Известные люди Жан -Батист Мольер

Игорь Яковлев 4
Интересные и малоизвестные факты из жизни известных людей

"Он мечтал стать артистом театра, и стал им, стал также драматургом, причем великим драматургом , создателем классической  комедии,  чьи пьесы  не сходят со сцен театров мира и по сей жень,  католическая же церковь считала его творчесво вредным  и запретила хоронить его на кладбище по установленному церкрвью канону""   

Жан-Бати;ст Покле;н (фр. Jean-Baptiste Poquelin), театральный псевдоним — Молье;р (фр. Moli;re; 15 января 1622, Париж — 17 февраля 1673, там же) — французский комедиограф XVII века, создатель классической комедии, по профессии актёр и директор театра, более известного как труппа Мольера (Troupe de Moli;re, 1643—1680).

Виуипедия

Жан-Батист Мольер.  - его имя известно всем..
Даже в наши дни он по-прежнему считается одним из самых выдающихся драматургов за всю историю человечества.

Мольер, настоящее имя которого Жан-Батист Поклен, написал 40 комедий , комедий-балетов и фарсрсов, .среди них 12 самых острых и пронзительно-сатирических комедий всех времен, некоторые из них в стихах, другие - в прозе. Мольер  входит в число самых выдающихся мастеров жанра, таких как Аристофан, Плавт и Джордж Бернард Шоу. Он закрепил потенциал комедии как формы искусства.
понять одного из самых выдающихся драматургов в истории.

Он родился в Париже 15 января 1622 года в семье Марии и Жана Поклен. Его отец был обивщиком мебели и занимал официальную должность при королевском дворе, а мать ( в девичестве Крессе  ) происходила из богатой буржуазной семьи. Мольер был старшим ребенком, следом за ним родилось еще пятеро детей, но до взрослого возраста дожили только трое.
Дом, в котором был рожден маленький Жан-Батист, соседи в шутку называли “обезьяньим”. Все дело было в красивом резном барельефе, украшавшем парадный вход — на нем было изображено множество забавных обезьянок. Несмотря на то, что взрослый Мольер практически не поддерживал связь с семьей, симпатию к деревянным мартышкам, как память о своем детстве, он пронес сквозь всю жизнь. Когда король жаловал руководителя театра дворянским званием, он изобразил обезьянку на своем новом фамильном гербе.

Раннее детство Мольера было относительно спокойным. Но в возрасте 10 лет он потерял мать (умерла от туберкулеза), к которой был очень привязан.
Вскоре его отец женился на другой женщине. Мачеха Жана Батиста была доброй и чуткой женщиной, старалась сделать все, чтобы ребенок не ощущал нехватку материнской любви. Взрослый Мольер всегда тепло отзывался о Катрине Флерет, считая ее второй матерью.

Неплохое финансовое положение семьи позволило родителям отдать его сначала в начальную школу в Париже, после – в престижный Клермонтский колледж. В нем он  основательно изучил латынь, поэтому свободно читал в подлиннике римских авторов и даже, по преданию, перевёл на французский язык философскую поэму Лукреция «О природе вещей» (перевод утерян).
По окончании коллежа в 1639 Жан-Батист выдержал в Орлеане экзамен на звание лиценциата прав.

Получив высшее образование, он некоторое время работал юристом, а также помогал отцу при дворе до смерти короля Людовика XIII в 1643 году.
Но ни работа обойщтком при  королевском дворе ни алвокатская деятельность не прельщали Жана-Батиста. Его мечтой было стать артистом театра.

Несмотря на все старания отца
юноша был непоколебим в своем решени
Убедить Мольера в ошибочности его выбора пытался и домашний учитель дома Покленов, мэтр Пинель. Однако увидев счастливые глаза бывшего ученика, старый учитель понял, что тот занимается любимым делом, поэтому изменил свое решение и горячо поддержал Жана Батиста.

Биография Жана-Батиста Мольера увлекательна, а жизнь полна неожиданных  . Когда Жану-Батистуисполнился 21 год, он взял себе псевдоним Мольер .

Молодой актер считал свою фамилию недостаточно благозвучной, поэтому он принял решение взять себе псевдоним.
Кроме того это избавляло его  семью от смущения, поскольку театральная жизнь не считалась респектабельной.

