В. С. Литвиненко, профессор, ректор Горного универ

Иван Чибисов
Владимир Стефанович на открытии Горного музея после его реконструкции.



СЛУЖЕНИЕ ОТЕЧЕСТВУ – ДОЛГ ХРИСТИАНИНА

«Служить своему Отечеству можно  не только защищая его границы и живущих в его пределах людей, не только участвуя в его промышленной, экономической или политической жизни, но и охраняя и обогащая его дух, его душу....»
                Епископ Мефодий


Патриотизм как миссия служения Отечеству формируется в процессе обучения, воспитания и социализации молодежи, подготовки       к созидательному труду, служению своей Родине.

Важно при этом, чтобы молодые люди усвоили, что их личное, семейное благополучие, достижение жизненных ожиданий в различных сферах деятельности и социальный статус взаимосвязаны с готовностью к служению своему Отечеству — тому коллективу, обществу и государству, в котором они живут.

Какой будет Россия в третьем тысячелетии? Какова роль нашей страны в развитии мировой цивилизации? В каком обществе мы живем? Какими ресурсами располагаем и на что можем рассчитывать в будущем? Будет ли наше Отечество другим? И чем, собственно говоря, оно является в настоящем, и чем в состоянии быть в будущем?

Ответ на эти вопросы и есть исторический выбор России в ее многотрудной истории, которая учит нас на героических примерах борьбе за сохранение Родины, у которой был вполне конкретный враг или его потенциальный образ.

История Отечества изобилует фактами, что во все времена нелегкой судьбы России ее ответом на угрозы был (Есть и Будет) патриотизм как сила спасения, сохранения, воспроизводства и развития этой сложной экономической, культурной, политической, социальной системы, именуемой РОССИЯ.


Вместо вступления

Каждый человек, появившийся на Белый Свет, своим явлением посредством именно ему начертанного пути, призван решать то, что ему назначено судьбой. Поэтому так важно молодым людям найти свой жизненный путь и пройти его, не сбиться с пути!

В годину испытаний, в годину великих перемен родная русская земля являет на наш Свет Божий таких выдающихся государственников своего времени, как: как Ф.М. Ртищев, А.Л. Ордин-Нащёкин, В.В. Голицын, Михаил Ломоносов, Д.И. Менделеев, К.Э. Циолковский, И.В. Курчатов, М.В. Келдыш, С.П. Королёв, В.С. Литвиненко и целый ряд других много значимых для судьбы Отчизны людей!

Корни родной земли дают крепкие, здоровые всходы. Этими здоровыми и крепкими всходами, в основном, являются пытливые дети не знатных и не богатых родителей - это, как правило, дети простых, скромных тружеников отчей земли!

Здоровые всходы многонационального народа СССР – победителя тьмы, а по сути спасителя народов родной земли и не благодарной Европы от фашизма, свидетельствуют о здоровых корневых традициях Предков! Они являют миру внутренне творческое содержание, непоколебимость их наисветлейшего Духа, открывают миру творения Божественного начала вселенной!


« Герои духа»- выдающиеся учёные, инженеры-горняки, выпускники Университета

Кто они люди, которые являют нам и миру героическую силу духа!




     Погружаясь в историю нашей Страны, в историю Российской Империи, новую историю СССР, да и новейшую историю Российской Федерации, хочу ещё раз отметить глобальное, судьбоносное значение для мира людей нашего государства. Его определяющее значение как многонационального Русского мира в истории появления и развития цивилизации на земле.

Так уж вышло, что написание моей работы совпало с очередным историческим испытанием для судеб нашей страны Российской Федерации, судеб наших людей. Быть или не быть Нам на нашей грешной земле? Вновь объединённая Европа и Англосаксонский мир под руководством Американского либерального с сатанинским вывертом государства решили уничтожить само культурно-историческое понятие Русского мира, Русской цивилизации, как оплота вселенского мира, хранителя добра, правды и справедливости.

На протяжении столетий наша Отчизна систематически подвергается жесточайшим испытаниям на способность сохранить свою державу, самобытную цивилизацию от вероломных супостатов – захватчиков. Как это ни печально, но на долю и нашего, бывшего советского, поколения конца 20-ых и начала 21-вого веков выпала такая же жестокая доля.

Сложность ситуации состоит ещё и в том, что Страна находится в состоянии пост перестройки политического устройства государства и экономической трансформации всей системы социально-экономического бытия людей. При всём при этом, Россия вынуждена выступить на защиту от геноцида миллионов своих сограждан, которые невольно оказались на своей родной земле, но в юрисдикции другого государства, со Специальной Военной Операцией (СВО).

Европейские и англо-саксонские силы тьмы, взрастили на территории западной Украины, т.н. Галичины нацистские, военизированные сектантские отряды. Эти отряды с попустительства властей Украины в 2014 году совершили государственный переворот – захватили власть.

Пользуясь покровительством Евро-англо-саксонских Сил тьмы, нацистская власть Украины, желая наказать жителей Донбасса не принявших незаконный переворот, устроила блокаду и настоящий восьми летний геноцид миллионов русских людей – граждан Украины.

Мало того, желая наказать и народы России за бескорыстную помощь людям (недавним согражданам единой Страны) Донбасса, подготовили усиленное военной помощью запада нападение на Россию. Благодаря хорошей работе наших разведчиков, план нападения на Донбасс и Россию стал известен Руководству Страны. России ничего не оставалось, как упредить нападение нацистов, чтобы избежать масштабной войны и огромных людских потерь.
  Сегодня Россия – Российская Федерация, её Руководство испытывают настоящий экзамен на управление Страной в условиях мобилизационной готовности при ведении СВО. Очень важно, что бы особенно в данное время рядом с Президентом, были надёжные руководители министерств, ведомств, отраслей, предприятий и организаций,  ведущих вузов, научных и иных учреждений.
Надёжные - это сильные духом люди, которые несмотря ни на что выполняют свой долг. Благодаря силе духа наша родная страна смогла выиграть Великую Отечественную Войну. Сила духа – это упорство, благодаря которому воплощаются в жизнь мечты. Сила духа – это способность оставаться настоящим человеком в трудных условиях.

Одним из самых преданных и надёжнейших соратников Президента России В.В. Путина является Владимир Стефанович Литвиненко. Выдающийся государственник, Меценат и радетель Российской Высшей образовательной школы, Горной науки. Умелый организатор Международных взаимоотношений по развитию науки и использованию даров природы к пользе народов России и человечества.
  Настоящий и действительный Российский - русский горный инженер. Доктор технических наук, профессор Литвиненко Владимир Стефанович возглавляет Горный университет с июня 1994 года.
   
Литвиненко В.С. родился 14 августа 1955 года на хуторе Новоленинский Краснодарского края. Отец работал кузнецом, мать - в колхозе. После окончания школы - восьмилетки в деревне Большая Хвощеватка Подгоренского района Воронежской области, окончил Новочеркасский Горный техникум по специальности геологоразведка.

