Смешные эпизоды из жизни пасечника

Роман Конев 43
История первая. «Знакомство»

В этом году я решил попробовать себя на новом поприще, задумал завести пчел. Что подвигло меня на этот шаг не знаю, может общая усталость от различного рода общественных обязанностей или кризис среднего возраста, в общем, захотелось адреналина. К моему удивлению, семья оказалась не против этого увлекательного действа. И вот решение принято, и машина, весело урча на подъемах мчала нас на встречу с первым ульем. Немного поколесив по соседней деревне в поисках нужного адреса, мы, наконец-то, увидели высокий зеленый забор и улыбчивого пасечника.

- Ну, здравствуйте, а мы вас с хозяйкой уж заждались, думали передумали поди, -приветствовал нас хозяин.

- Здравствуйте. Да вот, закружились маленько, столько у вас переулков, сразу не сообразишь, - парировал я.

- Да, деревня большая, но меня здесь каждый знает. Проходите, не стесняйтесь.

Войдя в ограду, нашему взору открылась поляна с ульями, прямо возле дома.
Не могу сказать, сколько их там было, но много. Первый вопрос, который возник у меня с ходу, несколько огорошил пасечника:

- Не кусают?

- Кто? - не понял пасечник, - пчелы, что ли?

- Ага, они… - ответил я с некоторым беспокойством, поглядывая на пчелиные домики.

- Ну почему же, бывает, щиплют, если настроение плохое, а вообще, они мирные. Пчелами занимался когда-нибудь?

- Бабушка держала, но я тогда маленький был, - произнес я, и мне стало как-то неловко за свои слова.

- Понятно… - ответил пасечник, хитро посмотрел на меня, и, видимо, заметив какие-то сомнения у меня в лице, похлопал по плечу и уверенным голосом произнес: «Научишься, все когда-то так начинали, кое-что я тебе расскажу. Главное, любить свое дело, следить за пчелой и все получится. Ну, пойдем к улью».

Мы долго общались, Виктор Андреевич с удовольствием рассказывал о том, как зарождалась его пасека, какие трудности возникали. Истории были увлекательны, и я даже забыл о времени, наш разговор прервал сигнал нанятой машины, шофер яростно жестикулировал, указывая на наручные часы. Я кивнул ему головой, давая понять, что сейчас поедем.

- Нам пора, путь неблизкий, да и темнеет уже, - в моем голосе звучали нотки извинения.

- Конечно, конечно, а вот ваш улик, рядом с вами стоит, я и ручки к нему уже привинтил, чтобы удобней нести. Сейчас их домой загоним, он взял распылитель, привинтил его к бутылке с водой и стал брызгаться в пчел, они закопошились и нехотя поплелись с прилетной доски в улей, пасечник ловким движением закрыл леток за последней пчелой. Ну что же, можно ехать, давайте я вам помогу до машины донести.

Проблемы начались прямо у машины, улей не помещался в багажник, пришлось его заталкивать в салон, хорошо еще, что все составные части улья были заранее стянуты друг с другом. Не без помощи шофера, колодка, наконец-то, вошла в проем дверцы, и мы, спешно попрощавшись, покатили обратно.

В целом, пчелы вели себя мирно, лишь иногда на кочке были слышны их проклятия и возмущенный гул. Уже подъезжая к деревне, я обернулся к жене и радостно заявил.

- Осталось чуть-чуть, скоро будем на месте. Жужжат?

- Да не сильно…

- Укачало поди, уснули, сейчас проверим! Через мгновение я костяшками пальцев отстукивал барабанную дробь по крышке улья. Пчелы возмущенно загудели, а жена покрутила указательным пальцем у виска.

- Что совсем из ума выжил, сейчас сядешь на заднее сидение, - резко прозвучал голос жены. Шофер тоже окинул меня недружелюбным взглядом, явно моя шутка была не оценена по достоинству.

- Ладно, ладно, я больше не буду, - не выдержав критики ответил я.

Добрались мы до места уже в потемках, родные нас уже битый час караулили на улице, поэтому встреча была как дорогих гостей, чувствовалась атмосфера праздника. Новых жителей нашей усадьбы кое-как выцарапали из машины, и торжественно занесли в ограду. Шофер был вознагражден за труды и отпущен, а мы гурьбой потащили пчел к новому месту жительства.

Колодка была водружена на колья и вполне даже неплохо вписалась в ландшафтный дизайн полянки. Все были довольны и радовались выгодному приобретению, да еще в какой день - Всемирный день пчел. Неожиданно резко разорвал тишину бескомпромиссный голос отца: «Вы куда поставили колодку? В самые заросли запихали, препятствия создали для пчелы, ей простор нужен, она вам летать как будет? Пчеловоды…» Наше радужное настроение сразу куда-то улетучилось, но против аргументов не попрешь, и мы с женой нехотя стали снимать колодку, а это еще то занятие…, улей весил добрых кг 50. Пока вытаскивали улей из кустов, ветка зацепила литок, и… он открылся.
 
