Талант

Сёстры Рудик
   В городе открылись пробные курсы художников-оформителей. Это была сжатая программа высшего заведения художественной академии. Здесь надо было освоить не только технику плакатной грамоты, но также и технику живописи, графики и декорации. Курсы были платные.
   В начале занятий в группе набралось немало охотников до корочки художника-оформителя. В восьмидесятых годах страна ещё остро нуждалась в работниках искусства. Художники работали над рекламой, писали на стенах панно, лозунги, плакаты и прочее оформление магазинов, предприятий, заводов и фабрик.
   На курсы поступил скромный паренёк Геша Бортников. И вскоре на занятиях он проявил огромный природный талант. Геша мог рисовать всё подряд! Он рисовал животных, природу, людей, море, с лёгкостью рисовал натюрморты. Парень безупречно и легко выполнял художественные работы.
- Где ты так учился рисовать? – полюбопытствовали однокурсники.
- Да нигде. Я с раннего детства рисую, - просто ответил парень.
- А чего сюда пришёл? Чему тебя учить, если ты готовый художник? – пожал плечами Коля Балуев.
- Так, если на работу идти работать оформителем, без образования не возьмут. Кому нужны чьи-то таланты? – пояснил Бортников.
   Ребята сдружились с Бортниковым и даже побывали у него в гостях, где попросили показать его свои работы. Рисунки были высококлассные! Геша рисовал особенно много людей.
   Глядя на работы талантливого ученика, учитель Сан Саныч Халюжный озабоченно чесал в затылке. В душе преподавателя заскреблась тихая зависть. Хоть и имел высшее образование Сан Саныч, а ученик был намного сильнее. На занятиях преподаватель часто показывал в виде образца свои работы. И многие ученики отметили, что Сан Саныч «не дружит» с пропорциями натуры человека.
- Слушайте, а вот нам показывал Саныч графику «Писающий мальчик», я думаю, что голова на рисунке у этого мальчика слишком большая, - тихо говорила замечание Катя Стрелкина, и все с ней соглашались.
- А на другом рисунке, где у чума стоит чукча, руки длинные, - вспоминала Лена Тимина.
- Это декорация что ли? – припомнил Толя Стивин.
- Да, - ответила Лена и спросила Бортникова: - А что ты скажешь?
- Просто скажу, что все художники разные. Может он так видит свои работы, - внёс своё предположение Геша, складывая работы в тубус.
   Последнее время Сан Саныч стал заметно придираться к Бортникову. Он больше всех делал ему замечаний. Во время рисования преподаватель ходил по классу и смотрел, как работают ученики. Нынче рисовали животный орнамент техникой декорации. Этот рисунок строго рисовался плоскостями. Дойдя до Бортникова, Сан Саныч немедленно дал ему указание:
- Так, сюда больше введи зеленцы, а здесь синевы.
   Геша рисовал оленя в обрамлении дубовых веток. Он внимательно посмотрел на свою работу и не понял, зачем на желудях нужна зелень, а на зелёных листьях синева. Он изобразил осенний момент, но не летний. Вся задумка будет нарушена, если исправить всё так, как учит учитель. Бортников не стал исправлять тона и продолжил работу.
   Проходя обратно по классу, Сан Саныч остановился опять возле парты Бортникова и произнёс:
- Вот, совсем другое дело.
   Геша оторопел и понял, что Сан Саныч в некоторой степени профан! Почему он не заметил не выполненных указанных исправлений?
   На уроках графики ерунда повторилась. Ученики сидели за мольбертами и рисовали череп человека.
- Здесь затемни, а здесь высветли, - указал Сан Саныч Бортникову.
   Геша продолжил рисовать тени так, как их видел со своего места. Ученик практически рисовал фотографию. Возвращаясь назад с проверкой работ, Сан Саныч проговорил Геше:
- Вот, уже лучше.
   Геша не сдержался и прыснул, зажав смех. Ему стало невыносимо смешно! Неужели не видно, что в рисунке ничего не исправлено по указке. Учитель сел за стол и стал заниматься своими делами.
- Гешк, ты чего ржёшь? – тихо спросила Зоя Сумлик.
- Да потом скажу, на перемене, - ответил Бортников.
