О эффективности социальной справедливости

Аникейская Правда
     Как известно, общество развивается, когда в нём появляются новые, более совершенные механизмы решения для справедливого взаимного удовлетворения насущных потребностей населения. В стабильные, относительно спокойные времена о социальной справедливости забывают, но совсем не потому, что она не существует, а как раз наоборот, потому, что она под действием определённых законов, которые определяют права и свободы человека для его достойной жизни реально действует, сохраняя общественное согласие.

     Ситуация сравнима с физическим состоянием человека. Когда он бодр, здоров и есть достойно вознаграждаемая работа, то здоровье не является для него главной ценностью, в период же болезни всё, кроме здоровья, представляется мелочным и преходящим. Именно поэтому степень реализации социальной справедливости выступает условием стабильности всей социально-экономической системы в обществе.

     В то же время необходимо понимать, что человек живёт не для того, чтобы трудиться, а трудится для того, чтобы жить счастливо! И часто отдыхом, кроме сна, является простая смена физической деятельности на творческую и наоборот! А счастье это высшее ощущение удовлетворённости жизнью, ибо недовольный жизнью не может быть счастливым.

     Содержание социальной справедливости не является безусловным и абсолютным для всех времен и народов, она всегда исторически и культурно обоснована. Можно лишь говорить о том, что в обществах того или иного типа или в какую-либо эпоху в представлениях о справедливости имеются сходные тенденции, но каждое общество в данный период истории оперирует своими идеалами, в соответствии с которыми и обновляются идеи социальной справедливости. Нельзя искусственно привнести в общественное сознание чуждые обществу представления о том, что справедливо, а что нет. На какой-то исторический этап, возможно, массы увлекутся более прогрессивными идеями, но если они их сразу не поймут и не примут, то затем власть и богатство имущие их извратят до неузнаваемости.

     Разумеется, достичь полного общественного консенсуса по вопросу о социальной справедливости невозможно, но если что-то подобное случается, то лишь в результате физического или идеологического насилия. Подобным образом формирующийся принцип социальной справедливости лишь создает видимость социального согласия, исчезающую по мере ослабления внешнего воздействия.

     В общественном сознании принципы социальной справедливости, как правило, не существуют в виде универсальной формулы. Они наполняются экономическим, морально-нравственным и политико-правовым содержанием. По такому же алгоритму обычно строится и теоретическое изучение проблем развития социальной справедливости в обществе.

     Экономистов прежде всего интересует связь принципов социальной справедливости и эффективности социально-экономических взаимодействий граждан страны. Философы в большей степени подчеркивают общечеловеческий характер этих взаимоотношений, делая акцент на морально-нравственное содержание. Политологи рассматривают справедливость через призму политических прав и свобод. Юристы обращают внимание на правовое обеспечение деятельности государства и личности. Каждая дисциплина имеет свой предмет в системе образования общества при изучении такого объекта изучения, как социальная справедливость.

     Подобное предметное исследование социальной справедливости, с одной стороны, углубляет знание о каждом из ее аспектов, но с другой — неизбежно приводит к неразрешимым познавательным затруднениям для населения. Они связаны с необходимостью учета соотношения прав и обязанностей, общего и единичного в исторических и социокультурных проявлений в обществе для развития социальной справедливости.  Разная степень проявления рациональности ее принципов на общественном и индивидуальном уровнях применения выявляет разные механизмы её воздействия.

     Затруднения снимаются при социологическом анализе социальной справедливости, который позволяет рассматривать социальную действительность как целостное многоуровневое системное образование, развивающееся во времени благодаря активной деятельности индивидов, но имеющее и объективные закономерности развития. Он позволяет в частных проявлениях увидеть черты общего, проследить взаимосвязь макро- и микросоциальных процессов, учитывает роль повседневных жизненных практик в становлении разных социальных структур.

     Когда прибыль предприятий получается за счет экономии на заработной плате работников, при сокращении социальных расходов и расходов на охрану труда и окружающей среды, то это в конечном счете, оборачивается потерями для отдельных работников и экономики в целом. При таком подходе целью становится экономика для государства или предпринимателя, а не для удовлетворения насущных потребностей трудящегося населения.  Поэтому эффективность следует определять не просто величиной прибыли или ВВП, а тем, может ли она, и в какой степени, обеспечить соответствующее качество жизни населения страны.