В начале я подумал, что москиты совсем озверели, уже и ночью орудуют, но когда за первым укусом последовал второй, третий, то сознание прозрело и даже, по-моему, тьма просветлела. В голове лихорадочным импульсом в истерике билась догадка - это пчелы! Отец, зачинщик перестановки улья скорым шагом удалялся во тьме, жена вообще растворилась, площадка перед ульем как-то сразу опустела, пришлось ретироваться, одевать костюм и все такое. В конце концов улей был поставлен, а цель достигнута.
 
Когда я зашел домой, отец, сидя на туристическом стульчике разглядывал укусы на руках и ногах, мама и жена оживленно разговаривали за столом и посмеивались над происшествием, сын сидел испуганный на табуретке, вопросительные взоры обратились на меня, в воздухе повисла секундная тишина. Ну что я мог им сказать? У меня у самого горела физиономия и руки. «Да нормально все, успокоились… Завтра будем разбираться что к чему».

История вторая. «Сердитые пчелы»

Всю ночь мне не спалось, рой мыслей крутился в голове. Что делать дальше? Непонятно… Образовался такой тупичок. Когда смотришь видео, то все понятно или, когда тебе рассказывают, то тоже все понятно, но когда остаешься один на один с пчелами, то все познания рассеиваются как дым. В общем, не помню сколько раз я горестно вздыхал и переворачивался, но с горем пополам уснул.

Проснулся поздно, по гулу, раздававшемуся из-за куста ирги, было очевидно, что пчелы уже вовсю работали. Я выглянул из-за куста и тут же меня атаковали разведчики. «Понятно, за ночь не успокоились, но все равно придется к вам в гости нагрянуть, посмотреть, что да как у вас там устроено», -  подумалось мне.

И вот я уже упаковываюсь в пчеловодческий комбинезон, жена привинчивает к костюму головной убор с лицевой сеткой, осмотр на предмет герметичности снаряжения, беру скребок, дымарь и твердым шагом отправляюсь открывать фантастический, удивительный мир насекомых. Семья торжественно провожает своего героя, каждый говорит напутственные слова, и их искренность придает сил и уверенности. В голове давно отточена схема разборки улья: крышка, подушка, подкрышник, положок, рамки. Руки немного дрожат, так как беззащитны, но именно так работают профессиональные пчеловоды, чтобы не повредить пчелу. Легкими движениями дымлю на рамки, пчела зашумела, но голос жены за кустом ирги успокаивает, аккуратными движениями пытаюсь вытащить рамку, не поддается, беру скребок и начинаю отрывать от воска, вот тут все пошло не по плану…

Пока я пытался достать рамку, меня в палец ужалила пчела, затем вторая, третья, над головой закружил целый рой пчел, пчелы бились о сетку, я пытался отмахнуться от них, но тщетно, пока размахивал руками, потерял скребок. «Ну я вам сейчас устрою! Где мой дымарь?» - сам с собой начал разговаривать я, так как голос жены уже давно не слышался из-за куста, стало понятно, что пчелы добрались и до нее. Дымарь стоял возле ног, но к моему огорчению не дымил. «Ну надо же! Как ты не вовремя потух! Ладно, обойдемся без тебя». Я стал с ожесточением отрывать рамки, быстро смотреть и ставить на место. Что именно я там хотел увидеть, не помню, но рамки были просмотрены все.
 
Дальше все как во сне: положок, подкрышник, подушка, крышка. Стремительными шагами я удалялся от улья, но рой пчел преследовал меня, обошел по периметру огород, но они и не думали от меня отставать. «Что делать?» - мысль бешено застучала в голове. Руки пришлось засунуть в карманы, так как терпеть укусы не было сил. «Побежать и спрятаться, но что подумают люди?» - лихорадочно размышлял разум. Хотя…, мне все равно уже что подумают соседи, семья, и я побежал. Сделал круг по огороду, пчелы отстали, но через несколько секунд опять все были вокруг меня. «Что устали?! – взревел я и рванул на второй круг, история повторялась несколько раз, пока я не забежал в дровяник и не закрыл за собой дверь.