   И на перемене Геша поведал ребятам про странность учителя.
- Я не могу понять, он что, правда не замечает, что я ничего не исправляю? – зажимал улыбку в губах Геша.
- Может тебе показалось? – засомневалась Лена.
- Нет не показалось. Давайте проверим, - с уверенностью произнёс Геша и предложил: - Когда он кому-нибудь из вас скажет, что-нибудь исправить, вы не исправляйте. И увидите, заметит, или нет.
   На том и порешили. Начался второй урок графики. Череп продолжили рисовать. Сан Саныч сделал замечание Толику:
- Здесь высветли сторону, а здесь прояви.
   Толик согласно кивнул, но продолжил рисовать по прежнему. Учитель по обратному заходу прошёл, было, мимо Стивина, но тот позвал:
- Александр, Александрович, теперь у меня правильно?
   Преподаватель подошёл, оценивающе посмотрел на работу и кивнул:
- Хорошо, только здесь ещё немного затемни.
   Толик выразительно взглянул на Тимину, и встретился с хохочущими глазами Бортникова. Стивин покачал головой и закусил губы, пряча смех. Факт подтвердился. Бортников не врал.
   Геша поделился этим открытием не со всеми, а только с теми, кому можно было довериться. Среди учеников на занятия приходила Таня Жуликова. Эта рыжая молодая дамочка была замужем и имела четырёхгодовалую дочурку. Как-то девчонки болтали, что Жуликова платит Сан Санычу сверх положенного, а тот за неё выполняет работы. Да оно и на занятиях было заметно, как учитель, частенько подсаживаясь к дамочке, быстро рисовал ей работы, делая вид, что помогает что-то исправлять. Никому он так не «помогал». Только Тане. Забываясь, он с улыбкой называл её «Танечка», после чего девчонки неодобрительно шептались, косо поглядывая на Жуликову.
- А я ей очень даже не завидую, - сказал на перемене Геша и пожалел Таню: - Вы сами подумайте, чему она научится? Диплом ей ничего не даст кроме хвастовства перед знакомыми, что она художник на бумаге. Но в дальнейшем-то не будет же за неё Саныч работать художником-оформителем.
   Все бесспорно согласились с таким веским доводом.
   На днях семь человек забрали документы и покинули курсы. С каждым разом рисунки были сложнее и сложнее. Сан Саныч был любителем черепов. Ученики рисовали их в разных жанрах: и графикой, и гризайлью, и акварелью, и художественными масляными красками. На стуле у висячих драпировок разнообразных цветов стояли то человеческий череп, то собачий, то свинячий. А рядом сидела кукла, либо кувшин с цветами пионов, нарциссов и тому подобное.
- Господи! Генка! Да сколько ты эту чертовщину можешь рисовать?! – возмутился дед, глядя на очередную работу внука.
- Ну-к, дед, что задают, то и рисуем, - развёл руками внук.
   Наконец черепа оставили в покое и в ход пошли чайник с кружкой, самовар и утюг.
   Однажды Жуликова привела с собой на занятия дочь. Девчушка шумела, начала бегать по кабинету, хватать у всех кисти с красками и визгливо кричать:
- Я тозе лисовать будю!
   Жуликова с умилением смотрела на своё чадо, думая, что и других это забавляет. Но она глубоко заблуждалась. Класс начал нервничать.
- Нельзя так шуметь, когда идёт урок! Сядь возле мамы и никому не мешай! – строго сделал замечание Сан Саныч ребёнку.
- Ты пляхой дядька! Пляхой! – в истерике заверещала девчонка, топнула на преподавателя и неожиданно в него плюнула: - Тьфу! Дуляк!
- Жанетта! – подскочила с места как ошпаренная мать и, подбежав, схватила дочь за руку и потащила к себе за парту: - Разве так можно?! Как нехорошо! Сиди рядом и кушай шоколадку.
   Учитель покраснел как варёный рак и промолчал. Вместо наказания маленькая дебоширка за оскорбление и безобразие от мамы получила сладости! Весь класс был в шоке от такой несправедливости!
- А извиняться она у тебя умеет? – с раздражением спросил Жуликову Витя Чигликов.
