Детство и творчество издательского проекта

Ольга Губернская
               
 "Пятая параллель"
  Судьбу литератора определяет его окружение. Мое литературное посвящение началось в далеком детстве. В семье не могли не читать, поскольку дед возглавлял один из  «Книготоргов» страны. Приезжая на каникулы, в домашнем кабинете внучка всегда обнаруживала для себя журнальные и газетные подшивки, пополнившие библиотеку тома литературных произведений. Российская провинция подарила литературному миру множество имен, южные губернии -  не исключение.
Придя в школьную  и вузовскую программу по предмету «Литература», роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» приобрел наибольшую популярность не только среди литературной профессиональной среды и интеллигенции. Для ученика это произведение буквально – путь нелегкого постижения литературного мастерства, знакомство с русским языком, российской и мировой литературой, культурой и историей. Став жительницей кубанской столицы и учителем-словесником одной из краснодарских школ, использую данный литературный шедевр в качестве образчика.  Булгаковский роман помогает легко и доступно преподнести школьнику важность и необходимость изучаемого предмета, подсказывает возможности применения полученных знаний на протяжении всего жизненного пути. Итоговым умением  ученичества в литературе считаю возможность не просто прочитать, осмыслить  и оценить  профессиональное творчество, но и попробовать себя в нем; путь от прочитанной книги, написанного школьного сочинения и изложения до авторской пробы пера с изданием собственной книги. Получив авторскую международную писательскую признательность, решилась на наставничество молодого поколения, доставшейся мне   в  завершившемся  учебном году пятой параллели. Как редактор школьного тома, в аннотации указала, что не все авторы станут профессиональными писателями, но и  им есть чем поделиться с читателем. Подобная форма внеклассной  работы  - творческая составляющая внеурочной жизни каждого ученика, возможность самопрезентации и способа найти новых друзей, интересного общения, закрепления умений и навыков, полученных на предметных занятиях, самоподготовка к предстоящим в будущем экзаменационным испытаниям.  Участники попробовали себя в различных литературных жанрах, участвовали в школьных мероприятиях с авторским творчеством, были награждены грамотами. Мне  же самой руководство и наставничество в издательском проекте «Пятая параллель» позволило номинироваться на  премию «Знание» - «За просветительскую деятельность в школе». Итак, пока мои юные читатели и авторы не готовы представить миру произведения крупных форм, не смогут, прочитав абзац-цитату, воспроизвести исторический отрывок и судьбу литератора в контексте известного и популярного авторского романа, как способна их учитель, награжденная медалью «Анна Ахматова - 130 лет» Российским Союзом  Писателей. «Никто не знал, да, наверное, и никогда не узнает, чем занималась в Москве эта женщина, и на какие средства она существовала… Аннушка уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но даже разлила».[3: гл. 4]  На уроках  литературы их наставник расскажет о герое-Мастере, когда-то приезжавшем на каникулы к бабушке и дедушке -  в город, в котором они учатся сами – Краснодар (Екатеринодар), - Евгении Шварце, писавшем в роковые годы для своей страны «Обыкновенное чудо», в то время, когда по миру и стране еще «шагал» нацизм и фашизм; учившемся в городе, в котором судьбой уготовано было родиться самой – Майкопе;  уехавшем в Петроград, куда пригласил начинающего актера и драматурга Николай Степанович Гумилев.   