Пламя в ночи. Часть 4

Олег Каминский
Предыдущая страница http://proza.ru/2022/06/15/407

     Крупные силы и средства Войск противовоздушной обороны страны в ряде случаев привлекались для прикрытия от ударов с воздуха районов формирования и развертывания стратегических резервов.

     Например, для обороны пунктов развертывания Днепровской военной флотилии в марте 1944 года на участке Киев — Запорожье было сосредоточено 620 зенитных артиллерийских орудий и 340 зенитных пулеметов Западного фронта ПВО.

     Более 200 зенитных орудий и 150 зенитных пулеметов того же Западного фронта ПВО в феврале — марте обеспечивали прикрытие пунктов сосредоточения и выгрузки войск 1-го Украинского фронта в районах Житомир — Бердичев — Казатин.

     В районе Таманского и Керченского проливов к началу марта было сосредоточено 470 зенитных орудий, 294 зенитных пулемета, 132 зенитных прожектора и 96 самолетов-истребителей. Части 2-й гвардейской истребительной авиационной дивизии ПВО базировались на аэродроме Фанталовская. Для наведения истребителей на воздушные цели использовались две радиолокационные станции типа «Пегматит».

     А вот действия немецкой авиации в марте были сосредоточены преимущественно в западной части Львовского корпусного района ПВО — в районах наступления советских войск. В зоне ответственности 9-го истребительного авиакорпуса ПВО противником проводилась активная разведка переправ через Днепр. Кроме того, отмечены случаи высадки парашютистов, в том числе и такие массовые, как, например, в районе Староконстантинова, где, по советским данным, были выброшены до 600 парашютистов. Разумеется, эти сообщения вызывают большие сомнения – так как подобные массовые парашютные десанты на Восточном фронте немцы не проводили даже в 1941 году.

     Зато нет сомнений в том, что немцы по ночам активно пытались нарушить воинские перевозки по железной дороге. Например, 8 марта произошел ночной налет на станцию Фастов.

     В ночь с 9 на 10 марта одиночные немецкие самолеты по очереди бомбили станцию Олевск северо-западнее Житомира. Отражая атаки, в 23 часа зенитный бронепоезд № 141 сбил над станцией один бомбардировщик. Экипаж из 4 человек взят в плен. Предположительно, сбитым бомбардировщиком был Хе-111 из III./KG.27, которая, по немецким данным, потеряла 10 марта один самолет такого типа.

     Интересный случай произошел 12 марта: в 23 часа 12 минут один Ю-88 сбросил в районе дачи Ирпень трёх парашютистов, которых задержали бдительные органы МКГБ.
 
     При отражении налетов, смогли отличиться в ночных воздушных боях и некоторые летчики противовоздушной обороны, в том числе пилоты «Киттихауков» из 83-го гвардейского истребительного авиационного полка ПВО.

     Так, в ночь на 14 марта в 01.25 возле Керчи младший лейтенант С. Л. Письменный сбил один, как указано в документе, Хш-123. Правда, тип сбитого самолета вызывает сомнение – скорей всего, это был Go 145 из 2./NSGr.6, при этом, по имеющимся данным, его экипаж не пострадал.

     Следующие два результативных боя гвардейцы провели в ночь на 16 марта. Сначала около 00.30 младшие лейтенанты С. А. Гой и С. Л. Письменный перехватили и сбили в районе Малого Бабчика одиночный Хе-111. Через три часа младший лейтенант В. И. Андреев двумя атаками подбил второй бомбардировщик. В немецких документах эти потери не зафиксированы – возможно, «Хейнкели» получили лишь лёгкие повреждения.
     Этой же ночью в 00.55 одиночный Хе-111 сбросил 5 фугасных бомб на станцию Сарны. К счастью, жертв и разрушений не было.

      Ночью 20 марта крупно не повезло немецкой I./KG.4. Уже при взлёте с аэродрома Сарабуз разбился один Хе-111, похоронив экипаж фельдфебеля Герхарда Мюллера. Затем из полета над Черным морем не вернулся самолет обер-фельдфебеля Йоганна Штокхорста. Лишь экипажу лейтенанта Ганса Гэнсхирта удалось благополучно выпрыгнуть на парашютах из подожженного в воздушном бою Хе-111.
     Наверняка, один из этих «Хейнкелей» сбил западнее мыса Мама Русская младший лейтенант С. А. Гой из 83-го гвардейского истребительного авиационного полка ПВО.