   Таня сидела красная от стыда как помидор за выходку дочери. Она усмехнулась и дерзко ответила:
- Она ещё маленькая, чтобы перед всеми извиняться!
- Ничего, ничего. Она так больше себя не будет вести, - сконфуженно улыбнулся Сан Саныч, пытаясь выгородить Жуликову, и улыбнулся малышке: - Правда ведь, Жанна?
- Тю на тебя! – демонстративно сделала очередной выпад девчонка в сторону учителя.
- Жанетта, я сейчас рассержусь, - сдвинула брови Таня.
   Жанна надула губы и стала злобно рвать обёртку шоколадки.
- Я бы ей непременно по заднице врезал за такой финт! – тихо сказал Бортников Зое.
- Ты что! Танька её пальцем не трогает! Не видишь, какая она избалованная? – прошептала Сумлик, кося глазом на парту Жуликовой.
- А учитель-то промолчал, - с удивлением заметил Геша.
- А ты разве не в курсе, что Жуликовы его до самого дома на своей машине бесплатно подвозят? – сообщила Зоя.
   Бортников с интересом посмотрел на учителя и произнёс:
- Честное слово не знал. Ну теперь совсем понятно, по какой причине он ей рисует работы и сейчас промолчал.
   Тут по кабинету понеслось такое чавканье, что все дружно оторвались от работ и уставились на парту Жуликовой. Жанна чавкала так, что переплюнула стадо свиней! Терпение у всех лопнуло быстро. Однокурсники начали чаще и чаще недовольно поглядывать на невоспитанное создание. В классе назревал скандал! Первый не вытерпел учитель и шутя спросил:
- А кто там так чавкает громко?
- Это я так тяфкаю глёмко! – с вызовом оторвалась от сладкой трапезы Жанна вся перепачканная шоколадом и демонстративно ещё сильнее начала чавкать и причмокивать.
- Ну, раз ты так чавкаешь, значит у тебя есть знакомый поросёнок, – продолжил журить ребёнка учитель, в попытке остановить безобразие.
   Жанна прекратила чавкать шоколадкой и ляпнула:
- Сам ты паласёнок!
   В классе кто-то громко прыснул, и Жуликова поспешно одёрнула нахальную дочь и погрозила перед её носом пальцем:
- Цыть ты! Нельзя так говорить! – и краснея ещё больше, как бы пояснила факт чавканья: - Мы всегда так чавкаем, потому что вкусно.
- Ну знаешь, Таня, так надо дома чавкать, а не в обществе! – поправив очки, вспылил высокий Костя Светликов и пожаловался: - Я в такой обстановке не могу работать!
- Действительно! Что здесь, детский сад что ли?! Такой ребёнок невоспитанный! – словно взрыв, дружно загалдели все разом. 
   Жуликова, горя от обиды, вскочила, схватила дочь за руку, и вся в нервах вылетела за дверь!
- Таня! – понесло учителя следом за ученицей. – Татьяна! Подождите же!!!
- Я сейчас не поняла, а они что, любовники? – вытаращив накрашенные глазищи, громко произнесла вопрос Тома Ковадзе.
- Да тихо ты! – одёрнула её Нина Зубова, но было поздно! Услышав вопрос, ученики захохотали!!!
   В класс влетел сконфуженный учитель и неожиданно для всех объявил:
- На сегодня занятия окончены. Дорисуйте тему дома, -  с этими словами он торопливо собрал свой портфель, забрал оставленные кисти, краски и работу Жуликовой, и поспешно направился на выход: - До свидания.
   На улице стояла осенняя темень и накрапывал дождь. За углом здания зафырчал мотор, и красный Жигуль Жуликовых поехал по дороге в центр города. Группа вся в разных разговорах разошлась по домам. Сторожиха закрыла двери и погасила в коридоре свет.
   Наступили экзамены за полугодие. Ученики раскладывали на полу свои работы и удалялись из кабинета. Экзаменационная комиссия оценивала работы. В экзаменационную комиссию были приглашены местные художники.
- Ты свои работы выставишь последним, - тихо предупредил Бортникова Сан Саныч.
- Хорошо, как скажите, - кивнул Геша.
   Ведь, если посмотрят на его работы, могут другим ученикам поставить низкие баллы.
