Ахметка

Равиль Таминдаров
Ахметка
Он осторожно пробирался по лесу, верхом на коне, внимательно всматриваясь и вслушиваясь в окружающий его осенний лес. Конь, чувствуя тревогу своего хозяина, осторожно переставлял ноги между упавшими ветками, и чутко прял ушами, реагирую на любой звук. Бестелесным духом клубился меж деревьями утренний туман.
Чересседельная сумка плотно набитая добычей, приятно постукивала по колену Ахмета. Более трёх месяцев назад он уехал из родного аила на обычный для этих мест промысел. Ещё несколько часов и он дома. А там отец, мать, любимая сестрёнка Айгуль, два младших брата, которым вскоре самим становится джигитами. Уже не далеко. Через поляну, вдоль оврага, ещё лесок, а там… Главное проехать мимо кордона. Что-то много их стало на дорогах в последнее время. А на них полицейские с солдатами. Все злые, какие то. Никого без проверки не пропускают. Да ещё по лесу разъезды казачков рыщут. О, к тем лучше не попадаться. Звери. И все хотят поймать храброго джигита, Ахметку. А Ахметка не хочет, чтобы его поймали. Нечего ему на каторге делать. Ахметка лес любит. Волю любит. Охоту любит.
И чего спрашивается, ищут? Чего обозлились? Неужели из-за пропавших обозов? Раньше, власти на такое закрывали глаза. И более важные обозы пропадали, бывало, и никого это не интересовало. А чтобы хоть одного полицейского из города выманить, такого никогда не было. Всё на диких зверей списывали. И всё. На этом всё и заканчивалось. А теперь? Ну, взял он пару обозов. Не один конечно. Слава Аллаху, в тайге много храбрых джигитов. Ну, в последний раз в запале порубили кое-кого. В смысле всех. Так, то сами виноваты. Зачем за мылтык хвататься? Всё равно ведь не успевали. А как всё красиво начиналось. Налетели как ветер. «Сарынь на кичку!»- выкрикнул Ахмет, услышанную когда-то фразу. Он не знал, что она означает, но слышал, что так знаменитый разбойник Степка Разин перед нападением на караваны кричал. Понравился этот клич Ахметке. Вот и сейчас использовал его. А мужички – за мылтыки. Что оставалось делать джигитам? Кинжалами поработать. Не мучились мужики. Быстро умерли. Только и радости не было. Кончилось везенье. Добыча, тьфу. За что только мужички жизни отдали? Ради несколько рулонов сукна, да простой, даже не серебряной посуды? По всей видимости, купец захудалый переезжал. Скарб свой перевозил.
Эх, жалко мужиков, конечно. Хорошие мужики были, наверное. Но теперь-то чего горевать. Аллах велик, он разберётся, кто прав тут был, кто виноват. Ахметка, к человекам хорошо относился. Понимал, что нельзя мёртвых бросать, как попало. Чтобы души их упокоились, тела предать земле надо. Сложили погибших в овражке, да землей присыпали. Махмут даже крест из веток сделал. Воткнул в могилу. Лежите спокойно мужики. Не тревожьте живых людей. А Ахметка, как вернётся, к мулле сходит. Попросит, чтобы помолился о них. Аллах великодушен, позаботится о душах умерших. Мы ж не звери. Мы понимаем.
Хотя, если бы они успели выстрелить первыми, лежал бы Ахметка у дороги, смотрел бы незрячим взглядом в небеса, ожидая своей участи в той, загробной жизни. А похоронили бы мужички его, Ахметку? Навряд ли. Бросили б на прокорм волкам. Ох, и много их развелось в тайге, волков-то. Сбились в стаи, и не дай Аллах встать у них на пути. Ничего не боятся. На обозы нападают. Совсем оголодали, наверное. Говорят, даже на казённый обоз напали как-то. А казённые-то обозы даже Ахметка никогда не трогал. Там казённые люди, солдаты. Шибко сердитые. Сразу стреляют. Бесполезно их грабить. Пусть себе едут. Ахметке жизнь дороже добычи
Вот почему Ахметка на обозы нападает? Работа такая. Хотя, убивать он не любит, но иногда приходится. Правда, старается обойтись без этого. Конечно, можно рыбу ловить, землю обрабатывать. Охота опять же. Так, в общем-то, и живёт его семья. Вернее, выживает. Семья большая. Участок земли, который они обрабатывают, не самый плодоносный. Ахметка готов был взяться за любую работу, если иного выхода не было. Почти за любую. Особенно ему нравилось, возится с деревом. У него хорошо получалось вырезать фигурки лошадей. Но, кому в тайге нужны игрушки? Да ещё за деньги? Можно было бы податься в батраки. Нет, это не для Ахметки, это не для джигита. Ему нравилось скакать на коне, чтобы ветер срывал с головы шапку. Ему нравилось держать в руках оружие. Он представлял себя батыром, изгоняющим с родной земли врагов. Вот кем хотел быть Ахметка, а выбрал не самый лёгкий, полный опасности, путь разбойника. Ведь тут все на равных. Ещё не известно, кто победит. Нападающий или защищающийся. Тут как повезёт, кто быстрее и удачливее, того и добыча. Ахметке пока везло. Он всегда с добычей оставался. Самому-то Ахметке много не надо. Так, кое-что из одежды. Патроны и порох. В тайге без этого не выжить. Семье, конечно часть добычи. Подарками родных порадовать. И самое главное, на что Ахметка тратил свою долю добычи, это его конь. Для своего коня он ничего не жалел. У каждого батыра должен быть верный, надёжный друг - конь. У Ахметки не конь, шайтан. Батыр среди коней! Быстрый и выносливый. В степи быстрее ветра, в лесу тише рыси. Не раз уж спасал он Ахметку. Но и Ахметка в долгу не оставался. Любил и холил он своего коня. Сбруя из крепкой и мягкой кожи, украшена серебряными заклёпками. Чёрная, ручной работы, попона, в масть, покрытая темно-красными шёлковыми узорами. Золотистая бахрома стелилась вдоль края попоны. Когда Каратулпар - так он называл своего коня, лёгкой рысью двигался по улицам сел, куда заносила судьба таёжного бродяги, то все, кто встречался по пути, восхищённо замирали. Вот это конь! А конь, гордо нёс своего седока, снисходительно позволяя собой восхищаться. А когда переходил в галоп…
-Чу, что это? Кобыла заржала? Коротко так. Неужели разъезд? Точно. Казаки.
