Хитрый шефер быль

Александр Тихонов 4
                ХИТРЫЙ ШОФЁР.
    Работал в совхозе «Абазинский» Таштыпского района Хакасии в шестидесятые-семидесятые годы хитрый шофёр. Не буду называть его фамилию. Кто ещё живой из его современников, то его узнает, а кто не знал его, пусть не перенимает его опыт.

Этот шофёр ухитрялся отрабатывать по двадцать восемь часов в сутки. Так получалось, когда он в течение одного дня работал на разных фермах. И там и там он давал на подпись путёвку с завышенным количеством часов. У одного бригадира подпишет у другого, у третьего, в сумме набиралось столько часов, сколько и в сутках-то не бывает.

    Если кто-то из подписантов возмущался, не хотел подписывать завышенное время, хитрый шофёр начинал плакать:
----  Тебе что, жалко? Знаешь, что тарифы у шоферов низкие, а семью кормить надо. Что я заработаю, если правду писать? Ты же не из своего кармана платишь…

    И, надо сказать, начальники на фермах сдавались. Тарифы у шоферов действительно были низкими. Да и не жалко было. Государство у нас было не бедное, списывало совхозные убытки. Один миллион или полтора, как бывало – разница не велика.

    Такая переработка, а вернее приписки в часах, случались не только у этого шофера. Директору совхоза пришлось дать специальное указание, пропускать к оплате повремёнку не более восемнадцати часов в день.

    Когда этого шофёра посылали на сдельную работу, он и там ухитрялся приписывать. Чаще всего он возил опилки на подстилку коровам. Опилки возили из Абазы за 35 километров. Сделать в Абазу технически возможным было не более трёх-четырёх рейсов, он же делал пять-шесть. Диспетчер, оформлявшая путевки, дивилась:

----  Витя, ты на самолёте, что ли летаешь?
----  Уметь надо, Наталья Александровна, - отвечал хитрый водитель. – Я как фантомас, только за Таштып выезжаю, крылья выпускаю: пять минут и в Абазе.


    Качала головой диспетчер, но путевки к оплате пропускала. Всё в них правильно: Фермы, бригады, подписи бригадиров, управляющих. Порядок – чин - чинарём. Но не верилось диспетчеру.

Даже ас водитель был не в состоянии столько раз съездить в Абазу за день, да ещё по фермам опилки развезти. До Абазы тридцать пять километров, крутой перевал, да ещё до ферм десять-пятнадцать.

 Что-то здесь не так посчитала диспетчер и стала спрашивать бригадиров. Те подтвердили: «Да, привозил, и подписи наши». И решила она съездить в Абазу вместе с асом водителем. Выписала ему путёвку и сама поехала в город будто бы пробежаться по магазинам.

    Завёз шофёр её в город, а сам в лесокомбинат вернулся, так как он находится на въезде, загрузился и по фермам поехал с одним и тем же грузом. Подпишет путёвку у бригадира, и, вроде бы выгружаться к коровникам поехал, а сам по газам и на другую ферму. И так три фермы объехал, насобирал подписей, и только тогда выгрузил опилки.

    Приезжает в лесокомбинат вторым рейсом, а там диспетчер его дожидается. Она, оказывается, ни по каким магазинам не ходила, а следом же за хитрым шофёром на городском автобусе в лесокомбинат вернулась. Садится она к нему в кабину и в «бардачок» за путевкой полезла. Ухватилась за неё, смотрит, а там уже три рейса записано.

----  Так вот как ты на крыльях летаешь?! Одну машину опилок по всем фермам возишь?! Главная задача – подписи собрать?
    Так разоблачила она его и докладную директору написала. Отношение к должностным обязанностям руководителей среднего звена стало предметом обсуждения на совхозном расширенном совещании у директора. Хитрый шофер фигурировал там как герой дня, со знаком минус.               
                Март 2002г