Гимн стиху

Михаил Шаргородский
На свете есть такое множество стихов, что ни один человеческий ум не способен охватить их, тем более осмыслить. Поэтому человек, как правило, выбирает наиболее созвучные ему, и выделяет их из общей массы поэзии.
С ранней юности мне очень нравились стихи Расула Гамзатова. Их свободолюбивый дух, мужество и благородство. Я пытался некоторые из них заучивать наизусть. Наибольшее впечатление на меня производила заложенная в них мудрость. Каждая фраза этих стихотворений звучит как мудрый совет, или призыв, адресованные тебе лично.
В этой миниатюре мне хочется попытаться осмыслить его стихотворение «Берегите друзей» В первом четверостишии поэт призывает не спешить с отрицательными оценками поступков своих друзей

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный,
Изливать покуда не спеши.

На самом деле, сколько раз в жизни у каждого из нас были случаи, когда, вспылив за какую-либо мелочь, мы можем обидеть друга настолько, что не всегда помириться удается
Во втором четверостишии поэт пытается найти смягчающие обстоятельства для провинившегося. Более того, если тот, кто провинился, затем повинился, то его проступок вообще за грех поминать не следует. Вообще поэт говорит обо всем этом на такой мягкой ноте, что ты буквально ощущаешь его желание помочь тебе сохранить друга. Вот как это звучит у автора

Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай.
Провинился друг и повинился —
Ты ему греха не поминай.

Следующий куплет носит чисто характер размышления. Нам напоминают, что друзей гораздо легче потерять, чем найти. А это диктует бережное отношение к каждому из них. Сама тональность повествования носит характер мыслей вслух, излагаемых уже пожившим человеком, своим более юным слушате6лям. Мне кажется, что все эти мудрые мысли излагаются так, как будто они адресованы не тебе, а самому себе.

Люди, мы стареем и ветшаем,
И с теченьем наших лет и дней
Легче мы своих друзей теряем,
Обретаем их куда трудней.

Следующее четверостишие мне кажется осевым в данном стихе. Рассматривать его, конечно надо расширительно. Поэт явно старается защитить тех, кто нанес тебе ощутимый ущерб. И в этом случае поэт призывает к гуманной оценке случившегося. То есть он призывает изучить ситуацию, повлекшую за собой какую-то беду. Речь идет о том, чтобы хорошо разобраться в ситуации, вызвавшей   беду. Может именно она и является основной причиной, которая привела к происшествию.

Если верный конь, поранив ногу,
Вдруг споткнулся, а потом опять,
Не вини его — вини дорогу
И коня не торопись менять

Не знаю, как у других читателей, но меня фраза «Не вини коня, а вини дорогу», неоднократно вызывала стремление глубже разобраться в ситуации, и зачастую наказывать не непосредственного виновника, а лицо виновное в возникновении этой ситуации. Должен сказать, что подобного рода подход, может многих побудить принимать более взвешенные решения, понимая, что и он, и даже в первую очередь, понесет соответствующее взыскание.
Следующий куплет, как будто носит философский характер, но ты не можешь отделаться от впечатления, что призыв адресован непосредственно тебе

Люди, я прошу вас, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много:
Опасайтесь потерять друзей

Дальше вновь автор излагает свои самые глубокие размышления о дружбе. Расул горец, где дружба одно из самых главных понятий, определяющих весь образ жизни. Понимая важность этого понятия для жизни людей в целом, а для его народа в особенности, он всячески старается высказать такие мысли и суждения, причем в такой форме, которые помогают не только формированию, но и сохранению дружбы

Я иных придерживался правил,
В слабости усматривая зло.
Скольких в жизни я друзей оставил,
Сколько от меня друзей ушло.

Продолжая эту же тему, поэт горестно сожалеет о друзьях, потерянных в
этой жизни. Он глубоко убежден, что будь они все рядом, жизнь могла бы сложиться по-иному
В мотиве стиха явно просматривается нота сожаления о людях, с которыми не сложилась единая дорога. Поэт уверен, что вместе с ними он бы мог достигнуть большего. (Хотя куда уж больше). 
Дело в том, что, читая его стихотворение, ты ясно ощущаешь, что человек, уже наживший солидный опыт, хочет поделиться им с молодыми. Причем,  это не повествовательное изложение прожитого, а прямой призыв к правильному построению и сохранению дружбы

После было всякого немало.
И, бывало, на путях крутых
Как я каялся, как не хватало
Мне друзей потерянных моих!

Заканчивает поэт фактической констатацией итогов прожитой жизни. И если он видит минусы в своей жизни, и ощущает горькое сожаление о потерянных в дороге друзьях, то он фактически этот груз раскладывает пополам с теми друзьями. «Мною не прощенные однажды, либо не простившие меня»

И теперь я всех вас видеть жажду,
Некогда любившие меня,
Мною не прощенные однажды
Или не простившие меня

Мне в жизни мало доводилось читать произведений, содержавших в себе спрессованную мудрость. Будь моя воля, я бы заставил, чтобы подобные стихи изучали и обсуждали в школах Я глубоко убежден, что вопросы, о которых пишет Расул Гамзатов, в жизни надо знать никак не хуже, чем арифметику.
Честно говоря, желание как-то откликнуться на творчество этого поэта, у меня было лет 40 тому назад.
Но тогдашний образ жизни не выделял мне необходимое для этого время.
Расул Гамзатов великий поэт и личность. Каждый народ мог бы гордиться, родив такого сына. Родина очень высоко оценила его талант и труд. Такого количества наград, званий, и почестей самого высшего уровня не удостаивался  больше никто.
Низко склоняя  голову перед памятью этого Великого человека, мне очень хотелось бы обратиться ко всем потенциальным читателям:
«Люди» Читайте Расула Гамзатова! Ваш внутренний мир станет богаче, а образ жизни сформируется так, «Чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы»   


Ниже приводится все стихотворение, без купюр

РАСУЛ ГАМЗАТОВ               

Берегите друзей

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный,
Изливать покуда не спеши.

Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай.
Провинился друг и повинился —
Ты ему греха не поминай.

Люди, мы стареем и ветшаем,
И с теченьем наших лет и дней
Легче мы своих друзей теряем,
Обретаем их куда трудней.

Если верный конь, поранив ногу,
Вдруг споткнулся, а потом опять,
Не вини его — вини дорогу
И коня не торопись менять.

Люди, я прошу вас, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много:
Опасайтесь потерять друзей.

Я иных придерживался правил,
В слабости усматривая зло.
Скольких в жизни я друзей оставил,
Сколько от меня друзей ушло.

После было всякого немало.
И, бывало, на путях крутых
Как я каялся, как не хватало
Мне друзей потерянных моих!

И теперь я всех вас видеть жажду,
Некогда любившие меня,
Мною не прощенные однажды
Или не простившие меня

P.S. Отец Расула Гамзатова тоже был  поэтом.  Наверняка на сына оказали влияние такие строки отца: 
«Быть другом всех-не велика заслуга
 Но если чести верный ты слуга
 то недруга не сделаешь из друга,
 и не обнимешь дружески врага»