Чехов. Дядя Ваня. 08. 06. 2022

Ольга Немежикова
НЕБО В АЛМАЗАХ

Дипломный спектакль студентов 4-го курса СГИИ, театральный факультет: А. П. Чехов «Дядя Ваня» (08.06.2022).
Режиссер-педагог – художественный руководитель курса, заслуженный работник культуры РФ, профессор Е. В. Бубнова.

Созданный образ Сони (Дарья Колтович) удивителен. Не только Астров (Алексей Ефимов) её уважает. Лишь Серебряков (Антон Уилер) может на этот счёт ухмыльнуться, ведь кроме него, любимого, никто здесь гроша ломаного не стоит.
Соня не только трудолюбивая девушка — она умна, ответственна, скромна, терпелива — все добродетели при ней. Соня проста в общении с другими, в том числе с Астровым, которого любит долгих шесть лет.
Удивительно, но Астров на самом деле этого не замечает, пока Соня почти открытым текстом ему не открылась и Елена следом не подтвердила её чувство.
Неужели Астров так толстокож? Нет. Он, как раз, человек крайне чувствительный — почти полгода не может забыть умершего под хлороформом больного. Про себя Соне он говорит: «Моё время уже ушло, поздно мне… Постарел, заработался, испошлился, притупились все чувства, и, кажется, я уже не мог бы привязаться к человеку. Я никого не люблю  и… уже не полюблю. Что меня ещё захватывает, так это красота. Неравнодушен я к ней. Мне кажется, что если бы вот Елена Андреевна захотела, то могла бы вскружить мне голову в один день… Но ведь это не любовь, не привязанность...»
Красота…  «О, как это ужасно, что я некрасива...» Если бы не этот разговор с Астровым, Соня, похоже, так и не помирилась бы со своей мачехой. Теперь самое важное для неё — узнать, любит ли Елена (Мария Бабина) Астрова? И когда узнаёт, что такая красивая женщина чувствует себя безнадёжно несчастной — смеётся от того, что у неё-то самой счастье, оказывается, есть: любить Астрова, которого Елена Андреевна считает таким уникальным, таким талантливым человеком! Он живёт по-соседству, в том же уезде, стоит только позвать — всегда готов примчаться на помощь. Этого Соне достаточно, чтобы быть, пускай не счастливой в своей любви, но — наполненной ею! И уже за это можно бесконечно благодарить жизнь, и Соня ей благодарна.
В один миг Соня получила и уже не теряет опору — понимание, в чём её личное счастье. Ведь такого человека, как Астров, Соня могла и не встретить! И тогда она, возможно, никогда бы не испытала восторга любви, пускай безответной.
Когда дядя Ваня в отчаянии говорит Соне, как ему невыносимо тяжело, у неё есть силы с ним поделиться, его поддержать. В этой девушке сколько смирения, столько и достоинства. Соня — самая сильная героиня пьесы, мы восхищаемся ею и верим в счастье не через тысячу лет, а в этой единственной жизни. Потому что небо — оно всегда в алмазах для тех, кто их видит.

Персонажи второго плана — яркие, колоритные характеры — Войницкая Мария Васильевна, старая няня Марина, обедневший помещик Илья Ильич Телегин.
Войницкая Мария Васильевна (Карина Редькина), maman дяди Вани, согбённым обликом напоминает  подбитого птеродактиля. Как с торбой, бродит она с потерянной памятью. Если старушка не тащит ворох брошюр, то непременно какую-то вновь читает, невзирая на происходящее — оригинальный для её возраста эскапизм надёжно вытеснил из восприятия все досадные мелочи. На риторический стон сына: «Что мне делать?!», она, оторвавшись от книжки, утробно гудит: «Верь Александру — он знает лучше нас!»  Как генеральша Крохоткина жить не могла без Фомы Опискина, так Мария Васильевна одурманена кумиром Александром. «Пришлите мне вашу фотографию!» — просит она на прощание. Этот портрет на самом деле будет ей лучшим подарком.
Выходом старой няни Марины (Юлия Шкирятова) начинается спектакль. Как древний дух усадьбы, приволакивая ноги, бредёт она, поджав губы, бормоча, казалось, молитву. Но это не молитва — это ворчание. Понаехали господа, рухнул порядок и когда-то теперь наладится...
Астрова и Телегина Марина любит по-матерински, Соню лелеет, дядю Ваню, похоже, жалеет, Войницкую тихо обходит. Старушка Марина добрая-добрая, но если к кому душа её не лежит, то не лежит: тех для неё словно не существует, они обезличены в одну шумную массу: гусаки гогочут! Погогочут, да перестанут; гусаков надо терпеть — что же делать...
Нетрудно видеть, что самый шумный для неё гусак — Серебряков, нисколько её, в отличие от сенаторши Войницкой, не очаровавший. Марина видит его проблемы насквозь и снисходительна к ним: неграмотная няня духовно недостижимо выше отставного профессора. Навязчивая тема старости, которой тот морочит Елену, отвратительна даже Марине. Она уводит его спать после затянувшихся капризов не из жалости к немочам, хотя вполне их понимает, а чтобы все от него, наконец, отдохнули. Марина — добрый хранитель духа времени, здоровых привычек, обычаев.
Именно Марине доверяет Илья Ильич Телегин (Мирон Слюсарь) самую горькую свою обиду — лавочник кинул вслед: «Эй, ты, приживал!» «Все мы у Бога приживалы, — успокаивает его Марина. — Как ты, как Соня, как Иван Петрович — никто без дела не сидит. Все трудимся».
Илья Ильич — личность в своём роде блаженная. Милый, тихий, застенчивый человек. Не понятно, одарён ли, отягощён ли великой любовью к простой жизни на природе, всякому проявлению которой искренне и неустанно он умиляется. Непременный платочек в его руках вечно в движении — сердце Ильи Ильича исходит музыкой и слезами, прощением, умиротворением, такой уж он человек, способный к подвигам почти что библейским. И мы радуемся за доброго крёстного, нашедшего любимую семью в этой усадьбе — вот уж кому, действительно, небо в алмазах.