Mиp и удаление христианина от него

Наталья Шаварина
Статья не моя, взята с христианского сайта
---------------------------------------------

В час обращения ко Христу ты увидел свою душу, освещенную Его светом, и ужаснулся, как она грязна и как нуждается в очищении. В ней оказалось такое множество греховных, гадких или просто лишних, сорных мыслей, чувств, желаний. И все они подлежат удалению. До обращения душа наша не представляла для нас интереса, а потому превратилась в проходной двор для демонов. Мы в ней сами не были хозяевами, а только пользовались ею. И самой душе хотелось стать на положенное ей место: подчиняться духу и властвовать над телом. Но дух не мог ею командовать, а тело не желало ей повиноваться. Теперь же правильный естественный порядок может начать восстанавливаться.

Христос хочет превратить тебя в Своего раба, сына и друга. Первый шаг на этом пути Он уже сделал, начав с самого святилища духа твоего. Он приоткрыл тебе Свою милость, возбудил совесть, даровал тебе самосознание христианина и решимость быть им. Теперь дух твой уже с христианской точки зрения смотрит на душу и тело и видит их полное расстройство и болезненность.

Вся душа, как некая сплошная гнойная рана, на которой почти нет живого места, принесена теперь в лечебницу Христову на исцеление. И коль скоро речь зашла о лечебнице, то первое ее свойство и требование к ней – чистота. Так и душа никогда не станет внутренне чистою, если прежде не очистить все внешние входы её, если не перекрыть сначала все внешние питательные источники, из которых питаются мучащие душу греховные страсти.

Больному телу часто прописывается диета. Больной душе она еще более необходима. Душа и тело могут быть исцелены только при условии всестороннего воздержания, прежде всего – удалением себя от греховных соблазнов и миpcкoгo образа жизни.
 
Он же означает человеческое общество в совокупности, людей, не являющихся христианами и окружающих Христову Церковь. Кроме того, он же означает и совокупность понятий, интересов и правил жизни, господствующих в обществе безбожном и проникающих в душу христианина.

У людей мирских их интересы в мире сем касаются лишь предметов земных, временных, преходящих. У христиан же главная цель и смысл существования не в этом мире, не на земле, а за его пределами – в вечности, почему они и именуются не от миpa сего.

Современный миp враждебен Христу уже не по неведению, а по сознательному отказу, отступлению от Него. Само собою понятно, что такой отказ еще хуже, чем древнее дохристианское незнание и заблуждение.

Особо следует сказать о нынешнем духовном состоянии России. …насколько оно в самом деле ужасно! русский народ практически полностью перемолот в долголетней большевицкой мясорубке. Обращающиеся ко Христу в наше время российские люди вынуждены преодолевать крепко вбитое в умы и сердца наследие советчины и, кроме того, активно навязываемые ныне народу гуманистические идеи Запада.
Mиp, враждебный Христу, технически переоснастился, вооружился такими средствами воздействия на общественное сознание, которых наши предки не знали. И если тогда им было трудно противостоять мирскому духу, то что же теперь!
Главным средством, формирующим сознание людей, воспитывающим не только ум, но и сердце, стало телевидение, радио, интернет..

Ими владеют крупнейшие банкиры, которые на разграблении нашей страны сделали себе фантастически огромные состояния.Вдобавок они не вполне самостоятельны, а связаны со своими международными коллегами, которые сделали всё для уничтожения Церкви Христовой...

К тому же в наши дни многие церковные деятели направляют свои усилия на дружбу и сотрудничество с сильными миpa сего, на тесные экономические связи с ними, а вовсе не на проповедь «неотмирности» для своих чад.

Всё это привело к тому, что ищущий Царства Божия и правды Его (Мф.6:33), стал редкостью не только в обществе, но даже в так называемых христианских собраниях..

Поэтому для истинного христианина первая задача на его тесном пути – это суметь не поддаться общему лицемерию, плотскому мудрованию и поиску благ земных, жить не так, как живёт большинство.

современный христианин неизбежно будет ощущать трагическое одиночество в мире сем, иногда скрашиваемое лишь немногими единомышленниками, также избегающими миpского духа.

