Наивные вопросы о флоте с ответами

Михаил Бортников
Здравствуйте, Михаил!

Как бы обещали ответить на вопросы о судовых движителях. У меня целая анкета образовалась)
Найдете минутку, буду благодарен)
Итак…
Мои знания о машинном отделении судна начинаются с Утесова,
 - Товарищ, я вахту не в силах стоять, - сказал кочегар кочегару.
Утесовым они и заканчиваются,

 - Ах, что такое движется там по реке
Поэтому мои вопросы о судовых двигателях – вопросы пионера лодочнику в летнем лагере.

Буду благодарен за ответы на мои несерьезные вопросы )


Здравствуйте, Борис!
Приятно встретить человека, реально интересующегося вопросами развития флота, при этом, считающего меня достаточно авторитетным и компетентным в этих вопросах.

Для начала замечу, что двигатели и движители - вещи совершенно разные. Двигателями могут быть паровые машины, паровые или газовые турбины, двигатели внутреннего сгорания, дизеля. Двигатели приводят во вращение гребной вал, на конце которого чаще всего закреплён движитель - гребной винт, преобразующий механическую работу двигателя в упорное давление преодолевающее сопротивление воды и создающее поступательное движение судна.
 
Ранее в качестве движителей использовали колёса, известные в науке под именем крыльчатых движителей. Бегали еще в семидесятые по Дунаю паровые колёсные буксиры, на Миссисипи видел колёсные пассажирские суда, это уже стилизация под старину, экзотика.
 
Существуют ещё и водомётные движители, применяются они для маломерного флота: катеров береговой охраны, прогулочных судов и яхт.

Теперь - ответы на вопросы. Некоторые я объединяю, чтобы не повторяться. Как сумею, так и отвечу. Не буду в претензии, если в рецензиях меня более компетентные товарищи поправят.


1. Куда делись кочегары? И сколько их было на корабле?

Судовые кочегары, можно сказать, остались в прошлом веке, как и другие  представители вымерших профессий. В середине прошлого века флот полностью перешёл на жидкое топливо – кочегары стали не нужны. Было их на судне… наверное, трое. Или шестеро – по два на вахту. Как на военных кораблях - не знаю. Но паровые суда продолжали в семидесятых ещё строить, особенно в Союзе. Уже не пароходы,  а паротурбоходы, строились они с главными паровыми котлами высокого давления и очень мощными турбинами. Работали эти котлы на жидком топливе, были вначале очень слабо автоматизированы и обслуживали их часто всё те же кочегары, которых стали называть  котельными машинистами. В дальнейшем судостроение пошло по другому пути, все суда стали строить с дизельными главными двигателями. Называются они теплоходами и  гораздо экономичней. ( Моряки свои теплоходы по-прежнему называют пароходами, но это просто по привычке). И пароходства наши до последнего вздоха именовались именно пароходствами. Так привычней и благозвучней.


2. Как далеко можно заплыть на одной «заправке»?

«Заправка» - на флоте она называется бункеровкой - редко бывает «полной». Почему? Невыгодно. Добункероваться можно и по пути, часто это даже дешевле, а вместо топлива взять полезный груз. Вопрос не очень корректный, ответ на него зависит от типа и назначения судна. Поэтому отвечу приблизительно, из личного опыта.
Торговые океанские суда неограниченного рай в она плавания, на которых я работал много лет, могут принять на борт около двух тысяч тонн тяжелого топлива (мазута) и тонн сто пятьдесят дизтоплива. Общий суточный расход топлива примем усреднённо в двадцать пять тонн. Двадцать процентов  топлива на борту неприкосновенно – так называемый «штормовой запас». Грубо говоря, автономность плавания по топливу составит два с половиной месяца чистого хода. Но это для обычных грузовых судов, сухогрузов, балкеров. Про пассажирские не скажу, не знаю.

. Что лучше: нефть или уголь?

Однозначно – нефть, жидкое топливо. Даже сравнивать нечего.

4. Во сколько раз вес топлива больше веса полезного груза?

Вес топлива не больше полезного груза, а значительно меньше – раз в пятнадцать – двадцать.

6. Поломка чего может полностью обездвижить корабль? И что тогда делать?
7. Дублируются ли на флоте основные системы,  как в авиации?

Из соображений живучести судна все вспомогательные двигатели, системы и механизмы на судах дублируются.
На пассажирских и круизных судах даже главных двигателей несколько: два или четыре. Чаще всего это дизельэлектроходы: несколько дизелей работают на главный генератор, приводящий во вращение гребные винты, в таком случае, их должно быть два.
 
Главный двигатель на торговых судах, в подавляющем большинстве случаев, один. Надёжный, мощный, но один. И гребной винт чаще всего один. Вот без главного судно теряет и ход, и живучесть. Разворачивает его ветер, а море раскачивает, хуже, чем щепку на волне, парусность ведь большая.

Что делать, если главный двигатель всё же вышел из строя? Дрейфовать по волне, по ветру, определяя своё местоположение, обозначая его на навигационной карте.
Механики и электромеханик в это время разбираются в причине неполадки, устраняют её,  боцман готовит брашпиль, «травит» якорь-цепь по команде капитана, при необходимости.  Если на мелководье понесёт.

Бывает, что на винт что-то наматывают, например, рыболовный трал, и судно останавливается. На рыбопромысловых судах  не такой уж редкий случай. При мне было такое.

8. Работа механика – тяжелая физическая работа или он уже как домашний мастер – с отверткой в одной руке и коктейлем в другой?