Затем работал в геологоразведочных партиях. После прохождения  срочной службы  в  Советской армии. Приехал в  Ленинград, где устроился работать комендантом общежития Ленинградского горного института  (ЛГИ), затем начальником хозяйственного отдела ЛГИ.
 
В 1977—1982 годах учился в Ленинградском горном институте. Окончил с отличием геологоразведочный факультет по специальности «Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых», затем поступил в аспирантуру на кафедре «Технология и техника бурения скважин». После окончания аспирантуры преподавал в ВУЗе. Работал в геологоразведочных партиях. Затем приступил к преподавательской работе в ВУЗе. В 1987 году защитил кандидатскую диссертацию, в 1992 году – докторскую.
     Владимир Стефанович ведущий учёный в области теории и новейших технологий бурения, беструбного крепления и эффективных методов эксплуатации скважин. Ещё, будучи студентом В. Литвиненко проявлял редкостную активность в общественной работе, добился значительного улучшения бытовых условий студентов в общежитии.

 
Решением  ректора ЛГИ профессора Н.М. Проскурякова в 1984 г. в возрасте 29 лет был назначен проректором ЛГИ по административно-хозяйственной работе, а в 1986 г. — проректором по внешнеэкономической и коммерческой деятельности.
  Умело сочетая результативную административную и организаторскую работу с научными исследованиями, Литвиненко разработал основы теории бурения скважин плавлением горных пород, методику расчётов высокотемпературных пенетраторов и технологических параметров процесса бурения.
  Создал первую в стране научно-исследовательскую лабораторию, успешно разрабатывающую принципиально новый способ бурения. Впервые в России и Европе новым способом пробурены скважины в четвертичных отложениях с одновременным экологически чистым без трубным креплением за счёт уплотнения и термических преобразований самих проходимых пород.

Обоснован эффективный способ крепления и изоляции отдельных интервалов нефтяных и газовых скважин с применением легкоплавких связующих материалов, разработан и запатентован способ комбинированного высокотемпературного и парогидродинамического воздействия на малопродуктивные или кольматированные коллекторы с целью повышения дебита эксплуатационных скважин на жидкие и газообразные полезные ископаемые.
  С 1996 года исследования в этих направлениях ведутся совместно с Лос-Аламосской национальной лабораторией Калифорнийского университета. Ряд разработок реализован на контрактной основе в США, Германии, КНР, Южной Корее и др.
   
Международное сотрудничество Санкт-Петербургского Горного университета вносит свой вклад в развитие мировой цивилизации.

В условиях реформирования высшей школы Российской Федерации и резкого сокращения бюджетного финансирования Литвиненко была разработана стратегия развития СПГГИ (ТУ), предусматривающая интеграцию института в международную образовательную систему при сохранении традиций Первого высшего технического учебного заведения России.
  Под его непосредственным руководством созданы условия для совершенствования образовательных программ и сохранения основных научных кадров, в результате чего Горный институт получил высший государственный статус и Указом Президента Российской Федерации № 1112 от 30 июля 1996 г. включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. В этот период в институте реализован комплекс масштабных мероприятий.

В целях совершенствования образовательной деятельности разработана рациональная организационная структура института, направленная на совершенствование управления учебным процессом. Объединены факультеты, ведущие подготовку специалистов по родственным специальностям и открыт новый факультет фундаментальных и гуманитарных дисциплин; проведены укрупнение и реструктуризация кафедр в целях устранения дублирования преподаваемых дисциплин и выработки единого методологического подхода (1995–1998 г.г.).

Открыта подготовка бакалавров, магистров и специалистов (инженеров) по новым перспективным направлениям и специальностям, в том числе: бухгалтерский учёт и аудит; менеджмент; разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений; бурение нефтяных и газовых скважин; инженерная защита окружающей среды; горный кадастр и др.
Разработана автоматизированная система управления учебным процессом – АСУ ВУЗ, предусматривающая программно-технологический комплекс, объединяющий все основные подразделения института.

Создана сеть специализированных аудиторий ведущих зарубежных (Де Бирс, Карл Цейс, Хьюлетт-Паккард и др.) и отечественных (Газпром, ОАО «Воркутауголь», шахта «Распадская» и др.) фирм и регионов (Ленинградской области, Республики Коми и др.), оснащённых современными зарубежными и отечественными приборами и оргтехникой.
 
Президент РФ В.В. Путин общается со студентами Горного университета
Реализована программа полной компьютеризации процесса обучения. Внедрена 3-х ступенчатая система компьютерной подготовки студентов – институтский компьютерный центр – факультетские центры –компьютерные центры кафедр. Количество компьютеров последних поколений (в основном, фирмы Хьюлетт-Паккард) на 1000 студентов составило к 1998 году 160 шт. С 1997 года институт был подключён к международной сети Internet.

Разработана автоматизированная система управления учебным процессом – АСУ ВУЗ, предусматривающая программно-технологический комплекс, объединяющий все основные подразделения института.

Создана сеть специализированных аудиторий ведущих зарубежных (Де Бирс, Карл Цейс, Хьюлетт-Паккард и др.) и отечественных (Газпром, ОАО «Воркутауголь», шахта «Распадская» и др.) фирм и регионов (Ленинградской области, Республики Коми и др.), оснащённых современными зарубежными и отечественными приборами и оргтехникой.

Разработана и реализована высокоэффективная система подготовки профессорско-преподавательских и научных кадров, включающая институты ассистентов профессоров, магистратуры, аспирантуры, докторантуры. Введены новые требования к профессорам и преподавателям в области владения иностранными языками, реализуется языковая образовательная программа.
В целях повышения эффективности и практической отдачи исследований и разработок создана сеть научных школ и лабораторий в рамках единого базового госбюджетного финансирования. Сформирован и признан на правительственном уровне  «Инновационно-технологический центр», обеспечивающий экспертизу проектов и ресурсов по объектам горной, нефте-газовой и металлургической отраслей. Создана компьютерная система получения, обработки и передачи информации в области минеральных ресурсов и технологий.

Организована материальная поддержка и популяризация работ учёных Горного института – на основе Ассоциации фундаментальных исследований проблем изучения и освоения недр (АФИОН), введены звания Заслуженного профессора (сотрудника) СПГГИ (ТУ) с выдачей соответствующего сертификата.
  Организован Попечительский совет и введён статус Почётного доктора для выдающихся учёных и организаторов производства.Систематизированы подготовка и выпуск научных трудов по кардинальным направлениям науки всех уровней (молодых учёных, кадров высшей квалификации, научных школ и выдающихся учёных).

Обеспечивается постоянный научный обмен в рамках Международных симпозиумов по горным направлениям (ресурсы, техника, технологии), круглых столов, выставок, конференций. Создан центр по связи с РАН и отраслевыми Академиями наук.