Отец Жана Батиста так же был огорчен и тем фактом, что его сын практически отказался от родовой фамилии
и совместно с семьей Бежар основал театр назвав его Блистательным театром. (L'Illustre Th;;tre),. а котором работало 10 актёров. Театро был заренистрирован
столичным нотариусом и начал свою работу в Париже.

В это время Поклен то влюбился   в Мадлен, которая позже стала его любовницей.

Театр Мольер провел два неудачных сеазон в Париже , не выдержав конуцренции с другими, более маститыми театрами. В итоге ткатр обанкротился и Мольер угодил в долговую тюрьму по долгам театра, перед кредитлоами, где провёл некоторое время.

После выхода  из тюрьмы Мольер не оставил ижею театральной деятельности и ркшил продолжить её в провинциях , в основном по югу и юго-западу Франции,  Труппа театра примкнула к бродячихм комедиантам возглавляемой Дюфреном
С 1650 года  Мольер возглавляет всю группу..

Это турне затянкулось на целые 12   лет. (с 1646 по 1658 год.) За это время он отточил свои навыки актера, режиссера, администратора и драматурга.
В качестве актёпа Мольер любил играть еомелий еые роли, хотя выступал и в трагедиях.В качестве драматурга в ращное время им  написано более четырёх десятков комелий , лучшими из которых являются:
“Тартюф”, “Мещанин во дворянстве”, “Дон Жуан”, “Мнимый больной”, прославят имя автора во всем мире. Из написанвх им комедий 8 - утеряны.

Часто в своих пьесах автор высмеивал человеческие пороки, поэтому они были актуальны для его современников, и не теряют своей актуальности сейчас. а мсать комелии его заставил как литератупный голод, так и  тяга к литературному голоду. Первые его комедии были одноактовыми фарсами.Больштнство их них не дошло до наших дней . Сохранились только пьески «Ревность Барбулье»  и «Летающий лекарь» , принадлежность которых Мольеру не вполне достоверна. Известны ещё заглавия ряда аналогичных пьес, игранных Мольером в Париже после его возвращения из провинции («Гро-Рене школьник», «Доктор-педант», «Горжибюс в мешке», «План-план», «Три доктора», «Казакин», «Притворный увалень», «Вязальщик хвороста»), причём заглавия эти перекликаются с ситуациями позднейших фарсов Мольера (напр. «Горжибюс в мешке» и «Проделки Скапена», д. III, сц. II). Эти пьесы свидетельствуют, что традиция старинного фарса оказала влияние на основные комедии его зрелого  возраста.

Фарсовый репертуар, исполняемый труппой Мольера под его руководством и с его участием в качестве актёра, способствовал упрочению её репутации. Ещё больше возросла она после сочинения Мольером двух больших комедий в стихах — «Шалый, или Всё невпопад», 1655 и «Любовная досада»x, 1656, написанных в манере итальянской литературной комедии.

Труппа Мольера постепенно добилась успеха и славы, и в 1658, по приглашению 18-летнего Месье, младшего брата короля, она вернулась в Париж.

 24 октября  1658 года труппа дебютировала в Лувре. На спектакле присутствовал сам «король-солнце» Людовик Великий.

Утерянный фарс «Влюблённый доктор» имел громадный успех и решил судьбу труппы: король предоставил ей придворный театр Пти-Бурбон, в котором она играла до 1661, пока не перешла в театр Пале-Рояль, где уже оставалась до смерти Мольера.рти
Брат короля стал покровителем
Мольера.

Парижский период деятельности Мольера открывается одноактной комедией «Смешные жеманницы» (1659). В этой первой, вполне оригинальной, пьесе Мольер сделал смелый выпад против господствовавшей в аристократических салонах вычурности и манерности речи, тона и обхождения, получившей большое отражение в литературе и оказывавшей сильное влияние на молодёжь (преимущественно женскую её часть). Комедия больно уязвила виднейших жеманниц. Враги Мольера добились двухнедельного запрещения комедии, после отмены которого она шла с удвоенным успехом.

При всей своей крупной литературно-общественной ценности «Жеманницы» — типичный фарс, воспроизводящий все традиционные приёмы этого жанра. Та же фарсовая стихия, придававшая юмору Мольера площадную яркость и сочность, пропитывает также следующую пьесу Мольера «Сганарель, или Мнимый рогоносец» (1660).

