Портреты семейной четы Ахвердовых

Владимир Варнек
1. Варнек А.Г. Портрет Екатерины Борисовны Ахвердовой (1772 – 1852), жены генерал-лейтенанта  Н.И. Ахвердова.  Х.м. 66,5х54,5. Государственная Третьяковская галерея (ГТГ). До 1817 г. (официальная датировка).
2. Варнек А.Г. Портрет генерал-лейтенанта Николая Исаевича Ахвердова (1755 – 1818). Х.м. 67х54.  До 1817 г. (официальная датировка). Национальная картинная галерея Армении. Ереван. (ГТГ до 1930 г.)

Однажды, еще в январе 2013 года, я опубликовал в газете «Алтайская правда» статью «Перекрестки времен», речь в которой  шла о необычном жизненном пути вице-губернатора  колыванского наместничества в период с 1788 по 1797 гг.  Николая Исаевича Ахвердова , прибывшего из Петербурга в  сибирский город Барнаул и женившегося здесь на дочери колыванского  правителя, губернатора  Б.И. Меллера, Екатерине Борисовне [1]. 

К данной статье приложил портреты супругов, написанные художником Александром Григорьевичем Варнеком (1782- 1843) в то время, когда А.И. Ахвердов  уже имел чин генерал-лейтенанта, а семья его проживала в Санкт-Петербурге в известном Михайловском замке, в котором гвардейцы в 1801 году лишили жизни императора Павла I.

К настоящей миниатюре я также приложил упомянутые выше портреты.  Цель же ее состоит в том, чтобы рассказать читателям об их секретах, и предложить собственную датировку, отличную от той датировки, которая приведена в монографии В.С. Турчина [2] и в Каталоге Государственной Третьяковской галереи [3], куда оба портрета поступили  в 1893 году. Впоследствии (в 1930 году) мужской портрет был передан в Картинную галерею Армении (Ереван), называвшуюся тогда Государственным музеем Армении, а женский  портрет остался в собрании ГТГ и находится здесь многие годы в постоянной экспозиции галереи [3].   

Но до разговора о портретах расскажу вкратце  неординарную  биографию генерал-лейтенанта Н.И. Ахвердова, опубликованную в 1909 году в «Русских портретах» [4], позже - в Большой биографической энциклопедии,  а в настоящее время - на сайтах «Википедия», «Наполеон и революция»  и в ряде других интернетовских источниках:

«Ахвердовы – грузинские дворяне, вступившие на русскую службу в царствование императрицы Анны Иоанновны в 1739 году. Первым из них был Исай Ахвердов, родившийся примерно в 1718 году, дослужившийся до чина капитана и уволенный в отставку майором в 1753 году. Любопытно, что все три его сына-генерала (Николай, Александр и Федор) появились на свет, когда майор уже находился в отставке. Самый старший из них - Николай Ахвердов, родившийся в конце 1854 года, и был изображен художником Варнеком на его портрете.

Отец мальчика стал приставом при русском Дворе кабардинских владельцев, благодаря чему его девятилетнего сына приняли в 1764 году в Шляхетский кадетский корпус.  Окончил он данное учебное заведение в 1776 году с золотой медалью, при этом еще во время обучения соприкоснулся с одним из представителей царской семьи, цесаревичем Павлом Петровичем, будущим императором России Павлом I, который, инспектируя однажды кадетский корпус, обратил внимание на Николая Ахвердова  как на человека даровитого.

По-видимому, это сыграло главную роль в том, что выпускник кадетского корпуса Ахвердов в чине поручика, так и не приступив к службе, оказался в числе трех избранных корпусных питомцев, командированных на три года за границу со специальным заданием. Они должны были сопровождать в этой длительной поездке по городам Германии, Англии, Франции и Италии одну из загадочных фигур того времени – графа Алексея Бобринского, внебрачного сына Екатерины II и ее фаворита Григория Орлова. Граф Бобринский должен был в этой поездке знакомиться с разными достопримечательностями.