   Работы Бортникова почему-то оценивались дольше всех. В кабинете экзаменаторов стоял невообразимый спор и даже послышалась перепалка! Преподаватель наотрез отказывался ставить высокий балл талантливому ученику!
- Я не понимаю вас, коллега! – пылая от негодования, сверкал очками пожилой художник.
- А я не понимаю вас! – раздувал ноздри Сан Саныч и упирался: - Я ниже тройки не поставлю за все эти работы! Они не доработаны! Много неправильно! Надо учиться правильно рисовать, а не заниматься самоучительством! Если я сейчас ему поставлю пятёрки, он вообще ничему не научится и будет задаваться!
- Но вы даёте себе отчёт, что сейчас может произойти?! Ведь вы живьём хотите закопать талант! - возмутился пожилой художник.
- Мне до фонаря таланты! - скривился Халюжный и словно отрубил концы: - Я своё последнее слово сказал! Тройка и не выше!!!
   Художники-коллеги развели руками в полном недоумении от такого вердикта.
   Отметки Бортникова Сан Саныч объявил последними, словно преподнёс горький не съедобный десерт. Бортников в недоумении убито молчал, не в силах произнести ни слова. Он был потрясён! В классе наступила гробовая тишина. Такая тишина, что стало слышно, как за окном идёт снег. Жуликова, которая вообще не умела рисовать, получила все пятёрки. Получалось, что талантливый ученик рисовал хуже всех!
  Бортникову отчего-то стало до того стыдно, будто у всех на глазах с него внезапно свалились штаны! Парень встал, забрал свои работы и молча ушёл. Он не захотел со своим нечестным преподавателем сидеть за одним столом, чтобы принимать участие в чаепитии. Если бы Геша был девчонкой, то непременно бы разрыдался! Разрыдался бы от несправедливости!
   Придя домой, он в сердцах бросил тубус с поруганными работами и решил больше на курсы не ходить. Узнав причину негодования, дед пришёл в шок не меньше внука!
- Как?!! Тебе тройки поставили?!!
- Тройки, - усмехнувшись, подтвердил Геша и горько рассмеялся: - Представляешь, дед, я – троешник!!! Первый раз в жизни у меня по рисованию трояки!!!
- Я этого так не оставлю! – пригрозил дед.
   На следующий день дед пришёл к преподавателю и представился:
- Я дедушка Бортникова Георгия – Иван Васильевич. Объясните мне, пожалуйста, с чего вы так низко оценили его работы. Я знаю своего внука, как сильного человека в рисовании с малых лет. Там, где он участвовал в конкурсах по рисункам, ему не было равных. Так почему же здесь у вас он оказался в последних?
- Всё правильно, Иван Васильевич, - с улыбкой поднялся из-за стола Сан Саныч и пояснил: - Видите ли, очень многие талантливые ученики на моём веку на полугодовых экзаменах заносились от высоких оценок и потом не старались учиться примерно. В итоге с них не получалось достойных художников. Вот поэтому, чтобы Георгий не расслаблялся, я и выставил ему тройки.
- А вы знаете его, как человека? Вы поступили очень немудро! Он же учится на художника-оформителя, а не на живописца, – возразил дед и вступился за парня: - Ведь вы своим поступком просто отбили у человека желание учиться дальше. Что делать будем? Где гарантия того, что за год у него не выйдет двойка?
- Пусть приходит и ни в чём не сомневается, - заверил учитель, однако, надеясь на то, что талантливый парень больше не появится на его занятиях.
- Это уж теперь он сам решит после всего, приходить или не приходить, - развёл руками дед и поднялся на выход: - Нечестный вы преподаватель! Неправильно поступили! Несправедливо…
   Двери тихо закрылись. Сан Саныч опустился на стул и вытер со лба пот:
- Фух… Как отшлёпал…
   Конечно старик понял коварный замысел завистливого преподавателя. Ведь в конце года он обязательно всем объявит, что это ОН научил рисовать парня! Порисовывал Гешка, дескать неграмотно на троечки, как попало, а он его научил на пятёрочки! И заслугу себе присвоит! А талант, которым одарил паренька Господь, прикроет фиговым листочком!
