Выборы. Записки провинциального политтехнолога 1

Михаил Сафиканов
    Уважаемые читатели!

   С сентября 2021 года по июль 2022 года в ПРОЗА. РУ  мною опубликовано 13 рассказов о проведении выборов, в которых мне довелось определять стратегию и тактику выборной компании.  Анализ читательского интереса показывает, что тема выборов интересует многих читателей. По нынешним временам равнодушных  к теме, как мы выбираем власть, кто будет нами руководить или представлять в выборном органе, совсем немало. Выборы в иных местах стали рутиной, явка избирателей гораздо ниже ожиданий  и не только у нас, но и за кордоном. Это мировая тенденция с развитой демократией.

    ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ К КНИГЕ
   «ЗАПИСКИ ПРОВИЦИАЛЬНОГО ПОЛИТТЕХНОЛОГА», 2006 г.

   Интерес к книгам о выборах, политической рекламе у большинства людей периодический. Он возрастает в предвыборный период, а потом угасает. Но есть категория людей,  для которых выборы никогда не кончаются. Выборы – их  профессия. Для таких знатоков серьезных книг по имиджелогии, «Паблик релейшнз» (PR), к тому же  проведших  десятки и десятки выборных компаний данное повествование может показаться облегченным, простым. Да, это так.
   Мне представляется, что рассказ на основе конкретного собственного опыта, а так­же изучения выборных кампаний начиная  с повелений, районов, областей, Государственной Думы РФ в ряде регионов и республик  может представлять интерес тем, кто не равнодушен к  теме выборов, особенно тем, что собирается выдвигаться на выборные должности. Многие события разворачивались  на моих глазах.

   По понятным причинам, считаю неэтичным называть имена и тем более фамилии участников выборных компаний, кандидатов, с которыми доводилось работать.  Тем не менее, в текстах  реальные факты хода выборов.Полагаю, что в большинстве своем читатели ПРОЗА, РУ не являются профессиональными имиджмейкерами, тем более политтехнологами, поэтому стараюсь не перегружать текст терминами, сложными построениями.
   Книга также адресована  и к тем, кто только становится на путь политтехнолога-профессионала. В ряде институтов и университетов появились такие факультеты, где изучается механизм прихода к власти и отстранения от нее. Часто выпускники только теоретически представляют выборы.
   Думаю, что изложенный мною опыт позволит им лучше узнать реалии. Полагаю, что не безынтересна будет книга и для тех, кто собирается избираться повторно или в первый раз. У них часто становится вопрос – идти  на выборы с имиджмейкером, группой специалистов по выборам, или самостоятельно. Ведь в выборных делах, как в футболе и медицине, разбираются все. Кандидаты депутаты, надеюсь, они тоже извлекут что-то полезное для себя.


      ВЫБОРАМИ ЗАНЯЛСЯ НЕ СЛУЧАЙНО

   В 1986 году, сдав кандидатский минимум в  университете,  я занялся научной работой, диссертацией по теме «Демократия, гласность, человеческий фактор, выборы» под руководством Петра Федоровича Янкевича, профессора, доктора исторических наук, который впоследствии стал академиком РАН. Взяться за разработку этой темы подталкивала сама жизнь. Горбачевская перестройка поставила с ног на голову выборы органов власти.
   По корреспондентским делам, по просьбе Всесоюзного радио, мне пришлось  участвовать на собрании трудового коллектива, где выбирали директора лесокомбината. Это была невидаль.  Надо же додуматься, чтобы голосованием определять, кто будет руководить работой сложного производства. Такая была перестройка. Как и ожидалось, выбрали самого речистого  (ныне такого назвали бы популистом).
    Материал с выборного собрания сначала прозвучал по областному радио, а потом и на весь Советский Союз. Задание я выполнил, но чувство неловкости осталось. Дело ли на общем собрании выбирать директора?
   На такие должности должны приходить те, что прошел «обкатку» на низовом уровне производства и постепенно, обретая опыт, поднимался выше и выше по служебной лестнице. Этот вывод я делал, потому что в отделе экономики подготовил серию очерков о лучших директорах промышленных предприятий, руководителях колхозов и совхозов. Я знал уровень профессиональной подготовки директорского корпуса.  Они хорошо представляли, что такое менеджмент в теории и на практике,  директорские посты заслужили, прошли райкомовское, горкомовское, обкомовское, министерское сито. И во власти были людьми не случайными.
   А тут собрание коллектива, выдвигай кого хочешь, а хоть и  себя, да речь закати против  начальства,  да так, чтобы все увидели, какое оно плохое, а выдвиженец лучше всех. Так проходили тогдашние выборы. Игра в выборы директоров предприятий длилась недолго.
   Ну, а выборы директора того лесокомбината  кончились плачевно. Новый руководитель довел предприятие до банкротства.
    Во главе коллективов нередко  оказывались люди недостаточно компетентные, поэтому выборы руководителей производственных коллективов за 2-3 года заглохли. Люди стали пронимать, что нужно выбирать не просто хорошего человека, умеющего хорошо выступить, а профессионального руководителя.
   Когда начались выборы руководителей областей, областных и районных депутатов, во власть пошли те самые представители директорского корпуса, которые знали, что нужно делать в условиях возникшего кризиса в экономике и как делать.
    Обжегшись с директором лесокомбината, я решил работать на выборах с людьми "От сохи и от станка". С моим участием в областной совет прошли трое депутатов.

      ( ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)