Здравствуй и... до свидания, Бухара! 6

Голиб Саидов
«Всё суета сует и томление духа...
И нет ничего нового под солнцем»
(Библия, «Екклесиаст» гл.1)



         Чем меньше времени остаётся до конца кратковременного отпуска, тем больше всяких тяжёлых дум и мыслей начинают овладевать тобою. Вроде бы, всё, что было запланировано, ты уже осуществил: увидел родных и близких, походил по родному городу, надышался знакомой бухарской жарой... и - всё равно - чего-то не хватает.
         Я откладываю в сторону старый семейный альбом, вздыхаю глубоко и спускаюсь вниз, к нашему огороду. Закуриваю сигарету и, вскинув мобильник, делаю селфи. Тут всё осталось как и прежде. Вот, за моей спиной два ствола: один от айвового дерева, а второй - от виноградника, что мы сажали с отцом в конце 80-х гг. прошлого века. Прошло уже более 30 лет, как не стало папы, а айва и виноградник всё ещё плодоносят.
         Я понимаю, чего мне не хватает. И осознание безвозвратности времени ввергает меня в уныние и глубокую депрессию. Невольно, я начинаю приукрашивать то наше время, которое некогда критиковал. Ведь всё берётся в сравнении. Тем более, что хорошего было немало. Несмотря на дурацкие транспаранты, линейки, политинформации, съезды и пропаганду по телевизору...
         Кстати, расспрашивая своих родных и знакомых я узнал, что практически больше половины городского населения Узбекистана предпочитают смотреть российские каналы телевидения. И лишь немногие из них с недоверием относятся к СМИ. Как и везде во всём мире, с начала известных событий, мир раскололся как бы на два антагонистических лагеря: на «наших» и на «предателей». И это тем более странно, что Узбекистан, казалось бы, не втянут в этот конфликт. Видимо, на подсознательном уровне, Россия продолжает ассоциироваться в сознании старшего поколения с чем-то вроде Советского Союза. Здесь также, раскол проходит не только на уровне социальных прослоек общества, но и прямо внутри конкретных семей.
         За примерами далеко ходить не надо: даже внутри нашей большой родни эти разногласия очевидны. Однако, справедливости ради следует отметить, что это не носит категоричного и ожесточенного характера: всё таки, восточное воспитание, менталитет и кровное родство превалирует надо всем остальным. И в самом деле, как я могу осуждать ( а тем более, ненавидеть) своих родных брата или сестру лишь за то, что они думают и мыслят иначе? Этим, во многом, по всей вероятности и объясняется тот факт, почему я никогда не восхищался «павликами морозовами», не любил гражданских войн и вот почему, никогда не смогу принять сердцем художественный фильм Тенгиза Абуладзе «Покаяние». Но, как говорится, пусть это останется «моим личным горем».
         Я давно понял и крепко усвоил лишь одно - совершенно бесполезно спорить с оппонентом, который придерживается противоположных взглядов: человек смотрит и слушает только то, что ему нравится. Будь это телевизор, радио или интернет. Он будет непременно искать те источники информации, которые оправдывают его позицию. И лишь очень немногие из нас (не более 5 - 7 %) способны мыслить самостоятельно, скрупулёзно анализируя и подвергая суровой критике свои же собственные суждения. Умные люди приветствуются как на Западе, так и на Востоке, но «чересчур» умные - нигде. Размышляя надо всем этим я пришёл к выводу, что современное общество потребления постепенно скатывается к духовной деградации, игнорируя основополагающие ценности цивилизационного развития и сползая к обладанию вполне осязаемыми материальными благами (дача, машина, яхта, недвижимость). Всё остальное - это сказки для «мальчишей-кибальчишей», которыми восторгалось в детстве мое поколение.
         К сожалению, не всем дано родиться мужественными героями. Я - обыкновенный посредственный трус (каких, наверное, миллионы), молча наблюдающий за происходящими событиями и ждущий конца, который по всем законам природы неизбежен. Я тихо восхищаюсь своими кумирами, многие из которых не по своей воле отошли в мир иной. Некоторые из них вынуждены были покинуть свою родину, и совсем единицы (что является великом чудом) - находятся ещё в стране и не боятся говорить то, что думают. Это воистину свободные и мужественные люди.