В декабре 1662 года Мольер и его труппа представили монарху комедию «Школа жен», которая, по его мнению, должна была иметь большой успех. Сюжет сосредотачивается вокруг Арнольфа, человека из среднего класса, который выбирает в супруги свою же подопечную Агнесс – девушку из крестьянской семьи, воспитанную в монастыре. Молодой соперник, не подозревая о личности Арнольфа, рассказывает ему, как именно он планирует украсть девушку из-под его носа.

Пьеса вызвала огромный протест. Враги Мольера, завидуя милости короля по отношению к нему, назвали его аморальным и утверждали, что он украл историю у другого писателя. Мольер решил ответить им полемической пьеской «Критика "Школы жен"», представленной в июне 1663 года. Все это послужило основанием для признания комедии одной из форм литературы.

За 15 лет с1658 по 1673 год  Мольер создал все свои лучшие пьесы, вызывавшие, за немногими исключениями, ожесточённые нападки со стороны враждебных ему общественных групп.

В мае 1664 года Мольер был приглашен в Версаль для выступления перед Людовиком XIV. Публика впервые увидела «Тартюфа, или Обманщика». Эту пьесу называют самой скандальной в  биографии Мольера. Краткое содержание произведения: в доме достопочтенного парижанина Оргона останавливается молодой человек. Хозяин воспринимает гостя словно чудо: скромный, молодой ученый, набожный и бескорыстный. Но домочадцы пытаются доказать ему обратное.

Истинная сущность гостя проявляется, лишь когда Оргон переписывает на него дом и  свои сбережения... Положение спасает лишь вмешательство благородного короля. Пьеса раскрывает религиозное лицемерие. Она разозлила «Общество святых даров», мощную религиозную группу, и в течение пяти долгих лет Мольер безуспешно боролся за право исполнять ее. Наконец, в 1669 году власть Общества ослабла, и «Тартюф, или Обманщик» с большим успехом возродился в королевском дворце.

«Дон Жуан, или Каменный пир»
Упоминание об этой комедии можно найти в абсолютно любой, даже самой краткой биографии Мольера. Жан-Батист впервые представил на обозрение публики «Дон Жуана» 15 февраля 1665 года в театре «Пале-Рояль». Комедия считается одним из величайших произведений Мольера. Он вновь бросил вызов духовенству и обществу, на этот раз высмеивая феодальное дворянство. Однако, отыграв 15 представлений, он исключил пьесу из репертуара, опасаясь нового скандала. Больше при жизни драматурга «Дон Жуана» не исполняли.

Мольер высмеивал духовенство, общество, но всегда был осторожен в отношении института монархии. Он заработал статус одного из фаворитов короля и пользовался его защитой при нападках суда.

20 февраля 1622 года Мольер дал брачный обет в парижской церкви Сен-Жермен-л’Осеруа.
Арманде Бежар - младшей сестре  артистки его театральной труппы Мадлен., - дюбовнице Мольера.  Она была на 20 лет младше его.( ему было 40 лет, а ей - 20) Когда они поженились,
в обществе начались пересуды, так как ходили слухи, что его жена на самом деле является внебрачной дочерью комедиографа и вышеупомянутой актрисы. Чтобы
пресечь эти слухи, порочащие доброе имя Мольера, король Людовик XIV стал крёстным отцом его  ребёнка.

Два года спустя у них родились близнецы, которые умерли в возрасте пяти лет. Но они не утратили надежды, и в 1665 году на свет появилась дочь Эсприт-Мадлен.

Поздние годы  Мольер был в фаворе у короля, но это не спасло его от мирских забот: болезней, семейных проблем и депрессии. Тем не менее в самый сложный период он написал и представил публике работу, которая подтверждает его мастерство и гениальность. Театральная комедия «Мизантроп», поставленная на сцене в июне 1666 года, порадовала его поклонников, но, увы, не стала популярной.

Два года спустя новая комедия «Скупой, или Школа лжи» с треском провалилась, и Мольер столкнулся с серьезными финансовыми проблемами. Ситуацию спас комедийный балет «Мещанин во дворянстве» (1670), он помог вновь привлечь внимание публики.
В последние годы жизни писатель постоянно чувствовал недомогание, часто и подолгу болел. Выходить на сцену ему становилось с каждым разом труднее.

Сплетни и наговоры сильно подрывали здоровье Мольера. В последние годы жизни монарх перестал помогать драматургу.