В  этом городе, на первых порах,  именно Анна Андреевна Ахматова поддерживала труппу провинциального театра, посоветовав продать привезенное из Ростова-на-Дону подсолнечное масло, чтобы суметь выжить в бывшей столице, которую вскоре, вырыв окопы, придется защищать и писать о вестях с фронтов с коллегой по писательской деятельности, - Маргаритой Алигер.  При этом придется сжечь начатые рукописи, уезжая в эвакуацию, куда последуют  и Ахматова, последняя супруга М. А. Булгакова и многие другие. «…Это водка? - слабо спросила Маргарита… Это чистый спирт! Маргарита улыбнулась и сделала попытку отодвинуть от себя стакан. Смело пейте, - сказал Воланд, и Маргарита тотчас взяла стакан в руки…Воланд, молча, поднял стакан и чокнулся с Маргаритой.  Маргарита покорно выпила, думая, что тут же ей и будет конец от спирта. Но ничего плохого не произошло. Живое тепло потекло по ее животу, что-то мягко стукнуло в затылок, вернулись силы, как будто она встала после долгого освежающего сна, кроме того, почувствовала волчий голод. И при воспоминании о том, что она не ела ничего со вчерашнего утра, он еще более разгорелся…». [3: гл. 23] Узнают  и о личности-прототипе Воланда – сыне донского горного инженера, писавшего для «Донского вестника», опубликовавшем множество научно-исследовательских работ по палеонтологии и геологии и Краснодарского края, в том числе, - Владимире Владимировиче Богачеве, профессоре, которого прекрасно знали  Булгаковы, членов семьи  которого автор романа представил героями-прототипами «Дней Турбиных» и «Белой гвардии» наряду со своими родственниками, отце погибшего в Белоруссии советского разведчика Дмитрия Владимировича Богачева. Он близко знал и того мастера, чьи работы украсили павильоны Парижской выставки, упомянутой Николаем Александровичем Островским в «Бесприданнице», прекрасного художника Константина Алексеевича Коровина, на даче которого  в Крыму и сегодня цветут те самые желтые розы, что нравились герою булгаковского романа. Его сын, в силу обстоятельств, действительно, попал под трамвай, но стал еще и консультантом-искусствоведом. «…Маргарита спросила: "Вы вообще не любите цветов?.. Мастер ответил: "Нет, я люблю цветы, только не такие. Я розы люблю…». [3: гл. 13]
  Юным авторам предстоит еще учиться глубокому анализу произведений и умению цитировать на протяжении нескольких школьных лет, но рассказать о себе, своих друзьях, близких, увлечениях и успехах, понравившихся художественных   текстах  мои ученики умеют и делятся этим  уже сейчас. Наступит время, и кто-нибудь из них напишет свой «театральный роман». Представит его миру, возможно,   кто-то из школьников, собравшихся в коллективном сборнике  «Пятая параллель», Rider`o, 2022 г. А пока им еще предстоит узнать, что в доме той самой  Манечки (Марии Федоровны - матери  Евгения Шварца) зародится традиция театральных постановок одной отдельно взятой семьи будущего литературного мастера, о прекрасной игре на фортепиано супруги Воланда-Богачева, представшей в булгаковской пьесе в образе прекрасной Елены - Марии Александровны Миллер. Эти талантливые и образованные этнически не русские православные люди и составляют список патриотов, за которых известный автор  романа, уходя,  попросит: «Чтобы помнили, чтобы знали…». В вишневую пору родного города, в котором учатся пятиклассники, состоятся поездки-экскурсии  дачного сезона, где произойдут новые события и приключения юных провинциалов, они обязательно лягут в основу их последующих произведений. Наставник-учитель, однажды полюбившая творчество А. П. Чехова и написавшая свой институтский диплом по его  произведениям,  сумеет раскрыть смысл и красоту отечественной литературы на родном русском языке и с гордостью и признательностью примет еще одну награду - медаль «А. П. Чехов – 160 лет» Российского Союза Писателей.
Приложение:
 
