Тайны Меланхолии. О просветительской деятельности

Елена Плюснина
          О просветительской деятельности Санкт-Петербургского союза ученых.
Вот такого примерно содержания письмо получают члены союза ученых каждый год:

Дорогие коллеги! Во исполнение миссии СПбСУ мы продолжаем, хотя и в условиях известных ковидных ограничений, проведение успешно начатого весной текущего года, согласованного с Комитетом по науке и высшей школе Администрации Санкт-Петербурга, цикла культурно- и научно-просветительских мероприятий под общим названием «Просто о сложном».

Цель мероприятий — популяризация науки и её достижений, пробуждение интереса молодёжи к научному творчеству, привлечение в нашу организацию новых членов. Формы мероприятий – научно-популярные лекции, дискуссии, творческие вечера. Всего на осенне-зимний период текущего года были запланированы 13 мероприятий на площадках Центральной городской публичной библиотеки им. В.В. Маяковского (ЦГПБ) и Межрайонной центральной библиотечной системы им. М.Ю. Лермонтова (МЦБС). Конечно, труднопрогнозируемая, динамично изменяющаяся в городе ковидная ситуация вносит в предварительные, уже согласованные с руководством ЦГПБ и МЦБС, планы свои коррективы вследствие периодически вводимых жёстких ограничений на условия работы всех без исключения городских библиотек …
Приложение прилагается.
С уважением и благодарностью, Председатель Правления СПбСУ, А.Л. Тимковский доктор физико-математических наук Член Правления, руководитель Рабочей В.К. Кузнецов группы по сохранению творческого наследия Г.В. Пионтека, кандидат технических наук

А далее следует план запланированных мероприятий.

 Меня заинтересовал цикл лекций «Как говорят картины», удалось послушать о творчестве Дюрера.
15 ноября, 19:00. Невский пр., 20. Цикл «Как говорят картины». ОТКРЫТИЕ МИРА АЛЬБРЕХТОМ ДЮРЕРОМ Лектор – Николай Борисович Покровский. Наш детальный анализ одной из наиболее загадочных работ художника «Меланхолия» - вероятно, дополнит то, что говорилось о познании мира в нашей первой теме «Свет мира». Мы повторим этот опыт и для других произведений одного из крупных авторов эпохи значительных шагов в познании мира и его отображения в видимых формах. Огромный мир от Космоса до отдельного человека не только постигаем средствами изобразительного искусства, но и может быть доступно сообщен любому человеку, который воспринимает изображение также, как оно создавалось - методом пластического анализа. Мы стремимся к тому, чтобы наш курс этому помогал.
 
Поделюсь своим впечатлением от прослушанной лекции о творчестве Альбрехта Дюрера.

Во-первых, это творчество 15-16 века. На дворе 21 век. Что может роднить нас с такими далекими картинами? Нам известно, что классические произведения, передают потомкам такие мысли и чувства, которые будоражат умы многих поколений.
 
Гравюра "Меланхолия". Название сразу же навевает воспоминания об определенных чувствах, которые периодически возникают у многих людей. Вопрос, почему это чувство возникает и что нужно сделать, чтобы долго в этом чувстве не находиться?

Умение «читать» картину дает ответ на эти вопросы. На лекции как раз и показывались приемы «чтения» картины. Умение замечать детали, цветовое решение, а самое главное лектор подчеркивал, что, давая свою интерпретацию картины, это не будет означать, что она единственная, у каждого зрителя может быть свое прочтение.

Приведу фрагмент лекции:
 «Необходимо отметить два принципиальных обстоятельства. Первое – искусство, как метод познания реальности, отличается от науки тем, что если наука идет от частного к общему, то искусство – от общего к частному. При этом, к области искусства ближе правополушарная область головного мозга человека за счет образного мышления, а к области науки – левое полушарие с его понятийным мышлением. То есть, естественно ожидать, что художнику представят большую трудность вопросы из области математики, а математику – вопросы из области искусства.
Кроме того, согласно принципу «от общего к частному», названным ученым необходимо связать каждую частность с целым. А этого они не могут сделать «по определению», т.к. целое, как совокупность частей, им недоступно.
Второе обстоятельство прямо проистекает из первого – надежный диагноз больного человека может дать только специалист в области медицины, а математические заключения может делать только математик. Из этого следует, что и достоверный анализ содержательной части произведения изобразительного искусства может выполнить только специалист в этой области. И делать это он будет на основе такой дисциплины как пластический анализ.
Данный анализ исследует все компоненты пластического образа – композицию, колорит, отношение и характер масс, приоритеты движения (направление и темп) и ряд других. Совокупность этих компонентов раскрывает содержание произведения. Истолкование любых элементов в произведении вне законов пластического анализа и без единства с целым не имеет смысла. Это равнозначно набору слов без связи их в единое предложение».

Мое впечатление от картины.

Несмотря на то, что в центральной по объёму фигурой является фигура ангела, но на меня произвела впечатление нижняя часть картины, как какого-то хаоса, нагромождения всего и не имеющего какого-то определенного смысла, кроме того, обточенный камень тоже выделялся своим объёмом и трудно было понять, зачем он там лежит.
И в этом хаосе слева выделяется круглый шар белого цвета, который может напоминать маленькое солнышко. И если мы поднимаем взгляд в верхнюю часть картины, то мы видим солнышко и луч, который указывает на радугу.
Перемещая взгляд по радуге, мы видим, что она одним своим концом уходит в пространство за картину, а другим концом упирается в землю, таким образом соединяя верх и низ, пространство неба и земли, образуя целое пространство.

Слово "меланхолия" написано Дюрером на небе, на светлом фоне, как бы призывая ангела, который находится в меланхолии, посмотреть вверх, увидеть эту красоту природы: небо, солнце, радугу, море.

И, если проследить, откуда свет падает на картину, то мы увидим, что свет идет с правой стороны от нас, как будто источник света находится за нашей спиной справа и мы находимся в этом целом мире, а перед нами всего лишь фрагмент этого мира, созданный воображением художника.

Закончу словами лектора:
«Можем ли мы сказать, что поняли содержание произведения Альбрехта Дюрера?
Только очень приблизительно. И причина этому - не ограниченные возможности пластического анализа.
Напротив, эти возможности не ограничены ни временем, ни формой, ни историей, ни культурой. Причина в том, что образное мышление художника оперирует ассоциативными связями, на которые влияет в первую очередь жизненный опыт и эмоциональный аппарат. Характер этих связей также неповторим, как не повторим человек и его судьба.
В силу этого одинаковое «прочтение» произведения изобразительного искусства невозможно. Но именно поэтому оно доступно любому человеку.

Каждый зритель вынесет из него то, что ему ближе. А главное будет общим. Обсуждая то или иное произведение, люди могут не вполне понимать друг друга, а вот действовать на основании его они будут одинаково. В этом великая ценность любого искусства и изобразительного, в частности. Над этой ценностью Меланхолия не властна и уже это служит основанием для овладения ею». 

Опубликовано в журнале "Личность и культура" – 2022. – №1. – С.81-82