Пчелы летали перед дверью и не собирались улетать, наоборот, они пролазили в щели и продолжали кусать, собака, до этого вилявшая хвостом и радостно подпрыгивавшая на задних лапах, при виде человека, ринулась на выход, мне ничего не оставалось, как тоже отправиться в бега. Пока бежал, мне в голову пришла блестящая мысль, разжечь дымарь, благо зажигалка была с собой. Добежал до колодки, схватил дымарь и назад в дровяник, пес, увидев меня с пчелами, моментально исчез в проеме двери, пчелы продолжали висеть надо мной грозной тучей. Спасительная струйка дыма показалась из носика дымаря, и я направил свое грозное оружие на пчел, через несколько минут мне удалось от них избавиться, не прекращая окуривать себя дымом я вошел в дом. Одной пчеле все же удалось въехать на мне верхом, и она ринулась в атаку на домочадцев, по всему дому раздались крики: «Пчелы! Пчелы!» Топот убегающих ног отзвуком отозвался изо всех комнат, я усмехнулся: «Ну вот…, пчелы, да разве ж это пчелы, пчелы на улице остались». Я поймал пчелу в банку и выпустил на волю, лети и больше не кусайся.

Весь день, до самого позднего вечера мы просидели дома, так как пчелы летали вокруг крыльца и сторожили нас. Досталось даже соседям, они были в огороде, сначала они смеялись, видя мои маневры по усадьбе, а потом самим пришлось прятаться в теплице.

Пока я там бегал по территории, родные перемещались от окна к окну и очень переживали. Меня усадили за стол, налили чай, а отец многозначительно, как бы сам себе произнес: «Обычно пчела злая от неумелых действий пасечника, поди еще руками махал». Мы все, как по команде, сурово на него посмотрели, а он, поймав наши взгляды, сказал: «Чего это вы? Я ничего…, я так».

История третья. «Медовый беспредел»

На следующих выходных мне подумалось, что пора бы уже и майский мед собрать, а то май уже скоро закончится, а меда еще не было. Конечно, определенные опасения у меня присутствовали по поводу этого сомнительного мероприятия, хоть семья и сильная, но слишком уж короткий промежуток времени прошел, я рассудил так, лучше мало, чем совсем ничего.
 
Сказано-сделано, и вот я уже осматриваю рамки, много расплода, много пчелы, но рамок с медом оказалось две. Пчелам моя идея забрать у них мед сразу не понравилась, они не собирались слазить с рамок, тогда я, как в одном видео о пчелах, стукнул по рамке, но пчела не осыпалась, тогда я щеткой-сметкой стал их выметать, пчелы упирались, но все же были выметены. Работа по отбору меда была закончена, и я с роем на голове отправился в специальное помещение, где была установлена медогонка.

«Ты пчела, я пчеловод, я отмахиваю мед», - далеко разносилась моя веселая песенка. Прокрутив продолжительное время ручку медогонки, заглянул в нее, но на дне было всего несколько капель меда. «Странно… Может не сильно кручу, а может надо в другую сторону? «Блин, их же нужно распечатать», - произнес я сам про себя раздосадовано. С трудом достал тяжелые рамки и начал скребком сдирать печатку. Все что содралось с сот девать было некуда, не на пол же кидать. Пришлось бросать в медогонку.

Рамки поставлены, и медогонка загудела с такой силой, что стала подпрыгивать, пришлось ее держать, крутил что есть силы, вскоре появились признаки первого результата, дно закрыла тонка пленка меда. «Да, уж, целый стакан получится», - усмехнулся я. Когда стал вынимать рамки, то увидел, что от бешеной скорости вся вощина вывалилась и раскрошилась. Настал черед сливать, но ничего не вытекало, мед оказался таким густым, что совершенно не тек, пришлось помогать деревянной лопаткой. Темный мед с кусочками сахара, с пчелой, с сотами, скажу вам откровенно, то еще зрелище. Мед необходимо было процедить, для этого пригодился дуршлаг, но он вытекал из него по маленькой капельке, решено было оставить его на ночь. До часу ночи я отмывал медогонку от майского меда, пришлось даже задействовать щетку, чтобы отскоблить ее. Как уснул не помню, всю ночь мне снились пчелы и вкусный майский мед.
 
Проснувшись рано утром, я увидел двухлитровую банку меда, не раздумывая взял ложку и вкусил ароматы прошлогодних луговых цветов вперемешку с кусочками не переработанного пчелами сахара, которым их в зиму подкармливали.

В качестве эпилога хочется сказать, с пчелами наша семья подружилась, без нужды их никто не тревожит, исчез страх перед пчелой, не перестаешь удивляться, их сложным взаимоотношениям, разумному устроению жизни. Были, конечно, ошибки, недопонимание, но все это осталось в прошлом. Пчелы заставили посмотреть на них несколько по-другому, научили уважать свой труд. Круглый год теперь на столе всегда присутствует не прошлогодний, а свежий, вкусный мед, собранный с любовью.