Почему они не уезжают

Светлана Ладога
Это заметки людей из социальных сетей.

Вот что написала Марина Ахмедова:

«А почему они не уехали/не уезжают от войны?» – на этот вопрос я регулярно отвечаю с 2014 года. Разные люди не уезжают по разным причинам.

Представьте себе человека – не москвича – лет 55. Он считает, что его активная фаза жизни закончилась, он прожил жизнь так, чтобы отстроить свой домик/купить квартиру. Пустил корешок в землю. Или стал продолжением корешка, пущенного его родителями/бабушками-дедушками. Если его вытащить сейчас из этой земли, он больше нигде не приживется. Новой квартирой или домом не обзаведется. На работу его в таком возрасте, не будем лукавить, не возьмут. Вы скажете – «Но жизнь дороже! Надо бежать, а потом разбираться!». Но скажете так только потому, что никогда не были в шкуре этого человека. А жизнь ли это – где-то в ПВР Ростова? Вы были в ПВР? Вы сами смогли бы жить там долго? Я была в пунктах временного размещения Донецка. Это школьные классы, в которых в несколько рядов близко друг к другу стоят кровати. Смогли бы? А как долго, если не имеете перспектив? Вы скажете – но можно же поискать работу, начать новую жизнь. Многие с 14-го так и поступали. У многих ничего не сложилось, и они вернулись в войну, резюмировав – «А кому мы где нужны?». И если вы не готовы поселить у себя беженца и найти для него работу, не задавайте больше такого вопроса.

Есть люди, которые несут ответственность за неходячих стариков, которые никуда не поедут, за кошек, собак, живность. За пчел, если хотите. Вы скажете – «Да ну! О себе надо думать!». Ваше право. Но право этих людей – не бросать то, что им дорого, и тех, кто им дорог.

Есть люди, которым и возраст, и финансы позволяют переехать. Но им больно вырываться из своей земли корнем. Больно ее оставлять. Они говорят – «А если бы в Великую Отечественную все бросили свои дома, уехали, сдались?». Для этих людей нахождение, например, в Донецке – это их личное, посильное им сопротивление, которое они оказывают не с оружием в руках. Оставаясь на своей земле, они защищают ее, не предают. Таких людей много. Не думаю, что можно и нужно осуждать непредательство своей земли...

... уезжали более состоятельные. А оставшиеся – социально незащищенные люди...

...я стояла над телами погибших. Они были бедно одеты. Я хорошо помню стоптанные ботиночки стариков. Вот ходили они всю жизнь в своих стареньких ботиночках, ничего особо не видели, может, и во вкусном себе отказывали. А их и убило. Убило их – именно их. И если это жатва, кара, возмездие, искупление, то мой вопрос – ну почему всегда самые несчастные?!"


А это пишет Лиза Скворцова:

"Представьте ( не донецкие) , что опять и снова падают снаряды. И от грохота внезапного содрогается организм. Он возражает. Ему не нравятся все эти грохоты. Только кто его спрашивает ? Это никого не интересует. Некоторые ( ну очень добрые люди ) удивляются почему это мы не хотим эвакуироваться ? Взял сумку и побежал... Оставь дом и беги туда , не знаю куда. Там ждет тебя то , не знаю что.А некоторые вернулись...а дом разграблен , запаскудили уроды...А кто же будет беречь , если ты его бросил ? А если дом разрушен , а ты уцелел? Решает каждый сам. Многие уехали. Многие остались. Перебиваются , каждый по - своему. Я что сказать хотела. Не судите нас , человеки. Чтобы нас понять , надо здесь родиться , жить...походите в наших ботинках по нашим разбитым танками дорогам , прикиньте , как оно...не жмут наши ботинки , не падаете в воронки , оступаясь ? Не удивляют осколки , лежащие , торчащие повсюду?
...По ТВ верещали... что нас всех надо убить, утопить, согнать в лагеря...но бояться не нужно...Ну а мы , вот , остались...пережили ужасы в 14. И думали , что испили чашу. Ан нет. На дне еще осталось
... А мы постараемся выжить в домишках наших с садочками и цветами. Глупо , скажете? Как знать."


Владимир Скобцов:

"Сегодня в Донецке улицы пусты, город зализывает раны. В 2014-м на Донбассе разыгрывался "сербский сценарий" - после обстрелов тяжёлой артиллерией и авиаударов мирное население оставляет свои города и немногочисленные отряды защитников уничтожаются превосходящими силами украинских карателей. Сценарий был сорван. Русские Родину не бросают.
Не бросили и сейчас. И спасли город. Безлюдный Донецк, как полигон легко бы стёрли с лица земли. Надо, нет необходимо наградить всех и каждого, не только защитников, но и простых людей - шахтёров, металлургов, врачей, учителей, коммунальщиков, всех, кто остался сегодня в Донецке, это на них держится Донбасс и вся Россия."

 
Кто не испытал на себе, вряд ли может понять...