Право мечтать надо заслужить любовью. Часть 1

Александр Геннадьевич Хакимов
Есть такой древний человеческий обычай: на пороге чего-то нового ударяться в ностальгию по «уходящей натуре». Есть и своя циклич­ность у этого процесса. Например, как правило, именно под Новый год мы отматываем плёнку: что за этот год мы прожили, что нового и важного он привнёс в нашу жизнь? Это время для самоанализа. Каждый ищет внутри себя мудреца, который мог бы ответить на столь распространённые в канун праздников вопросы, обращенные к себе. Но смотрим мы при этом в Небеса? Как понять, что есть ты, а что есть Бог внутри тебя? Где искать своё призвание? Как построить семью и обрести счастье в серой действительности? Где получить новое знание, образ мышления? Что делать, если потеряны жизненные ориентиры? Где черпать силы для больших свершений, если даже подъём по утрам в последнее время подобен подвигу? В общем, что делать?

Хорошо тем, кто уже знает всё о себе. Но порой мы все, как потерянные в море корабли. Ветер то надувает паруса, то исчезает, штурвал тяжёлый и рвётся из рук, а тучи за­крыли звёзды – даже штурман и тот свалился за борт. «Ну вот, куда теперь?»

Пока мудрецы внутри нас по какой-то причине дремлют (хочется верить, что для этого есть адекватные причины), давайте обратимся к знаниям, которым уже более пяти тысяч лет, и к людям, у которых есть ответы. Может быть, ответы эти лежат в плоскости зна­ний, далёкой от вас, но не спешите говорить им своё «нет». Никто не скажет вам ничего нового, не будет посвящать в другие религии. Нам всего лишь напомнят о том, что мы, может статься, забыли…

Чайтанья Чандра Чаран Прабху. Красивое имя, не правда ли? Человек, который носит его, является вайшнавским религиозным деятелем и проповедником. Всем увлекающимся ведической литературой и психологией семейных отношений он известен также под именем Александр Хакимов – писатель и лектор, автор книг «Духовная семейная жизнь», «Карма. Размышления», «Реинкарнация. Размышления», «Уровни сознания. Размышления» и других.

Позвольте, а какое отношение к этому человеку имеют сказки и пре­дания, волшебные истории? Разве обрести себя в бушующем океане сомнений – это ли не мораль всех сказок, когда в итоге, после многих приключений и опасностей герои находят счастье? В сказках нас всегда сопровождает голос рассказчика, который, пока его слышишь, точно даёт понять: всё в порядке. А в жизни многим из нас нужно сопрово­ждение гуру, духовного учителя, советчика, педагога, психолога, отца. Александр Хакимов может стать всем сразу для очень многих людей, которые снова собрались загадывать желания под бой курантов, продолжая не верить в себя, слепо доверяя чудесам. Опять же, сколько раз мы говорили себе, что в новом году начинаем жизнь заново? А что такое, как это – начинать всё заново? Надо ли?

- Александр Геннадьевич, Вы не первый раз приезжаете к нам. Какие в этот приезд ощущения от Петербурга? Почувствовали ли Вы изменения в настроении горожан на духовное познание?

- В Петербурге я какое-то время даже жил. Именно здесь начался мой духовный опыт, который я описываю в своих книгах. Ещё в 1982 году вся эзотерическая литература, которая сегодня спокойно лежит на полках книжных магазинов, находилась в подполье. Мы жили в непростом обществе, в атеистическом окружении. Поэтому тех людей, которых я увидел на встрече в этот раз, совершенно невозможно сравнить с людьми того времени. Стоит взглянуть на них, как сразу понимаешь, что общественное сознание и мировоззрение изменилось до неузнаваемости. Люди с глубоким доверием принимают всё, о чём мы рассказываем.

- Кстати говоря, истоки того, о чём Вы рассказываете, находятся в ведической культуре. Объясните для непосвящённого обывателя, что это за культура?

- Это очень древняя культура, а людям трудно представить, а, главное, осознать, как именно жили их далёкие предки на самом деле. К примеру, когда люди ездили на телегах, они по-другому воспринимали время и пространство. Когда вы едете медленно, вы проживаете больше, и когда переписка длится несколько месяцев, вы больше вкладываете в свои письма, тщательнее анализируете и думаете. В конце концов, вы умеете ждать, вы живёте ожиданием. Такие отношения более глубокие и осознанные. А что было пять тысяч лет назад? Люди обладали особыми способностями. Всё от размеров атома до вселенских масштабов описывается в «Бхагавата-пуране». Ведические науки потрясающе тонки и прекрасно работают и в современном мире. Но чтобы пользоваться этим знанием, нужны особые человеческие способности. Например, мы говорим человеку о том, что ему нужно стать более терпеливым, более смиренным, научиться прощать. Но ему непонятно, как это можно сделать. Люди не могут пользоваться такими советами, у них недостаточно знаний для этого. Ведическая культура требует от человека достижения такого уровня владения разумом, чтобы он был в состоянии управлять собой – только после этого он сможет получать эти знания. Бодливой корове Бог рогов не даёт. Если человек агрессивен и не уживается с сородичами, он достигает предела возможностей своего познания. Ведическая наука – знания другой природы. Она раскрывается при условии, что человек обладает особыми возможностями. Не магическими, а всего лишь умеет управлять собой. Воспринимать себя и понимать себя.

От воспитания характера к мечтам

- Меня давно волнует один вопрос: как воспитать в себе качества, чуждые твоему характеру, не совместимые с образом жизни? Допустим, хочется быть спокойнее, но работа, окружение, ритм жизни, стрессы – слишком много раздражителей вокруг, чтобы сохранять внутреннее равновесие… Говорят ли Веды что-нибудь об этом?

