Проблемы для развития социальной справедливости

Аникеев Александр Борисович
     Понятие социальная справедливость в нашем обществе, как правило, асcоциируется с законом и с соблюдением законности. На страже исполнения законов страны стоят правоохранительные органы - прокуратура, суд, полиция. Эти структуры призваны бороться с криминалом и другими негативными явлениями, препятствующими общественному развитию и осуществлению социальной справедливости.

     Государство в лице буржуазно привилегированного чиновничества на местах в силу своих социальных обязательств пытаются доказать, что граждане нашей страны гарантированно обеспечиваются всеми конституционными правами: право на охрану достоинства личности, право на достойное образование и медицинское обслуживание, право на работу и достойную заработную плату, право на отдых и на пенсию, обеспечивающую, по крайней мере, безбедную старость и т.д.

     Унижение человеческого достоинства в России имеет множественные формы. Разве не унижают наше достоинство роскошные дворцы новых богатых и высокопоставленных чиновников, и сама государственная система ужасным состоянием народного жилья, когда 30% «простых людей» по нужде все еще выскакивают на мороз? И конечно же, массовой бедностью, которая с детства убивает в человеке чувство гражданского достоинства. Разве не унижают нас измывательства, которым подвергаются случайно попавшие в полицейский обезьянник граждане?

     Причин такого положения много. Они и в истории российского бесправия, и в национальном характере, и, конечно же, в особенностях нынешней политической системы, в значительной мере унаследованной от СССР и царской России.

     Возьмем хотя бы серьезные расхождения между текстом Конституции и ее применением. Какой текст и какие формулировки! Не хуже, чем во французской.  Но часто возникает совсем другое чувство - чувство бесправия и беззащитности перед махиной нашего государства. Как, впрочем, и во Франции, и в США, и в любой другой капиталистической стране.

     В статье 21 Конституции РФ прямо говорится о том, что «достоинство личности охраняется государством». Статья есть, но вот где мы видим её применение? В нынешней России, в сущности продолжается традиция СССР, где при «великой сталинской Конституции» десятки миллионов граждан были лишены всяких политических прав, а диссидентство считалось грехом пострашнее убийства или воровства.

     Но положение о достоинстве человека не просто закреплено в лучших европейских конституциях, оно должно быть практикой взаимодействия граждан и государства. Особое место достоинства человека занимает в Конституции ФРГ: «Человеческое достоинство неприкосновенно. Уважать и защищать его - обязанность всякой государственной власти».

     Немцы не случайно уделили такое внимание достоинству личности.  Но это была только попытка правового преодоления наследия фашистского государства. Государства, в котором «вертикаль власти» была всем, а человек - ничем. Статья о достоинстве человека в Конституции ФРГ является памятником миллионам жертв, которые не просто сгинули в фашистских застенках, но и подвергались при этом жестоким унижениям.

     Больно сознавать, что россияне, из подобного немецкого трагического опыта, для себя никаких уроков не извлекли. Конечно, тоталитаризм потеснился, теперь наша держава является как бы демократической, но он все еще остаётся в форме авторитаризма нашего политического устройства и сознания.  К великому сожалению, высшее чиновничество, рисуя народу картины социальных благодеяний, лишь способствует развитию тенденции. Министры, чиновники, депутаты врут с особым вдохновением, иными словами «вешают лапшу на уши». Достаточно вспомнить фальшивые декларации о доходах. На форумах идет обсуждение нашей власти, и при этом, ни один человек не отозвался о ней положительно.

     Еще один из примеров социальной жизни в нашем обществе. Почему некая прослойка чиновников за невыполнение своих должностных обязанностей при попирании прав окружающих их людей, почти никак не наказывается, почему государство так ко всему халатно относится?  А ответ здесь простой - в нашей стране везде и во всём правят деньги, везде коррупция, взяточничество и чиновничество давно наплевало на все законы и кроме денег их уже ничего не интересует!  Чиновники в первую очередь набивают свои карманы, улучшают своё экономическое состояние, прикрываются словом «демократия» и продолжают красиво говорить, многое обещать, а население во все эти байки продолжает верить. Почему у нас в стране люди из разных социальных слоёв неодинаково наказываются, почему дело всегда выигрывает тот, у кого есть власть и деньги, до чего наша страна докатилась?

