Возобладал рассудок

Иван Болдырев
                Рассказ

Валентину Чижову взяли на работу библиотекарем в гимназию. Произошло это месяца четыре назад. И ее муж Володя Чижов вскоре стал замечать изменения в поведении своей жены. Раньше он считал, что его супруга была молчаливой. Она больше слушала его, чем сама что-то говорила. Теперь все стало наоборот. Когда после работы они садились ужинать, она трещала без умолку. И все о преподавателе русского языка и литературы Артеме Федоровиче Максимове.

Володе эти постоянные восторги жены стали карябать душу. И однажды он не сдержался, спросил:

– И что ты им так часто восторгаешься? Уж не влюбилась ли в этого Артема Федоровича? Так он уже повернул к своей старости.

Валя укоризненно посмотрела на мужа:

– Тебе не стыдно такие предположения делать? Ты послушал бы этого человека. Если он что-то рассказывает – заслушаешься. Он очень многое знает и о многом такое рассказывает, о чем ни у кого другого не узнаешь. Запас его знаний поистине неиссякаемый.

Володя признал слова Вали убедительными. Но на душе, если и полегчало, то не совсем. Все-таки сомнения остались. И он сказал жене, если этот преподаватель такой интеллектуал, то надо пригласить его в гости. Ему тоже захотелось послушать такого интересного

человека. Валя согласилась передать Артему Федоровичу его предложение. Если преподаватель согласится, она постарается с обедом. Володе стыдно не будет.

И вот, наконец, однажды Валентина пришла с работы возбужденная и радостно сказала мужу, что Максимов согласился прийти к ним в гости. Завтра будет.

Володя внимательно наблюдал за своей женой. И он заметил в ее глазах такое, что его не на шутку встревожило. Он нисколько не радовался завтрашнему гостю. Но  это единственный  случай, когда он может хоть в чем-нибудь разобраться. Если у него  это получится.

На следующий день Валя пришла с работы сразу после обеда. Она быстро поменяла свою одежду на домашнюю и занялась приготовлением пищи к вечернему застолью. Через некоторое время она сказала своему Володе:

– Знаешь, наша бухгалтерша откуда-то узнала о нашей затее угостить Максимова и напросилась к нам с ним в гости. Ты, как не возражаешь?

Володя только пожал плечами:

– А как мне возражать, если ты уже дала ей согласие?
– Да. Дала. От нее ведь не отвяжешься.

Ровно в пять часов вечера у окон дома Чижовых остановилась машина директора гимназии и из нее вышли Артем Федорович Максимов и Анна Матвеевна Фирсова, бухгалтер гимназии.

Наблюдавший эту сцену Володя тут же для себя отметил: «Выпросили транспорт у директора. Интересно, кто из них просил? Преподаватель? Или бухгалтер? Наверное, она. О новом преподавателе гимназии Максимове Володя ни от кого не слышал, что он показал себя настырным.

Гости зашли в дом. Степенно поздоровались. У Валентины стол уже был накрыт. Он ломился от обилия закусок и выпивки. Лицо Анны Матвеевны Фирсовой засветилось счастьем. Володя отметил для себя, что он неоднократно слышал, что эта настырная дама еще и большая  любительница спиртного. Правда, никто не  сказал, что она возвращалась шаткой походкой домой. И лежащей под забором ее тоже никто не видел.

Валя проводила гостей за стол. Как отметил Володя, без всякой разминки на предварительные фразы. Как говориться, для вступления. Володя впился в лицо Максимова цепкими глазами и приступил к «допросу» своей жертвы:

– Артем Федорович! Вы в нашем селе человек новый. А потому мы о вас почти ничего не знаем. Может, расскажете о себе? По возможности, разумеется. Мы назойливыми не будем. Что желаете рассказать, тем удовольствуемся.

Лицо Артема Федоровича засветилось улыбкой:

– Да мне и рассказывать особенно нечего.  Живу, как все. Не лучше от людей. Надеюсь, и не хуже.

Володя возразил:

– Ну, не скажите. Люди говорят, вы из Москвы к нам пожаловали. А это наша столица, как-никак.

– Ну, о Москве мне как раз и не хочется рассказывать. Там со мной жизнь сыграла злую шутку.
В словах Артема Федоровича прозвучала откровенная тоска. Валя тут же встрепенулась и обратилась к мужу:

– Мы собрались, чтобы повеселиться. Зачем нам грустное. Вовочка, почему ты не наливаешь? Кому охота за праздничным столом вести разговоры насухую.

