Пока мужа нет дома

Лысенко Светлана
Муж в отпуск уехал с дочкой на дачу. А я осталась дома – мне нужно ходить на работу. Я туда устроилась недавно, и первое время мне позволили работать на полставки. Это было очень удобно – дочка ещё маленькая.
***
Дома было непривычно пусто. Я на мгновение вкусила прелесть свободы и расслабилась. Ни о ком не надо заботиться, никто ничего от тебя не требует! И, главное, не надо готовить на всю семью!
- Обедать буду на работе, – решила я, – а на ужин – только кефир. Теперь я буду делать только то, что хочу.
Над тем, что я хотела, долго не задумывалась – надо отремонтировать прихожую. Комнаты, кухню, туалет и ванную мы с мужем уже привели в порядок. От квартирного ремонта осталась только одна незавершённость – прихожая. Её отложили на осень. И я подумала:
- Сделаю мужу сюрприз – отремонтирую прихожую. Покрашу потолок, поклею обои, поправлю дверной косяк (его сломали дочкины качели, подвешенные в проёме двери), повешу два светильника и, под конец, куплю и установлю грандиозную модную вешалку для одежды – «прихожую», как её называют. Вот! Вроде всё. За месяц должна управиться.
***
Значит так. Надо купить обои. Клеить я умею. Клейстер остался ещё от ремонта комнат. И побелка со шпатлёвкой – тоже. Белить потолки я тоже буду сама. Но починить дверной косяк, повесить светильники и заменить старую проводку я, конечно, не смогу. Надо кого-то нанять. Но как и где?
Недалеко от нашего дома располагался Домостроительный Комбинат. А по соседству с нашей квартирой жила очень полезная женщина, собачница – тётя Зина. Она везде ходит со своими собаками, и я подумала:
- Тётя Зина всех в округе знает. Вот и обращусь к ней за помощью.
Я ей объяснила:
- Пока мужа нет, хочу сделать ремонт в прихожей.  Вы как-то говорили, что у вас есть знакомые с Домостроительного Комбината. Мне нужны плотник и электрик. Не могли бы вы найти их для меня?
Тётя Зина согласилась мне помочь, и мы пошли в ДСК. Там её узнали и пропустили на вахте, а с ней – и меня.
Зашли в большой просторный цех, где двое молодых людей на огромных станках обрабатывали необъятный лист древесины – зрелище впечатляющее. Тётя Зина по-свойски подошла к ним, под шум станка вкратце рассказала, указывая на меня, о моей проблеме:
- Пока муж на даче, соседка хочет сделать ремонт. Нужен плотник. Поможете?
Ребята посмотрели на меня и согласно кивнули головами.
В тот же вечер они ко мне пришли, огляделись, определили объём работ. Я ещё попросила, по возможности, сделать ящичек на электросчётчик. 
На следующий день ребята принесли с собой доску для косяка и починили дверной проём. Ящичек обещали принести позже, когда сделают.
Пока они у меня работали, мы разговорились. Оба были женаты. У блондина было всё хорошо – жена, ребёнок, он всем доволен. А вот у другого, черноглазого брюнета, жена, якобы, была больна. Я ему сочувствовала, а он мрачнел, рассказывая свою историю, но продолжал говорить на эту тему. Видимо, хотел выговориться, искал поддержку:
- Сам я приехал из Приморья, здесь женился, дочка родилась. Но жена оказалась шизофреничкой. У них вся семья такая. И у дочери теперь тоже определили шизофрению.
Брюнет горестно вздыхал и смотрел на меня долгим взглядом своих тёмным, наполненных печалью глазами.
Очевидно, — подумала я, — ему тягостно жить в той семье, и он собирается от них уйти. Но – куда? Оставить у этих шизофреников малолетнюю шизофреничку дочь – это, похоже, был для него вопрос уже решённый.
Вот так, походя, коснуться чужой трагедии мне было довольно тягостно. Но что делать? Это жизнь, а она у всех разная. И горя много в ней.
***
Потом этих ребят я случайно встретила выходящими из ДСК после их Слёта Молодёжи, о чём они гордо мне сообщили и о чём гласили уличные плакаты. В общем, неплохие парни, даже хорошие. И я попросила их:
- А не могли бы вы ещё помочь моей маме? Она недавно въехала в новую квартиру. Ей надо ковёр повесить, ещё что-то по мелочи.