Библейское наставление об уклонении от мира (Ветхий Завет)--

Что же заповедуют нам Священное Писание, святые отцы, здравый смысл и собственный опыт? ---
Вот первая благодать посетила и нас, мы обещались Христу, вверились Ему,
хотим идти за Ним и сохранить Его дар. Следует прислушаться, сколь много говорят и Сам Спаситель, и Его пророки, и апостолы о необходимости удаления от миpскиx безбожных обычаев и сообществ, причём поставляют они это главною необходимостью.

В первой же книге Библии мы читаем, что как только возникло общество людей, появилась и необходимость его разделения. Первый братоубийца Каин был изгнан с сестрой-женою и положил начало особому нечестивому народу, потомки которого именуются сынами человеческими.
Остальные же потомки Адамовы, именуемые сынами Божиими, не отпадали в такое нечестие и жили обособленно.

Так продолжалось около тысячи лет, во всяком случае до смерти самого Адама. Потом Бытописатель прямо говорит, отчего произошло всеобщее развращение в роде людском: оттого, что сыны Божии переженились на дочерях человеческих, позабыв свою обособленность.

В этих браках рождались исполины, которые в отличие от чахлых потомков трясущегося Каина имели здоровье, телесные и душевные силы сынов Божиих, а направили эти силы и способности на нечестивые дела сынов человеческих.

Эти страшные человеческие «гибриды» наполнили землю такими злодействами и беззакониями, что Богу ничего не оставалось, кроме как истребить их потопом. При этом Бог избрал, отделил от этого нечестивого миpa праведного Ноя и семью его, которых спас в ковчеге и от которых произвел новый род человеков.

Благочестие Ноя иссякло в нескольких поколениях его потомков, и если бы они совместно затеяли какое-нибудь общее дело, то, зная их природу, можно заранее предположить, что оно было бы направлено не на добро.
Так и получилось. Деянием всего человечества стала Вавилонская башня – памятник собственной гордости и безбожию.

И опять Господь разводит людей в разные стороны, чтобы живущие ещё более-менее благочестиво могли сохранить свои добрые нравы, не перенимая злых.
Ведь арифметика человеческого греха немного необычна: добрый пример † злой пример = совместное злодейство. Среднее между добрым и злым воспитанием не есть полудобро, а именно зло, если не сказать двойное зло.

Поэтому постоянным делом Бога-Промыслителя во всю историю Ветхого Завета стало отделять праведников от нечестивых, которых всегда оказывалось больше. Ибо человеческая природа поражена грехом, ей проще и удобнее всегда выбирать зло.

Среди нечестивого большинства Бог избирает праведного Авраама и велит ему выйти из своего отечества. Он не повелевает праведнику бороться с нечестивыми, убивать их, но велит просто жить отдельно.
Так Он поступает и с Лотом, изводя его из развратного Содома, который наказывает огненным дождем.
Так поступает Бог и далее, предпочитая Исаака Измаилу, а Иакова Исаву.
Так заботится Он об избранном племени, в котором ещё хранится ведение Единого Бога, выводя это племя из сообщества нечестивых: сначала из Халдеи в Палестину, затем оттуда в Египет и обратно.

Все эти перемещения имели лишь одну цель: поселить этот народ более-менее независимо и обособленно, чтобы не перенимал он мерзкие идолослужения и нравы окружающих племен.
Выведя израильтян из Египта, Господь очистил этот народ сорокалетним блужданием в пустыне.

Он не хотел, чтобы люди, развращенные психологией сытого египетского рабства, донесли свои нравы до земли обетованной и передали их потомству.
И действительно, эти ропотники, хулители Божией воли вымерли за годы блужданий.
В самой Палестине многократно повелевал Господь Своим избранным жить отдельно, даже попускал им истребить множество язычников.
Общение с язычниками всегда очень быстро приводило израильтян к забвению Бога и отпадению в идолослужение и потому было большим злом в сравнении даже с жестокостями войны.