Михаил Фурсов
Памятный день летних каникул
Мой День рождения был классным. Я со своей семьей поехал к бабушке в Майкоп, где встретился с близкими родственниками. Мы все пошли в развлекательный центр. Там были: батуты, лабиринты, качели, игровые автоматы. Потом мы посетили кафе, где угощались мороженным и чаем. Этот день был незабываемым.

***

 Меня зовут Даша. Я учусь в 5 классе. Я очень люблю узнавать что-то новое, поэтому у меня много увлечений. Мне нравится заниматься рукоделием. Рисовать, вышивать, шить и вязать. Ещё я очень люблю танцевать. Я занимаюсь бальными танцами с 4 лет. Получаю призовые места, медали и кубки. Также люблю петь. Посвящаю этому всё свободное время и занимаюсь в вокальной студии. Я стараюсь достигать высоких результатов в своих увлечениях.

Зеленская Дарья
Как я убираю свою комнату?
Я живу в трехкомнатной квартире многоэтажного дома. Одна из этих комнат моя. Я люблю ее и слежу за те, чтобы в ней был порядок, поэтому один или два раза в неделю я делаю там уборку. Это занимает час или два моего времени. Наводя порядок, слушаю музыку, так уборка проходит весело и незаметно. Сначала я раскладываю все вещи по своим местам. Чистую одежду я складываю в шкаф, а грязную отношу в корзину для белья. Навожу порядок на письменном столе, складываю на место карандаши, ручки, фломастеры, тетради. Книги и учебники ставлю на полки. Расставляю по местам мои любимые игрушки. После этого  я чищу пылесосом ковер и пол, затем влажной тряпкой вытираю пыль. В конце уборки я поливаю цветы на подоконнике. Очень люблю свои фиалки, они создают в моей комнате уют и красоту. Кажется, все сделано?! Теперь можно и отдохнуть, когда вокруг все чисто и аккуратно!

***

Меня зовут Иван Хадыкин. С недавних пор увлёкся киокусинкай-карате. И уже есть пусть не большие, но личные достижения. Оранжевый пояс, бронзовая и серебряная медали на краевых соревнованиях.  Но это только начало. Главные мои победы ещё впереди.

Иван Хадыкин
Памятный день моих летних каникул
В ресторане, тридцатого июля, мой старший брат Юра женился. В этот день была фото-сессия, денежный салют, конкурсы и занимательные задания, выполняя которые, мы получали подарки. У всех было прекрасное настроение. Самым интересным был первый танец, сопровождавшийся «дымом», было так красиво!  Мне запомнился этот день, потому что мой брат Юра, наконец-то, женился.


***

Артем Лазаренко
Как я дрессировал собаку?
Я давно мечтал о собаке, но у меня была аллергия, и родители откладывали покупку. Однажды летом мы гостили у бабушки. Вместе с семьей  поехали на ярмарку животных,  в ходе в павильон мы увидели щенка шоколадного  цвета породы русский тойтерьер. О породе мы ничего не знали, кроме того, что чем мельче порода, тем больше дрессировки ей будет необходимо. Я дал обещание, что возьму эту ответственную обязанность на себя.  По возвращению в Краснодар мой питомец быстро привык к новому дому, и мы с ним приступи к дрессировкам. Конечно, я прочитал немного информации в интернете. Запасы лакомств в виде колбасы закончились быстро. Первая дрессировка началась с похода на  поводке в зоомагазин. Наш Той справился с этой задачей на «отлично». Далее я приступил к обучению командам «сидеть», «лежать», «дай лапу». Я восторгался тем, что мой пес  легко обучаем, и не заметил, как он научился играть в прятки. Мне невероятно повезло, что  у меня есть такой умный и преданный друг, которой делает мою жизнь более интересной.

***

Александрин Макар
Знакомьтесь, это мой друг!
Моего лучшего друга зовут Ваней. Знакомы мы с шести лет. Он умный, с чувством юмора  и крутой. С ним я виделся каждый день, по  вечерам. Когда я либо Ваня сделали уроки, мы сразу звали друг друга в гости, играли в футбол, настольные игры и ходили гулять на улицу. Но однажды Ванина семья переехала. Хоть мы и стали реже видеться, он остался моим лучшим другом. У меня, конечно, не один друг, но с этим у меня лучшие воспоминания. Я рад, что у меня такой друг!   