Согласились. Долго они искали дом в новостройках, звонили мне в своих поисках, но нашли. Ковёр маме повесили, другие необходимые мужские пустяки сделали, без которых не обойтись. Мама была рада. Зятя с молотком ещё нескоро дождёшься, а так быстро и недорого всё уже сделано.
***
В другой раз ребята принесли мне аккуратный симпатичный ящичек и надели его на электросчётчик. У ящичка внизу была предусмотрела удобная полочка.
- Можно сюда класть квитанции или ещё что-то, – пояснили ребята.
Много они за свою работу не запросили. Я ими была очень довольна и, разохотившись, между делом, сказала:
- А мне нужна ещё калошница. 
Они ответили:
- Не знаем, получится ли? Какой материал взять и где?
- Но не получится, так и не надо.
- Подумаем, – пообещали парни.
***
Вступив в деловые отношения с этими плотниками, я стала отмечать себе, что в разговорах со мной они слишком навязчиво с жалостливой ноткой рассказывали о жизни несчастного брюнета. Понятно, он теперь хочет чувствовать себя свободным, и меня испытывает как возможный объект для его жениховства. Вероятно, мой самостоятельный ремонт молодые люди восприняли так, будто мне не повезло с мужем. И «женатый холостяк» прикидывал, и мне давал понять, как удачно займёт место хозяйственного мужа и будет обустраивать эту квартиру. А если это не моя квартира, так у меня ещё есть и мамина.
В общем, в какой-то момент я притормозила со своими сантиментами, стала показывать равнодушие к несчастьям брюнета и делать вид, что не понимаю, на что они намекают.
Я рассчиталась с ними.
Потом ребята позвонили и не без своеобразного кокетства сказали:
- Калошницу мы сделали. Очень хорошая получилась. Даже можем оставить и себе.
- Оставляйте, – с лёгкой прохладцей в голосе сказала я.
Хоть и жалко было расставаться с калошницей, но я уже не хотела продолжать с ними отношения. Может, это не жена у него, а сам он шизофреник. Кто знает? Я сейчас в квартире одна. Мне лишние сложности не нужны.
***
Я содрала старые обои, выровняла потолок шпатлёвкой и побелила его.  Обоев я ещё не купила. Симпатичные – ещё поискать надо.
На тот момент в моде были так называемые «Шаляпинские» обои с крупным цветочно-узорчатым рисунком. Особенно популярны были ярко вишнёвые и кобальтовые. Так же в ходу были ярко голубые и, меньше, серые. Я приглядывалась к последним.
- Но, всё равно, крупноват рисунок, – сомневалась я.
Востребованные Шаляпинские обои отечественного производства довольно часто появлялись в магазинах, но за ними тут же выстраивались оживлённые очереди. Я представляла себя на фоне этих обоев, и меня уносило в нереальный мир пышных гостиных, огромных ваз с цветами и фруктами, запаха дорогих сигар, больших овальных столов, богато заставленных разными блюдами, шикарных дам и необременённых тяжёлой работой мужчин. И я не уверена была, нужно ли мне искать такие обои?
Поделилась этими своими сомнениями с подругой-соседкой Таней. Выслушав мои соображения, подруга загорелась, съездила в хозяйственный магазин и купила себе Шаляпинские обои, ярко вишнёвые. В первый же свободный вечер они с мужем обклеили свою прихожую и позвали меня – оценить.  Я посмотрела, похвалила их труд. Прихожая в новых обоях смотрелось очень эффектно, но я утвердилась в том, что мне нужно что-то поскромнее.
Танин подъезд выходил на улицу, рядом была остановка, поэтому несознательные граждане, заждавшиеся автобуса, порой забегали в подъезд по нужде, оставляя после себя лужицу и соответствующий запашок. И теперь, как всегда, я хотела, задержав дыхание, побыстрее пробежать первый этаж (моей подруге повезло – она жила на третьем). Торопясь, я всё же заметила на полу красную бумажку – 10 рублей. Какой-то алкаш, вероятно, обронил. Кто-то обронил, а я – подняла. Это, всё-таки, деньги. Килограмм мяса тогда стоил 2 рубля. Да, но не бегать же мне повсюду и не предлагать кому попало эти 10 рублей?  Я решила, что это своеобразное пожертвование на мой ремонт, или лучше – штраф. А не надо пьянствовать и писать в чужих подъездах!