 
Значительные успехи в области материального обеспечения учебного процесса и научных исследований заложены ещё в период, когда Литвиненко работал проректором по внешнеэкономической и коммерческой деятельности.
Личным усердием и инициативой Владимир Стефанович создал действенную систему взаимовыгодных связей СПГГИ (ТУ) с горнодобывающими отраслями промышленности России и международных связей с ведущими университетами и фирмами ближнего и дальнего зарубежья. Всё это способствовало дальнейшему росту научного потенциала, экономического и социального развития Горного института в сложных условиях перехода к рыночным отношениям.
 
Собственными силами Горного института для его сотрудников капитально отремонтированы здания из старого фонда и построены новые жилые здания. Выполнен капитальный ремонт старинных зданий и помещений Института, включая историческую Главную библиотеку, с применением новейших материалов и технологий. Построена новая учебная база в пос. Саблино, обеспечено строительство корпусов учебно-оздоровительной базы в пос. Кавголово.
 
По инициативе Ректора профессора В.С. Литвиненко, первого проректора профессора Н.В. Пашкевич Учёным Советом университета было принято принципиальное решение о необходимости выполнения ремонтных работ с частичной реконструкцией залов, интерьеров музея, с возможной реставрацией мебели и закупкой новой.
 
При непосредственном деятельном приложении сил, средств и мысле-творчества Ректором вуза В.С. Литвиненко и специалистами университетского Центра проектирования был разработан и реализован проект реконструкции залов с размещением в них современной аудио- и видеотехники.
    
Как описывает профессор В.С. Литвиненко: «Задача при этом стояла очень не простая. Ведь в настоящее время фонды музея насчитывают более 300 тысяч единиц хранения. Среди них большое количество уникальных коллекций и экспонатов, имеющих мировое значение. Экспозиции располагаются в 20 залах общей площадью 2500 кв. м.». Силами мастеров и специалистов РСУ университета в течении 2016 года проведена, в две очереди, масштабная реконструкция Музейного комплекса.
               

В результате реконструкции музея значительно расширилось его выставочное пространство. Для посетителей, в частности, открылся Кадетский зал, где размещено 18 новых витрин».
 
Вновь созданные экспозиции посвящены истории развития жизни на Земле, возникновению геологического разнообразия, различным типам месторождений. Здесь, так же как и в зале II, предусмотрены удобные посадочные места: теперь в ходе экскурсий посетители имеют возможность просматривать тематические видеофильмы.
 
В Музейном коридоре установлены 24 новые витрины. В них созданы экспозиции «История Горного университета», «Строительный камень», «Пейзажные камни», «Антарктида», «Современные моллюски». Коллекции сопровождаются подробными информационными плакатами «Введение в геологию».
 
Всего музей получил 137 новых выставочных витрин и 120 шкафов. Образцы минералов, горных пород, различных изделий размещены на современных подставках, выполненных из прозрачного оргстекла.

В обновлённых залах II и VI установлены столы для заседаний на 23 и 16 человек соответственно.

После ремонта выставочное пространство залов музея значительно преобразилось.
30.03.2001 г. по инициативе В.С. Литвиненко и поддержке Ученого Совета Горного института было принято решение о воссоздании домовой церкви Горного института.

Был создан Попечительский Совет воссоздаваемой церкви. Проект воссоздания храма Горного института выполнен архитектором В. И. Лотенковым. Благодаря финансовой помощи благотворителей в сентябре 2001 г. начались строительные работы.

В феврале 2002 г. строительную площадку освятил протоиерей Владимир Сорокин. Строительные и хозяйственные службы Горного института выполнили общестроительные работы, монтаж инженерных систем церкви.

Декоративная отделка интерьера храма воссоздана реставраторами ООО "Атлант". В ХПП "Софрино" (г. Москва) изготовлены трехъярусный дубовый иконостас, киоты для сохранившихся наборных икон 1826 г., а также вся церковная утварь. Написаны все иконы и живописные полотна, выполнены работы по золочению декоративных профилей интерьера, крестов.

 
Президент РФ В.В. Путин посетил Церковь преподобного Макария Египетского

Колокола церкви отлила «Фирма Вера» (г. Воронеж). Скульптором С. Г. Лебедевой на фасаде храма воссоздан барельеф "Всевидящее Око". На фасаде здания храма был предусмотрен отдельный вход с 21 линии.
 
В январе 2004 года настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери на Васильевском острове протоиерей Виктор Московский освятил кресты и колокола церкви перед их установкой.

07 июля 2004 года состоялось освящение Домового храма Горного института Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

В сложных условиях экономического кризиса обеспечены очень приличные социально-бытовые условия студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников Горного института.

В 2011 институт был переименован в «Санкт-Петербургский государственный горный университет», в 2012 в  «Национальный минерально-сырьевой университет „Горный“», в 2016 в  «Санкт-Петербургский горный университет».
 
В.С. Литвиненко является ведущим учёным в области теории и новейших технологий бурения, беструбного крепления и эффективных методов эксплуатации скважин, доктор технических наук, профессор, действительный член Международной академии наук высшей школы, академик РАЕН, РАГН, МАНЭБ.

В сентябре 1996 года снова избран ректором, а затем повторно – в апреле 1999 года, мае 2004 года, апреле 2009,  апреле 2014 года, в апреле 2019года.

Литвиненко В.С. – известный ученый, автор более 150 научных работ, в том числе 5 монографий, имеет 28 (в том числе зарубежных) патентов и изобретений, лауреат Государственной премии Российской Федерации в области науки и техники за «Геологический атлас России», лауреат Правительства Российской Федерации 2008 года в области науки и техники «За разработку и внедрение экологически безопасных комбинированных технологий добычи и комплексной переработки руд, обеспечивающих ввод в эксплуатацию и освоение уникального Яковлевского месторождения богатых железных руд».
Соавтор 47 патентов на технические изобретения связанные, главным образом, с бурением горных пород. Автор и соавтор более 50 научных статей и монографий, среди них 5 учебных пособий для студентов, редактор научных журналов и сборников статей по горному делу.
               
В 2014 году был избран Почётным доктором Фрайбергской горной академии (Германия). В.С. Литвиненко, избранный в 1994 году ректором Ленинградского Горного института имени Г. В. Плеханова, в свои неполные 39 лет в сложных экономических условиях сумел не только  сохранить все основные направления научных исследований института, но и поднять их на самый высокий уровень. Объем ежегодных НИР составляет около 600 млн. рублей.
      
Совершенствуя организационную структуру университета Литвиненко В.С.  обеспечивает гибкость и эффективность управления, создаёт новые кафедры «Геоэкология», «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений», «Печных технологий и переработки энергоносителей», открыта подготовка инженеров по новым перспективным специальностям «Химическая технология природных энергоносителей» и «Оборудование нефтегазопереработки», бакалавриат и магистратуру по направлениям «Защита окружающей среды», «Химическая технология и биотехнология», «Экономика» и др.
  Обеспечена компьютеризация учебного процесса, в настоящее время количество компьютеров последних поколений в расчете на 1000 студентов составило более 400, все они подключены к международной сети Internet.