Володя отвел своей цепкий взгляд от Артема Федоровича, взял со стола бутылку водки и стал разливать по рюмкам.  На правах хозяина он и произнес первый тост за знакомство и встречу с хорошими людьми. Назвал Володя поименно обоих гостей. Чокнулись рюмками, молча, выпили и застучали вилками по тарелкам. Закусывали недолго. Володя тут же налил по второй и со словами «После первой и второй муха пролететь не должна» предложил повторить. Все это сделали, не вступая в беседу.

Как только вилки упокоились на тарелках, Володя снова впился в Артема Федоровича взглядом и спросил его:

– Москву все только хвалят. Чем же вам-то она не угодила?

Валентина испуганно сжала локоть мужа. Но Володя отстранил ее и продолжал вопросительно вглядываться в гостя. И Артем Федорович его понял:

– Многим. Она мне жизнь поломала.

На лице Володи Чижова явственно отразились недоверие и насмешка:

– Артем Федорович!  А вам не кажется, что вы говорите о вещах несовместимых. Столица нашей родины и вы. Все это слишком далеко друг от друга.

Валя сердито дернула мужа за рукав рубашки. Но он никак не отреагировал на это сердитое предупреждение жены.

Преподаватель внутренне напрягся. Он понимал, что муж Вали воспринимает его без малейшей доли симпатии. С ним надо быть настороже. Но внешне он так и стался добродушным и невозмутимым:

– А я и в мыслях не держал: ставить на равных столицу Родины и себя грешного. Только вот именно в Москве от меня с большим скандалом ушла первая жена. Она родила от меня сына. Так вот я со своим сыном ни разу нормально не встречался. Когда хотелось на него взглянуть –  всякий раз украдкой. Сначала мама его  ревниво и зорко следила, чтобы мы не встретились. Потом сын, уже по  ее наветам, смотрел на меня с откровенной ненавистью. Какие уж тут встречи.

Подобревшая лицом и взглядом бухгалтер гимназии Анна Матвеевна решила тоже вступить в разговор:

– А что случилось с вашей женой, Артем Федорович? Почему вы с ней расходились, как вы утверждаете, с большим скандалом?

 Максимов устремил свой взгляд в тарелку и виноватым голосом сказал:

– Тут я оказался дурак дураком. Моя жена была женщиной решительной. Ее родители всю свою жизнь восхищались подвигами летчика Валерия Чкалова. Когда у них родилась дочка, моя, значит, будущая жена, они назвали ее Валерией. И, как выходит, угадали ее характер. Моя Лера была человеком решительным и отчаянным на поступки. Мы с ней на  одном курсе Московского государственного университета учились. Так вот ее, как активную студентку на всякие общественные должности выдвигали. Вся была в поручениях и при должностях. И везде успевала.

Вот тогда мы с ней и сблизились. Потянулись друг к другу. А потом, когда получили дипломы, расписались. Жить стали у ее родителей. Лера была почти круглой отличницей. У нее только по двум предметам при выпуске были оценки «хорошо». Остальные все – «отлично». Она сразу после универа поступила в аспирантуру. И меня на такой поступок  настойчиво агитировала. Только меня тогда лень основательно одолела. Надоело сидеть за книгами и старательно вникать в научные премудрости. На ее настойчивость реагировал ласковыми словами: «Лерочка! Милая моя хлопотунья. Ну, хочется, мне хоть год отдохнуть. Побыть без учебы. А потом я сразу поступлю. Я обязательно поступлю. Ты за меня не переживай. Я выправлюсь».

Такие увещевания длились иногда довольно долго. Раздосадованная Лера махала в мою сторону рукой и уходила к своим книгам. К сожалению, ученую степень она получила одна. Я оказался  неисправимым лентяем. Но беда моя оказалась не в этом, а в моей тупости и неразборчивости.

Валя, сидевшая за столом, как на иголках, обратилась к своему мужу с просьбой наполнить  рюмки спиртным. По ее словам, Артем Максимович  слишком устал от своих тягостных  воспоминаний. Надо отвлечься и взбодрить себя рюмкой водки. На этот раз Володя отвел свой тягостный взгляд от Максимова и наполнил посуду водкой. Все выпили и закусили. И снова Валя с предложением:

– А теперь споем!

