Фридхен, сестра Ремарка

Елена Марценюк
Украинцы сегодня получают
краткие SMS из соответствующей строгой организации
с единственным словом: "Повідомляйте" ("Сообщайте").
Все отлично понимают, о чем идёт речь.
И многие, представьте,сообщают...

(Из реалий нынешней Незалежной)

___________________________________________________

Известный немецкий  писатель Эрих Пауль Ремарк был вторым ребёнком в семье книжного переплётчика Петера Франца Ремарка и Анны Марии Ремарк, в девичестве Шталькнехт.
Его старший брат Теодор Артур умер в возрасте пяти лет, остались младшие сёстры: Эрна и Эльфрида.

МЛАДШЕНЬКАЯ
Эльфрида, которую по-домашнему звали Фридхен, была самой младшей в семье и всеми любимой девочкой, балованой и нежной, смеющейся серебряным смехом и верящей до подросткового возраста, что если уснуть на целых сто лет, то тебя обязательно разбудит прекрасный принц, который станет королём твоей жизни.  Её не стало в сорокалетнем возрасте. К этому времени она успела дважды выйти замуж и носила фамилию второго мужа: Шольц.

Эльфрида Шольц не умерла. Её казнили. Главная вина не совершившей никакого противозаконного проступка молодой женщины: она была сестрой Эриха Марии Ремарка (так звучало его творческое имя, известное к тому времени всему миру).

КАЗНЬ, ОПЛАЧЕННАЯ РОДСТВЕННИКАМИ
"Я в Плётцензее. И сегодня пополудни, в час, меня больше не будет...". Слова из прощального письма, адресованного Эльфридой Шольц старшей сестре Эрне.  Звучат они почти по-детски, без оттенка малейшего трагизма и страха, и кажется, Эльфрида до конца не осознаёт, какой кошмар ожидает её через пару часов.

Ровно в 13:01 (протокол казни зафиксировал пунктуальность её исполнителей)жизнь Эльфриды Шольц, портнихи из Дрездена, завершилась на гильотине нацистской тюрьмы на окраине Берлина. Ее казнь стала 1871-ой по счету из 2891-ой, совершенных в Плётцензее по решению так называемого "народного трибунала".
Вместе с прощальным письмом сестры Эрна получила счет за содержание Фридхен в тюрьме, судопроизводство и саму казнь: 495 марок и 80 пфеннигов, которые требовалось перевести на соответствующий счет в течение недели.

Приговор Эльфриде Шольц выносил, как и позже участникам покушения на Гитлера, председатель "трибунала" Роланд Фрейслер.  "Вашему брату удалось ускользнуть от нас, но вы от нас не уйдете", - сказал он Эльфриде во время наскоро проведенного процесса по обвинению в "возмутительной лживой пропаганде в пользу врага" и "подрыве обороноспособности страны". "Подрыв обороноспособности" на самом деле осуществлял своими произведениями брат обвиняемой писатель Ремарк,  ненавистный нацистам автор культового антивоенного романа начала ХХ века "На Западном фронте без перемен", который Фридхен так и не удосужилась дочитать до конца, потому что ей не нравились книжки "про войну".

ЭРИХ И ФРИДХЕН
Боже мой, как же мало связывало их в жизни! Будучи на пять лет старше Фридхен, Эрих абсолютно не интересовался вечно хворающей разными детскими болезнями малышкой, с которой все нянчились. Их биографии развивались не только в разных направлениях, но и пространствах.
 
Эрих Ремарк (кстати, изначально свою фамилию он писал на немецкий манер: Remark, как и все члены семьи Ремарков; по-французски - Remarque - Эрих начал обозначать себя, став писателем и порвав со своим Фатерландом, все больше скатывавшимся в нацизм)жил своей довольно нелёгкой в юности жизнью.

Будучи призванным в армию в ноябре 1916 года, Ремарк был направлен на Западный фронт, где получил ранения осколками гранаты в левую ногу, правую руку и шею. Остаток первой мировой войны он провёл в военных госпиталях Германии. Был награждён Железным Крестом 1 степени, от которого отказался из пацифистских соображений. По ранению уволился из армии, учился в семинарии, сменил множество занятий, начал писать.
 
В 1929 году вышел первый бестселлер Ремарка "На Западном фронте без перемен", который через год был экранизирован в Голливуде. В бряцавшей оружием и жаждавшей реванша милитаристской Германии подобное творчество писателя вызывало ненависть. Поэтому он эмигрировал в Соединенные Штаты и вскоре стал гражданином этой страны, где были все условия для свободного творчества.