Под его руководством внедрена система управления качеством на основе системы международных стандартов, в 2007 году получены сертификаты соответствия требованиям ГОСТ РИСО 9001-2001 и IQNet ISO 9001:2000.
  Под руководством Литвиненко В.С. и при его непосредственном участии осуществлен капитальный ремонт всех учебных, лабораторных и административных зданий института, создана мощная современная учебно-лабораторная база по всем направлениям подготовки специалистов, полностью завершена компьютеризация учебно-научного процесса.

Значительное внимание Литвиненко В.С. уделяет подготовке кадров. Им разработана Программа подготовки молодых научно-педагогических кадров по системе студент - ассистент профессора - магистр - аспирант - докторант, включая научно-производственные стажировки на лучших отечественных и зарубежных фирмах, в результате чего, только за последние годы университет пополнился 140 кандидатами наук моложе 30 лет, а преподаватели с учеными степенями и званиями превысили 85 %.

Одним из приоритетных направлений деятельности Литвиненко В.С. является организация научно-исследовательских работ, благодаря чему их объем ежегодно возрастает, составляя более 250 млн. рублей в год. Университет ежегодно успешно демонстрирует свои научные достижения на международных выставках изобретений Франции, Германии, Бельгии, Южной Кореи, Китая и других стран.
 
Только в 2012 году университетом было получено 30 медалей, в том числе 16 – золотых, 11 – серебряных, 3 – бронзовых. Научные разработки под непосредственным руководством Литвиненко В.С., только за следующие 3 года с 2012 по 2015 годы были удостоены 12 золотых и 3 серебряных медалей.
За значительные заслуги в области науки решением Верховной комиссии по наградам Бельгии Литвиненко В.С. удостоен ордена «Командор», награжден медалью «Приз Министерства образования и науки РФ» и Почетным Знаком Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

В университете открыт Научный центр геомеханики и проблем горного производства (на базе бывшего ВНИМИ), Центр коллективного пользования, Центр инженерных изысканий и другие, которые оснащены высокотехнологичными уникальными приборами и оборудованием общей стоимостью около 2 млрд. рублей.

Большое внимание Литвиненко В.С. уделяет внедрению научных достижений в образовательный процесс. Ещё в 2006 году университет вошел в число 17 вузов-победителей Приоритетного национального проекта «Образование», представив инновационную образовательную программу подготовки кадров «От экспортно-сырьевой к ресурсно-инновационной стратегии развития минерально-сырьевого комплекса» под его научным руководством.
  За развитие инновационной деятельности Литвиненко В.С. в 2008 году стал лауреатом премии Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся достижения в области высшего и среднего профессионального образования.

В 2009 году Горный университет прошел конкурсный отбор и получил категорию «Национальный исследовательский университет».

За последние годы под руководством Литвиненко В.С. и при его непосредственном участии осуществлен капитальный ремонт всех учебных, лабораторных и административных зданий университета, успешно осуществлено строительство за счет внебюджетных средств университета многофункционального комплекса, студенческого общежития, спортивно-оздоровительной базы в поселке Кавголово, реконструкция учебных полигонов в поселках Саблино, Кузьмолово, Солнечное и др.

 
Литвиненко В.С. ведет большую общественную работу, являясь членом Президиума ВАК РФ; членом Правительственной комиссии по вопросам ТЭК и воспроизводства минерально-сырьевой базы; членом экспертного Совета Государственной Думы Федерального собрания РФ по вопросам природопользования; руководителем межгосударственных российско-германского и российско-канадского диалогов по проблемным вопросам недропользования.
 
Литвиненко B.C. награжден орденами Почета (1998 г.) и «За заслуги перед отечеством» IV (2003 г.) и III (2010 г.) степеней.     В июне 2001 г. за огромный вклад в развитие минерально-сырьевого комплекса России Фондом общественного признания РФ Владимир Стефанович награжден орденом Андрея Первозванного.
    
В октябре 2020 года награждён орденом «За заслуги перед отечеством» II степени. Ректор Санкт-Петербургского горного университета В. С. Литвиненко и исполнительный директор старейшего в Западной Европе объединения инженеров-Института материалов, минералов и горного дела Колин Черч 13 июня 2019 года, подписали два соглашения, призванные повысить статус российских инженеров как на Родине, так и за рубежом, а также увеличить капитализацию российских публичных компаний за счёт роста качества кадрового потенциала.
 
Следует отметить, что это далеко не все заслуги перед Отечеством выдающегося русского Инженера, профессора, ректора Санкт-Петербургского Горного университета.
 

Монументален и величав Санкт-Петербургский Горный университет

 

ПРИБОРНО–ЛАБОРАТОРНАЯ БАЗА
НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
 
Научные исследования по фундаментальным и прикладным проблемам минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплексов страны выполняются во вновь созданных современных учебно-научных лабораториях и центрах с уникальным приборным оснащением, позволяющим:             

- исследовать химический состав минералов, горных пород и руд, органических веществ и экологических проб.
- изучать химический, фазовый и гранулометрический состав токсичных отходов и элементов;
- решать задачи разведки месторождений и комплексного использования минерального сырья, геохимического, геофизического и экологического картирования;
- создать геоинформационные и кадастровые системы развития объектов минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплексов;
- применять спутниковые системы GPS для точной привязки трасс нефте – и газопроводов;       – разработать многоуровневую компьютерную информационно-аналитическую систему обоснования долгосрочной стратегии освоения ресурсов нефти и газа;
- исследовать напряжённо-деформированное состояние горных пород и руд при высоких давлениях и температурах, определять энергоёмкость их разрушения;
- изучать технологические процессы обогащения руд и производства лёгких, редких, цветных и благородных металлов;
- исследовать ледяной покров Антарктиды для определения этапов развития Земли и изучения её климатических периодов.



МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 Отдельной многоплановой является международная деятельность университета, которая направлена на разработку и выполнение совместных образовательных и научных программ. Университет осуществляет подготовку кадров, начиная с далёкого, послевоенного 1946 года, для зарубежных стран. За это время накоплен огромный опыт работы с иностранными учащимися всех категорий – студентами, аспирантами, стажёрами, докторантами, слушателями курсов русского языка.
Более 3500 иностранных студентов прошли полный курс обучения и получили дипломы Горного университета. Студенты из 53 стран мира: Америки, Европы, Азии и Африки получили по окончании университета статус специалистов – инженеров геологического, горного, и металлургического профиля.
      

