3 Батальная живопись Франции в годы Крымской войны

Горбунов Юрий Иванович
Юрий Горбунов


Крымская война (1854—55 гг.) в зеркалах Версаля или французская живопись  в середине XIX века


3. Советники Наполеона. Политика и искусство 



Своей клике советников император поручил разрабатывать новую концепцию развития французской культуры. Академикам справиться с этой задачей было не под силу. Изящное искусство постепенно разделялось на "чистое искусство" для аристократии, финансовой олигархии, промышленников и торгашей, и на массовое – для низшего слоя среднего класса. "Чистое" означает прежде всего "очищение" искусства от политики и наполнение его ложными идеалами, уводящими человека от насущных проблем бытия. Был придуман буржуазной творческой интеллигенцией и лозунг "искусство для искусства", чтобы художник мог спрятаться в красивой башне из слоновой кости и не видеть жгучих, болезненных социальных и политических проблем в окружающих его жизни. 

Советники представляли собой своеобразный генеральный штаб, разрабатывавший краткосрочные и долгосрочные планы развития французской культуры. С одной стороны, надо было насаждать в искусстве ложь и пеленать реальную жизнь в иллюзии галантного классицизма. С другой – надо было воодушевить  живописцев на создание новых забав для своенравной массы нуворишей. Общая тенденция в  соотношениях между политикой и искусством – развитие безыдейного, символического и абстрактного искусства, помогающего денежным воротилам сохранять свою власть и свои денежные мешки, и держать массы в повиновении. 

Эпоха Наполеона III – это сложное время сосуществования двух властей: монархическо-феодальной реакции, вернувшейся после падения Наполеона Бонапарта во времена Бурбонов в 1815-1830 гг. во власть и захватившей рычаги правления в свои руки, и буржуазии, разбогатевшей при "короле банкиров" Луи Филиппе. Последняя своей энергией и деньгами вела Францию к расцвету промышленности и торговли. 

Это было время единства и борьбы противоположностей в искусстве – академизма и классицизма с буржуазным романтизмом и реализмом. В 1860-е годы успехом у меценатов стало пользоваться новое направление в искусстве – помпеизм, или как его называют в наши дни "классический реализм". Помпеизм ещё называли неогреческим искусством. Он успешно использовался Академией для борьбы с подлинным реализмом Г. Курбе и Жана Милле (1814-1875).


Всемирная выставка искусства 1855 года


Итак, перед тем как развязать войну с Россией Наполеон III был занят поисками невесты, вёл переговоры с бывшими любовницами, откупаясь от них высокими процентами. Потом начал войну и не одну. Весной 1855 г. он загорелся идеей поехать на театр боевых действий в Крым. Он считал себя крупным знатоком военного дела. Вернуться в Париж он надеялся на белом коне в лавровом венке победителя. 
Его отговаривали от этой поездки, боясь, что своей бездарностью и дилетантством он внесет дезорганизацию в управление войсками четырех стран на крымском театре военных действий. Отправили в Крым его двоюродного брата принца Наполеона по прозвищу Плон-Плон, обжору и любителя горячительных напитков. Тот побывал в одном сражении – на реке Альме, и настолько был напуган увиденным, что немедленно отплыл в Париж. От греха подальше. Зачем ехать на войну, если у тебя есть все, что душеньке угодно!?

Вместо поездки в Крым клика уговорила Наполеона отправиться в Англию. Королева Виктория прислала приглашение. Он согласился. В апреле, выпятив свою цыплячью грудь при росте 166 см. ("метр с кепкой", как называют таких мужичков в народе), он с важным видом расхаживал по коврам Винздорского дворца вместе с молодой женой Евгенией в компании с королевой Викторией и принцем Альбертом. Императору и императрице была оказана огромная честь. Честь оказывалась авантюристу или тайному агенту, который уже не раз сбегал из Франции в Англию и находил убежище после очередных неудачных попыток госпереворота (в 1836 и 1840 гг.). 

Казалось бы, зачем английской королеве нужна была эта встреча с прожженным кутилой, мелким шулером и шутом, подноготную которого она знала намного лучше императрицы Евгении? Она не могла не знать и о том, что спецслужбы Великобритании давно разрабатывали планы использования этого отпрыска Наполеона в своих целях.
Мне удалось найти косвенные данные на этот счет в книге воспоминаний Дизраэли (1804-1881), англичанина еврейской национальности. Он был вхож во многие аристократические семьи, был много лет членом парламента и дважды назначался королевой Викторией премьер-министром Великобритании (в 1868 и 1874-80 гг.). 

Дизраэли рассказывает о встречах с принцем Луи Наполеоном еще в 1830-е годы – задолго до вхождения последнего во власть. Принца принимали в высшем свете. Встречалась с ним и королева Виктория. Он состоял в теплых отношениях с членами английской и французской семей Ротшильдов. Дизраэли называл принца "романтиком". Интерес определенных кругов к персоне "романтика" в Англии был большой.