Я очень дельно потратила найденные деньги. На пять рублей купила симпатичные жемчужно-серые обои. Причем, остатки, которых едва хватило, чтобы обклеить всю прихожую. Последние обойные обрезки я наклеивала позади книжных полок в углу маленького коридорчика, – там неровности рисунка были не видны.
А на другую пятёрку купила аккуратную светло-жёлтую люстрочку-светильник. Хотела ещё бра купить, но подходящих я не увидела. Поняла, что побегать за ним придётся. Середина 80-х годов. Эпоха дефицита. Ладно. Пока электрик будет тянуть провода, поезжу по магазинам «Свет» – найду.
***
Начала клеить обои. Всё это я делала довольно быстро, опыт у меня имелся.
Прихожая у нас состояла из двух небольших коридорчиков. В первом, от входа, должен был висеть светильник, а во втором, с низким из-за антресолей, потолком – бра, с расходящимися во все стороны проводами.
На тот момент светильников в прихожей у нас не было. С потолка свисала лампочка, а без бра как-то обходились.
Срочно нужен был электрик, чтобы убрать старую проводку и повесить два светильника.
Опять обращаюсь за помощью к тёте Зине. Она опять ведёт меня в ДСК и уходит одна в глубь цеха. Там соседка находит кого-то, опять рассказывает о моей проблеме, мол, пока мужа нет, надо сделать электропроводку.
Я жду у дверей поодаль. Вижу, выходит тётя Зина и с ней мОлодец – весь в джинсе. Стройный брюнет, похожий на артиста. Посмотрел на меня оценивающе и ушёл.  Вернулся с другим мужичком, в робе. Тот заинтересовано посмотрел в мою сторону и согласился помочь. Меня, кстати, немного насторожили их оценивающие взгляды. Что меня рассматривать? Речь идёт об их работе и заработке.
Вечером электрик пришёл ко мне, определил объём работы и сказал:
- Завтра у меня выходной, могу прийти с утра.
У меня был рабочий день. Я ещё толком не успела что-то сообразить, как за меня энергично всё решила тётя Зина:
-  Я открою ему дверь. Оставь ключи.
Утром я отдала ключи тёте Зине, чтобы она открыла дверь  электрику.
- Я присмотрю на ним, – «успокоила» меня тётя Зина и добавила, – и по русскому обычаю ты должна накормить его обедом.
***
О, Боже! А я-то думала, что отдохну от кухни! Теперь, значит, снова – думай, что приготовить и, главное, из чего? Всё приличное – проблемно купить. Хорошо, хоть, на нашем предприятии была неплохая кулинария, где, порой, можно было приобрести полуфабрикаты, рыбу и что-то ещё. Я там и купила говядину и треску. Более ходовые продукты приобрела в нашем продуктовом магазине.
Когда я пришла домой, электрик крепил провода. Тёти Зины не было. Понятно. У неё три собаки, несколько кошек – это здесь, на квартире по соседству. И ещё у неё есть муж, уважаемый человек, герой Войны, но временами пьющий, и взрослая заневестившаяся дочь – они живут на другой квартире. Всех надо накормить. Вот она и крутится, ездит по столовым и ресторанам, что-то покупает из съестного, а что-то ей так дают, из жалости к животным.
Я зашла в комнату, чтобы переодеться. Стояла у окна, задумчиво глядя в него, и расстёгивала на боку юбку. Она уже сползла на бёдра, как я почувствовала на себе чужой взгляд. Дверь у нас была стеклянная, занавешенная. Только наверху образовалась небольшая щёлка. Машинально оглянулась и увидела, как в стеклянном проёме двери быстро исчезло лицо электрика. Подглядывал, значит. Я поправила занавеску и переоделась.
***
Сварила щи и картошку. Пожарила рыбу. «По русскому обычаю» пригласила электрика отобедать. Он не отказался.
Пришла тётя Зина и тоже села с нами за стол. Поели.