фото 001


         Буквально за день до отъезда, мы собрались в доме у старшего брата Ганиджана. Брат очень щепетильно относился к тому, чтобы всё было на достойном уровне: он выбирал самые сочные и красивые фрукты, самые изысканные напитки, и несмотря на небольшой ассортимент продуктов, всегда умел оригинально и необычно украсить стол ибо обладал художественным вкусом, данным ему с самого рождения.
         И Заррина (его дочь) не подвела: всего было в изобилии... не хватало лишь самого брата.


фото 002


         К примеру, мне очень понравилась «бухарская окрошка» - незаменимый холодник в жарком климате Средней Азии. Посчитав за «первое», я смолотил её всю и... был очень удивлён, когда после этого мне подали горячий суп.
         - Как? - не удержался я - Два «первых»?
         - Ну что Вы: это была всего лишь холодная похлёбка... так: утолить жажду... - улыбаясь пояснила племянница.
         Ну а потом... понеслось как обычно: мужики налегли на спиртное и мясо, а женщины, в основном, носились между кухней и гостиной, изредка присаживаясь во время тостов. Наконец, кода дело дошло до выпечки и десерта, они окончательно присоединились ко всеобщему застолью. Словом, всё было как всегда.
         И уже в самом разгаре, не обошлось конечно без юмора. Напоследок, следуя своей традиции, выкладываю «вишенку на торте» - коротенькое интервью с ещё одним из своих внучатых племянников.



https://youtu.be/mG_MZGJSSag



        И на прощанье - немного о так называемом ковиде. О котором наглухо все забыли с конца февраля. Все, кроме тех чиновников, что навариваются не хило на этом гешефте. Судите сами: ещё у прошлом годе, перед поездкой на родину, я заплатил около 30 долларов за тест, сделанный за 72 часа до вылета. Без этого теста вас просто, не допустят до самолёта. По прилёту в Узбекистан, меня никто об этой бумажке даже не спросил. Зато, перед вылетом в Россию, вновь пришлось идти в спецучреждение, где за тот же самый тест с меня состригли в два раза меньше - всего 15 баксов.
        Естественно, по прилёту домой, никто из работников аэропорта «Пулково» опять не поинтересовался. Понятное дело, что через неделю я забыл про все бумажки, а через две недели мне позвонила жена:
        - Тут к нам из милиции пришли...
        - Как? - только и успел вымолвить я, от страха наложив полные штаны.
        Вскоре выяснится, что приходил участковый, который пояснил мне, что по возвращению домой, я обязан был сделать тест и представить его на Гос.услуги. В общем, ещё через две недели всё это дело замяли, всё забылось.


        На сей раз, всё повторилось почти точь в точь: за 48 часов до вылета в Бухару, я сходил на Сенную площадь, где сдал тест. По прилёту в Узбекистан, никто меня даже не спросил о нём. Перед отъездом в Питер я вновь поинтересовался, надо ли повторно сдавать тест? Причём, по двум каналам. Оба источника заверили меня, что никакого теста сдавать не надо. И в самом деле, по прохождению таможенного и паспортного контроля меня никто не спросил ни о какой бумажке. Зато, когда мы уже поднялись в воздух, стюардессы стали разносить какие-то бланки с требованием их заполнить всем пассажирам. Оказалось, что это связано всё с тем же ковидом.
         Тут я вторично обос... простите, испугался.
         И уже по прилёту домой вдруг выяснилось, что надо вновь пройти тест и отправить его результаты на Гос.услуги. То есть, стригут баранов с обеих сторон: и там, и - здесь. А что - неплохо придумано! В общем, я не стал более испытывать «русскую рулетку», а как добропорядочный гражданин выложил ещё раз 1800 рублей, дабы все они подавились бы этим новым налогом, ну а мне - чтобы успокоиться и не наложить в штаны в третий раз.