Русская Патрология

Дмитрий Зборовский
(Ответы на некоторые вопросы)

1. В чем главное отличие «Хроники» Георгия Амартола от «Повести временных лет»?

Главное отличие «Хроники» Георгия Амартола от «Повести временных лет» Нестора Летописца заключается в том, что автор первого источника в определённых местах опирается на сложившуюся к его времени византийскую традицию. В «Повести» сохраняется только библейская цитация (в основном ветхозаветная), а также присутствует библейские метафоры и приложения древних пророчеств к современной жизни, что приводит к новому смыслу эпохи: Русь как восприемница не Византии, а Священной истории избранного народа. Таким образом Русь представляется как новый Израиль.

2. В чем заключался подвиг свв. Бориса и Глеба?

Подвиг святых Бориса и Глеба заключается в желании подражать Христу, Его страданиям. Причём эти страдания воспринимаются святыми добровольно. К примеру, к святому Борису убийцы приходят в момент совершения им заутрени и чтения Евангелия. Он знает об этом и как сказано выше без сопротивления приносит себя жертву, тем самым уподобляя свой подвиг подвигу Христову. В последствии составляются паремийные чтения, посвященные святым мученикам, и приуроченные ко дню убиения Бориса (24 июня). Также история Бориса и Глеба отождествляются с библейским повествованием Каина и Авеля.

3. Какое место в «Послании» новгородского епископа Василия Калики несет в себе отзвук паламитских споров?

В своем послании «О земном рае» к тверскому епископу Феодору, новгородский архиепископ Василий Калика придерживается явно антипаламитских взглядов на природу Фаворского света. Дело в том, что святитель Григорий Палама утверждает о нетварном свете на горе Фавор, в то время как новгородский владыка говорит об обратном. В послании владыка Василий уделяет этому вопросу большую часть своего внимания в конце сочинения.

4. Где и почему находил прп. Максим Грек пример совершенного монашеского жития?

Преподобный Максим Грек считает, что спастись человек может и в миру. Он осуждает тех, кто разводится со своими женами и уходит в монастырь  ради спасения, но считает, что истинное спасение стоит не за длинными молитвами, постами, и т.д., но за соблюдением заповедей Христовых, которые как сказано выше можно исполнять будучи и мирским человеком, таким образом в некой степени быть «монахом» в миру.

5. Почему вопрос о поклонах играл такую важную роль в евхаристических спорах XVII в.?

Данный вопрос касался прежде всего времени пресуществления св. Даров. Дело в том, что до определенного времени сложилось мнение, что пресществление происходит с произнесением священником установленных молитв «Приимите, ядите…», «Пийте от нея вси…», что сопровождалось поклонами. Такой практики придерживались не только «латиномудрствующие», но и многие старообрядцы с греофилами. Затем по приезде в Москву ученых греков братьев Иоанникия и Софрония Лихуд, возмутившимися поклонами на этих словах, патриарх Иоаким вводит распоряжение отменить поклоны, что приводит к буре негодования со стороны приверженцев латинской точки зрения во главе с Сильвестром Медведевым. В итоге победу над этими спорами одерживает точка зрения о том, что поклон следует совершать после призывания священником Святого Духа на Дары.