Электрик возился с проводкой до вечера. Потом стал проситься у меня переночевать. Сказал:
- Жена с дочкой и тёщей уехали на дачу, дома никого нет. Разрешите, я тут в уголке прикорну. Мне ехать далеко, а завтра с утра на работу. Да ещё на днях я затопил соседей, боюсь им на глаза показываться.
- Как – «затопил»? – испугалась я за соседей.
- Оставил посуду в раковине.
Я недоумённо пожала плечами.
Теперь с непониманием посмотрел на меня электрик:
- Вот вода и натекла, – объяснил он.
- Пьяный, наверное, был, – подумала я.
Ночевать электрика у себя не оставила. Помнила, как он заинтересованно подглядывал за мной через стеклянную дверь. Да и что подумают мои соседи?  – Ходит тут какой-то посторонний мужик ночевать ко мне, пока муж на даче?
***
В другой день электрик попросил меня ему помочь, что-то подержать. Мы стояли рядом в тесном полутёмном коридорчике, я старательно поддерживала какие-то провода, подавала электрику его инструменты, и он, оглядывая меня в домашнем летнем халатике, вдруг с тоской выдохнул:
- Какая женщина!
Я предусмотрительно отодвинулась, а он многозначительно спросил:
- Когда расплачиваться будем?
- Когда работу закончите.
Но он как будто не слышал моего ответа и, глядя на меня оловянными глазами, опять тупо с этим своим вопросом:
- Когда?
Я подумала, что я его задерживаю, поскольку ещё не купила бра, и сказала:
- Завтра съезжу в Центр, в хороший магазин, и постараюсь найти это бра.
Он скривился от моего непонимания (дурочку, мол, из себя корчит, цену набивает) и с нагловатой простецкой настырностью сказал:
- Я говорю о расплате, которую обещала соседка. Она сказала, что вы просили меня сделать эту работу – ПОКА МУЖА НЕТ.
Он особо подчеркнул выделил последние слова. До меня дошло. Какой ужас!
Я посмотрела на нашу сцену как бы со стороны:
Вот стоит женщина рядом с электриком. Они запутались в проводах. Она молодая, с открытыми до плеч руками, в тонком светлом халатике, пахнет нежными духами («Пани Валевская»). А он всё-таки мужчина. Она его волнует…
Я сосредоточилась, сделала как можно целомудреннее выражение лица и твёрдо сказала:
 - Вы не так поняли. Расплачиваться я буду деньгами. Вот куплю бра, вы повесите его и тогда заплачу – сколько скажете.
- Я не согласился бы, если бы знал это. Я на другое рассчитывал, – твердил электрик.
Я холодно молча прекратила этот неприятный и даже оскорбительный для меня разговор. Ушла на кухню.
***
Я была возмущена. Пришла тётя Зина, и я ей взволновано и с лёгким укором рассказала об этих особенностях её договора с электриком, как это он всё понял. Подозревала, что это она в разговоре с ним не там сделала акценты. Надо было нажимать не на то, что «пока мужа нет», а на то, что нужно СКОРЕЕ сделать ремонт. Потому что, когда  муж вернётся, он всех «уволит», будет сам делать ремонт.
Тётя Зина изобразила беспокойство за меня и решила опекать меня ещё больше.
- Я вообще не уйду от тебя, пока он не закончит свою работу. Останусь здесь ночевать, – «порадовала» меня тётя Зина.
А я подумала, может поблагодарить этих двоих за всё и попрощаться? Поискать где-нибудь другого электрика? Но опять – где? Тоска и отчаяние одолевали меня.
- Ладно, – решила я, – пусть уж он доделывает.  Как-нибудь отошью навязчивого неожиданного кавалера.
***
Тётя Зина осталась ночевать. Я ей постелила чистую постель на дочкином диване. Из-за своих собак одежда на соседке была не очень свежая. Предложив тёте Зине принять душ, постирала её платье – просто меня ужас охватил, когда я увидела, как она брякнулась в нём на дочкин придиванный пуфик. За ночь это лёгкое летнее платье высохло.
Её собаки за стеной лаяли, привычно громко и долго. Тётя Зина была удивлена:
- Они часто так лают?
- Часто.
- Когда без меня они будут так лаять, ты звони мне – я приеду, их успокою.
На эту её фразу я решила вообще не реагировать.
