Хозяин

Алексей Горбунов 2
(Сказки от Ольги)
Я снова с бесконечным интересом смотрел на то, как дед Бабай потягивал душистый чай с вишневым вареньем и неустанно нахваливал хозяйку, которая приветливо улыбалась сказочному гостю, который жмурясь, словно лохматый кот от удовольствия, говорил почти одно и тоже:
- Вот, до чего же славно получается у тебя варенье, матушка! Так бы и пил с тобой чай хоть кажный вечер! Благодать!
Потом взгляд его упал на меня, и он прищурясь спросил:
- Ну а ты, молодец, пошто зачастил к Ольге в гости? Дело пытаешь, али от дела лытаешь?
Мы с хозяйкой дружно засмеялись.
- Да не от дела лытаю, дедушка. Жду новую сказку от сказочных жителей. Да вот только тебе все некогда рассказать. Все чаем балуешься.
Ответил я в тон лохматому гостю, от чего дед громко засмеялся вместе с нами.
- Твоя правда, сказочник, не сказываю я сказок. Да и про што сказывать то? Все ночи на пролет гоняюсь за этим злыднем Cонником. Только и успеваю с Хозяином перемолвиться, да и снова в бега, аки рысак молодой. А годков то мне ужо ого-го сколько. Тут уж не до сказок.
Попытался оправдаться дед Бабай и снова потянулся за чаем.
- Ну, дак ты не сказку, а правду расскажи, хотя бы про Хозяина… Ведь как я знаю, Хозяин живет в каждом доме, а значит и здесь есть домовой!
Возразил я старику, от чего тот замер на минутку, но налив чаю, примирительно продолжил беседу.
- Знамо есть такой в доме у матушки. Он и сейчас на нас поглядывает и думает: добрый ты гость али нет?
- Ни о чем таком я не думаю…
Буркнул глухо, внезапно появившийся рядом с хозяйкой, словно ниоткуда старичок, похожий на подростка. Хотя он был совсем не похож не Кузему, заросшего мхом, коего я единыжды встретил у тетушки Рыси, но я сразу же признал в нем домового. В отличии от Кузёмы, хозяин был несварлив, аккуратно причесан, и хотя одежке его явно была не одна сотня годков, она была чистой, подлатанной и поглаженной.
- Здравствуй, Хозяин!
Поприветствовал я Домового, а тот иподлобья глядя на меня, присел по левую руку от Ольги, и по-хозяйски налил себе чаю. Буркнув мне что-то в ответ, навроде приветствия, Домовой отхлебнул душистого чаю, и ужо с интересом спросил:
- А пошто тебе надобно знать про Хозяина, Сказочник? И што ты удумал написать про меня, коли даже не ведаешь, кто я и откель появились Домовые?
Я немного растерялся, но сдаваться мне никак не хотелось:
- Так в том то и беда, Хозяин! Знаю про то, что Домовые есть, а вот кто они, и откель пришлые…про то не ведаю. А потому и интересуюсь, дабы написать сказку про Хозяина!
Домовой пожав плечами, уткнулся усами в чашку и замолчал. Я с интересом посмотрел на Бабая и тот, угадав мою просьбу, продолжил прерванный сказ…..

…. Давно… Давно это было… Токмо зарождался род словенов и беды грозили человекам со всех сторон. То звери дикие, то соседи недобрые, то силы тёмные норовили погубить род словенов. Но хранил могучий Сварог сынов своих и повелел он оставлять в Мире Явь одного из самых мужественных и достойных словенов, павших в сече за свой род. Не просто оставлять, а давал им силу защищать свои дома и семьи незримо, споможая во всех делах домашних. Приледая из Ирия, птица Алконост кружила над полем брани, успокаивая и врачевая души павших в сече славенов, но одного из Рода, самого достойного не отправляла в Мир Новь.
Так случилось, что однажды, еще до прихода с Руяна князя Рюрика, сражались славены с пришлыми кочевниками. Мало было россов, да охоробил их Сварог без меры всякой, ибо за плечами у селян стояли их избы в коих прятались любые жены да детки малые, как и матушки с батюшками. И казалось будто кочевники перемогли рать руссов, да в последний миг сбил с коня вождя кочевников могучий славен именем Федот. Дрогнули недруги, почуяли погибель неминучую и погнали коней прочь от сынов земли руссов. И одна из стрел предательски уязвила могучего Федота прямо в сердце……   Медленно льется прекрасная песня Алконоста над полем брани, повинуясь звукам ее души павших славенов, опустив главу долу уходят в безвозвратный путь ведущий в Ирий, да только душа Федота отправилась вслед за уходившими к селению другами, дабы хранить и защищать свой Род.
- Выходит так умер Федот и стал Домовым?
Спросил я у Бабая, который переводя дух, макнул бороду в чай, но ответ получил от Хозяина:
- Нет, Сказочник. Так умер Федот, который пуще жизни любил свою суженную Любавушку, деток своих и весь род славенский. А Домовым я стал, когда правнуки мои в последний раз вспомнили прадеда Федота по имени. С той самой поры я стал хозяином дома и много веков несу службу за ради потомков моих….
В этот момент он бросил взгляд на хозяйку и мне показалось, что добрый и сильный дедушка посмотрел на свою внучку, которая его радует без меры!