Израиль же постоянно противился в этом Богу, постоянно изменял Ему и отпадал в идолопоклонство, перенимая и прочие отвратительные нравы язычников. Вновь отделяет Господь два относительно ещё благочестивых колена, создавая им Иудейское царство, отделённое от прочего Израиля, чтоб хотя бы в этом малом царстве сохранить остатки верных.

Когда и это не помогает, согрешивший народ попадает в тяжкий плен вавилонский. Господь и там повторяет нечто подобное «пустынному очищению» от скверн египетских. За семьдесят лет в этом плену вымирают духовные блудодеи, а остальным предоставляется возможность вернуться на свою родину и отстроить храм. На этот трудный путь встают не все, а лишь лучшие, остальные же предпочитают сытную спокойную жизнь Божиему избранию. Таким образом. Господь совершает очередное разделительное действие.

Мы ещё не вспомнили о том, что за всё время этой истории Бог постоянно избирает из народа Своего пророков, возвещающих волю Его, и им также заповедует совершенно отдельный образ жизни.

Видишь ли теперь смысл этого длительного процесса, который принято именовать библейской или священной историей? Постоянный выбор, затем выбор из выбранного, постоянное отделение благочестивых (или хотя бы не безнадежно развратных) от всех остальных – безнадежных в духовном плане людей.

Главный же итог всего этого многократного ветхозаветного выбора – Спаситель, и те ученики, которых Он избирает и соделывает основанием Своей Церкви, нового избранного народа Своего. Кто поверил их проповеди о смерти и Воскресении Иисуса Христа, тот получает Божие избрание, остальным же израильтянам выносится приговор отвержения: Се, оставляется вам дом ваш пуст (Мф.23:38).

Мы скажем чуть ниже, что заповедуют нам Христос и апостолы относительно миpa, окружающего Церковь, а пока закончим ветхозаветные свидетельства на эту тему, но уже не из исторических книг, а из нравоучительных.

Помнишь ли, с чего начинается Псалтирь, первый стих первого псалма? – «Блажен муж, который не идёт на совет нечестивых, не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей..» Эти первые строки - начало начал всякой добродетели.

С чего начинается Книга Притчей Соломоновых? После краткого введения мы читаем в первой же главе: Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся; если будут говорить: «иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережём непорочного без вины... жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас», – сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их, потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови (Притч.1:10–16).

Не слишком уж сложное наставление, но оно идёт самым первым. Если юноша не смог преодолеть такое искушение со стороны нечестивых людей, всю прочую премудрость в него не вложить и никакой добродетели его не обучить. Конченый будет человек!

И не стоит думать, что это наставление не имеет прямого отношения к нам с тобою. Против какого праведника замышляют засаду и убийство люди мира сего? Не против ли Того Самого, Который совсем недавно посетил твою душу?
По их прихотям Ему не должно более жить в душе твоей. Там они и уготовляют Ему убийство. Пусть, решили они, живёт где-нибудь, только не в твоей душе. Это не образное сравнение, это сущая правда, ужасная правда о нашей духовной жизни! Сын мой! не соглашайся!

С чего начинается Книга Екклесиаста? Опять же с размышлений о суете мирской, о пустоте всех земных дел человеческих, о том, что в них нет ничего вечного и постоянного, а потому достойного того, чтобы посвятить им свою душу и сердце. И кончается она так: Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом – всё для человека, ибо всякое дело Бог приведёт на суд, и всё тайное, хорошо ли оно или худо (Еккл.12:13).

Послушаем теперь, чему учит Христос Своих учеников. Вот Его слова, сказанные названным братьям, которые ещё не уверовали в Него: «Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нём, что дела его злы (Ин.7:7). На последней Тайной вечери с учениками, уже уверовавшими в Него, говорит немного иначе: Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы своё; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин.15:18–19).

Из сопоставления этих двух изречений видно, что чем ближе человек ко Христу, тем меньше у него общего с миpом сим, который постепенно возненавидит любого верующего христианина.

В другой раз Спаситель сказал фарисеям: «Вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк.16:15). Что же высоко у людей? -- То самое, что ценит миp безбожный: слава, богатство, напускная добродетель, лицемерное богопочитание.

