22 июня - день тревожно-депрессивной памяти

Анатолий Апостолов
      22 ИЮНЯ —  ДЕНЬ  ТРЕВОЖНО-ДЕПРЕССИВНОЙ ПАМЯТИ

       В этом 2022 году  День 22 июня проходит у нас  под знаком бога  войны Марса — на Донбассе, как и 80 лет назад, идут бои с переменным успехом; гражданская и религиозная война грозят перейти в империалистическую, в третью мировую, ядерную. Нынче в этот день перед каждым из нас (ещё живых) всплывают в памяти разные картины прошлого и разные суждения о нем.
      У каждого из нас за спиной своя История,  и никто не горит желанием  переписывать её в угоду очередного «земного божества» — главного  начальника. Кто-то видит в этом Дне Памяти  начало всех наших доблестных побед и достижений, а кто-то  День Великой Беды и начала Великой  Жатвы Смерти. Кто-то видит в этот День  Сталинский парад на Красной площади в честь Победы над Германским рейхом, а кто-то  бесконечные кладбища и погосты, бесчисленные  холмики и ямки безымянных солдатских могил  в воронках от авиабомб и  крупнокалиберных снарядов. У каждого времени года свои рассветы и свои сумерки, своя Кривда и своя — Правда. Прав был писатель и фронтовой корреспондент  Константин Симонов, когда утверждал, что у войны не бывает одной правды, у войны их несколько. И прав был  фронтовик, инвалид войны, писатель Виктор Астафьев, когда заявлял, что всей правды о войне мы никогда не узнаем, ибо нигде  не рождается так много лжи, заблуждений, легенд и мифов как на войне и после неё. Кто-то в этот день старается не думать о плохом исходе, и  надеется на скорую  победу, а кто-то погружается в печаль и даже в тревожно-депрессивное состояние. У кого-то  родина — Москва или Ленинград, у кого-то — Бугульма или Княжпогост; у кого-то родной дом — московская квартира в сталинской высотке, у кого-то — саманная хата под соломенною крышей;  у кого-то  кровать под балдахином в спальной комнате,  у кого-то — на печи или в землянке в два наката.
      Кто-то  из процветающих патриотов-оптимистов в этот день посещает музеи боевой славы и любуется динамичным, экспрессивным полотном Александра  Дейнеки «Оборона Севастополя» (1942), а кто-то посещает в этот день смиренные и скромные кладбища и вспоминает самую пронзительную картину в истории советской живописи, полотно  Сергея Андрияки «Новогодняя ночь» (1984). Для кого-то Россия сегодня — страна героев-победителей и великая держава, а для кого-то  Россия —  огромное кладбище на краю студёной ойкумены, страна десятков миллионов  бедных  вдов и одиноких матерей. Кто-то воспринимает Родину в образе 85-метровой железобетонной фигурой женщины, шагнувшей вперёд  с  поднятым мечом —  «Родина-мать зовёт!» в исполнении скульптора Евгения Вучетича.  А кто-то — в образе одинокой  старушки на пустынном загородном кладбище  у могилы «своей  дитятки, родной кровинушки»     в Новогоднюю ночь с двумя горящими восковыми свечками.
     Огромное кладбище, совершенно пустое и тихое  на окраине большого города, на краю мира. Оно само  выглядит как странный, самый тихий город в мире. Нарочито огромные надгробные  плиты похожи на небоскребы — они  заслонили  от нас  город живых. И только у одной из могил  сидит на скамеечке одинокая Вдова и Мать. Увы, все люди смертны, и умерших людей на нашей планете в тысячи раз больше, чем живых. Не  всех, увы, вмещает наша память…  Не все имена погибших   достойны быть на каменных страницах и отлиты в бронзе.    Не всех великих завоевателей и полководцев вмещает мир, но зато их «легко вмещает две пяди земли». (Сысой Великий) Всё и всех перемалывает на элементарные частицы время, бесплотные в Мгновенной Вечности  тоскуют  души,  «и всюду страсти роковые, и  от судеб защиты нет» (А.С. Пушкин)
       Никто из них, наших отцов и дедов, матерей и бабушек,   не хотел умирать тогда в 1941 году, 22 июня.  Никто не хочет умирать и сегодня в Донецке и Белгороде.  Никто не хотел стать  посмертно  героем, и никто не хотел умирать трусом — все хотели  жить и дышать. Да жизнь и веселье преходящи, но и они не для всех,  и    помнить о смерти (своей и чужой) всегда надо.  Memento mori. И о природном альтруизме, человечности, о вечной бесконечной, святой материнской любви — тоже надо помнить!  И о своем коллективном  моральном и духовно-нравственном, психическом здоровье  нам тоже никогда  не следует  забывать. Ведь человечество и весь славянский мир сегодня вновь оказался на пороге палаты №6  доктора Чехова.
      Сегодня в   День 22 июня  в наших головах возникают   те же самые мучительные вопросы, которые вполне логично  возникали в головах наших отцов и дедов, матерей  и бабушек 80 лет назад, накануне 2-й мировой войны. Тогда они, как и мы сегодня,  слабо верили, что «Красная  Армия всех сильней», но и в то же время  даже в мыслях не допускали, что немцы  за полгода войны  окажутся на Волге, в Сталинграде.  Вопросов много, а вразумительных ответов нет — они, как всегда,  строго засекречены.    
     Новая великая Война не за горами, но способны ли наши  ракетные части  отразить первый ядерный удар Большого Запада  и нанести ему ответный, сокрушительный и победоносный?
    Кто первым бросит камень в противника Исполина, сразит его и положит наземь?
    Какой будет на этот раз 3-я мировая (ядерная) война — позиционной, наступательной, оборонительной, с линией фронта и  тылами, или война везде и всюду, обмен ракетными ударами по определённым целям или по площадям, по градам, весям и заимкам? 
      Ради чего и ради кого именно она начнётся?
      Ради жизни на земле или корысти ради алчного и омерзительного  по своей природе ничтожного меньшинства?
      Не окажется вновь наш народ опять между молотом и наковальней? Между «красными» и «белыми», между  бесами и шайтанами? 
       Готово ли наше мирное население к ядерной войне? Способен ли  стоящий на запасном пути бронепоезд заменить нашим мирным  людям надёжное противоатомное убежище?
       Если нет, то зачем мне лично и всем моим родным и близким   это всё? Эти милитаристские и казённые, «правильные» патриотические истерики и камлания? И эти лукавые  призывы  кромешных олигархов, социальных маньяков и политических  животных    умирать на поле боя всем до одного? За независимость страны, за легитимность вертикали власти,  за  демократию и за  «управляемую демократию», за лидерство страны и за её могущество? За блаженство «золотого миллиарда» и постсоветских правящих элит весьма плохого качества?
      Зачем   нам   умирать за чужую глупость и чужие интересы,  как напрасно  погибали   в прошлом веке миллионы людей за глупость своих правителей-шизофреников, бессильных мира сего? Война гражданская и религиозная  есть   глупость людей.
            
