Что в сердце твоём, Муса Джалиль?..

Рамиль Мухамматдинов
        Что в сердце твоём, Муса Джалиль?..
                По следам непрочитанной лекции

   15 февраля 2021 года исполнилось 115 лет со дня рождения великого татарского поэта Мусы Джалиля. Мне как татарину было дано задание выступить перед нашим литературным объединением с докладом о творчестве и подвиге поэта. Доклад я подготовил, но прочесть его не удалось – просто не хватило времени. (Выступавшие до меня говорили эмоционально, талантливо и красиво, и у нашего руководителя «не поднялась рука», чтобы прервать их). А не выполненная работа всегда сидит «занозой» в душе, требуя своей реализации.
   Не буду пересказывать лекцию, скажу об интересном наблюдении, которое сделал при подготовке материала.
   В биографии Мусы Джалиля есть любопытный эпизод, на котором я хочу остановиться подробнее. Будучи студентом литературного факультета МГУ, Муса жил в общежитии в одной комнате с Варламом Шаламовым. Позднее Шаламов написал рассказ «Студент Муса Залилов». Приведу здесь окончание этого рассказа Шаламова.

   — Что ты читаешь, Муса? Что ты учишь, Залилов?
   — Я учу...
   Муса ещё не был Джалилем (до войны ещё было далеко), но внутренне готовился к этой роли. Поэты часто предсказывают свою судьбу, пытаются угадать будущее — русские, по крайней мере. И Пушкин, и Лермонтов рассказывали о своей смерти раньше, чем умерли.
   Таким был и Муса. Русских стихов он перевёл немало. Не только Пушкина, но и Маяковского. Но первая встреча с русской поэзией в творческом его выборе — первое стихотворение Пушкина, которое Муса выучил наизусть и даже прочёл на литературном вечере в клубе I МГУ, бывшей церкви. Прочёл С БОЛЬШИМ УСПЕХОМ И БОЛЬШИМ ВОЛНЕНИЕМ (выделено мной, Рамилем Мухамматдиновым), выбрав стихотворение сам. Это не «Арион», не «Я вас любил», не «Послание декабристам», не «Для берегов отчизны дальной», не «Я помню чудное мгновенье», не «Памятник», наконец… Не ритмические осечки волновали Мусу в стремлении обязательно выучить по-русски это пушкинское стихотворение. В стихотворении было что-то такое, что привлекало, обещало решить что-то важное в судьбе, научить чему-то важному.
   Первым русским стихотворением, которое выучил Муса Залилов перед тем, как стать Джалилем, был «Узник» Пушкина. Мы, его соседи по студенческой комнате, шлифовали татарскую речь, очищали пушкинские стихи от всех посторонних звуковых примесей, пока «Узник» не зазвучал по-русски, по-пушкински.
   — Сижу за решэткой в темнице сЫрой.
   — СырОй, Муса.
   — Сижу за решэткой в темнице сырОй.
   — Учи! Зубри!
       Сижу за решёткой в темнице сырой.
       Вскормлённый на воле орёл молодой,
       Мой грустный товарищ, махая крылом.
       Кровавую пищу клюёт под окном...

   Орёл — это ведь не птичка, которую выпускают на волю. Птичку Пушкин написал вскоре после «Узника». Орёл не мог освободить узника. Человек зато выпустил птичку из тюрьмы на волю.
   Из этих двух тесно связанных друг с другом стихов Муса выбрал первое. А тот человек, который слушал орла, не был выпущен на волю, а был казнён в Моабите в 1944 году.
   В моём рассказе нет никаких телепатических домыслов. По структуре белков не вывести химической формулы героизма. Но воздух, шум времени — понятия вполне конкретные, доступные глазу, слуху и осязанию.
   Муса Залилов прожил почти год в тогдашней Черкасске I МГУ. Было, значит, в том воздухе что-то необходимое человеку.
   Журнал «Юность», № 2, 1974 г.