Механиков на судне мало, а электромеханик (который с отвёрткой), и вовсе один. Поэтому коктейли в рабочее время никто не пьёт. А насчёт тяжёлой физической работы, вопрос интересный. Отвечу так: чем лучше у специалиста работает голова, чем серьёзней он относится к своей работе, чем больше времени уделяет профилактике, тем меньше физических сил ему приходится тратить. Конечно, многое и от предшественников зависит, и от коллег

5. Что значит «быстроходное торговое судно»?

Должен Вас разочаровать. Быстроходные торговые суда существовали во времена парусного флота – так называемые, «чайные клипера». Чай – продукт скоропортящийся. Были даже гонки чайных клиперов. Затем появились пароходы, которые стали конкурировать в скорости с парусниками. С открытием Суэцкого канала, пароходы победили, в канале парусниками управлять сложно. Сейчас быстроходных торговых судов, практически, не осталось. Разве что, рефрижераторы, для них скорость всё еще важна. Ну, контейнеровозы ещё. Миром рулит экономика, а топливо всё дороже. Может быть, скоро к парусникам вернёмся).

Дело в том, что расход топлива находится в квадратичной зависимости от скорости. Быстроходными сейчас могут быть только военные корабли, частные моторные яхты и пассажирские круизные суда, на которых стоимость мазута оплачивается пассажирами.

Скорость моих балкеров была 12.5 узлов, много лет нам в условия тайм-чартера именно такую скорость закладывали, за топливо ведь платят именно арендаторы судов.

Контейнеровозы и рефрижераторы ходят по двадцать узлов, им скорость важнее. Круинговые суда – и по тридцать, технические возможности это позволяют. Напомню, узел – это одна морская миля в час, то есть, 1,852 км/час.

9. Как на протяжении 20-го века росла скорость судов и росла ли вообще.

Практически, не росла. Скорость торговых судов потребовалась во времена Карибского кризиса. Тогда и строились паротурбоходы: сухогрузы типа «Ленинский комсомол» и танкера типа «Пекин» и «София» с паровыми турбинами в качестве главных двигателей и возможностью в случае необходимости увеличить и так не маленькую максимальную скорость. А потом и необходимость в гонках отпала, и цена на топливо пошла вверх.
 
10. Какие главные изменения произошли в корабельной механике за 100 лет?

 За сто лет научились строить компактные мощные двигатели, работающие надёжно в условиях безвахтенного обслуживания. Управляются они дистанционно с мостика. Появились атомоходы, комплексно автоматизированные суда. Самое главное, ЦПУ появились. Связь с берегом стала неизмеримо проще, но это механики не касается. 

11. Что произойдет в машинном отделении в ближайшем будущем? Каждая шаланда получит ядерный реактор? Или батарейку на 20 лет?
Что инженерная мысль придумает, сказать не могу, но ядерные установки широкого распространения не получат хотя бы в силу своей опасности. Атомные установки ставят, в основном, на ледоколы, там и мощность большая нужна, и бункероваться негде. А вот что-нибудь другое, вроде роторного двигателя внутреннего сгорания, могут изобрести.

Насчет батареек... О электроходах на аккумуляторах пока можно говорить только теоретически. Нет, они давно созданы, но ввиду малой ёмкости аккумулятора используются только в развлекательных целях.

12. Что-нибудь от парусного флота – направление и сила ветра, скорость течения еще важно для современного судна или мощности уже хватает, чтобы плыть против Гольфстрима и не потерять ни минуты?
Конечно, важно. Всё это важно. И против ветра приходится идти, и против течения, но, как и во времена парусного флота, всё учитывается, курс меняется, скорость капитаны сбавляют, чтобы не ломать пароход, бывает, что и галсами приходится ходить. А что делать? С природой глупо спорить.

13.Чьи корабельные движки лучше? Какой фирмы, какой страны? В авиации всего три авторитетных производителя…

У нас тоже не так уж много, десяток могу насчитать.
А лучшие… у каждого своё мнение. Самые распространённые в мире - датский «Бурмейстер и Вайн» и швейцарский «Зульцер» с многочисленными лицензиатами по миру. Лет десять назад фирму «Зульцер» перекупили финны, и теперь двигатели их называются  «Вяртсила». Кроме этих, главные двигатели выпускал немецкий МАН, французский Пилстик, голландский Сторк, шведский Гётаверкен, японский Мицубиси, «Русский дизель».

14. Сколько нужно механиков на борту, чтобы сухогруз средней паршивости добрался до места без приключений?

Чтобы портнадзор выпустил судно в море, полагается иметь не менее трёх. Четвертого механики портовые власти не требуют. Электромеханика тоже теперь не требуют, но он-то и является, на мой взгляд, самой незаменимой на судне фигурой.

А вот в море уже всякое может случиться, и сколько нужно механиков, чтобы до порта дойти, вопрос. Может и пара толковых мотористов справиться. На «MSC Adriatic» у нас в Салониках второй и четвёртый механики убежали, но идти, к счастью, предстояло недалеко – в Турцию.

15. Вы на флоте полвека, как изменился труд механика?

 На самом деле, больше изменилась работа штурманов, радиооператоры вообще исчезли с судов. А механики… Ну, комфортней стало, когда ЦПУ стали строить, центральные посты управления. Есть, где отдохнуть. Степень автоматизации оборудования очень повысилась. Только ведь и численность экипажа в два раза сократилась! Так что легче не стало, ещё сложней.

16. Имеет ли стармех право вето на решения капитана касательно машины? Или только бунтовать?

Касательно машины – имеет. В крайнем случае, за поддержкой обращаются к судовладельцу. Можно потребовать письменный приказ, как капитана, так и судовладельца. Но до этого редко доходит, в море лучше не конфликтовать.

17. Судно на солнечных батареях возможно?

 Возможно и перспективно. Наверное, есть уже такие.