За это период было подготовлено 250 докторов и кандидатов наук из таких стран как: США, Франции, Германии, Польши, Болгарии, Китая, Вьетнама, Алжира, Сирии, Йемена, Кубы, Колумбии и других. Следует отметить, что многие из них в настоящее время стали руководителями министерств, горно-промышленных предприятий, образовательных учреждений, занимают высокие государственные посты. Университет успешно взаимодействует с ведущими зарубежными университетами, научными центрами и компаниями этих стран в области образования и научной деятельности.
Учёные Горного университета неоднократно представляли свои достижения на Всемирном салоне инноваций, научных исследований и новых технологий, «Брюссель, Эврика» – 2001 и 2002 годы», на международных выставках «Конкурс Лепин» (Париж) и «Изобретения-2000» (Брюссель».
Университет успешно взаимодействует с ведущими зарубежными университетами, научными центрами и компаниями многих стран в области образования и научной деятельности.

  США – Санкт-Петербургский Государственный университет является членом Консорциума российско-американских университетов и сотрудничает со Стенфордским, Миессотским, Аризонским университетами, университетом «Кэпитал Юниверсити» (Колумбия), Геологическим институтом (Аляска), университетами Майами, Бостона, Лос-Аломосской национальной лабораторией им. Лоуренса, университетом Балтимора.
  Канада – Геофизическая корпорация «Феникс», Университет Лаваля. 
  Австрия – Горный университет (Леобен), IGIP (Международное общество по инженерной педагогике).
  Великобритания – Ноттингемский уиверситет, Институт Арктики и Антарктики (Кембридж).
  Финляндия – Миккели политехник, Южно-Карельский политехник (Лаппееранта), Технологический центр Неополи (Лахти), Тенологический институт (Хельсинки).
  Китай – Китайский горный университет (Пекин), Китайский геологический университет (Ухань), Центрально-Южный университет (Чанша), Хайлунцзянский горный институт, Политехнический институт (Шеньян).
  Непал – Трибхуванский университет (Катманду).

  Франция – Парижский горный институт, Бюро геологических и горных исследований (Париж), Центр по исследованию процессов обогащения минерального сырья (Нанси), Горный институт (Алес), институт гляциологии (Гренобль).
  Германия – Фрайбергская горная академия, Компания «ДМТ» – общество исследования и испытания ГМБХ, Компания «Хьюлетт Паккард», Высшая школа дизайна, техники и экономики (Пфорцхайм), Клаусстальский технитечский университет, Компания «Мерседес Бенц», «Центр фирмы «Карл Цейс», Компания «Йена Аналитик», Фербунднетц Газ АГ.
  Италия – Фонд Карло М. Леричи Миланского политехнического университета.
  Польша – Краковская горно-металлургическая академия, Вроцлавская сельскохозяйственная академия, Политехнический институт (Гливице).
  Монголия – Корпорация Эрдэнэт, СП «Монголросцветмет», золотодобывающая корпорация «МАК».
  Куба – Высший металлургический институт (МОА).
  Болгария – Софийский горно-геологический университет.
  Ангола – Алмазодобывающая компания «Катока».
  Антарктида – Обсерватория «Мирный», внутриконтинентальная станция «Восток».
    

КАДРЫ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ

«Горный» – не просто образовательная и научная среда, а среда для формирования горных инженеров – настоящих русских интеллигентов, которых отличает широкая образованность, высокие нормы морально-нравственной культуры, порядочность и благородство души.

Ректор, профессор, горный инженер В.Литвиненко

Продолжая славные традиции своих предшественников, Горный университет по-прежнему является одним из ведущих научных центров мировой и отечественной горной науки.
Подготовку специалистов-горняков ведут более 120 профессоров и докторов наук, около 400 доцентов и кандидатов наук на 45 кафедрах университета и его филиалах, 30 академиков российских и международных академий – выпускники Горного университета.
Горный университет имеет высший государственный статус образовательной системы России, являясь особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации, награждённый четырьмя правительственными наградами.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА

ГЕОЛОГИЯ И РАЗВЕДКА
Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых и подземных вод; Инженерно-геологические изыскания;             Бурение скважин; Геофизические методы


ГОРНОЕ ДЕЛО
Подземная разработка месторождений полезных ископаемых; Открытые горные работы; Взрывные работы; Обогащение полезных ископаемых;           Автоматизация производственных процессов и производств; Безопасность технологических процессов и производств

ОСВОЕНИЕ ПОДЗЕМНОГО ПРОСТРАНСТВА
 Строительство горных предприятий и подземных сооружений;                Маркшейдерские, геодезические, кадастровые работы

МЕТАЛЛУРГИЯ
 Металлургия цветных металлов; Теплофизика, автоматизация и экология промышленных печей; Автоматизация производственных процессов и производств

ГОРНАЯ ЭЛЕКТРОМЕХАНИКА
 Электропривод и автоматика промышленных установок. Горные и металлургические машины и оборудование

НЕФТЕГАЗОВОЕ ДЕЛО
  Бурение нефтяных и газовых скважин; Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений; Проектирование, сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ; Нефтегазопереработка; Оборудование нефтегазопереработки; Автоматизация производственных процессов и производств

ИНЖЕНЕРНАЯ ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
 Производственный экологический мониторинг; Оценка и управление экологической безопасностью производственных объектов минерально-сырьевого комплекса; Разработка средозащитных мероприятий

ЭКОНОМИКА И МЕНЕДЖМЕНТ
Экономика и управление на предприятиях минерально-сырьевого комплекса; Менеджмент; Бухгалтерский учет, анализ и аудит
 
 
 
Горный университет сегодня располагается в трех учебных центрах общей площадью более 280 тыс. м2 и включает в себя:


8 ФАКУЛЬТЕТОВ:

• геологоразведочный
• нефтегазовый
• горный
• строительный
• электромеханический
• переработки минерального сырья
• экономический
• фундаментальных и гуманитарных дисциплин

Учебно-лабораторный фонд состоит из научно-образовательного центра, центра коллективного пользования, сетевого центра, более 6 лабораторий и 7 учебно-научных полигонов:

• Буровой, нефтегазовый
• геолого-геофизический
• геодезический
• геоэкологический
• геологический
• гидрогеологический

Суммарная стоимость приборно-лабораторной базы только последнего поколения – БОЛЕЕ 2 МЛРД РУБЛЕЙ
Шесть общежитий университета общей площадью 73 577,2 м2 расположены в шаговой доступности от учебных корпусов:

№ 1 Малый проспект В.О., дом 38-40 № 2 улица Шкиперский проток, дом 5 № 3 улица Наличная, дом 46, корпус 1 № 4 Морская набережная, дом 15, корпус 3 № 5 улица Кирочная, дом 56 № 6 улица Наличная, дом 28/16

Спортивная база:

• Спортивный комплекс в учебном центре №1 (универсальный спортивный зал для игровых видов спорта, зал бокса, зал борьбы, зал гимнастики, два тренажерных зала, скалодром)
• Спортивный комплекс «Бассейн» общей площадью 3 500 м2 (бассейн на четь дорожки длиной 25 м, 5 спортивных залов)
• Спортивный комплекс в учебном корпусе №3 общей площадью 2700 м2 (зал занятий игровыми видами спорта, тренажерный зал, зал фитнеса)

 


О мытарстве, проблемах деревни, патриотизме и Меценате, рассказывает директор Авторской школы из села Большая Хвощеватка Подгоренского района Воронежской области А.И. Деркачёв.


