Мои избранные авторы Галя и Женя Мяздриковы. Ч. 3

Алла Валько
             
                Мои избранные авторы - близкие родственницы,
             коллеги и подруги Галина и Евгения  Мяздриковы. Ч.3

               
                Мужество

Между тем наше общение с Галей продолжалось виртуально. Однажды я написала подруге, что, прочитав её ответ на мой отзыв, я осознала, что допустила оплошность, спроектировав её авторские эмоции на реальную жизнь. Сама-то я не люблю, когда моих героев отождествляют со мной, а вот тут и я ошиблась. Стихи Гали были написаны настолько проникновенно, что мне было трудно поверить, что они не соответствуют действительности.
Ответ Гали успокоил меня. Она написала, что всё в порядке, на то и переписка, чтобы выяснять проблемные вопросы. Она также сообщила о своих текущих делах, о том, как сложно проходил у неё экзамен и что Женя сдала свой очередной на отлично. Теперь они обе без рук, без ног…У Марика состоялось выступление на концерте. Галю послали на новые курсы. «Весело живём. Некогда вздохнуть», - резюмировала она.

Я не могла не отреагировать на известие о её новых курсах, поэтому посоветовала направить все её многочисленные дипломы об окончании различных курсов повышения квалификации в Книгу рекордов Гиннеса. Школьная жизнь Гали бурлила, как лава в жерле вулкана, и петляла непредсказуемыми зигзагами, так что неудивительно, что вскоре я получила от неё письмо: «Сегодня отменили очередные курсы. Видимо, твоё письмо каким-то образом проникло в их сознание». Ну, как мне было не улыбнуться!

Как-то я поделилась с Галей своей тревогой по поводу того, что она давно не выставляет на Прозе новых произведений:
- У тебя в школе много впечатлений - как положительных, так и отрицательных, ты умеешь писать ёмко и коротко, так что, пожалуйста, порадуй меня чем-нибудь новеньким. Порой я получала от Гали письма, полные радости и оптимизма, которые давали мне заряд бодрости:
- …я только вчера вернулась из очередного тура по Европе. Ещё не совсем пришла в себя. Но всё было очень хорошо. У меня масса положительных впечатлений, некоторое отдохновение от житейских забот. Собираюсь на дачу. Желаю тебе хорошего продолжения лета, новых дорог и открытий.

Когда в 2020-ом стало ясно, что пандемия приобрела широкий характер, я задала Гале много вопросов о жизни её семьи в это сложное время, о работе онлайн и выразила беспокойство по поводу того, что Федя не может работать дистанционно. Ещё я написала, что Москва - огромный мегаполис, и поэтому очень трудно справиться с вирусом, но я полагала, что в столице пока нет такого  катастрофического положения, как в США, и московские власти правильно поступили, призвав людей к самоизоляции и введя наказания за её нарушение. В то время президент Трамп преуменьшал опасность пандемии, а в Москве ситуация ещё не стала угрожающей.

Галя чётко обрисовала сложившуюся обстановку:
- Живём в очень сложное время. Работаю из дома дистанционно. Внук Марк учится дистанционно. Все компьютеры в работе, так что у нас нет передышки. То уроки, ведём, то готовимся к ним. Спать ложусь поздно, многого не успеваю. Но держимся. На вопрос, когда это закончится, ответить не могу. (Улыбаюсь с грустинкой). Хочется надеяться на лучшее.


Летом 2020 года до меня дошла страшная весть: 27 июня ушла из жизни Женечка. Возможно, её удалось бы спасти в другое время, но не сейчас, когда ковид полыхал по всей стране. Я была в шоке. Из моей груди рвался стон. У меня не было слов, чтобы утешить мою осиротевшую подругу. Единственное, что было в моих силах, - это написать в своём дневнике на Прозе:
- Моя подруга, мой избранный автор Галочка Мяздрикова только что потеряла дочь - Женю Мяздрикову, тоже автора Прозы, талантливого преподавателя и художника. Трудно поверить и принять то, что случилось. Так жестоко, так неожиданно!
Скорблю...
Светлый образ доброй, любящей, талантливой Женечки навсегда сохранится в моём сердце и моей памяти.
Я очень соболезную тебе, мой друг, моя подруга. Потеря невосполнима. Держись!
Знаю, мои слёзы не помогут тебе, но ничего другого сейчас у меня нет.
Я люблю тебя.

О своём горе и отчаянии Галя рассказывала в своих произведениях.
Прочитав  стихотворение «Дочке», я испытала реальный ужас.
- Чёрный плащ приготовила ночка…
   и тебя в жизни нет, моя дочка…
Случившееся невозможно было ни понять, ни принять, ни забыть. Даже думать об этом было страшно, не то, что пережить...

Галя боролась с собой, со своим горем и тоской. Эти её чувства нашли отражение и в другом стихотворении - «Не спешите, не спешите, тучи», в котором она рассказала о том, что Женечка
не успела дописать картину,
«не успела в платье,
новом и красивом, пофорсить,
не успела пироги состряпать,
не смогла ненастье пережить».