Тётя Зина всегда ночевала с мужем и дочкой в другой, большей квартире, находящейся не в нашем районе.  А в этой, однокомнатной, в которой они когда-то все жили, а теперь оставили дочке, образовалась натуральная псарня. Да ещё там немерено плодились кошки.
 Соседка полночи бегала, чертыхаясь, к себе – успокаивала собак.
***
На следующий день, сразу после моей короткой работы, я съездила в Центр, горячо уповая на случай, чтобы мне подвернулось нужное бра. И мне, действительно, удалось купить красивый подходящий югославский светильник. Он был закрытый, квадратного типа, из узорчатого прозрачного стекла - лучше и не придумаешь для нашего маленького низенького (из-за антресолей) коридорчика. Всё! Я ничем не задерживаю электрика.
 
Но он опять мудрит что-то с этими электро-разводками.
Явилась тётя Зина и со вздохом, извиняющимся тоном пожаловалась:
- Только платье у меня снова испачкалось – кошечки, собачки…
И я опять его постирала.
***
В субботу ко мне пришла дочка тёти Зины - навестить свою мать - и запросто села с нами обедать-ужинать. Теперь за столом, помимо меня, было три взрослых человека. Я не отходила от плиты.
Тятя Зина не одобрила появление дочери и стала грубо её прогонять:
- Что ты тут сидишь? Иди домой!
Но та огрызнулась:
- Иди сама – к пьяному отцу! Сегодня суббота, он расслабляется.
Тётя Зина примолкла, жалея её.  А я пошла устраивать постель её дочке – на раскладушке.
Электрик был явно не доволен присутствием этих дам. Сам он принёс дыню, угостил меня, а их упрекнул:
- Почему вы ничего с собой не приносите из еды?
Тётя Зина пропустила это мимо ушей, а дочка на следующий день принесла кабачок и сказала мне:
- Надо сварить овощное рагу, я расскажу, как это делается.
В общем, я резала кабачок, лук, морковь, а она руководила процессом. На вкус получилось так себе диетическое блюдо. Но как клиент заказывал.
Я уже стала изнемогать от этого ремонта, да ещё приходилось кормить и принимать у себя этих вздорных женщин.
Вдобавок электрик, похоже, бестолковый попался. Никак не мог соединить правильно все провода.
***
Тут вдруг позвонила одна моя добрая родственница, не москвичка:
- Я в Москве, с экскурсией, остановилась в гостинице и хотела бы навестить тебя. Приеду с подружкой, мы ненадолго. Скажи, как доехать.
Я обрадовалась, объяснила, как до меня добраться. Сбегала в магазин за тортом. Все мои постояльцы на тот момент, к счастью, отсутствовали.
Но родственница, увы, не приехала. Родная душа, так хотелось с ней пообщаться! Девушки запутались в выходах из метро совсем недалеко от моего дома. Хоть бы позвонили оттуда, я бы встретила! Но они устали и решили вернуться в свою гостиницу. Мне было очень жаль.
Я взяла торт и отнесла его своей подружке Тане. У неё двое детей – им пригодится. Я рассказала Тане свою ситуацию с родственницей, пожаловалась на перипетии с ремонтом и нашествием нежелательных квартирантов:
- Надоел навязчивый электрик. Устала от тёти Зины и теперь ещё от её дочери. Когда и как это кончится, я не знаю. Ремонт затягивается, не куплена ещё прихожая, а скоро приедут с дачи мои.
***
Таня пошла провожать меня. Сидим на моей пустой кухне, разговариваем, за окном уже темно.  У меня временное затишье – никого нет. Тётя Зина с дочкой где-то шамонаются. Может, не приедут? Электрик придёт завтра. Насчёт него подруга «успокоила»:
- Как мой муж говорит, «сука не захочет, кобель не вскочит».
- Да я не этого боюсь – того, что он меня изнасилует. Он, вроде, не такой. Просто я, к сожалению, не умею грубо отшить назойливого кавалера. А, похоже, именно эта тактика здесь и нужна.
Уже почти ночь на дворе, а тут приходит тётя Зина. С сумками, набитыми чем-то. На всякий случай прихрамывает (я заметила, когда она хочет, чтобы её пожалели, всегда начинает припадать на ногу).