И первая затянула песню «Не для меня придет весна». Все подхватили песню в унисон с хозяйкой. К большому удивлению Артема Федоровича, у Вали оказался дивный голос. Она вела за собой всех поющих за столом. Получалось слаженно. Никто не выбивался из хора.

Только допели эту казацкую песню, Валентина тут же завела другую «Если бы парни всей земли». Допели эту, тут же хозяйка запела следующую «Напилася я пьяна». Спели хором и эту. Но на этот раз уже в разнобой. И Валентина поняла, что, что, пожалуй, хватит.

Володя снова наполнил рюмки спиртным. После того, как все закусили, бухгалтер гимназии Анна Матвеевна снова обратилась к Артему Максимовичу:

– Вы уж извините меня, если надоедаю. Но вы так и не рассказали, чем провинились перед вашей супругой, что дело дошло до развода?

Артем Федорович грустно улыбнулся:

– Да дело обычное. Со мной вместе работала учитель географии. Она положила на меня глаз. Я на это не обращал внимания. У этой учительницы подошел день рождения. Она пригласила к себе домой среди гостей и меня. Ну, я туда и потащился. Помню, пил, что наливали. И отключился. Именинница уложила меня в свою кровать. Предварительно раздела. Кто позвонил моей жене, не знаю. Но моя супруга оказалась в квартире географички. Я был выдворен из квартиры тещи. Жена добилась нашего развода. Вот такая получилась со мной история.

Проклятие моей первой жены действует по сей день. Несколько раз у меня случались связи с хорошими женщинами. Только замуж за меня ни одна из них не пошла. Все почему-то от меня, в конце-концов, отворачивались.

Артем Федорович потянул к себе тарелку с нарезанными помидорами. Они оказались слишком спелыми. В тарелке скопилось много соку.  Преподаватель оказался неловким. Тарелка перекосилась, и сок вытек на новую скатерть и брюки неловкого гостя. Артем Федорович смутился и обратился в Вале:

–  Валя! Поухаживай за мной, ради Бога. Я что-то утратил над собой всякий контроль.
И тут Володя понял, что настало его время:

– Это с какой такой стати  моя жена должна за вами ухаживать? Что вы имеете ввиду?
Артем Федорович совсем пал духом:

-- я совсем из-за своей проклятой неловкости растерялся. Теперь понимаю, что зря согласился к вам в гости. Мне дальше своей квартиры нечего соваться.

Валя будто вся заискрилась от злости. Она сердито набросилась на мужа:

–  Ты что совсем совесть потерял? А то тебе не приходилось пачкать скатерть на столе. Держи язык за зубами. А то я тебе такое устрою. Долго будешь помнить.

Все за столом притихли. Только бухгалтер гимназии как-то беспечно пребывала, словно уже была далеко от этого стола. Ее, видать, сильно развезло.

Всем, кроме Анны Матвеевны стало понятно, что застолье надо прекращать. И тут возникла другая проблема. Шофер директора гимназии  получил команду только доставить гостей в дом Чижовых. Забирать их оттуда ему никто не поручал. Валентина властно посмотрела на мужа и внушительно произнесла:

– Тебе надо гостей развести по домам.

Володя ничего не сказал. Но по лицу его Артем Федорович понял, что он послушно воспринял слова супруги. Стало ясно, что муж в этой семье подкаблучник. Власть вся без исключения в руках Валентины.

Володя встал и пошел в гараж заводить машину. Артем Федорович и Валентина переглянулись. Оба, не говоря ни слова, взяли под руки Анну Матвеевну и потащили ее на улицу. Машина уже стояла у порога готовая в дорогу. Устройство бухгалтера на сидение давалась с большим трудом. Но Володя сидел за рулем безучастно. Когда с Анной Матвеевной управились, он тронулся со  двора.

Валя знала, где живет бухгалтер гимназии. Она постоянно командовала мужу, где надо поворачивать, где сбавить скорость. Вскоре они завернули на улицу, где преобладали многоэтажные дома. Валентина попросила мужа затормозить у дома в пять этажей. Валентина и Артем Федорович с трудом вытащили с заднего сидения Анну Матвеевну и потащили ее в подъезд. Давалось им это нелегко и Максимов спросил Валю, высоко ли им подниматься. Она запыхавшимся голосом сказала:

– На последний пятый этаж надо.