Промочив горло чаем дед Бабай продолжил рассказ не обратив внимание на мой вопрос:
- Яркой искоркой пришел в дом Федот, и спочал помогать по делам: то лошадку впряженную в плуг подбодрит, то анчуток прогонит из сеней да из бани, а бывало и хозяйку разбудит, коли пожар грозит али иное какое лихо… Сдружился Федот и с другими домовыми, вместе помогали своим семьям, да и не так одиноко проводить невидимкой год за годом. Ну а потом и я с Федотом сдружился. Занятная была история…..
Сказав это, дед Бабай громко рассмеялся, а Хозяин спрятал глаза от моего любопытства. Отсмеявшись, Бабай продолжил:
- Дело было так! Род славенов был хоть и не так многочисленен как ныне, но тоже дюже велик, и я уже не поспевал гонять Сонника. У него, злыдня, един путь, а мне в поисках за ним сотни тропинок пробегать потребно. Но в тот злополучный для злыдня день, забрел он к Федоту в дом и стал дитятко мучить страшилками. Ну понятное дело Хозяин не стерпел, да токмо нет у Хозяина сил супротив Сонника. Как не бился Домовой, Сонник токмо смеялся и куражился, еще страшнее сны насылая. Отчаялся Хозяин совсем уже, да только вспомнил про бабушку, спящую за занавеской. Взял тогда Хозяин, да и разбудил бабушку, а та увидев, как беспокойно дитя, сперва не поняла, что делать. Но тут опять Федот в подмогу: Пока невидимый глазу Сонник пританцовывал смеясь перед бабушкой, Домовой возьми да и накинь на него занавеску! Бабушка увидела, как кто-то под занавеской шевелится, и ну охаживать его ухватом! Пока сонник выпутался из занавески, пока освободился от ловкого Хозяина, бабушка так ему надавала, что он забыв про все бежал не оглядываясь, словно за ним дюжина Бабаев гналась! С тех самых пор Сонник еще может побороться со мной, но ежели просыпается бабушка… этот негодяй бежит так, что даже невидимые пятки сверкают.
Вот так Федот и иные домовые помогают мне бороться со злом. Как только зприметят Сонника, так зараз кличут меня, ну а ежли я далече, то будят бабушку…
Дед снова прервал рассказ, что бы хлебнуть чаю, а я воспользовался паузой и спросил:
- Знаешь, дедушка, я то домовых мало видел, но скажи мне: почему здешний Хозяин ухожен и аккуратен, а вот Кузема какой-то дикий, растрепанный… больше на лешака похож… Вроде бы Тетушка Рысь – и хозяйка хорошая и добрая… ну почему так?
Дед немного помолчал и с печалью в голосе пояснил:
- Беда в том, что люди не верят более в домовых и зело обижают хозяина. А домовой он что? Сила – то в нем имеется, да и любовь к своему роду велика. Он обижается и от обиды обрастает коростой а одежонка ветшает прямо на глазах. Кузему обидели сильно, вот он и постарел да подряхлел. Я видывал его сразу после того, как он прибился к Анне Прокофьевне, так он в те дни совсем плох был. А нынче он похорошел! Правда долго еще будет сходить с него мох и дряхлость. Домовые обижаются на то, что их бросают одних, на грязь в дому и неряшливость. Помнишь сказ про Федорино горе? Думаешь посуда сама ушла из дому? Неееет! То домовой Филька учудил с обиды.Ну не любит хозяин грязь и сор в дому, а еще пуще не любит Хозяин лености праздной. Да токмо потом пожалел об этом и возвернул всю посуду назад, в дом своей неряшливой хозяйки.

Закончив свою интересную сказку, дед Бабай стал изысканно прощаться, но я не сдержался и остановил деда вопросом:
- Подожди, дедушка, ты не все объяснил. Твоя сказка получилась неполной. Ты не сказал, что надо делать, что бы не обидеть Хозяина. Да вот еще, посмотри: Домовой Кузёма, прежде был видимо Кузьмой, Фильку при жизни наверняка звали Филиппом, а как нынче кличут нашего Хозяина? При жизни он был Федот, а теперича?
Дед нахмурился и сердито ответил:
- Слухай, Сказочник, и помятуй! Мне почитай две тысячи годков, и сказывать сказки мне не по сроку. Я тебе правду сказаывал. А имя…. Пока внуки помнят своих дедов они остаются большими и сильными, а когда про них забывают, то хозяин становится все меньше и меньше. Он отдает часть своей силы и души своим потомкам. А обидеть хозяина легко… Просто забудь о нем. Но если хочешь лада и мира в своем доме, то уходя из дому надолго, или уезжая куда, обернись на пороге и скажи: -«Хозяин Домовой, я ухожу, пойдем со мной!» и никогда удача не покинет твою семью!
Ну а что касаемо Федота…. То много веков соседи домовые кличут его Федотик…
Не прощаясь дед быстро исчез за дверью, видимо Сонник уже начал Безобразить, а все думал над удивительной1 историей Хозяина, который исчез из-за стола так, словно его никогда не было…..