Начать свою работу мне хочется четверостишием замечательного русского поэта Николая Алексеевича Мельникова:

                «В России все сначала не впервые начинать-
                Истребялась, исчезала, а потом, глядишь, опять,
                Из-под пепла, из-под праха, где чернела пустота,
                После крови, после страха вырастала красота».

   У нас-юбилей!  В 2019 году наша сельская школа и храм Георгия Победоносца на территории села отмечали  150-летие своего существования. Не могу сказать процветания по определенным причинам.
I) Школа вчера.

    Из деревянной церквушки,  построенной в 18 веке, православные жители перешли в кирпичный храм, похожий на корабль. Данная архитектура была больше всего распространена на Руси. При храме заработала Хощеватская (изначально   называлось село Фощеватое) церковно-приходская начальная школа для сельских детишек. Так и  были  вместе до отделения церкви от государства.
 
После судьбы храма и школы складывались по-разному. Например, в храме,  по свидетельству очевидцев,  велась служба  до 1935 года. Затем его, как церковь, закрыли, превратив здание в колхозный склад. 

Судьба школы изменялась по другому: из начальной трехлетки стала сначала четырехлеткой, затем и семилеткой. Дети занимались в деревянном приспособленном здании.

Великая Отечественная война внесла коррективы. Храм даже после попаданий снарядов все же выстоял (ведь строили на века с метровыми в толщину стенами). Не сохранились только колокольня и часть аспиды да изгородь кирпичная с коваными решетками – они были разбомблены.

Здание школы было разобрано оккупантами на  строительство блиндажей. В селе после освобождения его от немцев 17 января 1943 года осталось всего 6 домиков, пригодных для жилья.
 
Вернувшиеся поле оккупации мирные жители сначала ютились в землянках, затем по весне старики, женщины, дети строили лачуги, лепили из хвороста и глины мазанки. Не было никакой утвари, инвентаря, и тут храм помог: из снятого уцелевшего кровельного железа изготавливали ведра, немудреную посуду, тазики для быта.
Школу также нужно было строить заново своими силами. Пример самоотверженного труда  проявил  коллектив учителей во главе с Ковалевой Марией Яковлевной. Зимой на подводах ездили в лес заготавливать стройматериалы, а старики из него построили здание школы,  которое  прослужило  более 10 лет.  Дети разных возрастов получили возможность учиться в стенах родной школы. Самоотверженность - не просто слово.

Выполняя непосильную работу, в холоде, голоде, без зимней одежды и обуви  Мария Яковлевна заболела, в неполные 30 лет ушла из жизни и покоится на местном кладбище. Светлая ей память. 

Я хочу подчеркнуть, что учительский труд, особенно на селе, является тяжелым: у нас семья в то время состояла из 7 человек. Отец работал медицинским фельдшером, мама учителем начальных классов, была престарелая бабушка и 4 детей. Держали семьей хозяйство, огород. Никакого водопровода, стиральной машинки и в помине не было. Все работы выполняли вручную. Поэтому сначала керосиновая лампа,  а с  1964 года электролампочка  горела в комнате до 3 часов ночи.
      
Так продолжалось до 1996 года. Поскольку местным властям было или безразлично, или не в их компетенции решать вопросы по открытию девятилетки в селе, жители обратились в область. По моему мнению, все-таки хороших людей, болеющих за дело, небезразличных к судьбам других, больше.
  И вот в ответ на просьбу откликнулся зав. ОблОНО Рогачев Станислав Александрович. Он лично приехал в наше село, захватив главу администрации  района, выслушал доводы родителей по необходимости  иметь в селе полноценную основную школу. И по его решению школа в этом же году стала девятилеткой! Всего детей с 1по 9 классы насчитывалось 46 человек. Зав. РОНО Труфанов Виктор Анисимович помог нам с педагогическими кадрами, укомплектовав коллектив  на 100%, за что ему большая благодарность. За 3 года мы выросли до 68 учащихся.
 
Обучались в две смены, не было спортивного зала, столовой. Мы организовали на больших переменах горячий чай с булочками. Несмотря на неудобства, весь коллектив школы работал с энтузиазмом, задором, выдумкой. У нас еженедельно проходили вечера отдыха, учеба для детей стала первичной. Встречаемые трудности преодолевали легко!

По решению администраций области и района было  начато  строительство  новой  школы. Заложили фундамент полностью. Жизнь в школе забурлила с  огромной силой!    Но, не на долго. Строительство было сначала приостановлено, затем заморожено, потом фундаментные блоки были демонтированы и вывезены в направлении строящихся дач чиновников.

   В 2002 году прозвучал первый звоночек. Село опять признали неперспективным, началась вакханалия с «ремонтом» всей страны. Школа стояла на грани реорганизации. В ответ на обращения жителей села в вышестоящие органы власти нам пообещали оставить  школу на год. В таком подвешенном состоянии мы просуществовали до 2011 года.
   
Опять эти матерные для нас слова «оптимизация и реорганизация»  всплыли на устах чиновников. Но  они, власть предержащие, стали учеными и пошли «другим путем». Сразу же - после Дня Победы 11 мая 2011 года были приглашены за 68 тыс. рублей (ранее ни копейки не выделялось на элементарные закупки для школы, на косметический ремонт) 2 крупных специалиста из г. Воронеж. Они в течение часа-полутора под присмотром зав. РОНО обследовали здание школы и составили акт его аварийного состояния. Понятно, что в таком здании находиться никому невозможно. Представьте себе, конец учебного года, итоговые контрольные работы, праздник последнего звонка для девятиклассников, выпускные экзамены, и нас заставляют покинуть здание школы, опечатав его. Кстати, стоит оно, это здание, до сих пор и еще сколько простоит.
Мы нашли выход из создавшегося положения. Т.к. никто из родителей, учащихся не хотели опять наступать на одни и те же грабли, т.е. возить детей в соседнюю школу, не подчинились приказу отдела образования.

Мы вынесли парты, стулья, классные доски в школьный  яблоневый сад и продолжили обучение в течение нескольких дней. И вот к нам в гости приехали сразу прокуратура, отдел образования, судебные приставы, СЭС, телевидение, администрация районная и сельская. Собрались и жители села. Что там было…  Грозили судом, увольнениями, штрафами, а нам  «хоть трава не расти». Мы в свою очередь обратились  к президенту, в областные органы администрации, прокуратуры, думу, профсоюз. Никто из них нам помочь не смог или не захотел.

