Истинное одиночество

Павел Сергеев 1
Случай этот давно произошёл. Я тогда жил в Учкуевке, работал в Севастополе, и каждый день мне приходилось переправляться на пароме «Адмирал Лазарев» с «Северной стороны» до «Артиллерийской бухты». День тот, помню, был отмечен тучами, затянувшими небо с самого утра. Настроение было мерзкое. Начался дождь, и я спрятался под верхней палубой парома, где обыкновенно стояли переправляемые машины. Других пассажиров - не было. Стал вслух высчитывать время. Через двадцать минут паром прибудет, ещё через пятнадцать минут приедет автобус, двадцать пять минут до офиса…

- На работу опаздываешь? – спросил паром.

- Ну да, ты, Адмирал, сегодня задержался, – я часто разговаривал с ним, не вслух конечно, это выглядело бы странно.

- Засмотрелся вон на ту даму, – паром медленно повернул вправо. Я рассмотрел стоящий вдалеке лайнер.

- Не хочу расстраивать, но вряд ли это дама… Вообще-то это - «Князь Владимир».

- Откуда знаешь?

- Как-то хотел покататься на нём.

- Жаль.

- Хотел приударить?

- Да… нет, теперь не важно… Всё равно это не мой уровень.

- Почему не твой?
 
- Ну, я - простой паром. Невзрачный и скучный. Что я могу рассказать такому интересному собеседнику, который плавает по морю, видит всякие невероятные вещи. Открывает для себя, что-то новое… А здесь я такой - курсирую по одному маршруту и кроме военных кораблей, заплывающих в бухту, особо ничего интересного и не вижу.

- Поверь, Князь тоже по одному маршруту плавает и ничего нового не видит.

- Неужели? – с недоверием спросил паром.

- Ага, точно тебе говорю! Севастополь – Сочи. Сочи – Севастополь. И так постоянно.

- Вот дела…

Несколько чаек оставили на палубе напоминание о себе и спешно улетели.

- Опять эти твари нагадили мне в душу! – Адмирал ненавидел птиц, в особенности чаек.

Уже охватили половину пути, дождь стеной стоял. На палубе образовались огромные лужи. Пытаясь согреться, я начал прохаживаться.

- Боишься опоздать? Нервничаешь?

- Нет, просто холодно. Тебе бывает холодно, Адмирал? – стало вдруг интересно.

- Нет, но бывает одиноко. У тебя есть жена, дети? – вдруг спросил паром.

- Нет.

- Ты одинокий человек? Однажды один пассажир, мне рассказывал, что одиночество – самый большой страх людей. Страх, который невозможно преодолеть.

- Умный человек, видимо. Мне бывает одиноко… довольно часто.

- И как справляешься с этим?

- Стараюсь разнообразить свою жизнь. Встречаться по чаще со знакомыми, гулять по вечерам… пляж у нас хороший… Люблю играть на разных инструментах - у меня хорошо получается на скрипке.

- Понятно! Человек тот сказал, что это полумеры. Истинное одиночество не победить, пока кардинально не изменишь свой жизненный маршрут, по которому плывёшь, - с досадой произнёс паром, суть которого была в следовании по одному и тому же курсу. Изо дня в день.

- С тобой часто разговаривают люди?

- Постоянно! А ты думал, что один такой? – Адмирал засмеялся, а потом понуро добавил… - Но в основном одинокие… им кажется, что моя компания - самая подходящая для того, чтобы излить душу.

Из завесы дождя вдруг вырвались чайки. Промокшие, спикировали на палубу и принялись стряхивать с себя воду. Я закурил.

- Выгони их отсюда! Прошу! Прошу! Выгони! – проговаривал Адмирал.

- Ты боишься их?

- Я не боюсь их! – гордо ответил паром. Затем добавил. – Когда я был маленьким…

- Ты был маленьким? – меня это тогда сильно рассмешило. – Вот умора!

- Конечно был… - с недоумением произнёс паром. – Я был тогда всего лишь двигателем. Жил на каком-то заводе… Увидел, как эти птицы прилетели и начали глумиться над другими маленькими двигателями. Испражняться на них и звонко смеяться! Такой позор был…

- Детская травма, понятно… Чего только не узнаешь об этом мире…

- Смейся, смейся!

- Они промокли, устали и прилетели именно к тебе. За помощью! К кому они ещё обратились бы, как ни к тебе!

- Они скоро улетят?

- Скоро! Не переживай! - как смог - попытался подбодрить Адмирала. - Только дождь пройдёт, так сразу и улетят. А если оставят… скажем пару следов - то это птицы так свою благодарность выражают.

- Не обманываешь?

- Нет! – соврал я.

Сигарету я докурил как раз к прибытию.

- Выкинешь окурок в урну на берегу?

- Конечно!

Когда прибыл в офис, сразу написал заявление об увольнении, со мной рассчитались, и уже после обеда паром меня переправлял обратно в Учкуевку. Было пасмурно, но без дождя. Мы с Адмиралом всю дорогу молчали.

В тот день я решил изменить свой жизненный маршрут.

Сейчас, много лет спустя, я уже много чего не помню и сомневаюсь, что тот разговор и в правду был. Но если и был, то он проходил именно в таком ключе. 

Жена на кухне готовила завтрак. Дети недавно проснулись - я услышал их топот, опять носились по дому. Скоро нужно будет готовиться к очередному отъезду. С тех пор, как устроился в филармонию, наш музыкальный коллектив часто гастролировал по всему миру, давая концерты.

Мы с семьей уже давно переехали в городок, неподалеку от Санкт-Петербурга. Я сидел на веранде дома, но мыслями - был не здесь. Как и тогда – сейчас шёл дождь. Смотрел на пролетающих чаек и думал о пароме.

Слышал, что «Адмирал Лазарев» всё еще на плаву, продолжает ежедневно курсировать от «Северной стороны» до «Артиллерийской бухты» и обратно.

Я думал о достаточности принятых мер в преодолении главного страха человека…