Ханаанская провинция

Банчик Леонид
Ханаанская провинция

Библейская история Иерусалима – это длинный путь от времени Авраама до чудесного города, «...который нисходил с неба от Бога» (Откровение 21:10). Впервые под именем Шалем город упоминается в книге Бытие 14:18. Авраам возвращается домой после победного военного похода. В Царской долине выходят навстречу ему два правителя: царь Содома (имя его не названо, т.к. этот город погряз в грехах) и царь Салима (Шалем) Мелхиседек.  Согласно Иосифу Флавию, Царская долина – долина Кедрон (20). Над предполагаемым местом встречи сегодня возвышается католический монастырь.
Мелхиседек («праведный царь» или «царь справедливости») угощает победителя хлебом и вином, а Авраам отдает ему десятую часть от своих военных трофеев. Кем он был, первый известный нам царь великого города? Писание почти ничего не сообщает об этой личности, но в Книге Псалмов его имя упоминается в пророчестве об Иисусе: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Псалом 109:4). В послании к Евреям раскрывается суть такого священства, которое выше священства Аарона.
Одни богословы склонны видеть в Мелхиседеке пример теофании, богоявления Христа, другие считают его Ангелом. Но все-таки мы не можем отрицать, что это историческая личность, в которой объединились две функции Мессии – Царь и Первосвященник. Поэтому первый известный нам правитель Иерусалима является прообразом Иисуса.
Вероятно, давать царям звучные имена было традицией в ханаанском периоде истории Иерусалима. В десятой главе книги Иисуса Навина мы встречаемся с другим властителем города Адониседеком («господин праведности»). Он был одним из пяти царей, выступивших против евреев, против Бога Израиля, и бесславно погибших.
Вернемся к Аврааму. В Бытие 22:2 Господь просит его пойти в землю Мориа и принести в жертву своего сына Исаака. Именно просит, а не приказывает. В ивритском тексте стоит частица «на», означающая «пожалуйста». Так Творец решил испытать веру Авраама.
Из 2 Паралипоменон 3:1 мы знаем, что гора Мориа – место постройки Храма. Это означает, что Авраам вновь пришел в окрестности Иерусалима (в то время Храмовая гора еще не входила в городские пределы).
Существует множество толкований названия горы. Мориа связывают с ;;;  («мор» - воскурение), ;;;;(«арур» - проклятый; некоторые историки утверждают, что ранее в этом месте приносились жертвы языческим богам). На мой взгляд, самым интересным является понимание слова Мориа как  ;; ;;;;;  («hар Тмура» - гора Замены). Бог не допустил смерти сына Авраама. Вместо него в жертву был принесен агнец, ставший еще одним прообразом Иисуса Христа. Вполне возможны и другие объяснения:  ;;;; («тора» - учение), ;;;(«ор» - свет), арамейское «мерва» - шалфей. Авраам назвал это место «Бог усмотрит» («ераэ» -;;;; ),  что также родственно названию горы. Через тысячу лет Господь «усмотрел» здесь Храм Божий.
В Бытие 28 описывается необычный сон Иакова. Он видит лестницу, восходящую к небесам, Ангелов, затем и самого Бога. Господь подтверждает Иакову Свой завет с Авраамом, и тот называет место Бейт Эль (Дом Божий). Некоторые комментаторы считают, что это событие произошло на горе Мориа в Иерусалиме, а город Бейт Эль возник позднее недалеко от столицы Израиля.
Вплоть до завоевания царем Давидом Иерусалим являлся небольшим провинциальным городом, ничем особенным не выделявшимся среди других городов Ханаана. Народы, заселявшие эту землю, были ярыми идолопоклонниками, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки. Они занимались всевозможными магическими культами, длинный список которых приводится в Писании: гадание, ворожба, чародейство, вызывание духов, жертвоприношение детей и др. Отношение Бога Израиля к хананеям однозначно: «Ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего» (Второзаконие 18:12). Все эти народы действительно исчезли с лица земли, но исторические документы сохранили о них память.
