Тихий позор на всю жизнь

Фархад Гулямов
Сегодня, 22 июня, мы отдаем дань памяти нашим дедам, отцам, бабушкам и матерям, которые отдали свои жизни и здоровье во имя спасения Отечества и Мира от фашистской чумы. На фронтах Великой Отечественной воевали мой отец, его братья, один из которых пропал без вести, многочисленная родня. Внесла свой вклад в Великую Победу и женская половина. Я – их помню и не забываю. Я так же помню постыдный поступок, который совершил более полувека назад...

Я как-то рассказывал, что мой дед усыновил сироту, потом выдал за него замуж свою младшую дочь. Дядя Алик родился в Узбекистане в начале войны (вспомнил точно: 1 июля 1942 г.) без отца (его отправили на фронт), очень скоро оказался в детском доме. Там его усыновила фельдшер, русская женщина, эвакуированная из-под Ленинграда.

И у дяди Алика, таджика по рождению, родным языком стал русский язык. Много позже я узнал, что он тоже воевал – на стороне Фиделя Кастро, имел боевое ранение. К сожалению, я ничего не знаю об этой стороне его жизни. Но я прекрасно помню, как он строил благополучие своей семьи, нарожал и поставил на ноги семерых детей. Руки были золотые. Он умел делать все: плотничать, строить дома, ремонтировать теле-радиоаппаратуру, часы, автомобили, печь хлеб. Когда им дали квартиру в многоэтажном доме, умудрился построить тандыр на крыше крупнопанельного дома и печь для своих детей лепешки и всякие другие вкусности – меня тоже угощал.

До того как получили квартиру, они мыкались по чужим углам, и мои родители отвели им место на своих скудных трех сотках под строительство дома. Я помню с каким энтузиазмом дядя взялся за постройку. Естественно, помогали и мы – мальчишки и девчонки соседские, родственники приходили. И за лето поставили дом.

Как любимец и помощник дяди Алика и тетушки Хосият, я мог когда угодно заходить в их дом, который, как и наш, вообще не закрывался на замок. Эта свобода со мной как-то сыграла злую шутку. Я знал, что дядя Алик взялся починить наручные часы деда, который, говорили, он привез из Ирана еще в годы войны. Часы были золотые, снаружи и изнутри украшены драгоценными камнями. Так и переливались на солнышке. Да, они были без стекла. Дядя так и не успел отремонтировать часы (а может не смог?) и вернуть их деду – он умер. С тех пор они так и лежали в коробочке. А мне так хотелось пощеголять с такими часами на руке!

Я как-то без спросу взял часы, приделал какой-то ремешок и целый день ходил гоголем. Но я не ожидал, что мое щегольство закончится тихим позором на всю жизнь. Дядя Алик меня позвал поддержать что-то, я, как всегда, с готовностью прибежал на его зов. Работаем, а тут рукав рубашки предательски скользит вверх и часы во всей красе!

Дядя бросил мимолетный взгляд и ничего не сказал, продолжил свою работу. Я забыл, что сталось с теми часами, но тот взгляд дяди, которого очень любил, запомнил на всю оставшуюся жизнь.