Частью этих планов, вероятно, было и возвращение останков Наполеона с острова Святой Елены в Париж в 1840 г. и создание культа его личности. Другого героя во Франции так и не нашлось до настоящего времени. Зато имя Наполеона оказалось у всех на слуху. И, возможно, поэтому государственный переворот Луи с участием целой команды помощников и благодаря выделению немалых сумм денег на эту акцию, собранных из разных источников, в 1848 г. удался на славу.

Недельный визит Наполеона III и императрицы Евгении в Лондон стал первым шоу 1855 г., вторым – ответный визит королевы Виктории и принца Альберта в Париж на Первую Всемирную торгово-промышленную и художественную выставку в мае того же года. Крымская война ещё продолжалась. 

Первая в истории Европы Всемирная выставка промышленности и искусства торжественно открылась в Париже в середине мая 1855 г. (Первая всемирная промышленная выставка, как известно, состоялась в Лондоне в 1851 г.). В Париже впервые проходили две выставки: и промышленная, и изящного искусства. К ним тщательно готовились. Выстроили три павильона: Дворец промышленности, Дворец машин почти в полтора километра длинной и Дворец изящного искусства. По традиции торжественные мероприятия включали танцевальные вечера, светские раунды, пышные обеды в духе галантного (XVIII-го) века. Огни фейерверков вечерами освещали Париж.  

В выставке изящного искусства приняли участие художники из 28 стран. Это был международный праздник искусств. За несколько месяцев Дворец искусств посетило около миллиона человек. 

Пресса захлебывалась от восторга: никогда еще не было такой возможности сравнить национальные искусства ведущих стран Европы. Журналисты признали неоспоримый факт: Франция шла впереди планеты всей. Париж был заслуженно объявлен столицей европейского искусства. 

В газетах и журналах развернулись баталии по разным вопросам – политическим, социальным, литературным, культурологическим. Консерваторы, монархисты защищали академическое искусство – неоклассицизм. Романтиков и романтические направления поддерживали разбогатевшие колбасники и торгаши. Группа представителей правительства во главе с принцем Наполеоном, призывала различные художественные школы к примирению, к сосуществованию всех направлений в искусстве, исходя из принципов теории эклектизма, как это было и при Бурбонах. 

Во Дворце изящных искусств индивидуальные выставки позволили сделать трем выдающимися художникам – Е. Делакруа, Ж. Энгру и О. Верне. В первый день выставку посетил Император. Он долго ходил по залам выставки. Увидев Делакруа, выставившего 35 картин, в том числе символическую "Свободу на баррикадах" (1831), Луи Наполеон подошел к нему и поздоровался с ним за руку, выразив ему таким образом особое почтение. 

Реалист Г. Курбе предложил выставить свои картины в Салоне. Однако жюри приняло только 14. В знак протеста молодой художник воздвиг на деньги своего близкого друга шатер неподалеку от Дворца искусств возле Миланского оперного театра и открыл свою собственную "Выставку реализма". В ней он собрал сорок своих произведений. Часть новой гвардии поддержала его протест, старая громко возмущалась.

Орас Верне, один из крупнейших французских баталистов, выставил в Салоне на всеобщее обозрение своё первое произведение о "победоносной" войне Наполеона III в Крыму. Именно в этом ключе официозная пресса описывала ту политическую кампанию, прославляла императора, радуя буржуазию: у Франции "великие" победы не только на севере Африки, но даже на юге России!! 

В 1857 г. шквал критики по приказу правящей клики обрушивается на реалистическую литературу и реалистическое искусство. Клика создает писательские объединения и подачками пытается переманить литераторов и прессу на свою сторону, заставить их воспевать трон и алтарь. В условиях разгула лицемерия, грубости буржуазных нравов, морального разложения правящих классов началась война с реализмом и реалистами. 

Весной клика обрушила свою ненависть на Гюстава Флобера (1821-1867), на его роман "Мадам Бовари". Он работал над ним пять лет. Он показал, что в современном французском обществе царят моральное разложение и разнузданность нравов. После публикации романа писатель-реалист был привлечен к судебной ответственности за "оскорбление общественной морали, религии и добрых нравов". 

Летом 1857 г. начался суд по поводу поругания известным поэтом Шарлем Бодлером (1821-1867) норм общественной морали после публикации им сборника стихов "Цветы зла". Поэта приговорили к выплате штрафа в 300 франков и распорядились удалить из сборника шесть самых "одиозных", по мнению судей, стихотворений. Он умудрился назвать Париж "помойной ямой". Несмотря на это "добрая" императрица Евгения просила суд снизить штраф до 50 франков. И только 90 лет спустя – в 1946 г. – французские коммунисты добились реабилитации поэта специальным законом Учредительного собрания. И вскоре впервые сборник "Цветы зла" вышел в свет без купюр.