      То есть важным является то, будут ли произведены именно те блага, которые приведут к всеобщему благополучию и к сокращению неблагоприятных социальных последствий, выражающихся в ухудшении условий труда и жизни людей, в возрастании количества бедных, в чрезмерной и объективно необоснованной дифференциации доходов, в загрязнении окружающей среды и, в конечном итоге, в ухудшении общей экономической ситуации в стране.

     Эффективность следует рассматривать не в узком, а в общеэкономическом смысле, когда критериям социальной справедливости  придаётся не меньшее значение, чем получению чисто материального результата на микро- и на макроуровне. В этой связи  подходящими измерителями социально-экономической  результативности являются те показатели, которые сочетают в себе две стороны: материальный результат и направленность на удовлетворение важнейших человеческих потребностей.

     Показатели, отвечающие вышеназванным критериям, способны отразить связь между материальным доходом, с одной стороны, и вкладом в человека - с другой. Оказывается, что одни страны гораздо лучше других  могут «конвертировать» богатство в возможности развития человека, прежде всего, в сохранение здоровья и получение образования. Этим качествам (пусть не идеально) отвечают интегральные показатели, которые стали рассчитываться экономистами со второй половины ХХ в. для межстранового сравнения. Речь, в частности, идет о таких показателях, как Индекс качества жизни по версии Economist Intelligence Unit и Индекс развития человеческого потенциала.

     Первый рассчитывается на основе 9 факторов, в состав которых, наряду с ВВП на душу населения, входят также ожидаемая продолжительность  жизни, рейтинги политической стабильности и безопасности, семейная жизнь (число  разводов на тысячу человек в год), активность добровольных  сообществ, климат и география, уровень безработицы, индексы политической и гражданской свободы, соотношение доходов мужчин и женщин.

     Индекс развития человеческого  потенциала (ИРЧП) состоит из трех равнозначных компонентов:
• дохода, определяемого показателем валового внутреннего продукта (валового регионального продукта) по паритету покупательной способности;
• образования, определяемого показателями грамотности и доли учащихся среди детей и молодежи в возрасте от 7 до 24 лет;
• долголетия, определяемого через продолжительность предстоящей жизни при рождении (ожидаемую продолжительность жизни).

     Измерения показывают, что одни страны гораздо лучше  других  используют материальное богатство  для сохранения здоровья нации и  получения всех видов образования. Рейтинг некоторых стран по показателю ИРЧП оказывается значительно ниже, чем по показателю доходов, тогда  как в других ситуация прямо противоположная.

     Причем, не имеет значения, богатая страна или бедная, например, в таких богатых государствах как Кувейт и Саудовская Аравия расхождение составило несколько десятков позиций. То есть, эти страны недостаточно эффективно используют результаты развития своей экономики на соответствующее развитие человека и всего общества. Для большинства же исследуемых стран, где  проводится социальная политика, ориентированная  на человека, рейтинги показателей  ИРЧП оказались выше рейтинга ВВП.

     В результате нестабильной социально-экономической ситуации в России, устранения государства от регулирования большинства экономических процессов, произошло существенное снижение качества человеческого потенциала. Большая его часть была безвозвратно потеряна для национальной экономики по причине выезда на постоянное проживание за территорию страны. Также снизилось  качество жизни населения, что стало прямой причиной снижения и качества человеческого потенциала. Страна практически истратила имеющийся социальный запас, полученный за счет высокой образованности населения в предыдущий период.

     Таким образом, если экономическая эффективность теоретически рассматривается как независимая от социальной справедливости, то на практике это оборачивается антигуманной экономикой и институциональной системой, которая, в конечном итоге, парализует экономический рост.

     С другой стороны, справедливое устройство оптимальных пропорций между  экономической и социальной эффективностью едва ли не самая трудная задача. Особенно сложность её решения состоит в том, что необходимость повышения  уровня жизни населения и предоставления ему социальных услуг, когда увеличение затрат на развитие социальной сферы в трудных условиях реформирования экономики невозможно, а само государство самоустраняется от решения этих проблем, всё отдавая на откуп капиталу при анархии рынка и безраздельной власти денг.

