона Роулза) - когда максимизируется полезность наименее обеспеченных людей; утилитарный (от латин. «utilitas» — польза, выгода) - максимизируется общая полезность как сумма максимизации полезности каждого; марксистский, по марксистскому тезису о двойственности относительного равенства рабочего времени как относительно равного для всех количества труда по его времени и когда каждый должен иметь право на относительно равное количество базовых средств для жизни в виде добротного жилья, качественных основных продуктов питания и фактуры для одежды, качество потребления которых каждый формирует для себя и своей семьи сам по зарплате от результатов квалификации своего труда. Когда кто не трудится на благо общества, тот не должен иметь никаких благ от общества.

     Наиболее оптимальным представляется определение социальной справедливости по совокупности требований иерархического неравенства сложившегося в обществе на данный момент времени.  Когда человек или социальная группа предъявляет обществу требования, исходя из своего объективного положения в обществе и формулирует эти требования, сопоставляя свои интересы с существующими социально-экономическими законами.  Если преобладает совпадение того и другого, то данные общественные отношения считаются справедливыми. В противном же случае они оцениваются группой как несправедливые и появляются требования к их изменению.

     Понятие «социальная справедливость» функционирует в разных сферах общественной жизни: политической, экономической, интеллектуально-духовной, морально-нравственной, социально-защитной. Для теории и практики социальной работы актуален его социально-экономический аспект, поскольку она имеет дело, прежде всего, с лицами и группами, испытывающими проблемы с удовлетворением хорошо сегодня известных номинальных жизненных потребностей современного человека. В условиях общества, модернизируемого на основе развития товарно-рыночных отношений, осуществление принципа социальной справедливости не может пройти мимо проблем развивающегося экономического неравенства населения страны и так или иначе общество вынуждено в какой-то мере отказываться от рыночных отношений внутри общества в пользу определённых норм средств для жизни по количеству и квалификации труда. Если напечатанные на бумаге деньги можно так распределять, почему нельзя так распределять сами базовые средства для жизни?

     Механизмы социально справедливого распределения базовых средств для жизни по-разному видятся сторонниками различных политических доктрин. Консервативная традиция исходит из непризнания иного принципа распределения, кроме традиционно сложившихся социально-экономических отношений, но эти отношения при смешанной экономике могут быть как в сторону развития рыночных отношений, так и в сторону прямого распределения по нормам от общего количества производимых благ по заслугам перед обществом.

     Все модели, кроме анархических, определяются по вмешательству в социально-экономические права человека правозащитных служб государства и его законов, что так или иначе ограничивает права и свободы отдельных людей. Марксистская традиция исходит из необходимости уничтожения частной собственности капиталистов на производимую наёмными трудящимися продукцию при реализации принципа распределения производимых обществом и необходимых всем членам общества благ и средств для жизни по количеству и квалификации труда.

     Что касается современного российского общества, то принцип наиболее социально справедливого распределения должен учитывать интересы общества, т.е. сегодня необходимы такие способы распределения в социальной сфере, которые наилучшим образом способствовали бы достижению целей общества для перестройки экономики на интенсивной основе, что необходимо для роста её эффективности и демократизации всей общественной жизни. Вместе с тем необходимо учитывать объективные требования граждан по соблюдению при этом традиционных принципов социальной справедливости по труду или службе на благо общества, а не только по капиталу.

     Для всех граждан основополагающим при распределении социальных благ должен быть принцип равных возможностей доступа к образованию, медицинскому обслуживанию и ко всем средствам коммуникации  в установленных законодательством правилах и гарантированных государством объёмах от общего количества производимых благ с тем, чтобы планировать и корректировать производство в сторону увеличения или уменьшения по мере развития экономики и благосостояния населения.

     В случае учёта работы социальных служб и труда социальных работников со своими клиентами, то их труд по осуществлению принципа социальной справедливости требует дополнительных усилий со стороны общества и государства, поскольку их клиенты часто относятся к категории социально уязвимых. Существует несколько подходов к определению этих групп. В основе первого подхода лежит возрастной критерий определения жизненно важных ресурсов и возможностей удовлетворения насущных потребностей представителями этой группы (дети, учащаяся молодёжь, пожилые).

     Для второго подхода критерием выступает соотношение между степенью реальных наличных и потенциальных, требуемых для необходимого по закону жизнеобеспечения ресурсов. В эту группу включают инвалидов, сирот, бездомных, одиноких женщин, беженцев. Третьим критерием выделения служит наличие у людей таких отклонений, которые ведут к их социальному выпадению из системы общественных отношений (алкоголизм, наркомания, преступность и пр.).

     Вместе с тем признаётся, что в современном обществе наиболее зависимыми от государства слоями населения являются молодёжь и пенсионеры, т.к. именно они наиболее чувствительны к любым изменениям и наиболее активно относятся к происходящему в экономике и социальной политике.

     Например, молодёжь сталкивается с серьёзными проблемами, ощущаемыми ею как социальная несправедливость, в различных сферах жизнедеятельности: в образовании (доступность образования, его качество); в труде (низкая конкурентоспособность на рынке труда из-за плохой профессиональной подготовки и отсутствия практического опыта, невысоких стартовых возможностей и поддержки со стороны родителей, низкая заработная плата и т.п.); в выборе сферы самореализации (поселенческий фактор, ошибка при профессиональном самоопределении и т.д.); с неравенством в досуговой деятельности, в доступе к культурным ценностям.

     Развитие общества требует мобилизации как человеческих, так и технических ресурсов, ведь молодёжь занимает важное место, поскольку является не только энергичной и работоспособной, но и быстро обучаемой рабочей силой. Вместе с тем, процессы развития общества повлекли за собой необходимость реформирования всей системы образования, отказ от принципа государственного распределения выпускников, что безусловно сказывается на проблеме занятости молодёжи.

     Понятно, что развитие общества немыслимо без технико-технологического развития производственной экономики, что опять-таки упирается в несоответствие специальной подготовки молодёжи и сопровождается ростом структурной безработицы и социальной неустроенности среди этой группы населения.  А отсюда следует, что система обучения, занятости и условий общественно необходимого труда пока ещё в России очень далеки от совершенства необходимого для развития в обществе социальной справедливости, гуманизма и равноправия.

     Хотя Путин в своей статье о социальной политике в России пишет, что мы имеем гораздо более высокий уровень социальных гарантий, чем страны с сопоставимым уровнем производительности труда и доходами на душу населения.  И чуть ниже признаёт, что каждый восьмой гражданин России все еще живет за официальной чертой бедности.

     А как может быть иначе, при таком уровне коррупции, когда вместо развития монополии законов о социальных гарантиях по труду развивается монополия капитала, анархия рынка и власть денег? Когда с правом на труд у людей нет даже элементарного права иметь социально-бытовые блага по достойным человека нормам от их общего производимого в стране количества, а лишь деньги пропорционально труду от прибыли владельцев средств производства, как и двести лет назад, а все блага скупаются власть и богатство имущими для спекуляции.  И это социальное государство? Разве что для избранных, как и при советской власти, когда власть и богатство имущие жили как при коммунизме, имея в достатке не только социально-бытовые блага, но и коммуникационные, а это энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация и транспорт...