Писателя Виктора Гюго, реалиста номер один, отправили в изгнание намного раньше. Он первым ввел в европейскую литературу образ босяка, нищего, оборванца. Курбе первым ввел в европейское искусство образ дробильщика камня, Милле – образы  бедняков крестьян. Все они вместе с Гюго ратовали за уничтожение замкнутости рамок искусства, за приближение искусства и литературы к жизни, за реализм.
Как видим, политическая борьба перекинулась в искусство и литературу. И роль политики в художественной жизни буржуазного общества стала расти ускоренными темпами.  Искусство тогда играло такую же важную роль, как кино и телевидение в наши дни.


Глава 3. ЗЕРКАЛА  И  БАТАЛИСТЫ ВЕРСАЛЯ
——————————————————————————————————————


Зеркала Версаля

У читателя может сложиться впечатление, что только при Наполеоне III начали заниматься увековечением побед французского оружия в войнах, развязываемых французскими банкирами и правителями на всех континентах. На самом деле пропаганда патриотизма, единства легитимистов, бонапартистов, всей нации, шовинизма в искусстве велась королями, императорами и президентами постоянно и до него.  

Историческая картинная галерея создавалась в Версале, знаменитом дворце, окруженным великолепным парком с фонтанами, по замыслу Луи Филиппа (1773-1850), "короля-гражданина", как он сам себя называл, "короля банкиров", как называла его оппозиция, "короля-грушу" как рисовали его, разжиревшего в старости до безобразия, карикатуристы. Девиз всех 18 лет его правления – "Обогащайтесь!". Вам кого-то в родной стихии не напоминает!

"Король банкиров" использовал искусство как средство пропаганды политических и экономических идеалов правящей аристократической верхушки и прославления своей династии. Пропаганда и агитация – надежное оружие любого, особенно такого реакционного режима, каким был режим Луи Филиппа и его предшественника Карла Х. Таким же стал и бонапартистский режим абсолютной власти Наполеона III. 

Придя к власти, Луи Филипп задумал создать Историческую картинную галерею в Версальском Музее истории Франции и в ней показать, как народ и его правители "совместными усилиями" творили и творят историю своего отечества, начиная с времен Меровингов и кончая современностью. Для музея были написаны по правительственным заказам десятки огромных картин на исторические темы и скульптуры известных исторических деятелей. Это был звездный час развития исторической и батальной живописи во французском искусстве.  

Есть в Версале Зал зеркал. Чтоб правитель и его челядь ходила мимо зеркал и любовалась собой. Во весь рост, видны все украшения и тонкости дорогих одежд.  Центральным считался Зал баталий. В нем на стенах были вывешены 33 громадных картины. На каждой запечатлено одно из победоносных сражений французских войск. На последней, написанной Орасом Верне, изображен герцог Орлеанский (Луи Филипп), возвращавшийся в Париж 31 июля 1830 г. в окружении парижан, встречавших его. В других залах размещались картины, посвященные другим темам: крестоносцам, революционным войнам 1792 г., наполеоновским войнам, колониальным войнам в Африке. 

Не трудно представить, сколько живописцев и скульпторов было задействовано, сколько заказов получил каждый из них, сколько средств затратило правительство на выплату гонораров, сколько новых баталистов получила Академия за столь короткий период времени. 

Ведал всеми работами по созданию галереи любимчик императора – живописец Орас Верне, один из крупнейших баталистов своего времени. Он успешно справился с поставленной задачей. 

В 1837 г. Луи Филипп торжественно открыл Историческую картинную галерею в Версале к радости легитимистов. Это был огромный вклад Франции в историю европейского искусства XIX века. Позднее в залах Версаля стали открывать панорамы, посвященные какой-то одной войне. На стенах одного зала вывешивались картины выигранных французскими кровавыми генералами-мясниками сражений в Марокко, другого – в Алжире.

Позднее, именно в Версале должен был открыться и зал, посвященный Крымской войне. Об этом мы расскажем ниже.
Чтобы не пересказывать в деталях процесс создания Крымской галереи и на перечислять одну за другой все картины, написанные для неё я расскажу вкратце о крупнейших французских баталистах. 


Баталисты Орас Верне, Адольф Ивон, Ипполит Белланже


Об Орасе Верне, любимчике Луи Филиппа и Наполеона III, стоит рассказать подробнее. Будущий крупный живописец и график родился в семье известных французских художников. По мнению власть предержащих он был одним из лучших баталистов своего времени. Его картины отличались "гладкой живописной манерой, тщательно выписанными деталями, скульптурной трактовкой форм". В 1835 г. Луи Филипп назначил его руководителем работ по созданию Версальской исторической галереи, а через два года она была готова.