***

Есаев Владислав
Как я однажды сделал модель самолета?!
Однажды  на мой День рождения мне мои бабушка и дедушка подарили большую коробку, на которой был изображен самолет. Дедушка сказал, что это увлекательное занятие. Вскоре я приступил к делу. Внутри нашел инструкцию по сборке, пластмассовые детали, клей и наклейки. Всего было так много, что я поначалу  испугался, хотя опыт в этом вопросе у меня был. Затем разложил схему и детали. Начал сборку с корпуса: скрепил несколько больших деталей, приделал лобовое стекло. Собирал я самолет частями, медленно, шаг за шагом я продвигался к завершению. Затем взялся за крылья и хвостовую часть. Сначала соорудил их отдельно, потому что они состояли из множества мелких деталей. Когда я все соединил, то увидел  перед собой модель настоящего самолета. Осталось разместить на корпусе наклейку с надписью «АН-24». Сделал это с удовольствием. Конструировать, действительно, интересно. Не знаешь, что получится в итоге, но уверен, что результат будет положительным. Моя работа дедушке очень понравилась. Он сказал, что я заслужил благодарность за точное исполнение.

***

Алина Маргарян
Как я однажды построила крепость?!
Мы с  моей сестрой и подругами пошли гулять. Снега выпало по колено. Пришли на площадку. Стали мы строить крепости. Я сама строила крепость. А сестра Соня и подруга Соня -  отдельно свое сооружение. Долго крепости были  маленькими, а затем стали с меня ростом. На площадке была горка, с которой мы начали бросать снежки. Постройка окончилась, и начался бой. Тут нас позвали домой. Вернулись мы мокрые с головы до ног. Но этот день мы провели классно!
 

***

Шарагина Виктория
Как я вырастила огурцы?!

Мы с мамой и папой собрались  на дачу. Мой брат был очень этому рад. Добирались недолго. Бабушка была очень нам рада, ведь мы не виделись с ней два месяца! Утром вышли в огород, выкопали лунки и бросили семена. За теплые выходные появились первые ростки. Вечером, попрощавшись со всеми, мы уехали обратно в город. Через месяц мы приехали на дачу обратно и увидели спелые огурцы. Из них мы сделали вкусный салат. Я люблю бывать на нашей даче.

***

Меня зовут Вика. Мне 12 лет. Я занимаюсь спортом. Люблю рисовать. У меня есть кошка Мила и кролик Black. Я люблю проводить время с друзьями!

 
***

Меня зовут Марк, мне 11 лет. С ранних лет  очень сильно увлекаюсь Лего. Собираю за час   2  тысячи деталей. Второе мое увлечение - хомяки.  У меня их четыре. А также я создаю мультфильмы со стикменами.
Огурцов Марк
Листовка к спектаклю по рассказу А.П. Чехова «Злоумышленник»
Судебное заседание по делу  обвиняемого в откручивании гайки от железнодорожного пути. Попадет обвиняемый в тюрьму или нет? Приходите и узнаете!

Литература:
1.Булгаков М. А. «Мастер и Маргарита», ЭКСМО, 2021 г.
2.Гончарова О. В. «Феномен творчества М.А. Булгакова – писателя-универсума: лингвориторический подход к возможностям интерпретаций русских реалий и образной системы героев в романе «Мастер и Маргарита», Международный форум, Ираклион, Крит (Греция), МГУ, 2016 г.
3.Гончарова О. В. Роль издательского авторского проекта в неформальном и информальном образовании как одной из современных концепций обучению русскому языку и культуре "Языки. Культуры. Перевод" Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Высшая школа перевода, Перекрестный год русского языка и литературы. VII Международный научно-образовательный форум, изд-во Московского университета, 2019 г.
4.«Пятая параллель», издательская платформа Rider`o, 2022 г.