   Сделаю небольшое отступление. Родители, воспитывающие детей, спрашивают у педагогов: «Как угадать, в чём талант моего ребёнка?» Педагоги отвечают, что талант ребёнка в том, к чему он проявляет интерес, что волнует его. Максимально талант проявляет себя, став «занозой» в сердце ребёнка.
   Приведу один абзац из биографии П.И. Чайковского.
   «Ещё в детстве Пётр Чайковский начал сочинять стихи, а затем увлёкся музыкой. Чтобы развить способности будущего композитора, родители наняли ему учительницу — бывшую крепостную Марию Пальчикову. Вскоре Чайковский начал на слух подбирать пьесы и романсы, которые играли у него дома. Его брат Модест Чайковский вспоминал: «Когда ему запрещали быть у инструмента, продолжал на чём попало перебирать пальцами. Однажды, увлёкшись этим немым бренчанием на стекле оконной рамы, он так разошёлся, что разбил его и очень сильно ранил себе руку».
   А вот выдержка из биографии Альберта Эйнштейна.
   «Яркое воспоминание гения – это компас, который Альберт получил от отца в пятилетнем возрасте. Тогда мальчик болел, и Герман показал ему предмет, который заинтересовал ребенка: ведь удивительно то, что стрелка прибора показывала одинаковое направление. ЭТОТ НЕБОЛЬШОЙ ПРЕДМЕТ ВОЗБУДИЛ НЕВЕРОЯТНЫЙ ИНТЕРЕС У ЮНОГО ЭЙНШТЕЙНА (выделено мной, Рамилем Мухамматдиновым).
   Маленького Альберта часто учил его дядя Якоб, который с детства прививал любовь племянника к точным математическим наукам. Они вместе читали учебники по геометрии и математике, а РЕШИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО ЗАДАЧУ ДЛЯ ЮНОГО ГЕНИЯ ВСЕГДА БЫЛО СЧАСТЬЕМ (выделено мной, Рамилем Мухамматдиновым). Однако мать Эйнштейна Паулина отрицательно относилась к подобным занятиям и считала, что для пятилетнего ребёнка любовь к точным наукам не обернётся ничем хорошим. Но было ясно, что этот человек в будущем сделает великие открытия».
 
   Вселенная даёт человеку то, к чему заострены его чувства. В детстве Чайковский не был ни гениальным, ни композитором, но был неравнодушен к музыке. «Видя» эту увлечённость, Вселенная всё больше и больше стала давать ему возможности для реализации чувств. Также и с Эйнштейном: легко заметить, как Вселенная дала ему то, к чему он был неравнодушен.
   Библейское «Просите, и дано вам будет» – не только о прошении словом, и даже не о мысли, облачённой в слово, а о прошении чувством. Ведь человек просит у Бога самое сокровенное, самое желаемое, «самое – самое», то, что сидит «занозой» в его сердце. И чем сильнее жажда получить просимое, тем вероятнее это получить.
   В связи с этим приведу дзенскую притчу. Ученик спросил у своего наставника: «Учитель, как нужно просить у Бога, чтобы Он дал мне то, о чём я прошу?» Учитель ответил: «Нужно очень сильно хотеть то, о чём просишь». Ответ не удовлетворил ученика, и он задал следующий вопрос: «А как сильно нужно хотеть?» Учитель окунул голову ученика в ушат с водой и достаточно долго так продержал его. Затем позволил ученику достать голову из воды и спросил: «Сильно ли хотелось тебе дышать?» Тот ответил: «Очень сильно». «Вот также сильно ты должен хотеть то, о чём просишь Бога», – сказал учитель.
   Таким образом, чувства, которые бушуют в душе человека, которые стали «занозой» в его сердце, являются «заявкой» для реализации Вселенной (даже если человек не просит об этом). Этот закон мироздания как раз и определяет его зеркальность: «что посеешь, то и пожнёшь»; «как аукнется, так и откликнется»; «не судите, да не судимы будете»; «какой мерой судите, такой мерой и вас судить будут»… Об этом очень хорошо и подробно написал в своих книгах Вадим Зеланд. К сожалению, этот закон природы безжалостно проявил себя в отношении Мусы Джалиля. Вселенная сказала: «Ну, что-ж, Муса, твоя заявка принята. Тема узника стала «занозой» в твоём сердце. Я сделаю тебя самым великим узником всех времён и народов».
   Говоря «самым великим узником всех времён и народов», я нисколько не преувеличиваю. Был таинственный узник Железная Маска, были узники, отсидевшие много лет. Но величие не определяется арифметикой. Более того, величие не определяется ни должностью, ни званием, ни богатством. Величие – понятие иррациональное, здесь оно проявилось в силе духа Мусы Джалиля. Поэт выдержал ужасные пытки, дух его не был сломлен. Стихи «Варварство», «Волки» из «Моабитской тетради» не позволяют оставаться равнодушными. Написать такие стихи в состоянии ожидания смерти мог только Величайший Узник.

   Затронутая тема позволяет понять и Библейское «Возлюби врага своего». Ведь если ты обрушишь на врага злобу и ненависть, то Вселенная примет это как заявку на реализацию и окружит в ответ злобой и ненавистью тебя самого. Так что, если Вам, Читатель, в транспорте кто-то наступит на ногу и не извинится, а в ответ на Ваше замечание обматерит Вас, искренне пожелайте этому хаму здоровья и благополучия. Правда, при этом присутствующие могут подумать, что Вы трус, кто-то решит, что Вы – психически больной, а кто-то примет Вас за умственно неполноценного человека (такова «умственная неполноценность» Идиота Фёдора Михайловича Достоевского). Но Вы-то теперь знаете, как работает один из коварнейших законов природы, и, надеюсь, не допустите ошибок.
   21 июня 2022 года.