Артем Федорович тяжело вздохнул, но промолчал. Они довольно долго поднимались на пятый этаж. Много раз опускали бухгалтера на пол. А когда добрались, наконец, до двери квартиры  Фирсовой, совсем выбились из сил. Когда отдохнули, Валентина позвонила в дверь. Дверь тут же открылась и из квартиры вышла дочь Анны Матвеевны. Это была девушка лет шестнадцати - семнадцати. Она окинула взглядом лежащую на полу мать. Потом посмотрела на доставивших ее мать к двери квартиры. И в ее глазах Артем Федорович увидел большую боль. На душе у него стало неуютно. А если точно определить, даже тяжко.
Девушка позвала кого-то из квартиры. Вышел молодой парень. Они подхватили бесчувственную женщину, и потащила ее  в квартиру. Валя и Артем Федорович переглянулись и молча, пошли вниз. Но когда оказались на лестнице четвертого этажа, бросились друг к другу в объятия. И это был не нервный случайный порыв. Они уже два месяца тайно встречались. И, как предполагал Артем Федорович, некоторые в гимназии уже начали догадываться об их близких отношениях.

Он уже успел заметить, что Валя в момент своего возбуждения густо краснела лицом. И теперь в порыве сильной страсти она могла предстать перед мужем в весьма разоблачительном виде. Но когда они подошли к машине и Максимов пригляделся к лицу своей возлюбленной, она уже выглядела вполне обычно.

Володя  поехал к своему дому. Там он высадил жену и повез домой Артема Федоровича. Всю дорогу они промолчали. И расстались в полном молчании. Артем Федорович пошел от машины вполне уверенным, что Володя, может, и не располагает конкретными фактами  их отношений с Валентиной. Но о чем-то все-таки догадывается.

Дни шли за днями. И однажды, придя на работу, Валентина узнала страшную весть. Артем Федорович заразился ковидом и его спешно отправили в областную больницу. Болезнь у ее возлюбленного протекала в тяжелой форме.

С этого дня Валентина жила в  страшной растерянности. Ее по-прежнему тянуло к любимому человеку. Но как им теперь общаться? Прикасаться друг к другу. Валя слышала много передач об этой новой и страшной болезни. Сначала сведущие специалисты всячески успокаивали людей. Говорили, что это нечто подобное обычному гриппу. Только теперь Валентина этому утверждению уже не верит. Она близка к тридцатилетнему возрасту. И сама  не знает, и от людей не слышала, чтобы кто-то из ее знакомых умер от гриппа. А от ковида в их селе отправился на кладбище уже шестой человек.

Как ей теперь близко общаться с Артемом Федоровичем? Если их любовь продолжится, без контактов никак не обойтись. Но как говорят те же люди сведущие, об этой страшной болезни известно так мало. А если вдруг…Тогда что, становиться седьмой в списке поверженных? Этот вариант доводил женщину почти до обморока. Она все больше приходила к мысли, что им с Артемушкой любить друг друга больше не судьба. Надо переломить себя и от этой такой желанной связи отказаться. С неделю она готовила себя к разрыву с Максимовым. И, наконец, решилась.

Позвонила она Артему Федоровичу в областную больницу к концу дня. Все время после заболевания любимого они по мобильникам не звонили друг другу. А теперь пришел час. Валентина нашла в мобильнике адрес Максимова и нажала кнопку и тут же услышала голос  любимого:

– Валюша?  Я все время  мечтал услышать твой голос. Почему ты мне не звонила?

Но Валя этот вопрос пропустила. Она начала с того, что по любимому Артемушке очень соскучилась. Она по-прежнему очень любит его. Очень по нему скучает. И это останется до самой ее кончины. Вот только не судьба им продолжать свои отношения. Она не может собой рисковать. Ей так хочется жить. А уверенности в том, что уберечься от болезни у них нет. Риск остается. Никто ведь не знает все об этой болезни. Нет, судьба над ними жестоко поступила. Теперь им только и остается любить друг друга на расстоянии.

Артем Федорович молча, выслушал свою возлюбленную. Он тяжело вздохнул в мобильник. Потом каким-то не своим голосом сказал:

– Ну, что  ж. Если ты так решила.

И отключил свой мобильник.
Он шел на поправку. Но после телефонного разговора почувствовал, что у него нет сил встать с постели. Его глодала мысль: «Проклятие его первой жены продолжает действовать. И как теперь понимает он, это на всю жизнь». А он всю жизнь не верил во всякие предсказания и приметы. Оказывается, они действуют.


 .