Стихи были очень эмоциональными, и на душе у меня стало тревожно. От них веяло грустью, они были принизаны острым желанием матери разогнать нависшие над домом тучи, но они слишком быстро надвинулись и помешали осуществить задуманное. Однако жизнь продолжалась, и ответственность подруги за своих малолетних внуков возросла многократно. Я хотела, чтобы это её благородное устремление вело её по жизни и дальше.

Приступив к работе над очерком «Мужество», я решила прочитать некоторые ранее неизвестные мне произведения Женечки. Начала со стихотворения «Ищу принцессу». Рука сама потянулась к клавиатуре компьютера, чтобы оставить отзыв:
- Моя дорогая Женечка! Я пишу тебе отзыв, который ты получишь на небесах. Твоя сказка такая красивая и поучительная! Она взывает к доброте, чуткости и внимательному отношению к окружающим. Невозможно не плакать, читая твои сказки и вспоминая твой милый образ.
Светлая тебе память! Ты всегда в моём сердце...
 
Прошло несколько месяцев. И так же неожиданно, как и летом, у Гали произошла ещё одна трагедия. Теперь ушёл из жизни Валерий Шувалов, любимый друг Гали, доктор филологических наук, профессор, талантливый поэт. У всех, кто его знал, досаду и негодование вызвал тот факт, что в это «сумасшедшее время», по выражению Гали, не посчитавшись с его возрастом, начальство послало его в крупный торговый центр, где ему нужно было сделать копии рабочих документов. Там он пообедал, а, вернувшись домой, заболел ковидом. В результате у него случился инсульт. Валерия Шувалова навещал зять Гали Федя и привозил ему продукты. Близкие профессора еле уговорили его вызвать врача, который тут же направил его в больницу. Постоянно очень высокое давление пациента усугубило ситуацию.

Я перечитывала «Штрихи к портрету Валерия Шувалова», и слёзы наворачивались на глаза. Я несколько раз видела их вместе, Галю и Валерия, счастливых, открыто радующихся жизни, видела на вечерах, посвящённых подведению итогов конкурсов литературного портала и МГО СПР. Во время наших встреч я слушала рассказы Гали о друге и читала её произведения об их совместных поездках за границу. В своих мемуарах Галя характеризует Валерия Шувалова как умного, светлого, доброго человека и преданного друга. К этому я бы добавила, что он был человеком, обладающим изящным умом и тонким юмором.
 
Каждая строчка другого стихотворения Гали - «Памяти Валерия Шувалова» пронизана болью и печалью:
- Отчего-то так грустно, тоскливо…
  Вот уж год без тебя пролетел…
  Мысль в стихах – это та же реальность.
  Энергетикой мощной полна…
По поводу этого стихотворения я написала в своём отзыве:
- Как быстро летит время! Прошёл уже год, как ушёл Валерий Шувалов, учёный и поэт, но для тебя - твой большой и любимый друг. Эта потеря невосполнима. Очень правильно, что ты выразила свою скорбь в искренних, наполненных горечью потери строках. Это хоть в какой-то мере помогло облегчить душу, а твои стихи станут памятником этому большому Человеку.
Пусть в Новом году поутихнет твоя боль. Ты нужна своим внукам и друзьям.
Галя поблагодарила меня и отметила, что поддержка друзей очень важна для неё.

Между тем жизнь продолжалась, и Галя заменила своим внукам мать. Вот уже и Маришка пошла в первый класс. Этому событию посвящено стихотворение «С внучкой в первый класс». Это нежные воспоминания автора о событиях сорокалетней давности и о первых школьных днях любимой первоклассницы. «Годы пронеслись, как одно мгновение, и теперь ты, Галочка, занимаешься уже с другой первоклассницей, и у тебя те же переживания: неровные буквы, квадратики, кружочки. Но и у неё станет твёрдой рука, и она будет радовать тебя, а ты гордиться ею. Как поётся в песне:
- Вновь мы с ними пройдем
  Детство, юность, вокзалы, причалы.
  Будут внуки потом,
  Все опять повторится сначала».

Стихотворение Гали «Что толку» я считаю её программным произведением:
- Что толку плакать, слёзы лить,
  коль не вернуть назад былое…
  На нас свалилось столько бед –
  печаль уж стала каждодневной.
  А мы – по кофе! И опять –
  вперёд и с песней! Как в атаку…
В этих строках Галя явила собой пример мужества и стойкости для тысяч матерей и жён. Несмотря на физическое и душевное страдание, которое до основания, подобно цунами, потрясло её, она продолжает идти по жизни с высоко поднятой головой и с честью выполняет свой долг перед близкими. Она верит в дружбу и остаётся верной идеалам добра и справедливости. Господь дал ей испытание, которое выпадает на долю далеко не каждому на Земле, и она его с честью выдержала.

