55. Великие россияне-духовидцы о русскости России

Жак Федсерсек
От Вяземского чрез Грибоедова и Пушкина к Гоголю-Яновскому

(1)
Вяземский П.А.

Неужели можно честному русскому быть русским в России? Разумеется, нельзя.
Русский патриотизм может заключаться в одной ненависти к России – такой, как она нам представляется. Этот патриотизм весьма переносчив. Другой любви к Отечеству у нас не понимаю.
Любовь к России, заключающаяся в желании жить в России, есть химера, недостойная возвышенного человека.
 
Россию можно любить, как бл*дь, которую любишь со всеми её недостатками, проказами, но нельзя любить, как жену, потому что в любви к жене должна быть примесь уважения, а настоящую
Россию любить нельзя.
//Поэт Пётр Вяземский. Из письма к А. И. Тургеневу//
(из письма Тургеневу, 18 апреля 1828 года)

Русский Бог:
...Бог голодных, Бог холодных,
Нищих вдоль и поперёк,
Бог имений недоходных
Вот он, вот он, русский бог.
Бог "грудей и жоп" отвислых
Бог лаптей и пухлых ног,
Горьких лиц и сливок кислых,
Вот он, вот он, русский бог ...
... К глупым полн он благодати,
К умным беспощадно строг,
Бог всего, что есть некстати,
Вот он, вот он русский бог …
 
(2)
Грибоедов А.С.

1823 год – “Горе уму” – так вначале называлась комедия Грибоедова « Горе от ума» . В таком виде название точнее выражает суть ее. Хотя и иной вариант - «Горе и нет ума» тоже не кисло. Горе уму, горе благород-ству, свободолюбию в обществе, подобном обществу царской России, где правили Фамусовы. Уму Грибоедова не нашлось в том обществе места.
 Чацкий. Художник П. Соколов
Горе уму в России. И горе от ума. И горе и нет ума … И всё это = Россия. Короче + точнее и не скажешь … Гри-боедов дал русской идее архетип русскости = Чацкого, которого Пушкин обнаружил не умным
 
(3)
Пушкин А.С.

Мордвинов будет на меня смотреть, как на Фаддея Булгарина и Николая Полевого, как на шпиона; черт догадал меня родиться в России с душою и с талантом! Весело, нечего сказать.
Из письма Н.Н. Пушкиной 18 мая 1836 г. из Москвы в Петербург. Первым словом всех современников о Грибоедове было всегда слово о его уме. И если Пушкин писал жене: “Черт догадал меня родиться в России с душой и талантом”, – Грибоедов сказал бы: “… с талантом и умом”.
 
Чацкого Пушкин превратил в ничтожество хандрящего в безделье Онегина

П. А. ВЯЗЕМСКОМУ. 27 мая 1826 г. Из Пскова в Петербург:
«… Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног — но мне досадно, если иностранец разделяет со мною это чувство.
Ты, который не на привязи, как можешь ты оставаться в России? если царь даст мне слободу , то я месяца не останусь. Мы живем в печальном веке, но когда воображаю Лондон, чугунные дороги, па-ровые корабли, английские журналы или парижские театры и <бордели> — то мое глухое Михайлов-ское наводит на меня тоску и бешенство. В 4-ой песне «Онегина» я изобразил свою жизнь; когда-нибудь прочтешь его и спросишь с милою улыбкой :
где ж мой поэт? в нем дарование приметно — услышишь, милая, в ответ:
он удрал в Париж и никогда в проклятую Русь не воротится — ай да умница.»

(4)
Гоголь Н.В.

Всероссийский хохол Ревизором, Носом, Шинелью и Мертвыми душами о людях без души и души без лика Россию пригвоздил к распятию без права на второе пришествие и всякого намека на воскрешение ...

Чацкие и Онегины стали у Гоголя Башмачкиными, Хлестаковыми и Чичиковыми
 
***
прим. Хлестаковым побывал наяву А.С. Пушкин в Малоархангельске, когда гонял к Ермолову на пути е горским евреям в Шемахы