Народная правда о 1 всесоюзном съезде СП 1934

Горбунов Юрий Иванович
Юрий Горбунов


Народная правда о Первом Всесоюзном съезде советских писателей (1934) и его всемерно-историческом значении.
—————————————————————————————————


Во всемирной литературе с первых дней ХХ века и до наших дней  продолжается острейшая небывалая по размаху и применяемым средствам политическая война двух классов — буржуазии и пролетариата, двух идеологий, двух классовых «правд» — буржуазных и пролетариатарских. Но из двух правд рождается одна истина — та побеждает, которая соответствует прогрессивному движению человечества к справедливому и гуманному обществу. Неужели буржуазное — самое справедливое и гуманное общество и капитализм — самая передовая экономическая формация??

Именно М. Горькому принадлежит пальма первенства в подробном описании начального периода этой классовой войны в теории литературы. Он родоначальник ПРОЛЕТАРСКОЙ (то есть марксистской, советской, научной, социалистической) ИСТОРИИ ВСЕМИРНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

О зарождении пролетарской литературы и превращение ее в самостоятельный поток всемирной литературной реки М. Горький написал массу статей. Позднее он объединил их в сборник «О литературе». Этот сборник регулярно переиздавался, и в мои годы учебы в конце 1950-х многие студенты филфаков покупали его и держали под рукой на полках домашних библиотек. Все сборники горьковских критических и публицистических статей о литературе и о социалистическом реализме я бы называл самым главным источником информации о новой пролетарской литературе. Это — первая летопись истории возникновения и развития советской литературы.

Вторая летопись — это материалы съезда писателей — «ПЕРВЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ СЪЕЗД СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ. Стенографический отчет». Эти материалы длительное время не переиздавались. (Репринтное воспроизведение издания 1934 года было осуществлено в 1989 г. Его нетрудно найти в интернете). К сожалению, никто ещё в России не описал содержания выступлений участников и делегатов этого съезда, а также хода и значения этого необыкновенного съезда для развития всемирной литературы.

Эти два самых достоверных первоисточника материалов могут использоваться исследователями, а также читателями, желающих узнать горьковскую, народную правду о первом съезде ССП без   ограничений. Это правда, идущая к нам через десятилетия из первых рук. В них зафиксированы события той революционной эпохи, в которой мир распался на две неравные части. Много можно найти литературы о том начальном периоде формирования научного пролетарского литературоведения, но большинство статей и книг, даже написанных марксистами, не являются первоисточниками. Они вторичны и опираются в любом случае на те документы, эпохи, о которых мы собираемся говорить.


О «Стенографическом отчете» о съезде.

Материалы Первого съезда советских писателей давно стали библиографической редкостью. В конце 1930-х из-за того, что ряд выступивших на нем троцкистов были арестованы за антисоветскую деятельность и даже расстреляны как враги народа, стенографическим отчёт не переиздавался. В постсталинские времена русскоязычная интеллигенция, обслуживавшая Кремль, была не заинтересована в публикации материалов, противоречивших установкам, получаемым ими из-за рубежа и нацеленных на ликвидацию социализма. В настоящее время в их публикации и распространении не заинтересована та же русскоязычная публика, выдающая себя за «специалистов», а так же русские националисты, обслуживающие буржуазно-олигархический режим в России.

Запрет на распространение материалов о съезде ССП позволил антисоветским и русофобствующим литературоведам и историкам в самой России и за ее рубежами:
-Искажать процесс развития пролетарской художественной литературы;
-Упрощать процессы становления и развития метода соцреализма;
-Создавать антимарсксистскую теорию литературы;
-Деформировать историю всемирной и пролетарской литературы;
-Препятствовать развитию советской художественной литературы и заводить ее в глубинный кризис и подрывать ее идеологический потенциал;
-Скрывать острейшую борьбу между русскими большевиками и русскоязычной интеллигенцией, начавшуюся до Великого Октября и завершившейся пирровой победой Запада в конце 1980-х при Горбачёве, предателе и ликвидаторе СССР.

Значение публикации и изучения материалов Первого съезда советских писателей велико. Материалы дают возможность исследователям посмотреть на события, происходившие в мире и в СССР в середине 30-х, глазами участников съезда. Прочувствовать тот оптимизм, который звучал в каждом выступлении писателя, поэта, критика, а также простых тружеников города и села, прибывавших на съезд поздравить писателей.