     Таким образом получается, что без формирования полной занятости населения для организации производства необходимого для удовлетворения своих насущных потребностей по количеству и квалификации труда, а не по неизвестно как нажитому капиталу,  развитие социально справедливого общества НЕВОЗМОЖНО!

     Позитивный  и устойчивый результат, может быть достигнут  лишь при рациональной организации труда населения для планомерного производства необходимого для удовлетворения насущных потребностей населения при последующем оптимальном распределении необходимого по труду, а на по капиталу! Чтобы только благоустройство жилья, приготовление блюд питания и изготовление одежды каждый мог формировать для себя и своей семьи сам по зарплате от результатов квалификации труда на рабочем месте в экономике страны.

     Именно при рациональном сочетании экономической и социальной эффективности возможен экономический рост жизни населения, то есть при опоре на оптимальное сочетание этих двух составляющих единого целого. В этой связи, мобилизация и полное использование трудящегося населения для роста своего благосостояния, через систему социальных и экономических факторов и  всех источников экономического роста, становится не только предпосылкой, но и содержанием обнадеживающей стратегии развития и одним из приоритетов перспективной экономической политики по созданию в стране социально справедливой экономики.

     Заключение
      
      К сожалению, из-за растущей безграмотности и деградации населения, изучение  данной темы не всем даёт пищу для  размышлений. Экономика и социология далеко не всеми используются для оценки результативности всего общественного производства. К сожалению, сегодня с точки зрения почти всего населения страны, лишь деньги и прибыль является для каждого решающим фактором для роста своего благосостояния.

     А эффективным уже никто не считает такое состояние экономики, когда наиболее полно должны удовлетворяться потребности всех членов общества при данных ограниченных ресурсах. Точнее это положение может быть сформулировано следующим образом: экономическая эффективность хозяйственной системы – это состояние, при котором невозможно увеличить степень удовлетворения потребностей хотя бы одного человека, не ухудшая при этом положение другого члена общества.

     Рассматривая проблемы в социальной политике нашего государства можно увидеть, что уже давно требуются незамедлительные решения по реформе экономики с монополии капитала на монополию закона о социальных гарантиях по труду, а не по неизвестно как нажитому капиталу. Именно из-за развития монополии капитала снижается социальная благоустроенность населения, эффективность производства и благосостояние общества.

     В первую очередь людям необходимо объяснить, что в деньгах сытости не бывает ни у богатых, ни у бедных, ни у умных, ни у глупых! Что деньги всегда определяли и всегда будут определять частный характер присвоения благ теми, у кого больше денег, а не кто честнее и трудолюбивее.  Ведь если напечатанные на бумаге деньги можно распределять пропорционально труду, то почему нельзя распределять производимые для жизни населения средства для жизни по количеству и квалификации труда?

      Ведь ещё полтора века назад Маркс предложил свой тезис о двойственности узаконенного равенства рабочего времени!  Чтобы относительно равное количество честно и справедливо нормированного труда по времени, по сложности и по трудоёмкости определяло и относительно равные нормы базовых средств для жизни в виде добротного жилья, качественных продуктов питания и фактуры для одежды!

     Социальная функция рыночной экономики является ограниченной, что требует её модернизации и внедрения смешанной формы экономики.  Чтобы при определённых нормах базовых средств для жизни, от их общего производимого в стане количества, благоустройство жилья, качество приготовления блюд и изготовления одежды каждый мог формировать для себя и своей семьи сам, по зарплате от результатов квалификации своего честно и справедливого нормированного труда по сложности, трудоёмкости и опасности для здоровья. Поэтому рынок может сохраняться только на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия общества.

     Расширение на макроуровне социальной деятельностью государства, при внедрении социальных гарантий на микроуровне, есть насущная необходимость при развитии социальной справедливости в обществе.

     Дети в таком обществе должны иметь всё необходимое для своего нормального развития в силу своего несовершеннолетия и преемственности поколений, как будущее население страны и её производительные силы! Чтобы они в будущем более рационально использовали природные ресурсы, сохраняя их для будущих поколений, и развивали ресурсовозобновляемые технологии, чтобы в будущем не искать другую планету, истощив и загадив эту! Или нам уже наплевать на будущее наших внуков и правнуков и на будущее колыбели человечества? А старики должны иметь самое необходимое по нормам для достойной жизни и соответствующую труду пенсию как заслужившие благополучную старость!