А еще мы обратились с письмом к нашему земляку, бывшему ученику нашей школы Литвиненко Владимиру Стефановичу, ныне ректору Санкт-Петербургского  национального минерально-сырьевого университета «Горный» с просьбой помочь нам.
На следующий день он принял решение в течение года построить нам новое здание школы. Мы сначала были ошарашены таким обещанием. А как быть со школой в ходе строительства? Здесь департамент образования Воронежской области в лице руководителя  Мосолова  Олега Николаевича пошел на компромисс:  мы  2011-12 уч. год с учащимися и учителями обучаемся в Сагуновской средней школе, арендуя несколько учебных классов. Таким образом, школа, как учреждение, сохраняется до введения в эксплуатацию нового здания.

И вот 1 июля 2011 года из Санкт-Петербурга высадился строительный десант из 60 строителей, прорабов, мастеров своего дела.  На новом месте, где росли деревья, рядом  со старой школой на площади 0,69 га началось строительство, которое длилось до 31 августа 2012 года. За это время были готовы к эксплуатации здание школы, спортивный зал с переходом, газовая котельная, домик охраны, гараж на 4 единицы техники. Кроме того, школа полностью была оснащена учебно-лабораторным оборудованием, мебелью, спортивным и туристическим снаряжением, техникой из двух легковых автомобилей, автобусом марки «Фольксваген», трактором «Беларусь», благоустроенной территорией, окруженной забором из кованой решетки, наружным и внутренним  видеонаблюдением.
 И это еще не все. 2011 год ознаменован тем, что село полностью было газифицировано. До этого в течение 8 лет село по отчетам районных властей  считалось газифицированным (было поставлено никому не нужное ШРП). Проложили по селу, благодаря решению губернатора Воронежской области Гордеева Алексея Васильевича, 5 км асфальта (и опять же - не без конкретной помощи Литвиненко).

Школа сегодня

   1 сентября 2012 года. Все сдержали слово:
-строители передают символический ключ от суперсовременного школьного комплекса администрации школы;
-школа как учреждение функционирует в прежнем составе;
-учащиеся, родители, педагогический коллектив рады долгожданной победе.
 
Дело не в новом здании, хотя никому нельзя запретить учиться в прекрасных условиях. Мы же прочувствовали, что школа вызывает у всех столько позитива, эмоций. На таком примере воспитываются дети, гордость за свою школу они пронесут через всю свою жизнь.
   
Учебный процесс налажен, среди учителей 7 человек-бывшие ученики нашей школы.  Мы занимаем призовые места на районных предметных олимпиадах, в спортивных соревнованиях, творческих конкурсах.  Сотрудничество со школой №24 города Россошь по  ж/д моделированию позволило нам принять участие в творческой выставке «Наука» в г. Москва,  межгородской выставке г. Лиски.  На протяжении нескольких лет количество детей держится на отметке 27-29 человек. Контингент на перспективу  на таком  же уровне. Школа рассчитана на 48 учеников, хотя можно разместить и больше, если посадить по 2 человека за парту.

В школе работают кружки по робототехнике, стрелковый, шахматный, настольного тенниса. Действует краеведческий музей при школе. Хочется иметь отдельное здание для размещения многих экспонатов, собранных за несколько лет нашими энтузиастами. Волейбольная секция в великолепном спортзале привлекает молодежь из других сел.       Созданный Благотворительный фонд «Авторская школа в селе Б. Хвощеватка» позволяет нам обучать детей начального звена раздельно, а не совместно: 1,3 и 2,4 классы.                За счет средств фонда, спонсором которого является В.С. Литвиненко, дети, педагоги 2 раза в год получают денежное вознаграждение за хорошую и отличную учебу,  за завоеванные призовые места в районных, областных мероприятиях и спортивных соревнованиях. Желающие школьники наряду с немецким языком изучают дополнительно и английский. Ведет занятия полиглот, проживший 18 лет в Африке и в совершенстве владеющий английским и французским языками, а сейчас самостоятельно изучающий и итальянский язык. Все это привлекает родителей и их детей из близлежащих сел учиться в нашей школе. Мое убеждение состоит в том, что ребенок должен  обучаться в родной школе в своем селе. Возможно, окружение и обстоятельства заставят меня поменять такую точку зрения.

   Причинами, которые  тормозят  увеличение  численности жителей и детей в селе, несколько. Вот некоторые из них: - нет в населенном пункте детского садика; - отсутствуют рабочие места рядом с домом;  - слабое медицинское обслуживание населения; - часть малочисленных школ делают филиалами более крупных учебных заведений. Зная изобретательность начальников, можно смело утверждать, что ждет такие школы закрытие в ближайшее время. Ценой вопроса такого «изобретения» и экономии  является ставка директора в неполные 17 тысяч рублей.

  Поэтому идет отток молодежи из села в город. Нестабильность в выполнении правительством обещаний в вопросах демографии, социальной политики, катастрофический и не оправданный рост цен на все не дают должного  увеличения рождаемости детей.

   Средняя заработная плата по школе с 1 марта 2018 года составляла  16785 рублей, а без 13% -14603 рубля на человека. Средняя начисленная з/п учителя на штатную единицу-17094 руб, а без 13%-14872 рубля. Зарплата директора школы с 9 уч. часами в неделю в 1,3 раза выше средней з/п учителя. Так вот мы зарабатываем себе на хлеб насущный.

 Я начал свое повествование с юбилея храма и школы. Сегодня в селе напротив  «суперсовременной»  Авторской школы (так называют ее мои коллеги) возвышается отреставрированный величественный храм св. вмч.  Георгия Победоносца.

В августе 2016 года состоялось великое освящение храма. А сотворил восстановление храма, кто бы вы думали? Да, все тот же Владимир Стефанович Литвиненко.  С благословения Патриарха всея Руси Кирилла сделан был проект, восстановлены  кровля, колокольня, утраченные фрески, кованая изгородь, внутреннее убранство- все это дело рук одного человека, за что ему от всего населения Б. Хвощеватки низкий поклон. Какую роль сыграла школа в этом деле?

С 2006 года коллектив учащихся и учителей, родители очистили здание церкви от накопившегося десятилетиями мусора. На собранные деньги (200 тыс. руб.) закупили кирпич, доски. Собрались восстанавливать здание своими силами. Приобрели   2 колокола. 

В это же время отец Илия (Ждамиров), иеромонах Костомаровского женского монастыря, проводил занятия с детьми в воскресной школе. В храме периодически для прихожан проходили службы.

И в это время со своим видением восстановления  и проектом и оказался Литвиненко В.С.


                « Иногда, словно первый дождь,
                Иногда, словно первый снег,
                Вдруг приходит, когда не ждешь,
                Удивительный человек.
                Иногда, словно фейерверк,
                Не ожиданный средь небес,
                Удивительный человек
                Появляется вдруг в судьбе».

 
Первый директор Хвощеватской школы, построенной жителями села после войны               
                Ковалева Мария Яковлевна.

 
                Хвощеватская Авторская школа


 

Первого сентября 2012 года в селе Большая Хвощеватка Подгоренского района Воронежской области распахнула двери для учащихся новая Авторская школа       В.С. Литвиненко.