     Читая статьи в газете -  «Когда ветераны получат жилье?», то само название говорит само за себя, и сколько бы раз не был он задан, ответ всегда один и тот же «Ваш вопрос отправлен на рассмотрение…» «Каждый день на учет встают все новые ветераны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, - поясняет Константин Королевский, замминистра регионального развития РФ. - По данным на 1 февраля, их 43 632 человека. Это не окончательная цифра, до конца года очередь может увеличиться еще на 50-55 тысяч человек. Сроки в каждом районе свои. Но жилье будет предоставлено всем».  И такие отписки в России не единичны.

     Чиновничество разводит волокиту, тянут время в надежде на то, что ветераны люди пожилые, больные, а значит век их не долог. А, как известно, нет человека - нет проблемы. Конечно слова эти жестокие и циничные, но зато они точно характеризуют данную социальную несправедливость. Продолжая тему о пенсионерах, так же хотелось бы осветить проблему, касающуюся пенсии. В нашей стране пенсионная система очень несовершенна и до сих пор не понятно, почему наше правительство имеет такое отношение к пенсионерам, когда люди почти с одинаковой выслугой и стажем имеют большое различие в получаемой пенсии. В социально развитых странах мира такого давно нет!

     Смешно слышать о помощи пенсионерам, когда пенсию повышают на 8%, а цены повысились за это время на 30-40%, как на эти 8% пенсионер улучшит условия своей жизни? Очень больно смотреть на бедных пенсионеров, которые стоя у прилавка магазина, даже не знают, как прожить до следующей пенсии. Система социальной защиты населения должна быть такой, чтобы инфляция не влияла на уровень жизни населения, если не падает уровень производства базовых средств для жизни! 

     Перенаправление финансов на поддержку семей с доходами ниже прожиточного минимума, в том числе с учетом региональных особенностей, не даёт ясной картины развития экономики в стране. Необходима ясная программа долгосрочного развития социальной экономики с учётом обеспечения социально приемлемого уровня жизни населения. 

      Основной проблемой социальной несправедливости является вопрос о распределении производимых народом материальных благ. Наша страна занимает одно из ведущих мест по количеству полезных ископаемых и в то же время Россия оказалась в числе социально отсталых стран.  А в Сингапуре даже питьевая вода привозная, совсем нет земли для возделывания сельскохозяйственной продукции, а народ Сингапура не бедствует!

     Когда небольшая группа людей,  которые сколотили себе миллиардное состояние, пользуясь природными богатствами и трудом наёмных трудящихся, продукты переработки которых в виде средств для жизни должны принадлежать всему народу страны по количеству и квалификации всего трудящегося населения, они превратили в средство своего обогащения, оставляя трудящемуся народу лишь остатки со своего богатого стола.

     При сохранении товарного производства, монополии капитала, анархии рынка и власти денег, буржуазное правительство России в лице буржуазно привилегированного чиновничества и капиталистов местных и заграничных, разбазаривают природные богатства нашей Родины.

     Таким образом, создание справедливого общества в России во многом зависит от того, сумеет ли само общество сформировать некие моральные стандарты, на которые ориентировались бы в своем поведении все честные и добросовестные граждане страны. Ждать, что приверженцы буржуазного, капиталистического образа жизни, при котором монополия капитала, анархия рынка и власть денег есть основа их справедливости, что они вдруг признают за основу гуманизм, равноправие и социальную справедливость сами по себе, в силу каких-то неведомых обстоятельств бессмысленно!  Как и рассчитывать исключительно на принудительную мощь государства, в равной степени глупо и опасно.