Ахметка свернул в сторону, проскакал с полмили, плутая между деревьями, остановился под высокой сосной. Встал на седло, взял свои чересседельные сумки, размахнулся и ловко закинул на ветку. Сумки повисли, слегка покачиваясь, но не падали. Ахметка довольно усмехнулся. Опустился в седло. Оценил дело своих рук. Всё хорошо. В глаза не бросается, а найти легко, если знаешь где искать. А теперь, по-тихому, подальше от казачков. А потом в галоп. Не-ет. Не поймать им сегодня Ахметку. Сегодня ему повезёт. А за сумой он вернётся. Не всю же жизнь казачки в лесу торчать будут.
 К вечеру Ахмет остановился. Хорошее место. Небольшая полянка, окружённая молодой порослью берёзы. Посреди полянки в тесных объятьях переплелись  между собой, сосна и берёза. Как будто-то две сестры сжали в объятиях друг друга. Иль то в смертельной схватке сошлись деревья, в борьбе за выживание. Ахметка давно приметил это место. Можно развести костёр, и самому пристроиться на ночь. Да и коню отдохнуть есть где. Для любимца он достал горсть овса. Не много. Но всё-таки хоть что-то. Остальное травкой возьмёт. Разжёг небольшой бездымный костёр. Поставил на него котелок. В тайге это самый ценный предмет. И чай сварить. И кашу.
Удобно облокотившись на стволы сестёр, так решил называть эти два дерева Ахметка, прихлёбывая горячий напиток из кружки, вприкуску с сушёным куском мяса, он предался воспоминаниям. Последний раз, когда был дома, устроил переполох, ввалившись в дом поздно вечером, когда семья уже ложилась спать. Но ради такого нежданного гостя, все засуетились. Забегали. Мать, обняв сына, прижалась к нему, и тут же рванулась к плите. Чугунок на печку. На столе откуда-то появилась мука и мать привычно и быстро начала готовить тесто. Баурсаки. Как по ним соскучился Ахмет в своих скитаниях по тайге.
Он сидел рядом с отцом, который с гордостью поглядывал на своего старшего сына. Джигит! Силён. Красив. Удачлив. Он, полная сума стоит у порога. Не забывает своих родных. Хороший сын.
Младшая сестрёнка, проснувшаяся от шума в доме, во все глаза смотрела на старшего брата. Он ей казался батыром, вышедшим из сказки, что иногда рассказывала мать перед сном. Красивый, высокий голубоглазый парень сидел в их доме и это её брат. Старший брат. Она смотрела на него затаив дыхание.
- А где моя любимая сестрёнка?- Воскликнул Ахмет, игриво окидывая взглядом комнату. – Где моя ненаглядная Айгуль? А, вот ты где. Иди сюда.
Айгуль с замиранием сердца подошла к старшему брату.
 - Вот ты, какая стала. Уже скоро невестой будешь. Ох, многим джигитам, ты вскружишь голову. Жаль мне их.
Ахмет приподнял девочку и посадил к себе на колени.
 - Сестрёнка, ты скоро станешь совсем большой и тебе, как первой красавице нужны бусы. И мне кажется, эти бусы тебе подойдут.
Ахмет из-за пазухи достал бусы, и показал девочке. Та замерла от восторга.
 - Это не простые бусы. Они сделаны из солнечного камня. Его добывают далеко, далеко, на берегах северного моря.  И камень этот называется янтарь. Он любит человеческое тепло и солнце. Носи его. И он принесёт тебе счастье. Если его не носить, то он тускнеет. Это живой камень. Береги его.
