Русь православная. Гл. 16 Сергий Радонежский

Лариса Даншина
     Часть 3: Православие в период нашествия монголов
     Глава 6: Сергий Радонежский (1319 - 1392)

«Слава Богу о всём и всяческих ради! Слава показавшему нам житие мужа свята и старца духовна, – благодарим Бога за премногую Его благость, бывшую на нас, яко дарова нам свята старца, господина Преподобнаго Сергия, в земли нашей Рустей, в стране полунощней» (Блаженейший Епифаний).

С таких слов блаженейшего Епифания в книге «Великие святые», начинается жизнеописание (житие) преподобного Сергия Радонежского «столпа церкви», так характеризуется нашей православной церковью святой Сергий. Хочу донести до читателя образ человека, ставшего для Руси и её народа: старцем «пречудным и предобрым», игуменом всея Руси, воеводою Русской Земли! (Из книги «Великие святые»).

Сергий Радонежский, основатель Троице-Сергиевой Лавры, создатель обителей, святой муж, покровитель Москвы, её князей и люда русского.

Начну с его детства, которое определило его будущую подвижницкую жизнь.

16 мая (3 мая) 1319 года в доме ростовского боярина Кирилла и Марии родился второй сын, наречённый Варфоломеем. Всего в семье было три сына: Стефан, Варфоломей и Пётр. Кирилл с супругой и детьми переехал из Ростова в Радонеж, в удел князя Андрея, сына князя Ивана Калиты, из-за притеснений, которые его разорили. Князь Андрей, как и многие князья, старался привлечь к себе народ, давая им льготы. Так будущий подвижник оказался в Радонеже.

Созерцание мира приятно
Было отроку, но не понятно
Ещё многое, сердцем стремился
Всё познать и усердно молился.

Но учение трудно давалось.
Что же неучем быть оставалось?
Бедный отрок всегда огорчался,
Познать грамоту очень старался.

И Господь внял молитве. Раз в поле
Послан был он отцом: «Там, на воле,
Жеребята, найти бы их надо!»
Сердце мальчика этому радо.

Как любил он такие походы,
Красоту и суровость природы,
Шаловливого ветра порывы,
Над рекою склонённые ивы.

Здесь он чувствовал – это свобода,
Где его понимает природа.
С ней один он, не надо другого,
Не просил для себя слишком много.

Монастырская жизнь привлекала,
И минута такая настала.
В поле старца под дубом он встретил,
Что молился тот Богу, приметил.

Черноризцу тогда поклонился,
И молитве мешать не решился.
Ожидал когда кончит молиться
Дивный старец, чтоб вновь поклониться.

Лишь молитва закончилась: «Чадо,
Подойди! – молвил старец. – Что надо?»
Старец к Богу стремление видел,
Что за отрок пред ним он предвидел.

Затаённое мальчик поведал:
«В неучении горечь изведал,
Так желает душа научиться
Слову Божьему, трудно учиться!»

«Огорчаться не надо!» – ответил
Черноризец, улыбкой приветил.
Две молитвы ввысь, к Богу, стремились –
Старца, отрока – соединились!

Видел старец – усерден был мальчик,
Любознательный, чистый источник.
Сердце доброе, мыслью стремился
Отрок к Богу, и он умилился.

«Если веруешь, чадо, – ответил старец, – больше сих узришь. А о грамоте не скорби, ведай, что отныне Господь даст тебе разумение книжное, паче братий твоих и товарищей, так что и других будешь пользовать». (Из книги «Великие святые»).

Варфоломей впитывал в себя слова старца, всем сердцем принимая и радуясь им. Пророческими оказались слова черноризца, уверовавшего и понявшего это дитя, с чистой душой… Со временем два брата Варфоломея женились, но он сам порывался в монастырь, светская жизнь не привлекала его. Родители упрашивали Варфоломея, пока они немощны и стары, не покидать их, так как братья больше заботятся о своих семьях, чем о них. «…Послужи нам, проводи нас в гроб, а там делай что хочешь». (Костомаров Н.И.).

Перед кончиной родители постриглись и умерли. Похоронив родителей, Варфоломей отдал свою часть наследства младшему брату Петру, так как старший брат Стефан овдовел и ушёл в монастырь. С этого времени начинается другая жизнь для Варфоломея. Сергий уговорил брата Стефана покинуть монастырь и идти с ним для «пустынного жития».

Для жилья место выбрали, нужно
Обустроиться здесь, вместе дружно –
Лес, используя, строиться стали –
Келья, церковь. Когда отдыхали?

Только вскоре Стефан удалился,
К одиночеству он не стремился,
В одиночестве жить не хотелось,
В монастырь его сердце стремилось.(1)

В одиночестве Сергий остался,
Пострижение принял.(2) Старался
Претерпеть неудобства и холод,
И когда донимал его голод.

Не роптал, хоть опасности были –
Звери рядом тревожили, выли.
От видений страдал, не сдавался,
Его силе(3) народ удивлялся.

Его слава росла, потянулись
К нему люди, места приглянулись.
Рядом кельи они возводили,
И однажды ему предложили:

«Стань игуменом!» Он отказался,
От избрания он уклонялся.
«Мы уйдём, если вновь не решится,
Стать игуменом не согласиться!»

Дал согласие, жизнь продолжалась,
Но просить строго всем запрещалось:
«От труда будем жить, все трудиться,
Мы не станем просить, не годится!»(4)

Сам пример – он труда не гнушался,
Для обители Сергий старался.
Хоть и скудно жилось(5) – не роптали,
И обитель свою не бросали.