     А ведь в мире ещё со времён древних общин известны более справедливые социально-экономические взаимоотношения, на основе которых народы действительно социально развитых стран до сих пор строят свои более справедливые социально-экономические взаимоотношения. А сущность их заключается в двойственности узаконенного равенства рабочего времени, когда относительно равное количество труда по времени определяет и относительно равные нормы необходимых каждому базовых средств для жизни, в виде добротного жилья, качественных продуктов питания и фактуры для одежды, различие которых может определяться  географическим и климатическим положением, традициями разных регионов и прочее.

     А благоустройство жилья, качество приготовления блюд питания и изготовления одежды каждый чтобы мог формировать для себя и своей семьи сам, по зарплате от результатов квалификации труда на рабочем месте в экономике страны, причём почти независимо от профессии! При сохранении рынка на производимое сверх норм необходимых каждому для своего социально-бытового благополучия.

     Чтобы общество благополучно социально развивалось, нужно общее для абсолютного большинства населения страны понятие социальной справедливости. Это - не только моральная сфера общих правил, обязательств и правовая сфера общих законов. Общее понятие социальной справедливости должно присутствовать в сознании людей как окружающий воздух, как вода и окружающая среда. Чтобы в обществе не утверждалось особое безразличие богатых к судьбе остальных людей, безразличие ко всем общепризнанным ценностям, ибо в этом безразличии – глубинная, коренная причина всех неудач российских реформ, которые продолжают сохранять разделение общества на два класса – угнетённых и угнетаемых, богатых и бедных, что фактически ставит огромное количество людей в ситуацию выживания.

      Важно осознать, что проблема справедливости в современной России - это не только социальная, но, прежде всего, морально-нравственная проблема. Недостаточно изгнать или посадить одних олигархов, зная, что на их место завтра придут другие. Главное – суметь сформировать такие социально-экономические законы, которые будут устойчиво поддерживаться абсолютным большинством населения как социально справедливые!  Чтобы люди были убеждены, что не существует нечего более ценного для общества, кроме социальной защиты населения от несправедливости!  Что нет ничего, что по самой своей природе может превосходить интересы отдельных лиц при соблюдении ими установленной законности и правопорядка.

     Необходимость решения проблем социальной справедливости в современной России вызвана не только естественным стремлением улучшить социально-бытовое положение тех, кто оказался в неблагоприятной социальной ситуации, коих в нашей стране абсолютное большинство. Справедливость имеет не только социальное и нравственное значение, но и политическое. Никакая государственная идея в России, сколь бы хороша она ни была, не сможет реализоваться без опоры на идеи гуманизма, равноправия и социальной справедливости.  Социальна справедливость в качестве духовного ориентира в обществе являются основой осуществления социального проекта любого масштаба.

     Карл Маркс утверждал, что говорить о естественной справедливости просто бессмысленно. Был солидарен с ним и Фридрих Энгельс, он говорил, что представление о социальной справедливости изменяется не только в зависимости от времени и места, но оно неодинаково даже у одних и тех же лиц в разное время и принадлежит к числу тех вещей, под которыми каждый раз разумеет нечто другое.  А что касается справедливости, то он высказывал такое своё мнение, что справедливость часто представляет собой лишь идеологизированное выражение существующих социально-экономических отношений либо с их консервативной, либо с их революционной стороны.

     Чтобы дети в социально справедливом обществе  имели всё необходимое для своего нормального развития в силу своего несовершеннолетия и преемственности поколений, как будущее население страны и её производительные силы! Чтобы они в будущем более рационально использовали природные ресурсы, сохраняя их для будущих поколений, и развивали ресурсовозобновляемые технологии, чтобы в будущем не искать другую планету, разбазарив, истощив и загадив эту!

     Или нам уже наплевать на будущее наших внуков и правнуков и на будущее колыбели человечества? Старики должны иметь самое необходимое по нормам для достойной жизни и соответствующую труду пенсию как заслужившие благополучную старость, а больные всё необходимое для выздоровления по нормам для нетрудоспособных!

     При партийно-демократическом парламентаризме вопрос, какими политическими средствами можно сформировать условия для развития такой системы в обществе, отпадает сам собой, важно только, чтобы была политическая партия с такой программой действия и эта партия победила на выборах, но есть ли в России партия с такими целями?