Их радость была глубокой и закономерной, потому что впервые в истории России была ликвидирована безграмотность. Более того, СССР стал единственной страной в мире, в которой появились у рабочих и колхозников свои пролетарские писатели и своя художественная литература, поддерживаемые пролетарским государством.

Читая материалы съезда, можно было убедиться в той сердечной признательности партии и правительству и лично товарищу Сталину всех выступавших участников. Самого М. Горького они так хвалили, так восхищались его талантом, что он не выдержал, взял слово и обратился к участникам с просьбой воздерживаться от подобных восхвалений.

В выступлениях «поздравителей» можно было увидеть широчайший размах социалистического созидания в СССР и реальное появление нового человека в единственной стране мира, ставшим хозяином своей Родины.

Материалы съезда дают уникальный материал как для исследователей, которые ищут правду и только правду, о том времени, об успехах и трудностях социалистического строительства; как и для тех фейкистов и буржуазных писак, которые ищут любую возможность «лягнуть» социализм своим грязным копытом и писать только о жертвах ГУЛАГа и сталинском терроре. Разумеется для того, чтобы не вспоминать о десятках миллионов жертв «великой депрессии» в капиталистическом мире того времени.

Материалы съезда помогают читателю увидеть в каких муках вырастала новая пролетарская ветвь на древе всемирной литературы, как рождался на глазах новый метод отражения реальной действительности, названный в отличие от буржуазного — социалистическим реализмом.


Буржуазное горьковедение сегодня

Как только буржуазии удалось подготовить и свершить контрреволюционный переворот в 1991 г., обстановка во всех фронтах культуры и идеологии кардинально изменилась. Буржуазная «правда» восторжествовала и вылезла на информационную поверхность СМИ, а истину загнали в подполье. Хотя победа оказалась пирровой, наёмники буржуазной диктатуры немедленно сорвали памятник М. Горькому с пьедестала и начали поливать его художественное, публицистическое и литературоведческое наследие ушатами липкой грязи. И не могут остановится до настоящего времени.

Появилась новая группа информационных холдеев, выдающих себя за горьковедов. Цель новых русскоязычных писателей — дискредитировать не только личность М. Горького, но и всю советскую революционную художественную, всю научную литературу, включая пролетарскую историю и теорию всемирной литературы.

В этих действиях исторически умирающего класса нет ничего нового. В 1933 г. в Европе фашисты жгли на кострах книги Горького и других прогрессивных писателей в Германии. В послевоенный годы, когда буржуазия устроила антикоммунистическую истерию за океаном, из американских библиотек с полок убирали книги Горького и других писателей, неугодных злобной кучке правителей. До таких радикальных мер в РФ ещё не докатились, но «процесс уже пошёл».

Много статей, воспоминаний, написанных некоторыми троцкистски настроенными делегатами съезда, литературоведами и критиками, на данную тему, невозможно считать достоверными. Версий несколько.
Первая — горьковская версия. В советские времена она считалась единственно верной. Она была положена в основу научной, марксистско-ленинской концепции истории и теории литературы. Ныне ей отказано в праве на существование. Она публично либо отрицается, либо подвергается критике и называется «ненаучной», политизированной или даже «лживой».

Вторую версию испекли те писатели, критики и литературоведы, которые в советские времена, получая солидные гонорары, госпремии и ордена, никогда не отрицали в публичных выступлениях или в печати закономерности и своевременности проведения первого съезда советских писателей. Однако в годы перестройки некоторые из этих орденоносцев выступили с критикой пролетарской науки о литературе. Другие открыто перешли в стан ее противников и вошли в состав диссидентских группировок. Троцкисты тех лет и их дети, и внуки, последовали отстаивают троцкистскую или буржуазную версию Первого съезда. Они, как правило, выступают с критикой горьковской, пролетарской, большевистской версии. В эту группировку входят и русские националисты-антисоветчики разного толка.

Третья — старая, веками отработанная аристократическая и буржуазная версия. Она полностью отрицает существование двух потоков во всемирной литературе и считает изящной литературой ту «развлекуху», которая уводит читателей от реальной жизни в мир иллюзий, детективов, набоковских Лолит и Гарри Поттеров.