Вскоре за границей к ним присоединился цесаревич Павел, и Николай Ахвердов уже как знаток изящных искусств, посещая вместе с великим князем города Франции и Италии, рассказывал ему о художественных шедеврах. Лавры этой своей работы в качестве гида Николай Ахвердов пожнет много позже, в 1805 году, когда Императорская академия художеств удостоит его звания Почетного члена ИАХ [5].
По возвращении из-за границы Ахвердов был пожалован в 1779 году чином секунд-майора и определен в Шляхетский кадетский корпус воспитателем. Проработав здесь два года, он в 1782 году перешел с повышением на службу в Экспедицию о государственных доходах, в которой проработал еще пять лет. Ему было уже тридцать три года, но он еще не был женат, а скучная государственная служба, похоже, не особенно радовала его. Так или иначе, но Ахвердов  решился на существенные перемены в своей жизни, и в 1788 году отправился в Сибирь, где стал вице-губернатором  Колыванского наместничества, в которое входила и территория современного Алтайского края.

Приехав в Сибирь, Николай Исаевич вскоре женился на губернаторской дочери Екатерине Борисовне. Но деятельность Ахвердова в Сибири завершилась после появления 12 декабря 1796 года указа Екатерины II об упразднении Колыванского наместничества, просуществовавшего всего лишь 14 лет. После этого Ахвердова  назначили в 1797-м году на пост гражданского губернатора Архангельской губернии, где он по какой-то причине проработал недолго и в 1798 году вернулся в Петербург.
Работа на государственных должностях в Сибири и в Архангельске не принесла чинов, званий и наград Николаю Исаевичу Ахвердову, но здесь он приобрел большой житейский опыт и кругозор, которые оказались востребованными в его дальнейшей карьере. 

Позже Ахвердов по рекомендации адмирала Осипа Дерибаса (1749–1800), с которым он служил в молодости в Шляхетском корпусе и имя которого носит главная улица в Одессе, был определен в чине генерал-майора (1799) кавалером при воспитании великих князей Николая Павловича (будущего императора Николая I) и Михаила Павловича. А именным указом от 14 января 1802 года ему было поручено преподавать венценосным подопечным русский язык, историю, географию, а с 1804 года и арифметику.

Это стало для Николая Исаевича главным занятием до конца жизни. Будучи человеком редких нравственных достоинств и доброты, обладая большим запасом знаний и педагогическим талантом, Ахвердов выделялся среди других учителей (кавалеров) великих князей. Александр I был доволен деятельностью воспитателя братьев, в результате  чего 12 декабря 1807 года произвел его в чин генерал-лейтенанта, причем указанная дата сообщается в ряде надежных источников, в том числе, в [4] и на сайте «Генералитет российской императорской армии и флота». 

Замечу, что 22 мая 1806 года, незадолго до производства Ахвердова в генерал-лейтенанты, Александр I присутствовал  на экзамене по проверке знаний своих братьев Николая и Михаила и, удовлетворенный деятельностью Ахвердова, наградил его, согласно [4], орденом Св. Анны I степени. Однако факт этот не является достоверным, и доказательства этому будут приведены ниже (орден этот генерал получит позже).

Помимо преподавания Николай Исаевич занимался литературной деятельностью, делал переводы, поддерживал дружеские отношения с Гавриилом Державиным и другими литераторами того времени, принимал участие в судьбе поэтессы Анны Буниной, которая в течение ряда лет проживала в его семье в Михайловском  замке, был с 1811 года почётным членом общества «Беседа любителей русского слова».

Умер Н.И. Ахвердов  8  июля 1817 года. Похоронен на Волковском православном кладбище в Санкт-Петербурге. Надгробная надпись гласила: «Служил государям и отечеству с верою и честью в офицерском чине 43 года. По добродетельной жизни и отличным своим достоинствам был избран к наставлению и преподаванию многих наук Их Императорским Высочествам, благоверным государям великим князьям, при которых находился 15 лет неотлучно» [см. Википедию]. Замечу, что жена генерала Н.И. Ахвердова  была спустя 35 лет похоронена  рядом с ним (см. 1-й том справочника «Петербургский Некрополь»).  Детей у них не было, но близких родственников (Ахвердовых) было много.

Портреты генерала Н.И. Ахвердова и его жены, не имеют точной даты их выполнения, в результате чего крайней датой создания портретов, как парных, считают 1817 г. – год смерти Н.И. Ахвердова [2,3].

Критически отношусь к «подобной» не вполне корректной датировке, и хотел бы  в настоящей миниатюре предложить обоснованную довольно точную датировку обсуждаемых портретов. Но перед этим ознакомлю вкратце читателей со статьей известного российского искусствоведа Юрия Григорьевича Епатко, посвященной изучению загадок портретов братьев Ахвердовых и опубликованной  им в 2013 году в новом отечественном журнале «Материалы по русской иконографии» [6].