Потому, как свидетельствует евангелист Иоанн о пришествии Мессии, мир чрез Него начал быть, и миp Его не познал (Ин.1:10).
Что же заповедал Господь Своему малому стаду, которое Он избрал от миpa? Уклониться от духа этого миpa, перенести гонения от него, но при этом и просветить его, избрать из него тех, кто уверует.

Евангельское наставление продолжили апостолы. В самый день Сошествия на них Святого Духа апостол Пётр учит уверовавших в Воскресшего Христа: «Спасайтесь от рода сего развращенного» (Деян.2:40), понимая под этим родом неверующих в Господа.

Эта же мысль встречается постоянно в посланиях апостолов. Так, святой Иаков, наречённый брат Господень, пишет: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак.4:4). Здесь слово =прелюбодеи= относится к тем, которые, любя мир, изменяют своему Богу, своему христианскому имени.

Не менее категоричен и святой Иоанн: Не любите миpa, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в миpе похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от миpa сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1Ин.2:15–17).
Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская суть основные страсти, удобно поддерживаемые и развиваемые жизнью по правилам миpa. Сюда можно отнести  и сребролюбие, чревоугодие, блуд, постоянное рассеяние и окамененное нечувствие, тщеславие и честолюбие …

Без отречения от миpa никому не освободить своего сердца от этих страстей.

Апостол Павел также постоянно делает различие между внутренними (Церковью) и внешними (миpoм) и велит устраняться от соблазнительных примеров: «Я писал вам в послании – не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками миpa сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из миpa сего (телами).
Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе..» (1Кор.5:9–11).
----------
----------- Имеется в виду, что контакты с блудниками миpa сего поневоле остаются, но на самом поверхностном уровне: соседских, торговых, совместных рабочих отношений.
Там же где предполагается общение тесное, душевное, братское, –– там явно греховные соблазнительные примеры совершенно нетерпимы и недопустимы. Они подлежат общему осуждению и либо врачуются покаянием, либо носители их изгоняются, чтобы дурной пример через общее попустительство не заразил многих.

В другом месте апостол Павел высказывается еще короче и прямее: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1Кор.15:33).
И еще: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою? – и продолжает словами пророка Исаии: – И потому выйдете из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас» (2Кор.6:14–17, Ис.52:11).

Те же слова повторяет и апостол Иоанн в своем Откровении, когда описывает суд Божий над Вавилонской блудницею, под которою понимается некое церковное сообщество последних времен, пропитавшееся духом миpa и полностью изменившее через это Господу: Выйди от неё, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах её и не подвергнуться язвам её (Откр.18:4).

Свидетельства и наставления апостолов на эту тему можно и продолжить. Но мы, ограничившись приведённым, обратим внимание на то, какими людьми и при каком их служении все это сказано. Апостолы не в пустыню бежали, а несли в мир, людям Евангелие спасения души…

Их первою и прямою задачею было принести миру Благовестие о спасении, которое даровано человеку Иисусом Христом.
И апостолы своею проповедью опять же выделяют спасаемую (желающую спасения, принимающую спасение) часть миpa, превращают её в Церковь Бога Живого, а Церковь эта – не от миpa сего, как и говорил Сам Христос о Своих учениках.

Если мы с тобою не стяжали ещё, допустим, кротости, чистоты сердца, не научились правильно молиться, то для нас ещё не все потеряно. Мы можем ещё, занимаясь всем этим, духовно расти, исправляя свои греховные уродства души.

Но если при этом мы не удалимся от миpa, будем продолжать жить, как все вокруг, будем ценить и любить то, что ценит и любит безбожное большинство, то в духовном смысле мы не дойдем даже до начальной точки. -- Ни о какой нашей добродетели, ни о каких духовных приобретениях не может быть и речи, пока образ жизни нашей, наши понятия и вкусы решительно не изменятся.

Что же означает для наших условий удаление от миpa? На этот вопрос отвечали в своё время и для своего круга слушателей практически все святые отцы, аскетические наставники.

