С открытым клапаном

Алексей Чугунов 2
          С открытым клапаном. Версия.

   Вот и настал момент отрыва от пускового устройства ракетно- космического носителя «Протон- К» с полезной нагрузкой в виде «Салют- 1».
В момент пуска члены боевого расчёта КП находились в бункере и некоторые из них могли наблюдать в телескопе непосредственный момент отрыва ракеты от ПУ и первые секунды полёта. После соответствующей команды можно было выйти наружу, чему многие и последовали и увидели незабываемую картину яркого хвоста пламени от работающих двигателей 1- й ступени, это ощущалось всеми органами чувств: и глазами, и ушами, и даже телом, которое воспринимало вибрацию поверхности Земли.

   Первую орбитальную станцию и модернизированный транспортный корабль коллектив ОКБ- 1 создавал в рекордно короткие сроки под руководством ГК Василия Павловича Мишина. Запуск орбитальной станции «Салют- 1» являлся триумфом космической отрасли, в чём огромная роль принадлежит и новому энергичному конструктору- Юрию Павловичу Семёнову. Мало было создать и запустить станцию, её нужно было ещё и «оживить».

   Первая попытка доставки на борт станции экипажа на корабле «Союз- 10» в составе В.А.Шаталова, А.Е.Елисеева и В.Н.Рукавишникова была неудачной. Другой же корабль «Союз- 11» с экипажем- Г.Т.Добровольский, В.Н.Волков, В.И.Пацаев- успешно пристыковался к станции. И этот экипаж на протяжении 23 суток работы подтвердил предполагаемый потенциал космической научной лаборатории.
 
   На участке возвращения на Землю после отделения от станции и работы КДУ корабля на торможение происходит разделение корабля на 3 части: СА, БО, ПАО (спускаемый аппарат, бытовой отсек, приборно- агрегатный отсек), после чего наступает момент входа СА в плотные слои атмосферы. Именно в момент разделения корабля на части и пропала связь с экипажем.

   После завершения работы экипаж готовит корабль к отстыковке:
- занимает места в спускаемом аппарате;
- размещает возвращаемое оборудование;
- проверяет СА;
- делает доклад о готовности к спуску .
После подтверждения:
Отделение от станции; ориентация и включение КДУ на торможение; торможение; разделение на три части (спускаемый аппарат- СА, бытовой отсек- БО, приборно- агрегатный отсек- ПАО); вход в плотные слои атмосферы при работе системы управления спуском.

   Позже комиссия установит, что на траектории в условиях вакуума оказался открытым клапан сброса давления из спускаемого аппарата, что означает разгерметизацию оболочки корпуса СА, падение давления до «0», потерю условий для жизни экипажа, что выразилось в потере связи с Землёй. Внешне всё выглядело, как обычно. На высоте 7 км. произошёл отстрел крышки основного парашюта. Группа поисковиков наблюдала посадку, включение двигателей мягкой посадки, отстрел парашютной системы. Казалось, всё прошло штатно, но никакого движения экипажа в корабле поисковиками не наблюдалось. Поисковики вскрыли люк и обнаружили три бездыханных тела в своих креслах.

   Госкомиссия огласила результаты расследования и причины гибели экипажа: разгерметизация СА из- за открытого положения клапана сброса давления.
Катастрофа потребовала доработки конструкции корабля «Союз». Доработка продолжалась 2 года.
Электромагнитный клапан сброса давления, вероятно, мог оставаться открытым в течение всего полёта, с самого старта и, возможно, не был закрыт после последних наземных испытаний. Его положение на стыке БО и СА сохраняло видимую герметичность на протяжении всего полёта и обнаружилось лишь в момент их разделения при спуске.

   Исправность клапана многократно проверялась на земле. К нему существует доступ в ручном режиме для экипажа. Экипаж решением генконструктора находился в спускаемом аппарате без скафандров. Магистраль сброса давления оказывается герметично перекрытой элементами конструкции по стыку БО и СА и может самопроизвольно сбросить давление при открытом клапане при расстыковке БО и СА.

   Уже более 50 лет после 1971 года корабли «Союз» успешно и безаварийно эксплуатируются, и космонавты отправляются и возвращаются в скафандрах.
Тому послужила трагедия, причина которой- либо старт с открытым клапаном, либо самостоятельное открытие клапана экипажем, что весьма маловероятно и не оправдано. Таким образом, вина может лежать либо на наземных испытателях, либо на экипаже.
В любом случае, и первое и второе могло быть исключено доработкой конструкции, что и было сделано.
Такова была нелёгкая цена трагедии легендарного экипажа корабля «Союз- 11», испытателей первой орбитальной станции «Салют- 1».