Начинается она с цитирования известной статьи критика П.П. Каменского, опубликовавшего в ней  самый первый список произведений художника А.Г. Варнека [7]. Автор статьи (Епатко) сообщил, что «на первой странице списка, опубликованного в журнале «Отечественные записки» за 1839 год среди изображений известных россиян, позировавших А.Г. Варнеку, «отмечены портреты …генерал-лейтенанта Николая Исаевича Ахвердова, бывшего Кавалером при великом князе, ныне царствующем Государе Императоре, и супруги его – поясные, находятся у супруги его, вдовы»; …» [7]. 

Замечу, что в статье Ю.Г. Епатко затрагивается целый ряд вопросов, касающихся семейства Ахвердовых,  и портреты, обсуждаемые  в настоящей миниатюре,– лишь один из таких вопросов. Поэтому остановлюсь здесь только на тех результатах цитируемой работы, которые имеют отношение к портретам, приложенным к миниатюре. 

Прежде всего, Юрий Григорьевич высказал следующую  мысль о данных портретах, которые сам художник  Варнек, критик Каменский и искусствовед Турчин причисляют к категории парных портретов: « Впервые портреты супругов Ахвердовых были воспроизведены в издании великого князя Николая Михайловича «Русские портреты XVIII – XIX столетий». В нем изображения Ахвердовых опубликованы рядом, что наглядно отвергает парность портретов: фигуры  разномасштабны. Екатерина Борисовна представлена по пояс, она сидит у стола, положив на него правую руку, мужской портрет дан погрудно. Портреты композиционно не составляют единой картины, дама изображена на 3/4 вправо, мужчина изображен почти прямолично, его взгляд устремлен на зрителя». 

Думаю по этому поводу, что портрет самого Ахвердова  является все-таки поясным, а портреты супругов  писались как парные, причем художник, как я предполагаю, стремясь к гармонии изображений, вынужден был несколько по-разному повернуть фигуры и головы моделей. Что касается разномасштабности портретов, то на цветных изображениях она, как будто,  не наблюдается (см. выше), но на черно-белых изображениях в [6] слегка просматривается, что по-видимому связано с высокой контрастностью опубликованных репродукций и отсутствием на них полутонов. Хотя нельзя исключить и того, что размеры головы генерала были более высокими, чем у его жены. Поэтому определяя ниже датировку портретов, я по-прежнему придерживался  версии их парности.

Впрочем,  мысль  использовать при нахождении датировки портрета Н.И. Ахвердова  информацию о его орденах из  документов, называемых месяцоловами, выставленных в настоящее время в интернете, возникла у меня из знакомства со статьей Ю.Г. Епатко [6]. Автор статьи также использовал их при описании портрета Н.И. Ахвердова, но «заглянул» лишь в некоторые месяцоловы.  Процитирую еще один фрагмент из цитируемой статьи:

«Восточный тип лица, изображенного на портрете объясняется армянским происхождением Ахвердова. Награды на его портрете соответствуют тем орденам, которые имел Николай Иаевич. В «Месяцослове …на 1805» в придворном штате указано: «при воспитании Их Императорских Высочеств Государей Великих Князей Николая Павловича и Михаила Павловича кавалеры: Николай Исаевич Ахвердов, генерал-майор и ордена Св. Владимира 4 степени кавалер». В «Месяцослове на 1810» показаны уже два ордена: «При воспитании Их Императорских Высочеств …Кавалеры: Николай Исаевич Ахвердов  генерал-лейтенант, орден Св. Анны 1 кл. и   Св. Владимира 4 степени кавалер». Эти же сведения повторены в «Месяцослове…» на 1816 год – последний год службы Н.И. Ахвердова».