- Есть три фактора, которые вли­яют на развитие человека. Первый заключается в том, кем он сам хочет стать. Это самое важное. Второй фактор – окружение человека. Его отлично определяет русская пословица «С кем поведёшься, от того и наберёшься». Люди перенимают качества. Если нам необходимо получить какое-либо качество, то, скорее всего, нам просто нужно общаться с людьми, имеющими необходимые качества в своём характере.

Для развития нам необходимо дружить с теми, кто превосходит нас в своём духовном, эмоциональном и интеллектуальном развитии. Качества переходят к нам. Особенно от наших учителей. И здесь возникает третий определяющий фактор: кому человек служит.

Служение – главная составляющая образования. Родители, учителя, преподаватели – мы всем им служим и через это служение получаем опыт. Идея такая: нам нужно оставаться слугами всю жизнь. Вступая в брак, большинство наступает на одни и те же грабли: люди перестают учиться, перестают служить. Служение, как описывается в Ведах, также имеет свои особенности. Мы можем учиться в детстве и юношестве у людей, но всю свою жизнь мы должны служить только Богу.

Вот так человек может изменить себя: если он служит достойной  личности или высшей цели, то обретает себя того, каким он себя хочет видеть.

- У человек есть мечта (маленькая или грандиозная), и он всё обещает себе начать её воплощение в жизнь – завтра, послезавтра, потом всё откладывается на весну, лето, зиму…  Но если ничего так и не происходит, а мечтатель так и остаётся до последнего вздоха всего лишь мечтателем, есть ли способ обратить страх  действовать в действия?

- Дети могут совмещать мечту и реальность. Сидя на табуретке с воображаемым рулём в руках, они могут полчаса ехать куда-то. А ведь это тоже медитация. Им не нужно для этого особенных условий, они запросто могут войти в медитативное состояние. Взрослые же считают, что ребёнок в данный момент занят глупостями. Но на самом деле, цивилизации развиваются благодаря этой мечте. Это только вначале выглядит не очень правдоподобно, но потом становится понятно, что это действительно работает. Но когда этому мечтающему ребёнку постоянно повторяют, что это глупо, что всё зависит от денег, что нужно в жизни быть реалистичнее, хитрее, и когда эту мечту просто отрезают от повседневной жизни, тогда как раз она становится рутинной и скучной. Приготовление ужина, мытьё полов в квартире – всё это и многое другое можно связать с высшей целью, и это станет частью вашего счастья, отрезком пути в направлении мечты. Дом, в котором я сам хозяин, подчиняется моим правилам: я захочу – уберусь здесь, а решу оставить на завтра – оставлю. А что, если ваш дом – это не просто жилище, а храм? Если в нём есть такая энергия, то, находясь в нём, я очищаюсь от всего, что мне в моей жизни не нужно. Я хочу сказать, что быт перестаёт быть таковым, когда становится чистой духовной деятельностью, приносящей счастье. Ищите счастье внутри себя. Оно пробуждается также в присутствии высшего объекта. Также как в любви. Мы счастливы, когда с нами любимые. Но, порой, когда люди в браке уже продолжительное время, быт и рутина разъедают это счастье, тогда паре приходится искать источник счастья в посторонних. Но это – ошибочное чувство. В семье между мужчиной и женщиной всегда есть Бог. Ищите Бога в своём союзе. Что мы имеем в виду, когда говорим, что брак освящён, что жизнь человека священна? Это значит, что в центре этого брака или жизни находится Бог. Когда мы осознаём это, тогда жизнь наполняется особым смыслом, который никогда никуда и не уходил из неё, его просто нужно было отыскать.

- Я понимаю, что нет универсального рецепта того, как обрести Бога. Но, может, есть хотя бы примерное направление, приближающее нас к нему?   

- Раньше не было таких книжных магазинов, как «Буквоед». Теперь они, к счастью, есть. Просвещение сегодня – дело выбора. Вы хотите учиться, искать, открывать – вы это делаете, не хотите – не делаете. Я хочу, чтобы вы понимали, что книги крайне важны для подобных поисков.

- Не могли бы Вы в режиме импровизации составить перечень действий тех, кто хочет начать жизнь с нового листа? И нужно ли вообще начинать жизнь заново? Может, секрет, наоборот, в том, что нужно уметь довольствоваться тем, что у тебя есть, производить изменения в этой жизни, а не в новой: скажем, не уезжать туда, где воздух чище, а выезжать чаще за город на велосипеде?

- В Ведах то, что мы называем новой жизнью, именуется вторым рождением. Первое рождение подобно рождению птицы в яйце. Яйцо появилось на этот свет, но в невежестве оно ещё не видит этот мир. А второе рождение подобно тому, как цыплёнок вылупился из скорлупы – прозрение. Рождаемся мы в абсолютном духовном  невежестве: никто не  знает  кто он, откуда и зачем пришёл в этот мир. Второе рождение в знании даёт понимание того, что все мы –  жители вселенной, и что у неё есть свои правила. В просветлении человек обретает смысл жизни.

В поисках смысла жизни человек нередко напо­минает заблудившегося в лесу путника. Он ходит кругами, пытаясь найти выход. Со временем он вы­бивается из сил и начинает кружить вокруг одного дерева. Часто люди так и погибают. Но! Ведь в лесу много высоких деревьев, так почему не взобраться и не посмотреть, куда тебе нужно идти? Человек, поступивший так, считается освобождённым, потому, что он обрёл знание, а за ним и цель, хотя он всё ещё находится в лесу. Можно совершать одни и те же ошибки, заранее зная, что эти действия не принесут счастья. Если вы запутались, то вам нужно высшее знание – священное знание. Высшая заповедь любой религии – это любовь к Богу. Вторая не менее важная в христианстве заповедь – любовь к ближнему.