Всего, благодаря личной инициативе и полном личном финансировании Владимира Стефановича Литвиненко в период с 2011 по 2016 годы в селе Большая Хвощеватка проведены масщтабные социальные, строительно-реставрационные работы , устройство дорог:


1. Построено здание авторской школы с хозяйственными постройками и благоустройством территории.
2. Восстановлен Храм Святого Георгия.
3. Восстановлен памятник павшим воинам в Великой Отечественной войне.
4. В село проведён газ.
5. Проложены асфальтированные дороги.

В настоящее время Хвощеватская общеобразовательная школа представляет собой многофункциональный учебный комплекс, состоящий из нескольких зданий, имеющий:

• собственные учебные мастерские;
• предметные кабинеты, оснащённые удобной мебелью и информационной техникой;
• столовую с новейшим технологическим оборудованием на 60 посадочных мест;
• спортивный зал площадью 600 кв.м;
• автопарк, состоящий из 4 единиц техники.

Авторская школа обеспечивает осуществление образовательного процесса в соответствии с программой основного образования (1 – 9 классы):

• Вместимость школы – 50 учащихся.
• Школа имеет спортзал, соединённый через переход с основным зданием школы.
• Общая площать школы 1,5 тыс. м кв.
• Школа располагается на земельном участке площадью 8 тыс. м. кв. Участок расположен в центре села.
• На территории школы расположены отдельно стоящие здания охраны, котельной, хозяйственно-бытового блока, площадка для торжественных мероприятий, хозяйственная площадка.
• Огороженная территория школы круглосуточно охраняется и находится под видеонаблюдением.
• Школа имеет автономную котельную мощность на 250 кВт



    ПАМЯТНИК ПАВШИМ ВОИНАМ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ.                ВОССОЗДАНИЕ И РЕСТАВРАЦИЯ.

 

• В связи с физическим износом и неудовлетворительным состоянием произведён демонтаж существующей конструкции основания памятника. В качестве нового основания выполнена монолитная железобетонная плита и постамент под скульптуру. Постамент и стены облицованы кирпичом, терраса и ступени – керамогранитом..
• В результате реставрационных работ поверхность скульптуры расчищена от загрязнений и очагов биопоражения, осуществлена переборка блоков камня, внутренние металлические крепления заменены на новые, восполнены сколы, выбоины, трещины, стыковочные швы; поверхность огрунтована и окрашена, нанесены биоцидные препараты и защитные покрытия. Скульптура приобрела экспозиционный вид и защищена от дальнейшего разрушения на открытом воздухе.
• Воссозданы из натурального камня (габбро – диабаз) 4 мемориальные плиты с именами погибших хвощеватцев, плита с изображением ордена и памятной надписью.
• Расчищены от загрязнений поверхность звезды «Вечный огонь», удалены следы коррозии, замастикованы сколы, выбоины, трещины. Поверхность пропитана биоцидным препаратом, окрашена.

ХРАМ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ.
ВОССОЗДАНИЕ И РЕСТАВРАЦИЯ.

Как было:

 


Как стало:

 
Храм Святого Георгия является объектом культурного наследия регионального значения.
Здание представляет ценность как важнейший градостроительные элемент планировочной структуры села Большая Хвощеватка, а также как памятник архитектуры XIX в. К 2015 году памятник находился в неудовлетворительном состоянии, местами в аварийном состоянии.

Проект воссоздания храма Святого Георгия получил благословление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Храм Святого Георгия является объектом культурного наследия регионального значения. Здание представляет ценность как важнейший градостроительный элемент планировочной структуры села Большая Хвощеватка, а также памятник архитектуры второй половины XIX в.

Каменное здание храма было построено в 1869 году. Действовал храм вплоть до 1930-х годов, когда на волне антирелигиозной компании в СССР был закрытю. Помещение переоборудовали под вещевой склад.

Всего за два года храм удалось поднять из руин. Были воссозданы верхние ярусы колокольни, устранены дефекты кладки а само здание было облицовано кирпичом в целях консервации, воссоздана главка с крестом, установлены новые окна и двери, крыша и полы, произведена внутренняя отделка церкви, реставрирована роспись.

31 августа 2016 года в селе Большая Хвощеватка состоялось Великое освящение отреставрированного Храма в честь Святого Георгия Победоносца.

Чин освящение храма совершал глава Россошанской епархии епископ Андрей. После освящения храма отслужили литургию. Владыка Андрей вручил всем участникам восстановления храма знаки отличия и архирейские грамоты, и преподал каждому архипастерское благословение.

Награждённые в честь Святого Георгия Победоносца благословенными православными знаками отличия и архирейскими грамотами, высказав слова благодарности Владыке Андрею, получили его благословение на последующую созидательную работу для обустройства и восстановление порушенных святынь на нашей грешной земле!



Вместо заключения – продолжение следует!

Почему такое определение или вывод!? Да потому что жизнь продолжается и то трепетное и одновременно критически – требовательное отношение В.С. Литвиненко к созиданию Храма Науки и Обучения студентов – Санкт-Петербургского Горного университета, продолжается в своём творческом развитии.
 
Залогом непременных будущих успехов является проникновенный патриотизм и преемственность в поколениях, воспитанные (вживлённые) Владимиром Стефановичем в каждую молекулу трудового коллектива преподавателей, студентов и служащих Университета на благо великого будущего России!


Как пути господни неисповедимы, так и непредсказуемы границы таланта и творчества раскрепощённой человеческой личности окрылённой возможностью сеять доброе, вечное – на века!

                РУСЬ, КУДА Ж НЕСЁШСЯ ТЫ?

«И какой же русский не любит быстрой езды?.. Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?
Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях?
Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом!
... Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства...»

Н.В.Гоголь
 



Литература

1.История создания и развития Санкт-Петербургского государственного горного института (1773 – 1998) , том I, Издательство «МЕДИА-МАРКЕТ»,191002, Санкт-Петербург, ул. Разъезжая,5.

2.Санкт-Петербургский государственный горный институт (технический университет). Информационный вестник №02 1999  и  последующие     № - ра вестника.

3.Под ред. В. В. Грицкова., К истории горного дела. Сборник русского исторического общества, т. 6 (154). М. «Русская панорама», 2003. Источник: «Маркшейдерия и Недропользование».
,
4.Музей и война: судьбы людей, коллекций, зданий. Сборник докладов всероссийской научной практической конференции, приуроченной к 80-летию Екатеринбургского музея изобразительных искусств и 75-летию эвакуации коллекций Государственного Эрмитажа на Урале, 4 – 6 апреля 2016 г. – Екатеринбург;

 Дорогие друзья, приглашаю посетить мою страничку в Яндекс Дзен на которой я размещаю свои размышления на разные темы. Для этого Вам надо зарегестрировать почту на Яндекс точка ру. Буду благодарен за Подписку