   Дома дед долго беседовал с внуком, убеждая его не бросать курсы.
- Тебе этот учитель бросил вызов. Если ты не вернёшься, значит покажешь себя слабаком и побеждённым. Не бросай занятия. Будь сильным и даже не вешай нос и никому не показывай, что тебе сделали больно, - мудро посоветовал дед.
   Геша принял совет деда и курсы не бросил. Он приходил на занятия, как и прежде.
   Однажды, рисуя работу на тему «Мир», он нарисовал маленького мальчика с голубями. Когда все работы были сданы, после проверки раздался возмущённый голос Сан Саныча:
- Работу Бортникова я не принимаю! Надо рисовать самому, но не срисовывать!
   Бортников вскочил и возмутился:
- А вы сами видели, что я срисовал?! Откуда?!
- Я не принимаю работу! – упёрся преподаватель.
- А я не понимаю вас! Объяснитесь! – потребовал Геша.
   Учитель захлопал глазами:
- В чём я должен объясняться?!
- В своём отношении к моей работе!
- Сан Саныч, он действительно сам рисовал и ниоткуда не срисовывал. Мы его рисунки видели дома. Он много рисует людей, - вступилась за Гешу Лена.
   Другие, кто сидел рядом, также подтвердили факт. Халюжный начал сопеть, вздыхать. На выручку ему раздался звонок с урока, и он поспешил из класса со словами:
- Потом разберёмся. Идите отдыхайте.
   После его ухода в классе поднялся шум. Поступок был ужасен! Бортников намотал всё на ус и понял, что Сан Саныч хочет вынудить его бросить занятия. Бортников стал у него бельмом на глазу! Дед оказался прав! И Геша продолжил учёбу назло всем чертям! Он такие работы рисовал, что все восхищались! Рисунок на тему "Мир" он нарисовал другой. Рука в форме голубя держала перо и писала красным цветом слово "Мир".
   Шёл урок рисования масляными красками. На стуле висела тёмно-синяя драпировка, в глиняном горшке стоял букет гладиолусов и рядом лежало два жёлтых яблока.
- Неправильно ты рисуешь. Такая техника устарела, - морщил нос учитель и пояснял: - Рисовать сегодня надо способом «Шлепок-мазок».
- Не понял, - вопросительно смотрел на него Геша.
- Что тут понимать? Масло накладывать надо мазками. Чем больше и пестрее, тем лучше. Предметы все цвета в себя вбирают, если смотреть на них с художественной точки зрения. Вблизи на таком рисунке ты видишь только кучу красок. А вот когда отойдёшь вдаль, вот только тогда увидишь, что там изображено!
- Вы хотите сказать, что Шишкин, Серов, Айвазовский и другие неправильно рисовали? – спросил Геша.
- Конечно неправильно! Фотография, это – фотография. И рисунок не должен смотреться, как фотография! Он должен быть только рисунком! – стоял на своём Сан Саныч.
   Но для Геши такие рисунки смотрелись мазнёй, не более. Создавалось такое впечатление, будто преподаватель задался целью из хорошего ученика сделать плохого.
   Время шло к концу учёбы. В группе многие бросили занятия и забрали документы. Осталось двенадцать человек, которые желали получить образование художника-оформителя.
   Группа выходила на пленэр рисовать природу. Так же рисовали улицы, здания и церковь. Последней работой группы был портрет с натуры маслом. Моделью служили юная девушка и пожилая женщина. Рисовали на выбор. На первом уроке Бортников нарисовал портрет юного создания, а на втором – пенсионерку. Он настолько передал точность личностей, что все ахнули! А модели дружно попросили продать портреты за любую цену. Геша улыбнулся и заверил:
- Отдам, просто так отдам. Но только после экзаменов.
«А мог бы получить солидную сумму! Желторотый глупец!» – невольно подумал Сан Саныч.
   К портретам придраться было не в чем. Бортников действительно рисовал людей быстро и легко, как профессионал с большим опытом. Опытом служил природный талант, который Сан Саныч не мог отобрать у своего ученика.
   На выпускных экзаменах работы Бортникова оценены были по высшему балу. Геша с гордостью получил Диплом художника-оформителя. Экзамен приезжал принимать известный художник Сергеев.