В небиблейских источниках Иерусалим впервые упоминается в 18-19 веках до Р.Х. В Верхнем Египте существовал обычай делать из глины фигурки людей, куда наносились названия вражеских областей или городов с именами их правителей. Такие фигурки вдребезги разбивали на особых церемониях проклятия. Часто это совершалось непосредственно перед военным походом. На одной из дошедших до нас фигурок начертаны имена двух царей и города Рушалимум (9).
Нам неизвестно, увенчались ли тогда успехом действия египетских чародеев, но в 14 веке до Рождества Христова  Иерусалим находился под патронажем Египта. Об этом свидетельствуют рукописи Эль-Амарны – архив фараона с 380 письмами. В шести из них царь Иерусалима  (Урусалем) просит защиты у фараона Эхнатона от донимающего его постоянными набегами племени хабиру (хабири). Чтобы разобраться, кто такие хабиру, проделаем небольшое вычисление.
Историки много спорят по поводу времени исхода евреев из Египта. Расхождение во мнениях составляет примерно 200 лет. В 3 Царств 6:1 сказано: «В четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской, в четвёртый год царствования Соломонова над Израилем... начал он строить храм Господу». Если придерживаться Писания, Израиль ушел от своих угнетателей в сороковые годы 15 века до Р.Х. Прибавив к этой дате 40 лет скитания в пустыне, можно прийти к очень интересному, пусть и небесспорному выводу: именем хабиру называли евреев, покоривших в то время Ханаан под предводительством Иисуса Навина (Иегошуа бин Нун).
Рассказы об Иерусалиме в Книге Иисуса Навина и Книге Судей несколько отличаются, но в этом нет никаких противоречий.
«И воевали сыны Иудины против Иерусалима, и взяли его, и поразили его мечом, и город предали огню» (Судей 1:8).
«Но Иевусеев, которые жили в Иерусалиме, не изгнали сыны Вениаминовы, и живут Иевусеи с сынами Вениамина в Иерусалиме до сего дня» (Судей 1:21). То же самое сказано в Иисуса Навина 15:63, только о сынах Иудиных.
Дело в том, что Иерусалим должен был стать частью удела колена Вениамина, но расположен он на границе с Иудой. Граница проходила вдоль долины Бен-Гинном («геенне огненной»). Сыновья Иуды взяли Иерусалим, но затем иевусеям удалось вернуть себе часть некогда большой территории города. Таким образом, Иевус оказался зажатым между коленами Вениамина с севера и Иуды с юга. Так продолжалось «до сего дня» - до времени написания книги Судей (11 век до Р.Х.).
Последние открытия израильских археологов подтверждают такое развитие событий. Обнаружены руины ханаанской крепости 18 века до Р.Х., построенной в самой нижней части Иерусалима, в долине Кедрон, для защиты города и единственного природного водного источника Гихон (о нем мы поговорим отдельно). Вполне вероятно, что крепость разрушили сыновья Иуды, и иевусеям впоследствии пришлось строить новые укрепления на склоне горы.
Площадь города уменьшилась в 2-3 раза. Численность населения составляла примерно 2-2,5 тыс. человек. Иерусалим (Иевус) стал обыкновенным захолустным городом, однако у этого захолустья были крепкие стены.
Израильтяне долгое время жили в мире с иевусеями, но обходили этот город стороной:
«Когда они были близ Иевуса, день уже очень преклонился. И сказал слуга господину своему: зайдем в этот город Иевусеев, и ночуем в нем. Господин его сказал ему: нет, не пойдём в город иноплеменников, которые не из сынов Израилевых...» (Судей 19:11-12).
Небольшое племя иевусеев, отгородившееся от мира мощными стенами, было абсолютно уверено в их неприступности. Но несколько столетий спустя у стен Иевуса расположилось войско царя Давида…