     Или кто-то может назвать социально развитую страну, где у власти нет избранной народом правящей партии с социально прогрессивной программой развития?

     Поэтому финансовых кризисов при сокращении монополии капитала и при развитии монополии закона о социальных гарантиях по труду при исполнении своих обязанностей на рабочем месте в общественной экономике при честном и справедливом нормировании труда по сложности, трудоёмкости или опасности для здоровья быть не должно! Ибо если количество выпускаемой продукции соответствует нормам по удовлетворению насущных потребностей всего трудящегося населения страны, то о каком экономическом кризисе может идти речь?

     Социально-экономические кризисы развиваются только при товарном производстве рыночной экономики ради прибыли собственников средств производства от несоответствия между товарной и денежной массами, а не ради удовлетворения потребностей населения.

     А если кто-то хочет кормить  тунеядцев, то пусть кормят, только как потом эти тунеядцы будут жить при потере кормильцев, что они заработают на старость? Камеру в тюрьме, если будут воровать и нарушать ЗАКОН, а не учится какому-нибудь ремеслу, чтобы с правом на труд на благо общества иметь необходимые блага для своей счастливой жизни?

     При развитии экономики и людей общества для всех добросовестно трудящихся формировать такое распределение и средств коммуникации, а это энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация и транспорт!  НО ДЛЯ ВСЕГО ТРУДЯЩЕГОСЯ НАСЕЛЕНИЯ, а не только для избранных из числа власть и богатство имущих!

     Или людям для их нормального физического, морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития это не нужно? А на рынке только конечные устройства этих средств коммуникации, если не устраивают стандартные или общественные.

     При коммунистической формации деньги не отменяются, а только сокращается их монопольное и негативное влияния на жизнь людей при товарно-денежном распределении производимых средств для жизни и социально-коммуникационного развития общества!

     Как это уже делается во многих социально развитых странах!   

     Ведь деньги всегда определяли и всегда будут определять ЧАСТНЫЙ ХАРАКТЕР присвоения средств для жизни теми, у кого для этого достаточно денег, в ущерб тем, у кого их не хватает даже на самое необходимое, а трудятся не меньше и не хуже других…

     А сказочку про коммунизм, где каждый будет трудиться на благо народа по способностям, а иметь необходимое для жизни по потребностям независимо от участия в труде на благо народа, ЗАБУДЬТЕ, это для ДЕБИЛОВ! Ни один уважающий себя народ не будет кормить бездельников, если у них нет документа об их полной физической или интеллектуальной инвалидности и не позволит себе обеспечивать лентяев и бестолковых как и трудолюбивых, грамотных и добросовестных специалистов!

     Маркс такую хрень мог писать только по молодости, когда ещё не выработал саму сущность коммунистического общества, чтобы привлечь внимание к коммунистической идее.

     Но когда Маркс и Энгельс поняли, что в деньгах сытости не бывает ни у богатых, ни у бедных, ни у мудрых, ни у глупых, а ресурсы земли ограничены, больше они такую глупость НИКОГДА не писали. Ведь им не было и тридцати, когда писали Манифест...

     А вы вспомните себя в этом возрасте, шибко умными были? Даже христианская религия в своём учении о Христе утверждает, что он своё учение о свободе и справедливости в загробном мире, за благочестие в этом, создал в 33 года! А сколько раз это учение потом исправляли и переделывали каждый гад на свой лад и сделали орудием для угнетения людей труда?

     Принцип везде ЕДИН!

     Классика жанра, всё просто!

     Ведь  по конституции народу России принадлежит вся полнота власти, а желания и воли сделать свою родину социально справедливой страной уже НЕТ...

     А может быть сегодня для большинства хорошо устроившихся в жизни россиян, особенно для "золотой молодёжи", криминалитета, новым российским капиталистам и буржуям в лице государственного чиновничества и богачей, разными возможными способами обирающих трудящийся народ, жить при подобном варварстве в России очень даже удобно?...

     Если я в чём-то не прав, поправьте меня!