Свадебная фата- 2 часть. Ботагоз

Айша Темирбек
 Прошло столько лет , но тот день когда они остались одни, я помню. Родственники часто заходили ,  мама накрывала стол и за чаем часто плакала, а  я уходила за дом , сидя в тени тоже  ревела.

 Как-то увидел  Нуржан,что я сижу реву, сел рядом и угостил меня баурсаком, молча сидя съели все баурсаки. Рядом копошились муравьи заняты своими делами, разглядывали их и палочкой меняли им направление.
 - Ладно я пошел, а то засиделся с тобой - прознес он, давай вечером выходи будем играть в асычки, ты же моя помощница- Я головой кинула, что приду и он убежал к себе домой.

        Перед школой у меня выпали сразу два зуба, я плакала, как же я пойду в школу беззубой, мама успокаивала-
-У тебя вырастут уже крупные , взрослые зубы , а те которые выпали они были молочные- Мама была права, со временем на их месте показались новые зубы.

Я никогда не была в городе и даже не могла представить, какой он этот город, но слышала от Нуржана, что там дома высокие, машин полно, гудят, шумят и что есть светофоры, на нем три круга разного цвета и только  на зеленый цвет переходишь улицу.

Отец часто говорил- Моя Боташка , вот наступит лето поедим в город и купим тебе все необходимое для  первого класса-и ты переступишь порог школы самая красивая, я сам отведу тебя в школу - и  он нежно обнимал,  целовал в лоб.

Но, этому не суждено было сбыться, отец замерз в степи и лошадь его кто-то из аульных украли, прямо со двора, чтобы сдать в скотобойню. Я слышала от соседки, которая рассказывала матери,  что тот человек  знал, с какой стороны можно незаметно пробраться к нам во двор и забрать лошадь. Якобы за вырученные деньги хотел закрыть свои долги. Мать махнула рукой- Бог ему судья, получит по заслугам, будет знать , как отбирать у сирот-.

Пройдя годы , отсидев какой-то срок он вернул нам лошадь, попросив извинения, что нужда заставила украсть лошадь, затем приобщился к этому делу, начал угонять со степи лошадей с жеребятами и у своих односельчан, но недолго длился мой промысел, пока меня не поймали- исповедовался он. Мама молча его выслушала не проронив слова и он ушел.

 Ну, вот наступил долгожданный август месяц, когда меня начали собирать в школу. На выходные приехала с города  мамина сестра ,тетя Сымбат.  Я  так обрадовалась, когда увидела ее с полной сумкой, никогда она без подарков не приезжала ,  знала что в этой сумке есть  подарки и  для меня.
Тетя Сымбат попросила,чтобы я умылась, затем расчесала мои волосы и вытащила из сумки белую кофту с кружевами, юбку со складкой,  туфли черные лакированные, таких  туфель у меня вообще никогда не было и белые банты.
 
Одела кофту с юбкой, повертела, осмотрела меня со всех сторон и сказала -Кутты болсын!- Пусть школьное  гнездо, принесет тебе радость, много друзей и даст хорошее знание, чтобы в будущем ты смогла стать опорой для мамы и для брата. Я расцеловала свою тетю, даже не дослушав , что она там говорила.

На следующие выходные мы поехали  за  портфелем и канцелярскими товарами  в город и братишку захватили с собой. Он с нами спокойно сидел и не хныкал.
Город оказался такой шумный, но  весь в зелени, везде гудели машины, люди  куда-то торопились. Мы поехали в сторону базара и машина  нас оставила недалеко, так -как машину некуда  было поставить. Решили для начало отыскать тетю Салиму, так-как она просила, обязательно зайти к ней, если будем в городе .

           Базар  был полон людьми и машинами. Где-то разгружали коробки и грузчики аккуратно складывали  их в  свои тележки и увозили .Мы прошлись по длинным рядам  с яйцами , где крупно на картоне было написано –Оптом- У продавцов у всех были спереди сумки-кошельки , набитые деньгами.
Я  спросила у мамы -А что там написано?  -Оптом, девочка моя, это значит ,когда много берешь-и мы шли дальше , затем пошли ряды с посудами, было много выставленных  посуд , яркие,  красочные кружки из мультиков . Я маму попросила – -Купи нам кружки с мультиками-  мама поторговалась с продавцом и  купила две яркие кружки.Салима-апа предупредила маму, на базаре надо торговаться с продавцом. Тут же рядом продавались мороженое и ужасно захотелось  мороженое и с мороженым в руках , облизывая на каждом шагу пошли дальше по рядам.

   В следующем ряду торговали продуктами , где мешками стояли  рис, гречка , мука . Недалеко от бутиков продавали лепешки с тандыра , запах  горячего хлеба , самсы  начиненные мясом , пирожки , беляши поджаристые вкусно пахло и многие которые пришли на базар , стояли и ждали, когда поджарятся огромные беляши, которые жарились в небольшом казанчике.

         Недалеко сидели бабушки , которые торговали кумысом в мешке , рядом стояли в баклашке айран, катык.  Придерживая одной рукой горловину мешка они разливали в большие пиала , кто просил. Тут же в банках стояли сметана и всем проходящим говорили , что сметана домашняя. Только после рядов , где  было выложены все виды сушенных ягод , мы нашли  ряд , где торговали всеми сладостями, где должна быть наша тетя Салима -апа.

       Скоро мы  нашли тетю Салиму , она как раз садилась пить чай , было обеденное время. Салима апа торговала всякими кондитерскими изделиями . Шоколады , конфеты, печенье коробками лежали вокруг, две молоденькие девочки- помощницы стояли за прилавками и торговали. Она обрадовалась, когда нас увидела . Мы все вместе сели пить чай со всякими вкусняшками. Затем она нас повела к своей знакомой, где продавались сумки и канцелярские товары .

На обратной дороге она в пакет положила печенье , много всяких конфет. Мы еще набрали продуктов и на  маршрутном такси , которые стояли недалеко от рынка поехали домой, кроме нас в машине были несколько женщин , которые возвращались с полными сумками продуктов. У  меня голова разболелась, что даже не помню, как доехали до  ауыла.