     А в ночь с 21 на 22 марта снова отличился младший лейтенант С. Л. Письменный – патрулируя в районе переправ, в 00.50 северо-восточнее Керчь он сбил Хе-111. Судя по всему жертвой «Сталинского ночного сокола» стал экипаж фельдфебеля Эдуарда Визенфарта из той же I./KG.4, при этом 2 немецких летчика погибли и 3 были ранены.

     В ночь с 27 на 28 марта на станцию Сарны в период 00.50-01.50 произвели налет до 33 Хе-111. При этом летчики II./KG.4 освещали и обозначали цель, а летчики III./KG.4 бомбили. Всего немцы сбросили более 200 фугасных бомб. Результат налета был признан немцами, как почти хороший. Действительно, ж.д. узел был серьезно поврежден и выгорел почти наполовину. Правда, успех был омрачен потерей двух немецких экипажей: во время старта столкнулись в воздухе Хе-111 лейтенанта Гюнтера Фройдентхалера и штабс-фельдфебеля Августа Барзевски. 
     Зенитчики отбить налёт не смогли, хотя и заявили о двух сбитых самолетах. А истребители ПВО в отражении налёта не участвовали по метеорологическим условиям.   

     На следующую ночь до 50 самолётов Ю-88 в течение полутора часов (с 00.00 по 01.35) снова бомбили город и ж.д. узел Сарны. В районе вокзала бушевал большой пожар, горели склады с боеприпасами, непрерывно рвались снаряды и патроны, на вокзале разбомбило один из Нежинских госпиталей.
     Советские истребители на отражение налёта снова не вылетали, опять же, по причине плохой погоды.

     30-го марта в 20 часов 23 минуты семь самолетов противника попытались произвести налет на Ровно, однако их вовремя встретил огнем 374-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион. Немецкие лётчики повернули обратно, не сбросив ни одной бомбы на ж. д. узел.

     Около половины десятого вечера 31 марта самолеты из состава I./KG.55, II./KG.55 и III./KG.55 вылетели на бомбежку станции Сарны. Дойдя до цели, с высоты около 4.000-4.100 метров самолеты сбросили бомбы, вызвав несколько пожаров. После выполнения задания, около половины первого ночи 1 апреля, самолеты произвели посадку на аэродромах. В докладах своим командирам члены экипажей отметили огонь легкой, средней и тяжелой зенитной артиллерии в районе станции, а также действия русских ночных истребителей. Из полета не вернулся один Хе-111 лейтенанта Альфонса Кинтрупа из II./KG.55 – он упал и сгорел вместе со всем экипажем в районе Ковеля. 
   
     Действительно, над Сарнами немецкие самолеты были атакованы несколькими лётчиками 148-го истребительного авиационного полка особого назначения ПВО, который размещался на окраине города. В бою северо-западнее Сарны старший лейтенант Н. Л. Часнык ударом крыла своего Як-9 таранил и, как считается, сбил бомбардировщик, а сам, потеряв при ударе консоль крыла, смог долететь до своего аэродрома и произвести удачную посадку. Другой лётчик полка — капитан Е. Ф. Трофимов — заявил, что бортовым огнем сбил южнее Дубровска ещё один Хе-111. Сейчас уже невозможно точно установить, кто же из советских ночников уничтожил Хе-111 лейтенанта Кинтрупа. Точно известно лишь то, что, получив тяжелые повреждения в ночном воздушном бою, немецкий самолет рухнул на землю, не дотянув до аэродрома. 

     Этой же ночью в период 22.58 — 23.02 пять Хе-111 сбросили на ж.д. узел Фастов 14 фугасных бомб, в результате чего было повреждено 4 запасных пути, 7 порожних вагонов и 4 пролёта связи, убито 3 и ранено 4 человека. 

     Всего во время прикрытия объектов на правобережной Украине в марте 1944 года постами ВНОС были зафиксированы 77 самолето-пролетов немецких самолетов днем и 6 — ночью. Советские летчики выполнили 75 самолетовылетов на перехват и патрулирование, однако только в одном случае атаке подвергся вражеский бомбардировщик, который, правда, быстро ретировался в облака. Зато летчики ПВО понесли потерю — 23 марта в районе Запорожья собственным огнем с земли был сбит Р-39 «Аэрокобра» заместителя командира эскадрильи 266-го истребительного авиационного полка ПВО старшего лейтенанта М. Д. Быкова, при этом летчик погиб.

     Продолжение следует…