В современных российских условиях проблема социальной справедливости перерастает сейчас в проблему социальной защиты незащищенных групп населения, а также в проблему устранения таких аспектов несправедливости как невозможность реализации социального статуса по результатам общественно необходимого труда, особенно у государственного чиновничества, труд которых часто направлен против социального благополучия населения по труду.
Движение к достижению социальной справедливости предполагает необходимость более чёткого формулирования на государственном уровне её принципов и критериев. Социальная практика справедливости предполагает конкретный набор определённых материальных и духовных благ, к которым все граждане должны иметь относительно равный доступ. А это прежде всего доступное жильё, продукты питания и одежа; дошкольное воспитание, образование, медицинское обслуживание; городской транспорт, средства связи и информации.
Кризис развития социальной справедливости в современных условиях России заключается в углублении разрыва между правящими кругами, экономическими целями государства и системой ценностей населения, т.е. нравственными и социально-психологическими моделями, существующими в сознании людей. Одна из главных трудностей, которые возникают, как только делаются попытки применить какую-либо теорию справедливости к современной российской действительности, заключается в нежелании менять всю сложность и многообразие сложившихся социально-экономических и социокультурных условий, что не несёт государственному чиновничеству ничего, кроме головной боли.
Поскольку Россия является многонациональной страной, то это определяется в первую очередь природными и географическими, территориальными и традиционными факторами. Любые усилия и попытки общественных преобразований в сторону развития социальной справедливости в России непременно наталкиваются на необходимость решения множества региональных проблем.
Однако для обирания трудящегося населения эти факторы и огромные территории никогда не мешали, а для внедрения социально справедливых законов и для их соблюдения эти факторы оказываются непреодолимыми.
Сегодня в России налицо значительное многообразие региональных условий и традиций, пестрота в этническом составе населения, резкие контрасты в уровнях экономического и социокультурного развития. Это и обусловливает трудности внедрения в регионах социально справедливой политики, ибо о создании партии с общими целями трудящегося населения пока никто речь даже не пытается вести.
В системе этих отношений проявляются две классовые противоречивые тенденции. Обе тенденции объективно присущи любой федеративной системе, объединяющей ряд разнородных субъектов, обладающих той или иной мерой классовой спецификации и автономии. В нашей стране эти противоречия усугубляются отсутствием опыта реального партийного многообразия и практически с отсутствием партии социально прогрессивных тенденций развития.
А уж о программе развития страны в сторону социально прогрессивного развития и стремления совершенствовать федеральное и региональное законодательство для согласованности всех действий в сторону социального благополучия населения хоть бы кто заикнулся.
Можно наблюдать постоянное стремление центральной власти в нежелании разработать единую систему социальных гарантий для населения по труду, а вот ограничить полномочия регионов, особенно для развития системы распределения социальных благ от их общего производимого количества по количеству и квалификации труда, это всегда пожалуйста.
Конечно, с точки зрения федерального правительства проще и удобнее видеть в регионах лишь источник финансовых средств, которые отбираются затем на «справедливой» основе и перераспределяются в соответствии с общегосударственными потребностями. Таков взгляд «сверху», из центра. Он отражает стремление некоторых кругов государственной бюрократии превратить федерализм в формальную «вывеску», за которой скрывается практика предотвратить развитие социальной справедливости в регионах.
Именно поэтому методы правового регулирования отношений по социальной защите населения имеют в регионах свою специфику. Общеизвестно, что правовые средства заложены в самой природе права и в несовершенстве законодательства, что и представляют следующие юридические возможности: предписание, запрет, дозволение. Большинство общественных отношений, составляющих предмет социального права, исключает юридическое равенство их участников, является отношениями власти, поэтому преимущественно используется первый способ воздействия, когда предписание характеризуется как метод императивный и безоговорочный.
В последние годы одним из направлений законотворческой деятельности стала формулировка принципов правового регулирования социальной защиты населения. Из теории права известно, что принципы права - это основные исходные положения, определяющие цели правового регулирования, дающие ему общее направление, предопределяющие основные тенденции регулирования общественных отношений. Правовые принципы существуют объективно, они реально заложены в праве и по сфере действия эти принципы принято классифицировать на:
• общеправовые, свойственные всем отраслям права;
• межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей;
• отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли;
• внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов.
К общеправовым принципам социального права относятся: всеобщность социальных норм от общего количества производимых и необходимых стране средств для жизни; финансирование малоимущих за счет обязательных страховых взносов, а также за счет государственного бюджета. Но если в стране с правом на труд каждый имеет свою норму необходимого для социально-бытового благополучия, от общего количества производимых в обществе средств для жизни, то откуда возьмутся малоимущие? Особенно если на рынке будут только те средства, которые производятся сверх норм, необходимых для социально-бытового благополучия всех членов общества?
Дифференциация оснований предоставления бытовых социальных гарантий, выплат и услуг в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), от природно-климатической зоны, от прожиточного уровня в регионе, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов, определит и необходимость в планировании производства необходимого.
В то же время необходимы универсальность и комплексность, т.е. гарантированность социальной защиты при наступлении всех социально значимых обстоятельств по социальным гарантиям установленных законом, по страховым случаям, и возможность одновременного получения нескольких видов обеспечения (выплат, услуг, льгот) в целях удовлетворения насущных потребностей граждан.
Например, принцип защиты граждан от безработицы и их материальное обеспечение при наступлении нетрудоспособности и по достижении определенного возраста состоит в том, что государство берет на себя обязательства перед обществом заботиться о сохранении существующих и создании новых рабочих мест, осуществлять мероприятия по обучению граждан новым профессиям, ограничивать власть работодателя по увольнению работников и в судебном порядке восстанавливать на работе необоснованно уволенных, обеспечивать осуществление денежных выплат лицам, временно не имеющим работы (выходное пособие, пособие по безработице), а также выплат тем, кто в силу возраста либо состояния здоровья не имеет возможности трудиться.
Кстати, и обоснованно уволенных необходимо трудоустраивать в соответствии с принятым законодательством, чтобы не допускать их внедрения в криминальные структуры, которые должны отслеживаться и уничтожаться по возможности без кровопролития до того, как они пустят свои метастазы в организм общества.
Кроме общих принципов, выделяют принципы, специфические для разных организационно-правовых форм социальной защиты: социального страхования и социальной помощи. В частности, принцип адресности отражает сущность социальной помощи и не распространяется на социальное страхование, а принцип солидарности относится только к финансированию государственного социального страхования.
Можно подготовить к внедрению в общество и государственной инфраструктуры, которая будет сформирована для обеспечения процессов образования, медицинского и бытового обслуживания, а также обслуживания населения необходимыми нормами городского общественного транспорта и связью из фондов общественного социального страхования прежде всего для детей и лиц пожилого возраста, что должно увеличить число рабочих мест и объемы необходимых услуг для населения.
Значительным недостатком является бесконтрольный рост платности обучения, медицинского и бытового обслуживания населения, который привёл в России к невостребованности мощностей образовательных и оздоровительных учреждений, обеспечивавших прежде потребности населения. Снижение доступности различных товаров и услуг деформировало сложившийся образ жизни, увеличило нагрузку в домашнем хозяйстве, сократив свободное время, прежде всего, женщинам.
Радикальные перемены могут когда-нибудь коснуться и государственной системы жилищного обеспечения. В последнее время наблюдаются сдвиги по обеспечению нуждающихся слоёв населения государственным жильём на условиях беспроцентной аренды с последующим выкупом жилья и перемены со стороны государства в области развития социальной справедливости, которые дают населению некоторые лучшие надежды на будущее.