   После экзамена группа накрыла стол. За столом с ребятами сидел Сергеев. Он не отходил от Бортникова. Знаменитый художник отметил силу талантливого ученика и предложил по своей рекомендации поступление в Российскую Академию Художников города Москвы. Бортников с огромной радостью согласился на деловое предложение.
- Обязательно привезите свои работы. Все до одной! – наказал Сергеев.
   Все шумно отмечали окончание курсов, делились планами, оставляли телефоны или адреса, приглашали в гости. Ведь за год стойкие ученики, которые учились полный курс, неслабо сдружились и узнали друг друга. Кто-то принёс магнитофон и включил музыку. За столом остались экзаменаторы, а молодёжь пошла танцевать. Было очень весело.
   Первые покинули вечеринку экзаменаторы. Группа ещё долго сидела в разговорах о будущем, кто куда пойдёт работать, кто учиться. Кто-то собирался ехать из города на заработки. Ведь художники-оформители везде нужны. Когда вечер закончился и все поднялись из-за стола, Сан Саныч объявил:
- Попрошу внимания! Завтра я всю группу жду на сбор в два часа дня. Просьба принести с собой все работы, которые вы рисовали за год.
   На следующий день ученики пришли с работами в назначенное время. Все сели за парты и Сан Саныч приказал:
- Сейчас положите свои работы на край парты.
   Сан Саныч стал ходить и просматривать работы всех учеников. Он отбирал те рисунки, которые ему нравились. Подойдя к работам Бортникова, он отобрал много рисунков, в том числе и те, за которые полгода назад поставил позорные унизительные тройки. Геша не был злопамятным парнем, но спросил:
- Простите, а для чего вам наши работы?
- Я их буду показывать как наглядное пособие другим ученикам, - ответил преподаватель.
- А как вы сможете показывать мои работы в виде образца, если они неправильные? – в холодном тоне задал Геша вопрос.
- Ну… ну, - замялся учитель и, краснея, стушевался: - Спокойно, без паники…
- Я совсем спокоен и не паникую, - ровным голосом произнёс Бортников и напомнил: - Ведь вы когда-то за них мне поставили тройки.
- Вы что, не хотите мне давать свои работы? – заметно занервничал учитель.
- Не могу, - честно ответил поруганный ученик и уточнил: - Мне товарищ Сергеев наказал привезти их все с собой.
- Ааа, ну если Сергеев, то конечно, - с большим сожалением и с ноткой обиды в голосе положил на парту рисунки Сан Саныч и попросил: - Но вы сами тогда мне дайте хоть одну работу.
   Бортников дал Сан Санычу не одну работу. Он отдал ему все кубы, натюрморты с черепами и конусами, несколько пейзажей и орнаментов.
   Идя уже домой по дороге весёлой гурьбой, Тома Ковадзе отметила:
- Добрый ты парень, Гешка. Я бы в отместку Санычу ни одной работы не дала!
- Говорят, что преподаватели стоящие работы подписывают своими инициалами и потом продают за большие деньги, - сообщила Тимина.
   Но Бортников мстительным не был и только хохотнул:   
- Дед дома от всех этих черепов устал открещиваться. Так что пусть Саныч их подписывает и продаёт. А кубы да конусы, это ж, ребята избитая тема в работах художника. Так что я их ещё нарисую.
   Ребята рассмеялись!
   Из всей этой группы художниками-оформителями стали работать только три человека. Жуликова работала на фабрике по инкрустированию, где женщины обклеивали соломкой маленькие шкатулки. Диплом и учёба ей не пригодились. Впрочем-то как и пророчил Бортников.
   Сами курсы просуществовали всего два года и потом их закрыли. Занятия себя не оправдали. Научиться профессионально рисовать человек не сможет за короткое время. Нужен либо навык, либо талант. А эти качества были не у всех желающих, кто жаждал назвать себя «художником». Художников от слова «худо» без этих курсов было в стране невпроворот. Зачем их выпускать ещё больше?
   Бортников Геша поступил в Художественную Академию и учился в Москве. Впереди парня ожидал мир вдохновенного творчества и дерзаний во имя таланта от Бога! И этот дар он не имел права закапывать!

(г.Павл.Посад 2022)