А у Эльфриды всё складывалось печально и прозаически: первый неудачный брак, смерть маленького ребёнка... Второе  замужество оказалось более счастливым, но, к сожалению, призванный в 1942 году новый муж сгинул без вести на Восточном фронте. Начались вечные поиски заработка на жизнь. Фридхен работала служанкой, кельнершей в соседней пивной, а потом, обучившись портняжному делу, стала модисткой.

Одиноко жила в Дрездене. Шила на дому, в основном для приятельниц или знакомых. Одной из ее постоянных клиенток была офицерская жена Ингеборг Ритцель.
 
Как-то жарким августовским днём, на коленях примеряя ей платье и закалывая булавками пышный крепдешиновый подол, Эльфрида разоткровенничалась. Сказала, что солдаты - пушечное мясо, война - гадость и что во всём виноват Гитлер - не было бы его, и войны бы не было. Обычные женские сетования, без всякого политического подтекста - эмоции уставшей от военного лихолетья и страданий жены солдата, у которой война безжалостно отобрала последнюю радость в жизни.

Но если верить доносу, написанному со слов фрау Ингеборг Ритцель верным офицерскому долгу супругом, "политическая преступница" Эльфрида Шольц желала всем "патриотично настроенным солдатским женам, чтобы их мужья погибли на фронте".

БЕЗ ПРАВА НА ПОМИЛОВАНИЕ
Через месяц, в сентябре, Фридхен была арестована и доставлена в Берлин. 26 октября 1943 года ей было предъявлено обвинение, всего три дня спустя состоялся процесс, перед которым у обвиняемой даже не было возможности встретиться с полагающимся ей адвокатом.

Судя по протоколам заседания, Роланд Фрейслер не дал Эльфриде произнести ни слова в свою защиту. Прошение о помиловании также было отклонено. А вот с самой казнью дело затянулось: сперва гильотинирование было назначено на 25 ноября, но необходимые документы (нацистская бюрократия функционировала до последнего часа!) сгорели во время бомбардировки. Новый срок был назначен на 16 декабря. Страшный мир Фридхен в эти хмурые недели сосредоточился в камере с видом на плоский кирпичный барак, где почти ежедневно осуществлялись казни...

"ВИЗИТ В ПЛЁТЦЕНЗЕЕ"
Эрих Мария Ремарк, лишенный немецкого гражданства еще в 1938 году, о казни сестры узнал лишь после войны. Писателю, как и всем, было очевидно, что Фридхен обезглавили, мстя ему.  Ремарк испытывал такой ужас и такое отвращение к Германии и немцам, что долгие годы не мог заставить себя приехать в свою бывшую страну.

Он прилетел в Западный Берлин лишь в 1956 году - на финальные репетиции своей пьесы "Последняя остановка" (действие происходит в дни падения нацистского режима). Известно, что писатель ездил в Плётцензее, где три года назад был открыт первый мемориальный комплекс. Боюсь даже вообразить, что он при этом испытывал.

Коллега Ремарка по писательскому цеху Рольф Хоххут сделал этот визит основой сюжета своего рассказа "Ремарк в Плётцензее": известный писатель добирается до конечной остановки трамвая, покупает цветы и долго раздумывает, куда их возложить: могилы  казненным гитлеровским режимом не полагались…

Именно с этого рассказа западногерманского писателя Хоххута в стране началось возрождение памяти об Эльфриде Шольц.

Эрих Мария Ремарк посвятил своей младшей сестре Фридхен роман "Искра жизни".

ЭПИЛОГ
Недолог был и век тех, кто обрек Эльфриду Шольц на столь раннюю жуткую смерть: судья-палач Фрейслер и доносчица Ритцель погибли в 1945 году во время бомбардировок, а ее муж - офицер был разорван на клочки миной в уличном бою. Второй судья трибунала умер в 1948 году от вирусного гепатита.
Перед правосудием предстала после войны лишь вторая "свидетельница" по делу "о предательстве Эльфриды Шольц" - Антония Венцель. Дамочка была подругой доносчицы Ритцель и легко согласилась подписать бумагу, которую составил ее муж. По закону требовалось два свидетеля. Эту ретивую рейхспатриотку приговорили в 1950 году к пяти годам тюрьмы.