Феофан Затворник:
«Есть удаление от миpa телом – это удаление в пустыню.
Но есть удаление от миpa, не выходя из миpa, – это удаление от него своим образом жизни.
Первое не всем уместно и не всем под силу; а второе для всех обязательно и всеми должно быть выполнено.
Итак, брось обычаи миpa и всякое твоё действие, всякий шаг так совершай, как повелевает Господь, и среди миpa будешь жить как в пустыне. Между тобою и миpом сие БЛАГОзаконие станет как стена, из-за которой невиден будет мир. Он и перед глазами у тебя будет, но не для тебя.

У миpa будут свои чередования изменений, а у тебя свой чин и свои порядки. Он пойдёт в театр, а ты в собрание верующих..; он будет танцевать, а ты молиться; он будет на гуляньи, а ты дома в уединении; он в празднословии и смехотворстве, а ты в молчании и богохвалении;
он в утехах,  а ты в трудах; он в чтении пустых романов, а ты в чтении Божия слова и отеческих писаний; он на балах, а ты в беседе с единомысленными …
он в корыстных расчётах, а ты в самопожертвовании; он в мечтаниях страстных, а ты в богомыслии.

начертай во всём себе правила и заведи порядки жизни, противоположные обычаям миpa, и будешь в мире вне миpa, как в пустыне. Ни тебя не будет видно в мире, ни миpa в тебе. Ты будешь в мире пустынножитель» ..
----------------

Итак, от нас требуется изменение порядков жизни на противоположные обычаям миpa. Человек, в наши дни искренне пришедший ко Христу, отбрасывает целый ряд ненужных мирских знакомств, привычек, удовольствий и развлечений.

Несомненно, накануне обращения он их уже не любил своим сердцем, иначе и само обращение его вряд ли бы состоялось. Но эти мирские узы имеют свойство порабощать нас, опутывать при помощи привычек, и мы держимся ими, даже если и не любим их.

Но первая благодать обращения подаёт нам все необходимые силы, чтобы более-менее просто и безболезненно оторваться от этих уз, только бы мы сами этого захотели.

Апостол Павел учит нас своим примером все миpские преимущества, как то: мнение людей, славу, богатство, связи, социальное происхождение и воспитание –
(это и всё другое мирское) -- ради Христа, по его выражению, почитать тщетою» (Флп.3:8)... значит сором, подметаемым мусором. Вот правильная оценка мирским ценностям и отличиям!
 
И действительно, от них не так сложно избавиться, что и подчеркивает Апостол, употребляя это слово: сор... Нечто мы должны просто смахнуть со своей жизни, как подметаемый веником мусор.-------------
--------  Это относится к телевизору, зрелищам, танцам, безбожным газетам и компаниям безбожных приятелей, к стяжательству вещей и деланию мирской карьеры.
Всё это, действительно, мусор, с которым, повторим, сравнительно просто расстаться. Но, конечно, тому только человеку, который пережил обращение ко Христу и прикоснулся к жизненным ценностям истинного, высокого порядка.

Гораздо труднее будет расстаться с теми страстями, которые сидят в привычках ума и сердца..-- сребролюбие, чревоугодие, праздное любопытство, лень, блудные помыслы ....-- копошаться в нас ещё после того, как мы выключим телевизор и оставим худые знакомства.
Но не думай справиться с этими душевными недугами, пока не выполнишь первейших действий, пока не расчистишь хотя бы внешний двор души своей....

Апостол Павел достиг того состояния, когда, по его выражению, мир для меня распят, и я для миpa (Гал.6:14). Общепринятое святоотеческое объяснение этих слов таково. Mиp распят для человека, когда он не живёт по-мирски, а человек распят для миpa, когда он по-мирски уже не мыслит, не чувствует и не желает, когда ничего миpскoгo в его душе уже не обретается. Вот тот предел, к которому должно стремиться в отречении от миpa.

У сознательно верующих христиан складывается свой особый быт и круг знакомств, свои порядки жизни и темы для бесед. Кстати, знаешь ли, что значит слово «свобода»? Оно означает «свое бытие», то есть особый уклад жизни. Свободен от миpa не тот, кто самовольно попирает законы общежития, но тот, чей уклад жизни посвящен Богу.