И молва разносилась повсюду,
Славя Сергия,(6) прибыло люду.
И в обитель со скарбом явился –
Симон(7) – здесь навсегда поселился.

Стали люди стекаться в обитель,
Для них Сергий был Богу служитель.
Кто обижен к нему приходили,(8)
Уважали его и любили.

Посещал Дмитрий(9) часто обитель,
Вёл беседы, ведь Сергий радетель
Земли русской. Во всё он вникает,
И советом всегда помогает.

Знали Сергия греки, прислали
Ему крест, параманд…(10)  понимали:
Чист и светел душой Сергий, к Богу,
Для людей проторил он дорогу.

В 1365 году по повелению митрополита Алексея и великого князя московского Дмитрия, Сергий ездил в Нижний Новгород, чтобы затворить все церкви, в наказание за вражду между Суздальскими князьями-братьями, Борисом и Дмитрием, за владение Нижним Новгородом. Эта мера смирила Бориса и заставила уступить город брату. Сергий сумел примирить князя Дмитрия Донского с рязанским князем Дмитрием. Куликова битва в 1380 году принесла славу не только великому князю московскому Дмитрию, но и Сергию Радонежскому.

Когда беклярбек Золотой Орды Мамай двинулся с войсками на Русь, князь Дмитрий обратился за благословением к Сергию. Благословив его на ратный подвиг, игумен так же благословил идти защищать землю русскую двух иноков: Александра Пересвета, бывшего боярина и Андрея Ослябя. 21 сентября (8 сентября) 1380 года по григорианскому календарю оба погибли.
Не задолго перед смертью, митрополит Алексей призвав к себе Сергия, захотел передать после своей смерти митрополию Сергию. Сергий отказался и не принял золотого креста от митрополита:

«Не носил с детства золота, нынче,
Не пристало подавно, не вечно
По земле мне ходить, подобает(11)
Нищета мне, душа так желает!..»

Много сделано Сергием, только
Он покинул обитель, поскольку,
Со Стефаном(12) размолвка случилась,
Сердце Сергия так огорчилось.

Только братья(13) нашли его вскоре,
Ведь его потерять – для них горе.
И селиться те рядышком стали,(14)
Алексею об этом сказали.

Вскоре по просьбе братии Троицкой обители митрополит Алексий приказал Сергию вернуться в Троицкий монастырь. Сергий вернулся, оставив после себя в Благовещенском монастыре своего  ученика  игумена  Романа.  Много  было  Сергием  основано монастырей: Андроньев, Симонов. В 1365 году путешествуя в окрестностях Нижнего Новгорода, основал монастырь Георгиевский на реке Клязьме и т.д.

«25 сентября по старому стилю или 8 октября по новому, 1392 года Сергий скончался, а через 30 лет 18 июля (31 июля) 1422 года были обретены его нетленные мощи, о чём свидетельствовал Пахомий Логофет.

Достигнув глубокой старости Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона. Преподобный Сергий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания.

Сергий Радонежский почитается Русской Православной Церковью в лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником земли русской». (Из книги «Великие святые).

Церковь отмечает память Сергия в день кончины 25 сентября (8 октября) и 5 июля (18 июля) в день обретения мощей.

Хочется закончить о Сергии Радонежском, великом муже, такими словами:

«Счастливы родители, коих имена прославляются вечно в их детях и потомстве! Счастливы и дети, которые не только не посрамили, но и приумножили и возвеличили честь и благородство своих родителей и славных предков, ибо истинное благородство состоит в добродетели!» (Из книги «Великие святые»).

_________________________________________
1 - В монастырь его сердце стремилось – Стефан уехал в Москву, в Богоявленский монастырь, сделался игуменом, после духовником князя Симеона, тысяцкого и бояр.
2 - Пострижение принял – Варфоломей обратился к игумену Митрофану (к какому именно неизвестно), от него принял пострижение под именем Сергий.
3 - Его силе… – имеется в виду сила духа.
4 - Мы не станем просить, не годится! – Сергий Радонежский был строг как к себе, так и к другим, запрещая просить милостыню, а жить своим трудом. Хоть и трудно было, сам показывал пример: пёк хлеб, шил обувь, рубил дрова и т.д.
5 - Хоть и скудно жилось… – из-за бедности, в монастыре вначале было всего 12 братий, больше не брали, не хватало средств на содержание.
6 - Славя Сергия… – молва о святой жизни Сергия разносилась по стране, притягивая к нему людей.
7 - Симон – архимандрит из Смоленска пришёл в обитель со своим имуществом, которое пожертвовал обители.
8 - Кто обижен к нему приходили – к Сергию приходили за справедливостью, обижаемые.
9 - Посещал Дмитрий… – князь Дмитрий Донской уважал Сергия и часто посещал его обитель, прислушиваясь к его советам.
10 - Ему крест, параманд… – патриарх Филофей прислал ему крест, параманд и схиму, так же грамоту для ведения общежития.
11 - По земле мне ходить, подобает – т.е. в нищете служить Богу, в нищете пред ним предстать.
12 - Со Стефаном… – старший брат, однажды покинувший обитель, но вновь вернувшийся. Во время богослужения Стефан спросил канонарха: «Кто тебе дал эту книгу?» «Игумен», – был ответ. «Кто здесь игумен, – сказал Стефан, – не я ли первый сел на это место?» Сергий это услышал. После службы не зайдя в келью, отправился к другу, киевлянину Стефану в Махрищевский монастырь.
13 - Только братья… – братия обители.
14 - И селиться рядышком стали – Сергий на новом месте стал строить церковь Благовещения.

Используемая иллюстрация: Сергей Кириллов "Преподобный Сергий Радонежский"