Пламя в ночи. Часть 3

Олег Каминский
     Предыдущая страница http://proza.ru/2022/06/14/510

     Наряду с прикрытием коммуникаций и объектов фронтового тыла соединения Войск ПВО страны привлекались к выполнению других важных задач в интересах обеспечения наступления сухопутных войск. Так, в феврале 1944 года части Киевского корпусного района ПВО принимали участие в блокаде с воздуха окруженной Корсунь-Шевченковской группировки гитлеровцев, а также в боях по ее уничтожению.

     Например, в полосе за 1-м и 2-м Украинскими фронтами прикрытие тыловых  объектов осуществлял 9-й Воронежский авиакорпус ПВО, который насчитывал в этот  период 153 боеготовых самолета и 126 полностью боеготовых экипажа. Для участия в  Корсунь-Шевченковской операции было отобрано 104 пилота и самолета из пяти  лучших полков корпуса. Но большинство из них базировалось далеко от места боев. Поэтому из 104-х экипажей к участию в операции было привлечено 86, а  вследствие  плохих метеорологических условий в боях приняли участие в свою очередь лишь 46 истребителей из состава 148-го и 146-го гвардейских авиаполков особого  назначения, 907-го авиаполка особого назначения и 586-го авиаполка 9-го авиакорпуса ПВО. Остальные самолеты (в том числе 29 «Аэрокобр» 39-го гвардейского авиаполка), сведенные в отдельные эскадрильи, отбивали налёты немцев на днепровские переправы в районе Киева.

     К сожалению, полной информации о ночных налетах немецкой авиации и противодействии советской ПВО в феврале 1944 года пока нет. Можно воспользоваться лишь отрывочными сведениями из различных источников.
 
     Например, в ночь с 31 января на 1 февраля на станцию Сарны немецкой авиацией был произведен ночной налет, который получил у немецкого командования оценку «хорошо». Жаль, но подробности этого удара отсутствуют.

     А ночью 4 февраля с 00.00 по 05.30 вражеская авиация небольшими группами по 2 – 3 самолета бомбардировала мост через озеро Сиваш в Крыму. Мост не пострадал. 

     В районе Керчи ночью 6 февраля советские зенитчики подбили Хe-111 из 2./KG.4, пилот самолета унтер-офицер Генрих Кайльманн был ранен.

     «Сталинские соколы» тоже добивались успеха в ночных боях. Так, в ночь с 7 на 8 февраля в 23.20 лётчик 960-го истребительного авиационного полка ПВО старший лейтенант Н. К. Желтов, пилотируя Як-7б, сбил в районе станции Крынка (район Смоленск-Рудня) немецкий Ю-88. По наблюдению постов ВНОС, два вражеских летчика выпрыгнули с парашютами, а самолет упал в 3 км за линией фронта.

     Удачной для летчиков 146-го гвардейского истребительного авиационного полка ПВО оказалась ночь 9 февраля, когда в районе Корсунь-Шевченковского им удалось сбить сразу 5 транспортных самолетов Ю-52. Два таких самолета сбил капитан Б. Я. Терновой, по одному уничтожили И. Д. Матюшин и Я. Д. Третьяченко, а один сбили совместными усилиями П. Петров и Ю. А. Чеховской.   

     Ночью 18 февраля не вернулся из ночного полета кавалер Рыцарского креста командир 14(Eis.)/KG.55 обер-лейтенант Маттиас Бернмадингер. Есть предположение, что его Хе-111 столкнулся с землей во время ночного полета на низкой высоте восточнее Старой Руссы в Псковской области. Советские же источники утверждают, что самолет аса Люфтваффе был сбит огнем ПВО.   

     А ночью 22 февраля из налета на станцию Новоград-Волынский в Житомирской области не вернулся Хе-111 майора Эриха Лоренца из 14(Eis.)/KG.27.
     Станция Сарны Ковельской железной дороги той же ночью также подверглась налету немецкой авиации, при этом среди многих жертв были и четыре железнодорожника станции.

     Ночью 23 февраля большой ущерб был нанесен станции Кингисепп в Ленинградской области — около 22.00 всего два немецких самолета разбомбили там эшелоны со снарядами.
     Этой же ночью был совершен налет на станцию Коростень-Подольский. Отражали налет подразделения 47-го полка ПВО железнодорожных эшелонов.   

     При налете на железнодорожную станцию Новоалексеевка возле Геническа ночью 25 февраля метким огнем советских зенитчиков был сбит Хе-111 обер-лейтенанта Рудольфа Метцига из Stab I./KG.4. Экипаж самолета пропал без вести. Между прочим, пилота посмертно наградили Рыцарским крестом.

     27 февраля произошел ночной налет на Кировоград. По информации советских источников, части Одесского корпусного района ПВО не допустили вражеские самолеты к обороняемым объектам.

     Ночью 28 февраля шесть Хе-111 из I./KG.4 произвели налет на переправу через Керченский пролив в районе села Опасное. Налет отражали подразделения 38-го зенитно-пулеметного полка, которые, по советским данным, вынудили немецких летчиков сбросить бомбы в стороне от обороняемого объекта.
     Этой же ночью немцы совершили первый массированный налет на город Ровно. В результате первой же бомбежки в городе погибло много людей, в том числе майор Н. М. Фортуна и еще 12 чекистов из Ровенского областного управления.

     В целом, по оценке советского командования, в феврале 1944 года активность немецкой авиации заметно снизилась. Например, на Правобережной Украине, по данным ПВО, были зафиксированы всего 145 пролетов вражеских самолетов. Летчики 10-го истребительного авиационного корпуса ПВО 19 раз поднимались на перехват, при этом произошел один воздушный бой, который закончился победой. Произошел этот бой днем или ночью – неизвестно.   

     Продолжение следует…