Преодолевай привязанность мирскую воспоминанием своего обращения. Не потеряй всуе великую силу этого первотолчка своей веры. Станешь бороться с соблазном таким напоминанием первой полученной благодати, станешь призывать в помощь Господа – получишь по милости Его «благодать на благодать» (Ин.1:16).

Mиp нас осуждает, это неудивительно, как говорит Апостол, они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас (1Пет.4:4), но мы станем жить по своим, христианским понятиям, имея с миром лишь самые внешние, гражданские отношения, но не допуская его до ума и сердца.

Удаление от мира, гордость и любовь к ближнему
Как бы ни презирали и не оскорбляли нас представители миpa за презрение к миру, они непременно станут нас уважать. Впрочем, при одном условии: при отсутствии гордости и превозношения в нашем сердце и в поведении.

Презрение к миру не должно демонстрировать. Везде, где начинается с позы и с фразы, ими обычно и кончается. Неприятие миpa должно по мере христианской жизни углубляться в сердце всё глубже. А всё глубокое не терпит показных проявлений.
 
Mиp обречён, привязанное к нему человечество не увидит жизни вечной. Делать вид, будто мы этого не понимаем, было бы лицемерием. Но когда перед тобой стоит конкретный человек, не рассматривай его, как наследника геенны. Презирай миp, как некое абстрактное целое, но конкретного ближнего нам заповедано желать ему спасения…

Будь особенным (не в наружности, но в общей линии поведения) и при этом не гнушайся никем. В учёбе, в труде, в беде (но не в грехе!) помоги всякому: и безбожнику, и недоброжелателю.

Только сердце с ними не разделяй, чтобы не остыло и не прилепилось к греху. При длительном соблюдении этих двух условий в сердце начнет расти и укрепляться христианская любовь к ближнему. Пока же для нас доступна лишь малая часть её, да и ту мы часто оскверняем тщеславием или презрением.

Трудный это путь. Обращение современного молодого христианина зачастую встречает семейное сопротивление. Исполняется слово Христово: «Враги человеку – домашние его» (Мф.10:36). Это – самая тяжкая из всех миpcких уз, когда главные представители миpa для нас – наши ближайшие родственники.

Такие семейно-нравственные проблемы решаются уже частным порядком, но все же нужно сделать общее замечание. Спаситель говорит: «Кто любит отца или мать более нежели Меня, не достоин Меня» (Мф.10:37). Это не просто Его воля, это верно даже по человеческому размышлению. Узы собственного греха еще преодолимы. Узы же греха, закрепленные мирскими узами, гораздо более тяжки.

Лукава и обманчива распространенная ныне мысль: ну и что особенного, если я, верующий, не стану отличаться от других, чтобы быть к ним ближе, и возможно, приведу их к вере; не буду вступать с ними ни в какие споры и конфликты, стану жить как они. – Кончится такая любовь не тем, что мытари и блудницы пойдут за Христом, а тем, что ученики Христовы обратятся в мытарей и блудниц. Таков опыт.

На первых порах после обращения нас тянет к «апостольству», хочется со всеми поделиться своим духовным открытием, которое досталось так просто. Но Бог не благословляет этого и почти никогда не даёт таким начинаниям успеха. Mиp и чада его не поверят ни Христу, ни твоему обращению. Твое духовное приобретение останется для них пустым звуком, пока они не переживут его сами, а это случается с немногими из них. Нам же заповедано спасаться от рода сего развращенного (Деян.2:40).

Потом, после многих скорбей, это придёт: твоя молитва и беседа, может быть, станут действенными, приводящими людей ко Господу. Но только сначала нужно, чтобы миp умер в тебе. Пока же самое лучшее, чем мы можем послужить чадам века сего – это не быть похожими на них.

Они будут противиться нашей вере, но кое-кого из них мы с Божией помощью обратим.. Это будет не скоро. И десять, и двадцать лет может пройти. Только бы нам остаться верными своему христианскому званию и избранию. И они сдадутся, поймут, что только с виду они богаче, благополучнее, мудрее, лучше понимают жизнь, чем мы.
А на самом-то деле всё будет наоборот. Сбудутся слова Апостола, для которого миp распят и он для мира..