      Глупость в бронежилете, с гранатой  и  огнемётом — страшная сила. «Глупость — страшная сила, но  ей  никогда не придумать —как мне выжить в аду отрицанья любви, отчужденья». (Татьяна Романова-Настина).
     Трудно выжить и остаться человечным в этом безумном мире, и это морально убивает нас не только в День 22 июня, но и в иные поминальные дни. В этот День тревожно-депрессивных состояний все мы,  дети  Войны и Беды, все до одного   — благодарные потомки, альтруисты и пацифисты.
      В этот день мы все должны осознавать, какой чудовищной ценой обошлась нашему народу жизнь каждого из нас,  и  само существование нашего далеко не праведного и справедливого,  беспощадного и жестокого, весьма нерентабельного, «красного»  правящего режима (Владимир  Жириновский)
      Сегодня, 22 июня, почти в каждом из детей Войны и Беды в конце жизни ощущается та, прежняя,  миндальная горечь запоздалого понимания, что мир окончательно сошёл с ума, что грубая и жестокая реальность по своей абсурдности неотличима от реальных   заголовков новостей и событий в печатных  СМИ и в Интернете.  Мир снова в руках «теневых» социальных маньяков, политических животных, бастардов  и ублюдков,  охваченных безумными идеями передела мира и манией величия.  Повторение кромешного и знакового Дня 22 июня   не за горами — счёт уже  пошёл не на годы, а на месяцы. Из искры на нефтебазе близ Брянска  может возгореться ядерное пламя по всей Евразии. Сегодня мир несколько иной, чем он был когда-то 80 лет назад. Сегодня он гораздо  хуже, он безумен и  смертельно болен.  Вспоминаются горькие стихи по этому случаю моего старшего друга, ветерана Великой Отечественной войны, кавалера  боевых орденов и медалей, культуролога и лингвиста Степана Петровича Мамонтова (1923-2001) из цикла «Стоять насмерть!» от 9 мая 1998 года:
       Мы опять как тогда, в поединке со смертью.
       Но сегодня у смерти другая цена:
       Разгулялась она в бытовой круговерти,
       И уже не стоит за спиною страна!
       И товарищей нет, что шагали со мною
       В непролазной грязи белорусских дорог,
       И забыты их лица ошалевшей страною,
       И уже под Смоленском России порог!
            ………………………………………………………………
       Нелегко уходить.  Только Смерть справедлива:
       От неё не спастись ни царю, ни рабу!
       Остаётся одно: «отстреляться» красиво,
       С православной Отчизной разделяя судьбу!
       Сегодня «осторожная» война России с Большим Западом в Донбассе  — это только начало Большой  мировой  войны, один из элементов крупного передала мира. Тяжёлый  случай мы имеем сегодня. Почти непреодолимый.   Будем наблюдать,  как будут дальше  развиваться события.  «Будут нещадно ломать, крошить. Разрушать и убивать всё живое.  И, знаете, трещать будут, прежде всего, небольшие и средние государства. Такие как мы, Чехия, Австрия, Швейцария», —  заявил недавно президент Белоруссии Александр Лукашенко.  Мир будет другой, подчеркнул политик. Он давно уже другой, тотально беспощадный и враждебный  добавим мы, и заодно  утрём слезу в этот День 22 июня,  вспомним как бы невзначай, (в   утешение самим себе) замечательную фразу Альберта Эйнштейна: «Я не знаю, каким оружием будет вестись третья мировая война, но четвёртая — палками и камнями».

22.06.2022