Когда все уселись за столом, Ахмет, сдерживая себя, с достоинством и с почтением принимал из рук матери угощения. Хотелось, как в детстве набросится на баурсаки, набить полный рот... Но он уже не мальчишка. Джигит. Надо сдерживать себя. Так, за трапезой, он неторопливо рассказывал о своих похождениях. Почти два года он не был дома. Как ушёл по весне в город, в поисках работы, так помотало его по жизни. Нигде долго не мог задержаться Ахмет. Он пытался наняться к богатым купцам охранником. Не брали. Боялись, наверное. А не богатые если и брали, то за еду работать приходилось.
Началась война. Большая война. Мужиков со всей России загружали в поезда и везли далеко на запад. Ахметка обрадовался. Вот то, что нужно джигиту, за землю свою постоять, да врагов побить. Но Ахметку в армию не брали. Не положено иноверцев брать на войну. Обидно стало Ахметке. Он что не джигит? Он, что оружие в руках держать не умеет? Да уж лучше многих горе вояк, шинели надевших. Но ничего, он им докажет, что Ахметка джигит и воин. Ушёл Ахметка из города. В тайгу подался. Там нашлась работа для настоящего джигита.
На следующий день Ахмет собрался в дорогу. Отец, прочитал молитву. Ахмет сидел рядом, с ним и повторял его движения. К своему стыду он забыл все молитвы. И помнил только "Биссмилля...". После молитвы, он подошёл к сыну, благословил и пожелал скорого возвращения домой живым и здоровым. Мать обняла, заплакала и ушла в дом. Ахмет вскочил на коня. Каратулпар нетерпеливо затанцевал в предвкушении дороги. Но почувствовав твёрдую руку седока успокоился.
 - Айгуль, проводи меня, - сказал Ахметка, протягивая руку сестрёнке. Та вцепилась в неё и с радостным криком оказалась в седле, впереди старшего брата.
 Конь понёс седоков к ближайшей опушке леса. Проехав немного вглубь, Ахмет остановил коня, Спрыгнул сам и на руках спустил сестрёнку.
 Смотри, сестрёнка. Запомни это место. Тебе доверяю свою тайну. Вот под этим деревом, под этим камнем лежит твоё приданое. Я не знаю, когда вернусь, но ты должна знать, что здесь спрятано. В бараньей шкуре лежит маузер. Это такой большой пистолет. Очень дорогой. Не заржавеет. Смазан хорошо. И патроны тоже есть. Немного, но есть. А также тут есть несколько серебряных чаш. Подрастёшь, это всё твоё будет. И пусть пока об этом тайнике никто не будет знать. Только ты и я. Это будет наша с тобой тайна. А теперь, давай я тебя отвезу домой. Мне пора в дорогу.
 Ахмет под действием воспоминаний, задремал, прислонившись к стволу дерева, и не заметил, как в сумерках на поляну подъехали два казака. Молодой и старый.
- Глядь, татарва!- тихо проговорил молодой казак.
- Точно. Спит. Тихо… Мы его сейчас возьмём.
- А ежели проснётся?
- Не каркай. Поглядим.
Казаки спешились. Старший перехватил карабин. Тихо прошелестел смазанный затвор, с лёгким щелчком загоняя патрон в ствол.
- Дядь Петро, а что мы с ним делать будем?
- Цыть! Тихо,- цыкнул на молодого казака Петро.- Разбудишь.
Ахметка тревожно заворочался, во сне, но не в силах проснуться, вновь погрузился в сон. Но какое-то чувство тревоги заставило проснуться джигита, и он открыл глаза и попытался встать.
Раздался выстрел.
Ахмет дёрнулся и замер, глядя в небо своими голубыми глазами…
- Дядь Петро… Ты его убил?
- Похоже на то. Да и черт с ним. Татарвой больше, татарвой меньше.
- А за что? Он же ничего нам не сделал?
Петро удивлённо посмотрел на молодого товарища.
 - Ты это серьёзно?
- Что серьёзно?
- Пожалел этого… - Петро показал на неподвижно лежащего у дерева Ахмета.
- А что? Он же тоже человек.
- Татарва это. Он наших мужиков зарежет, не задумается. А тут мы его опередили. Значит, кому-то в будущем жизнь сохранили. Татарву надо держать в узде. Чтобы работали не покладая рук. И к оружию их допускать не нельзя. Это главное. Вот тогда порядок будет.
-Ладно, пошли, глянем, чего там у него есть. Конь то добрый. Сбрую я знатная. Любил татарин конягу. Ишь как разукрасил. Ладно. Больше взять то нечего.
 - Похоронить бы...
- Некогда. Нам теперь подалее отсюда ехать надо. Не дай бог, его джигиты появятся. Тогда нам несдобровать. Пошли. Волкам тоже надо чем-то кормиться.
Казаки сели на своих коней, и поехали прочь, уводя в поводу чёрного коня в серебряной сбруе. А Ахметка остался сидеть у двух сестёр, незрячими глазами пытаясь что-то рассмотреть в безоблачном ночном небе...
----- словарь----
Значение имени Айгуль таково: «ай» означает луну или месяц, а «гюль» – цветок.
– Каратулпар, сочетание слов кара чёрный и тулпар - боевой конь; хороший, сильный, выносливый и быстрый конь
– Баурсаки – традиционное мучное изделие у татар.