***
Итак, Горьковская версия основана на двух достоверных источниках - горьковские статьи, опубликованные в его сборнике «О литературе», и материалы съезда, собранные в стенографическом отчете «ПЕРВЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ СЪЕЗД СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ».


Рождение пролетарского литературоведения.

Пролетарское литературоведение как научная дисциплина родилась в начале ХХ века. У ее истоков стоял М. Горький. Именно молодой русский писатель опубликовал серию статей, в которых он выступил с критикой и царизма, и дворянской литературы. Именно он заложил основы той теории литературы и той теории истории всемирной литературы, которые позднее были развиты советскими писателями, поэтами, критиками, литературоведами, искусствоведами. И против которой более сотни лет идёт грубая и утонченная критика русскими националистами и русскоязычными либералами и русофобами.

Методология развития пролетарской художественной литературы отрабатывалась классиками марксизма-ленинизма задолго до Первого съезда советских писателей. Они обосновали необходимость прихода в мировую культуру новой ПРОЛЕТАРСКОЙ КУЛЬТУРЫ, искусства и литературы. Они обосновали и развили новые эстетические категории — классового характера и партийности литературы, идейности и народности новой культуры.

В первой стране победившего пролетариата — СССР, впервые в истории всемирной литературы сосуществовали три литературы:
— традиционная дворянская классическая во главе с классиками мирового масштаба - Л. Толстым и Ф. Достоевским;
— белоэмигрантская буржуазно-дворянская, антисоветская во главе с Иваном Буниным;
— молодая советская рабоче-крестьянская во главе с М. Горьким.

Труднее всего было жить, развиваться молодой советской литературе. Человечество не знало, сможет ли победивший пролетариат самостоятельно развивать новую, невиданную в мировой истории рабоче-крестьянскую литературу, искусство, культуру и науку. Оказалось, может.

В муках рождался и новый метод изображения новой социально-политической реальности. Задолго до съезда писателей лучшие пролетарские умы сформулировали основные положения нового метода — социалистического реализма. Каждый выступавший на съезде, как делегат, так и приглашённый литератор обязательно говорил о новом реализме — социалистическим. 

Немало выступлений и статей было написано М. Горьким о литературе, ее истории и о социалистическом реализме после возвращения его на родину. Например, летом 1931 г. он опубликовал статью «О литературе и прочем», в 1933 г. - «О социалистическом реализме». В них он развивал многие идеи, прозвучавшие в докладах и сообщениях выступавших на Первом съезде советских писателей. (Тома 26 и 27 соответственно).


***

На первом съезде писателей были подведены только ИТОГИ многолетнего развития теории социалистического реализма. Съезд ЗАКРЕПИЛ ее как новейшую науку о литературе в мировом литературоведении и подчеркнул классовый характер всемирной художественной литературы.

Так пролетарское литературоведение подорвало монополию буржуазного литературоведения и мгновенно вызвала реакцию в ответ — мощное сопротивление со стороны авторитетных буржуазных интеллектуалов и литературоведов. Громадные силы были сформированы в западных университетах для борьбы с материалистической гуманитарной наукой на всех фронтах холодной войны, в том числе в литературоведении.

Ещё раз подчеркну, что метод социалистического реализма был разработан ДО первого съезда советских писателей. На съезде он был включён в Устав новой писательской организации, то есть узаконил его как обязательное условие добровольного вступления в неё. Не хочешь признавать этот метод — иди и гуляй на свободе всю ночь до петухов. Но если вступил — будь любезен выполнять устав своей организации; и поэтому крики о бедной Ахматовой, которая до последнего дня своей жизни так и не поняла, что она в глазах советских людей она выглядела смешной и полуграмотной дворянкой. Так что только космополиты всех мастей, да поэты все Второй русскоязычной литературы, рождённой в Израиле, возвысили ее творчество до классики уровня Бродского и Пастернака.

Съезд лишь призвал всех писателей - пролетарскую молодёжь, попутчиков и откровенных врагов СССР, изучать новую — пролетарскую теорию и историю литературы и применять этот метод в своём художественном и теоретическом творчестве. Не у всех это могло получиться. Поэтому рабоче-крестьянской власти пришлось позже применять и административные меры, а некоторых непонятливых откровенных врагов пролетариата даже приговаривать к расстрелу.