Приведу теперь  результаты своих просмотров страниц Н.И. Ахвердова   в месяцословах по годам, начиная с 1804 года:

1804 г. Нет еще никакой информации;
1805 г. Генерал-майор (с 1799 г.). Орден Св. Владимира 4 степени.
1806 г. Генерал-майор. Орден Св. Владимира 4 степени.
1807 г. Генерал-майор. Орден Св. Владимира 4 степени.
1808 г. и 1809 г. Страницы «Кавалеры» в месяцоловах отсутствуют.
1810 г. Генерал-лейтенант. Ордена Св. Анны 1 класса и Св. Владимира 4 степени.
1811 г. Генерал-лейтенант. Ордена Св. Анны 1 класса и Св. Владимира 4 степени.
1812 г. Страница «Кавалеры» в месяцолове отсутствует». 
1813 г. Генерал-лейтенант. Ордена Св. Анны 1 класса и Св. Владимира 4 степени.
1814 г. и 1815 г. Страницы «Кавалеры» в месяцоловах отсутствуют.
1816 г. Генерал-лейтенант. Ордена Св. Анны 1 класса и Св. Владимира 4 степени.

В итоге можно сказать, что орденом Св. Владимира 4 степени (крест в петлице на прилагаемом портрете) генерал-майор Н.И. Ахвердов  был награжден в самые первые годы своей службы в штате их императорских высочеств Николая Павловича и Михаила Павловича.

Орден Св. Анны 1 кл., символами которого на прилагаемом портрете являются красная лента, переброшенная через левое плечо и Восьмиконечная звезда на правой половине груди,  указывается  в месяцоловах  с 1810 по 1816 гг., но нет полной ясности, когда Ахвердов  получил этот орден, в 1808, в 1809 или в 1810 году?  В результате возникают некоторые трудности в установлении точной даты написания портрета, который художник мог написать, очевидно, лишь после получения  генерал-лейтенантом Ахвердовым обсуждаемого ордена. 

Но попробуем эти трудности преодолеть, используя некоторые известные факты из биографии  Александра Варнека, а также сведения о его портретах, выполненных в начале 1810-х гг., после того как 28-летний художник вернулся  5 октября 1809 года в Петербург из своей пятилетней  пенсионерской поездки в Италию [2]. При этом до конца года было около двух месяцев, в течение которых, по моему мнению, портрет Н.И. Ахвердова, избранного 1 сентября 1805  года  Почетным членом ИАХ, Варнек не только мог, но и «должен» был написать, чтобы ликвидировать пятилетний «долг» Академии перед титулованным генералом. 

Следует заметить, что ежегодное заседание ИАХ ко времени приезда художника в Петербург уже состоялось 1 сентября 1809 года  [5]. Поэтому выполненный портрет не вошел в отчетные документы Академии за этот год, не оставив следа в своей истории бытования до 1891 года, когда он был приобретен у одного из потомков семьи Ахвердовых (М.Н. Шмидта)  знаменитым коллекционером П.М. Третьяковым вместе с парным ему портретом  супруги  генерала [6]. 

Начиная с 1810 года  сведения об очередных  портретах  вернувшегося  в Петербург  Александра Варнека стали включать в годовые отчеты Академии. Так в 1811 году  список его работ пополнился портретом младшего брата  Н.И. Ахвердова, генерала  Ахвердова Федора  Исаевича [5]. Но до 1816 года  портрет  Н.И. Ахвердова  в числе новых работ А.Г. Варнека  так и не появился, что  говорит в пользу того, что он  и портрет его супруги были выполнены именно в 1809 году.
 
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Владимир Варнек. Перекрестки времен. Газета «Алтайская правда» от 17.01.2013 г.
2. Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек,1782–1843. М.: Искусство,1985.– С. 122.
3. Государственная Третьяковская галерея. Живопись первой половины XIX века. Каталог собрания. Т. 3. – - М. : Сканрус, 2005. С. 119.
4. Великий князь Николай Михайлович. Русские портреты XVIII – XX столетий. СПб., 1909. Т. 5, вып 1. №152. 
5. Торжественные публичные собрания и отчеты Императорской академии художеств (1765, 1767–1770, 1772–1774, 1776, 1779, 1794, 1802–1815) / сост., авт. вступ. и примеч. Н.С. Беляев; БАН. – СПб.: БАН, 2016. – 256 с.
6. Епатко Ю.Г. Загадки портретов братьев Ахвердовых работы А.Г. Варнека. Материалы по русской иконографии. М.: Фонд «Русские Витязи», 2013. С. 75 – 83.
7. Каменский П.П. Мастерские русских художников. Отечественные записки. 1839. С.12–19. См. статью также в книге П.П. Каменского Труды по истории изобразительного искусства. Художественная критика / сост., авт. предисл. и примеч. Н.С. Беляев; СПб.: БАН, 2017. – 217 с.

21.06.2022.