«Сокровище сие (веру и благодать – с. Т.) мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам. Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мёртвость Господа Иисуса,.. чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей» (2Кор.4:7–11).

Входя в свою веру поглубже, ты не раз встретишься с необъяснимым и парадоксальным. Это начинается с самого момента обращения. Как одновременно ощущать бездну греха своего и чувствовать к себе милость Божию, даже дерзновение перед Ним? Помнишь, мы уже говорили об этом. Как совмещаются эти два несовместимых чувства, знает только духовный опыт.

Подобно и отношение христианина к миру. Как одновременно соединить в одном сердце и отвращение от него и плач о погибающих в нём? Ответ на это словами не высказать, но святые знали это состояние и пребывали в нём. Если не погасишь ревности о славе Божией, если сам не будешь мирским, если избежишь лицемерия века сего, тогда и опытом узнаешь, о чём мы вели разговор.

Мир проходит и похоть его (1 Ин.2:17)
Временные блага преходящего миpa обольщают многих, по крайней мере до тех пор, пока они ещё имеются у людей, а те верят в постоянство сих благ..
Найдёшь ли ты рядом счастливого человека, довольного своей жизнью? Вряд ли. Разве только христианина, который не от миpa сего и умеет быть довольным и в пустыне, и в темнице.

Так проходит этот мир и похоть его. Всё убегает, всё течет между пальцев. Не только смерть (такая дешевка на нынешнем всеобщем рынке жизни!) отберёт всё, но и задолго до смерти не сумеешь удержать в руках никакого мирского достояния. Имущество уплывает, карьера рушится, друзья изменяют, близкие умирают. И даже те из мирских людей, кто способен перенести все эти невзгоды, вдруг в какой-то момент поражаются жестокой, пронзительной мыслью: да зачем же все это? Зачем я все гоняюсь за тенью и хватаю руками воздух?

Можно и теперь уклониться от ответа на какое-то время, вновь увлекшись грубыми плотскими страстями, развратом и пьянством, но потом вопрос снова встанет. И если бежать от него уже некуда, то есть только два ответа: положительный – стать христианином и соответствовать цели бытия, и отрицательный – покончить с собою.

Но это не значит, что наша жизнь и вовсе бесцельна. Есть и узкий путь Христов, хотя, как и предупреждал Господь, немногие его находят, но и отнять его от нас миp не в силах.
но мы не пойдём по дороге миpa, и Бог пропитает нас как-нибудь на его задворках. Нужно только верить нашему Спасителю и Промыслителю, и тогда окажется, что сыны века сего даже со своей житейской точки зрения, даже не думая о вечности, в конце концов вынуждены будут признать истинность пути нашего, а не своего – кривого и гибельного.

Есть такое выражение: бытие определяет сознание. В глубоком смысле это неверно. Человек, всё-так,и свободен, путь за Христом на Небо, или путь по земле в преисподнюю он выбирает сам. Но если он выберет второй путь, то земное бытие действительно определит ему все рамки сознания, все понятия и сердечные привязанности.
 
Когда бытие начнет определять человеку сознание, то на аскетическом языке это называется греховным рабством.
Посмотри, кому на Руси теперь жить хорошо, кто в наибольшей степени предстоит душою в "храме мамоны"? Не те ли же это лица, которые телом предстоят в храме Божием? Мамона же прочно «ставит сознание» своё всем с верою приходящим к ней.

Убойся же подражать им. По совету святителя Игнатия Брянчанинова «изучи дух века сего, чтобы по возможности избегнуть влияния его». Характерной чертой этого духа века Святитель именует лицемерие, контраст между формой и содержанием, между словом и жизнью.

Ты же ищи Царствия Божия и правды Его, а к искушению мирским духом в самой церковной среде приготовься заранее. Его провидел еще апостол Павел, указавший на людей поврежденного ума, которые думают, будто благочестие служит для прибытка, и велевший удаляться от таких (1Тим.6:5).