Через месяц после начала «спецоперации» России в Украине я спросила Галю, как она живёт в это психологически трудное время и достаточно ли у неё денег и продуктов. В ответном письме Галя впервые пожаловалась на своё здоровье:
- На фоне всех переживаний у меня скачкообразно поднимается давление. Не могу с этим справиться. Начинаю что-то делать, и тут же резко становится хуже. Останавливаюсь. Принимаю таблетки, пытаюсь успокоиться. У меня умер брат. В таком состоянии я не смогла даже поехать на похороны.
Сегодня отправила детей в школу, сейчас надо приготовить обед, потом съездить за Маришкой в школу, сделать с детьми уроки, погулять, ужин сообразить, уложить спать, сделать всё то, что велено учителями… И такая канитель каждый день. Если самочувствие нормальное, то ничего, справляюсь. А когда его нет, самочувствия этого, то и на кнопку компа нажать не в состоянии… А когда у детей начинаются болезни, то вообще — туши свет. Мы из этих детских болезней два месяца выйти не могли. Прописали нам дачу. Ездим, когда возможно.
Спасибо тебе за предложение помощи.. У нас есть и продукты, и на что их купить можно, и друзья. Было бы ещё здоровье и силы… Но в это жуткое время психологически очень тяжело.

Я также узнала, что Федя продолжает жить в семье Гали. Как она отзывается о нём, Федя - порядочный человек, очень привязан к детям, всей душой предан им и памяти своей жены. Хорошо ладит с тёщей. Много работает и, конечно, устаёт, но немедленно выполняет любое Маришкино желание. В обязательном порядке делает всё необходимое по дому. Недавно с детьми посетил зоопарк, все вместе они ездили в Тулу. Федя с удовольствием возит семью на машине по интересным местам, в магазины, в развлекательные центры и на дачу. Помогает Гале по мере возможности.

В конце марта этого года Галя сообщила, что 9-го апреля в выставочном зале Реутова состоится презентация работ Жени как художника и писателя, и поэтому все они сейчас к ней готовятся. Галя очень хотела, чтобы всё прошло успешно. Открывшаяся выставка картин и в самом деле вызвала неподдельный интерес зрителей, что было приятно и Гале, и её близким.

Выставка называлась «Лучик света». Это название было дано ей по мотивам Жениной фотографии. На ней представлен осенний лес с уже облетевшими с деревьев листьями. По лесной тропинке, удаляясь от зрителей, идёт Марик.
Женя сумела запечатлеть проникший сквозь густую листву чудесный луч света. 
Галя вспомнила, как однажды Женя вела в школе урок по мировой художественной литературе. За окном было пасмурно и дождливо. Она вдохновенно рассказывала об одном из величайших произведений искусства. Кто-то из детей усомнился в его художественной ценности. Тогда Жена сказала: «Посмотри внимательно, эта картина излучает свет!» Ребёнок не успел ничего ответить, как в окно ворвалось солнце, осветив репродукцию. Класс охнул.
В другой раз, когда Женя рассказывала об иконописи, показывая иллюстрации через диапроектор, и один из учеников позволил себе пренебрежительно отнестись к увиденному на экране, то через мгновение после его слов стекло диапроектора с треском раскололось. По спроецированному изображению пошли трещины.

Подруга прислала мне фотографии картин Женечки из экспозиции выставочного зала и поделилась своими впечатлениями о выставке:
- На презентации работ Жени народу собралось больше, чем думалось. Были и дети. Они рисовали. В конце мероприятия их работы были представлены гостям. Моя младшая дочь Ольга всё организовала, я была ведущей. Говорила много, читала произведения Жени. Люди выступали, плакали. Потом попили чай. Все прошло очень душевно. Я тронута вниманием, тёплым, сердечным отношением.

В экспозиции выставки - портреты, акварели и рисунки Жени в стиле Эбру, фотографии кукол, которые она шила. Выставка этих кукол состоялась в библиотеке А.С.Серафимовича в 2012 году. Женя серьёзно занималась искусством Эбру. Она делала закладки, сумки, платки, наволочки для подушек, футболки и всё это дарила друзьям и знакомым, учила этому искусству и своих, и чужих детей, которые занимались у неё. На выставочных стеллажах были представлены книги Жени: «Кусочек времени» (2013), «Одуванчики» (2016), «Красная панда» (2014). Все присутствовавшие на выставке сошлись во мнении, что Женя умела дарить людям свет и позитив.

Мы продолжаем общаться с Галей, щедро делясь в своих письмах и отзывах на наши произведения душевным теплом и любовью, желая друг другу здоровья и творческих успехов, всего самого светлого и позитивного.
Каждый раз мне очень приятно прочитать:
- Улыбаюсь; желаю всего лучшего; с горячим обниманием; всегда рада получить твоё письмо; всегда жду встречи.
Эх, как действительно хочется встретиться!

Так держать, дорогая подруга!


.