     Коммунизм же наступит только тогда, когда с развитием экономики и людей общества у каждого с правом на общественно необходимый труд будет право на пользование и всеми необходимыми средствами коммуникации, а это энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация и транспорт! И тоже по нормам достойным общественно необходимого труда человека! Ибо ресурсы ЗЕМЛИ не безграничны и пользоваться ими необходимо разумно и мудро!

     А на рынке только конечные устройства этих средств коммуникации, если не устраивают общественные или стандартные, которые должны быть у каждого добросовестного и законопослушного гражданина страны в простой и доступной всем форме!  А также всё то, что не входит в ассортимент необходимого и гарантированного ЗАКОНОМ для социального благополучия общества! Ваше право, иметь это всё или не иметь, но вам всё это должно быть доступно по закону как трудолюбивому, добросовестному и законопослушному гражданину общества!

     Дело в том, что люди в первую очередь желают жить не столько сытно, сколько справедливо, а сытости в деньгах не бывает ни у бедных, ни у богатых, ни у глупых, ни у умных.  И если государство, худо-бедно такую справедливость может обеспечить, чтобы с правом на труд у каждого было право жить по труду, то и социальная справедливость в обществе будет реализована!

     Создание нормального уровень жизни всему трудящемуся населению страны есть социальная забота государства  о своих гражданах и поэтому требует незамедлительного решения социальных проблем в нашем обществе. Только то,  как государство проводит социальные программы, можно судить о его заботе о наименее обеспеченных слоях  общества и о том как государство понимает свою роль в развитии общества.


     Многие считают, что когда человек любыми способами добывает себе деньги, то он живёт по труду.

     А я считаю, что человек живёт по труду только тогда, когда в обществе соблюдается закон, который определяет социальные гарантии на определённые нормы необходимых каждому базовых средств для жизни в виде добротного жилья, основных качественных продуктов питания и фактуры для одежды!

     И всё это от их общего, производимого народом количества, по количеству и квалификации своего честно и справедливо нормированного труда на благо общества! По затраченному времени, сложности и трудоёмкости, чтобы иметь от общества все эти необходимые блага для счастливой жизни себя, своей семьи и общества при всеобщей занятости здорового населения трудоспособного возраста для удовлетворения своих насущных потребностей!

     То есть для своего нормального физического, морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития!

     А без этого нечего и мечтать об обществе социального благополучия для всех честных и добросовестных граждан страны.

     И такой закон должен быть для того, чтобы остальные тоже стремились быть честными и добросовестными!

     Мне пишут: "Понятно же, что уравнивать надо только доходы, а всё остальное уравняет себя само. У всех должен быть один доход, но разное время работы в зависимости от тяжести труда. Поломойка, босс и шахтёр должны иметь совершенно одинаковый доход, но трудиться на шахте, за этот одинаковый доход, придётся в разы меньше чем боссу в кабинете."

     Я с этим КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕ СОГЛАСЕН!

     Если у всех по закону относительно равное рабочее время, то это должно определять и относительно равное количество труда по времени, и относительно равные нормы необходимых каждому базовых средств для жизни в виде добротного жилья, основных качественных продуктов питания и фактуры для одежды, от их общего, производимого народом количества!

     А благоустройство жилья, качество приготовления блюд и изготовления одежды чтобы каждый мог формировать для себя и своей семьи сам, по зарплате от результатов квалификации своего честно и справедливого нормированного труда по сложности, трудоёмкости и опасности для здоровья.

     Поэтому финансовые доходы должны определяться от результатов квалификации труда каждого на благо общества от общей массы денег, которые должны иметь больше роль квитанций  о результатах своего труда на благо общества!

     А рынок может сохраняться только на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия общества и эти нормы постоянно должны корректироваться от количества населения и от количества необходимых каждому благ для жизни достойной общественно необходимого труда человека!

     Развитие образования и медицины труда с возможностью повышать квалификацию, как и развитие механизации и автоматизации труда, тоже должно быть нацелено на уравнивание рабочего времени и трудоёмкости при честном и справедливом нормировании труда каждого.

     Где нет таких законов, которые упраздняют монополию капитала ради монополии закона о социальных гарантиях человека по труду, там не может быть и социальной справедливости для всех и каждого!