С годами его стал мучить сильный кашель, который он пытался замаскировать и выдать за актерский прием. Когда на сцене его одолевали приступы, он притворялся, что делает это специально, пытаясь рассмешить публику. Состояние стало ухудшаться.

Спектакль "Мнимый больной"
Как правило, в биографии Жана Мольера кратко пишут о его смерти: «Умер на сцене своего театра, когда играл, пожалуй, в самой жизнерадостной своей пьесе «Мнимый больной».

Во время спектакля, когда Мольер изображал больного, сидящего на стуле, он начал кашлять кровью. Думая, что это часть представления, зрители начали хвалить мастерство актера. Однако один человек из театральной труппы, понимая реальную ситуацию, опустил занавес, чтобы спасти Мольера. Его немедленно отвезли домой, а спустя несколько часов он умер.
Причиной его смерти стала остановка сердца.

Из-за враждебного отношения к нему католической Церкви Мольера после его смерти отказывались хоронить Пришлось вмешаться лично королю, но комедиографа всё равно похоронили за церковной оградой, рядом с самоубийцами и прочими людьми, которых обычай запрещал хоронить на кладбище.

Известно, что он создал около сорока пьес, которые и ставились в его театре. К сожалению, восемь из них потерялись во тьме веков, но остальные сохранились до наших дней. Их и по сей день ставят на театральных подмостках многих стран мира.

Спустя столетия многие все еще верят в миф о смерти Мольера на сцене. Французский Театр, один из самых важных и престижных в Париже, до сих пор выставляет печально известный стул, на котором Мольер сыграл свою последнюю роль.

Сценический стул Мольера
Мольера не смогли похоронить согласно обряду, потому что первые два священника отказались его проводить. Архиепископ Парижа вообще запретил хоронить его. Только после того как жена Мольера обратилась лично к королю, было разрешено похоронить тело на кладбище, предназначенном для некрещеных младенцев. В 1972 году его останки были перевезены во Французский музей, а затем - на кладбище Пер-Лашез в Париже.

Со смертью Мольера связана еще одна легенда. Считается, суеверие о том, что зеленый цвет приносит несчастье актерам, происходит от цвета одежды, в которую он был одет, когда играл последний спектакль.

Интересно, что кроме нескольких подписей на административных документах, не осталось никаких рукописей Мольера. Сундук с ними его жена продала после смерти драматурга.

Легенда гласит, что во время Реставрации (1815-1830) во Французскую национальную библиотеку пришел человек и попросил его принять, сказав, что у него есть достойный багаж. Так как было поздно, охранники, как сообщается, отказали ему, ответив, что никто не может принять его в это время. Крестьянин согласился уйти, но упомянул, что он принес сундук с оригинальными произведениями Мольера и что такое отношение - это позор для библиотеки. Это был последний раз, когда кто-то слышал об оригинальных пьесах. Сундук не найден по сей день.

Из всех легенд о Мольере эта, пожалуй, самая громкая. Серьезный спор относительно авторства его произведений начался в 1919 году. Французский поэт Пьер Луис утверждал, что настоящим автором пьес был не Мольер, а другие люди, в числе которых был и Пьер Корнель. До сих пор некоторые авторы считают, что эта теория вполне может быть правдой. В качестве главного аргумента они приводят тот факт, что отсутствуют рукописи, кроме того подчеркивается, что у Жана-Батиста попросту не хватило бы времени на драматургию в связи с сильной занятостью в театре в качестве актера.

Согласно этой теории, Пьер Корнель использовал Мольера для продвижения сатирических комедийных пьес, которые он не хотел публиковать под своим собственным именем, будучи известным драматургом и признанным «отцом французской трагедии».

И все же, несмотря ни на что, Мольер остается одним из самых популярных авторов в мире. Он представляет такую ;;важную часть французской литературной культуры, что французский язык теперь часто называют «языком Мольера». В настоящее время лучшие актеры и актрисы во Франции ежегодно получают награду его имени, которая является французским эквивалентом премии «Оливье» в Великобритании или премии «Тони» в США.

Мольер для франкоязычного театра - то же, что Шекспир для англоязычного. Его пьесы переведены на все основные живые языки и исполняются на сцене Французского Театра чаще, чем любые другие.

. Заслуги Мольера были оценены потомками по достоинству. В его родной Франции существует литературная премия его имени, и на планете Меркурий название “Мольер” носит один из кратеров. А в Париже его именем названа одна из улиц.