Для неё Танино присутствие – неожиданность, и она не знает, как себя вести. Села в уголочке на кухне, терпеливо, по-вокзальному, ждёт, когда уйдёт моя подруга. Даже придремала на своём стуле.  Смотрит осоловело куда-то в пространство. Выжидает.
И я подумала, вот что она пришла? - электрика-то нет. От кого меня  «спасать»? Но, видно, очень уж ей хорошо здесь на полном моём обслуживании.
Таня не очень-то любезно поглядывает на позднюю гостью и, кивая на её набитые сумки, из которых тянет запахом пищи, спрашивает:
- Это что у вас?
- В Прагу заехала, пудинг рисовый купила, – устало и одновременно с апломбом говорит соседка (всё-таки в элитном ресторане отоварилась!). Не торопясь, явно неохотно, начинает доставать бумажный свёрсток, из которого показывается краешек заветренной рисовой коврижки – вроде, как хочет предложить.
Я не думала угощаться этой едой, которая была предназначена, скорее всего, для её собак. Да и Таня не претендовала на неё. Мы отказались.
 Таня встаёт из-за стола. Благодарит за чай и говорит:
- А теперь мы пойдём домой.
Тётя Зина не двигается со стула, делает вид, что это не к ней обращается Таня. Но Таня, мать двоих малолетних детей, объясняет ей, как непонятливому ребёнку:
- Хозяйка устала, ей нужно отдохнуть, поэтому мы с вами сейчас пойдём к себе домой – пусть она отдыхает.
Соседка поняла, что мы «в сговоре» и, не взглянув на меня, уныло подняла свои сумки и удалилась. Я привычно забеспокоилась:
- На какую из квартир она пошла, на ночь глядючи?
- Нас это не касается, — сказала Таня и добавила, — смотри, как ты её распустила! Она даже ничего тебе не предлагала из того, что принесла из Праги, пока я ей не указала на это. Ты посадила её себе на шею! Ничего такого особенного она тебе не сделала, чтобы ты так перед ней рассыпалась.
На следующий день пришёл электрик. Татьяна опять пришла меня навестить. Обстановка становилась деловой. Электрик привёл своего друга, и он помог ему разобраться с проводами. Наконец, они закончили, и я оплатила работу, как электрик сказал. По-божески.
***
Как-то приехала ко мне мама. Вдруг звонок в дверь. Открываю – а там на пороге стоит этот электрик. Но не в робе, а в новом костюме и яркой рубашке. Выглаженный весь, нарядный – прямо жених. Смотрит на меня, красуется – наверное, хочет сразить. Но и смущается, одновременно. Стал неуверенно, даже робко говорить:
- Зашёл спросить, может, что еще надо сделать?
- Нет, спасибо, вы уже всё сделали.
Мнётся, не уходит. Я его держу за порогом, выжидательно смотрю, всем видом своим показывая, что разговор закончен.
- В нашем ДК сейчас новый заграничный фильм идёт. Может, сходим? – говорит он.
Сам он весь как-то извивается и ломается, а глаза выжидательно и с надеждой смотрят на меня. Мне его даже жалко стало. Но я твёрдо сказала ему:
- Нет, спасибо. 
- Ну, тогда до свидания.
- До свидания, – сказала я и закрыла дверь. Надо было бы сказать «прощай», но мы же не в кино.
Я этого электрика ещё раз как-то видела возле нашего дома, таким же нарядным, но сделала вид, что не узнаю его, хотя он явно пытался попасть мне на глаза. Взрослый человек, дочь уже есть, а ведёт себя, как мальчишка.
Кода он в тот раз ко мне заходил, мама увидела его и, заподозрив что-то неладное, сказала, поморщившись:
- Ты только, пожалуйста, не встречайся с ним.
- Конечно, нет, – даже обиделась я на такое предположение.
***
Потом я стала бегать по мебельным в поисках прихожей, однако нашла только очередь на неё. Хорошая, модная прихожая была. Но моя очередь на неё подошла, только когда муж уже приехал. Он и собрал её.

Удивился моему ремонту:
- Как красиво ты всё подобрала – и обои, и светильники. И как ты одна с этим справилась?!
- Да вот, справилась, – счастливо сказала я, в ответ на его одобрение.

Подробности этого ремонта я, конечно, мужу не рассказывала. Зачем его огорчать?

P.S. Изображение взято из открытых источников.