Художнику поручались важные государственные заказы: плафон в зале египетских древностей в Лувре (1827), плафон в зале Государственного совета, цикл монументальных работ в Версале на сюжеты баталий при Иене и Фридланде (1836), Ваграме (1837) и др. Несколько раз бывал в Северной Африке и дважды в России (в 1836, 1842). 

В течение нескольких десятилетий Верне состоял в членах жюри, отбирающих картины для ежегодных выставок в Салоне. Он считался успешным художником наравне с Жан-Полем Жеромом (1824-1904), Полем Деларошем (1797-1856), Вильям-Адольфом Бугеро и другими, принадлежавшими к старой школе салонных живописцев.

Новая гвардия довольно критически оценивали деяния любимчика короля и императора. Вот, например, что писал о нем в своем обзоре "Салон 1855 г." известный поэт Шарль Бодлер: "Даже Орас Верне, отвратительный приверженец шикарной живописи, заслужил право быть свободным от сомнений. У этого человека счастливый, беспечный нрав, он живет в искусственном мирке, где и актеры и кулисы сделаны из одинакового картона; однако в своем царстве парадов и развлечений он – полновластный хозяин... Г-н Орас Верне – солдафон за мольбертом. Я ненавижу искусство, создаваемое под барабанный бой, холсты, намалеванные галопом, живопись, которая точно выстреливается из пистолета, – я вообще ненавижу армию, военщину и все то, что с бряцанием оружия вторгается в мирную жизнь. Огромная популярность этого художника, которая, впрочем, продлится не дольше, чем продолжается война, и спадет по мере того, как у народов появятся иные радости, – эта лава, этот vox populi, vox Dei (глас народа, глас Бога) глубоко удручает меня. Я ненавижу этого человека, потому что его картины не имеют касательства к живописи; это бесконечное и бойкое рукоблудие лишь раздражает эпидерму французской нации..."

Поэт не ошибся. Официальные круги Франции сделали все возможное, чтобы сохранить популярность О. Верне и других подобных ему баталистов в течение еще нескольких десятилетий. Однако в конце столетия об этих художниках во Франции забыли напрочь. 

Не лучшим образом оценивал его творчество выдающейся русский критик и искусствовед Стасов В. В. (1824-1906) в своем труде "Искусство девятнадцатого века", В главе 26 он писал: "... Орас Верне, полный лжепатриотизма, фанфаронства и хвастливости, изображающий французского солдата верхом совершенства и добродетели, а войну – какой-то милой, галантерейной, изящной забавой, этот Орас Верне со своими казарменно-разухабистыми картинами, прозаик и сухарь..."

***

Стоит несколько слов сказать и о живописце Адольфе Ивоне (1817-1893) – одном из крупнейших баталистов того времени. Побывал несколько раз в России. В 1840-е годы присылал из Санкт-Петербурга в Париж карандашные рисунки, интересовавшие французскую публику. В 1845 г. император Николай I заказал ему огромную картину "Куликовская битва". Он написал ее. Она украшала одну из стен Большого Кремлевского дворца в Москве. 

Когда разгорелась крымская война, правительство отправило А. Ивона в командировку на место военных действий. Ему было поручено увековечить на полотне главные эпизоды этой войны. В 1857-59 годы он написал три огромных полотна, изображавших три эпизода сражения за Малахов курган (находятся в Версальской исторической галерее). На них он изобразил три эпизода сражения союзников – за Севастополь. И хотя эта громада - два европейских войска и одно турецкое – не могла взять Севастополь в течение года вплоть до сентября 1855 г., художник прославлял героизм оккупантов.

Если в годы правления короля Луи Филиппа художники писали огромные полотна о победах французской колониальной армии в Северной Африке; а Орас Верне выставлял в Салоне громадные полотна "Штурм Константы", "Битва при Смале"; в 1855-61 гг. первое месте по значимости во французской батальной живописи занимали сюжеты на темы наполеоновских войн начала века и крымской войны. 

***

Ипполит Белланже (1800-66) пишет громадные полотна "Альма", "Взятие Малахова кургана". Адольф Ивон выставляет огромное полотно "Ней при отступлении из России" (1855), Александр Протэ (1826-1890) – "Ночь Ветерлоо". Жан-Луи-Эрнест Мейссонье (1815-1891) своими тремя величественными полотнами – "1805", "1807", "1814" – дал историко-психологический синтез всей наполеоновской эпохе, считают советские историки искусства. 

Стоит вспомнить также и о том, что не только О. Верне, но и Мейссонье получал самые высокие гонорары за свои картины. За три упомянутые выше картины последний получил соответственно 300, 400 и 850 тысяч франков. Невиданные по тем временам гонорары. Только за эти три картины он получил больше, чем все остальные живописцы, писавшие крымские сражения, вместе взятые!