Светлые, необходимые и плохие воспоминания

Гадаев Алексей Вениаминович
  Воспомиания - это процесс извлечения из памяти содержащейся информации. Механизм достаточно сложный, если учитывать сильную связь между мнемическими действиями и непременным возникновением определенных эмоциональных переживаний. Воспоминание – это представление, которое отображает приблизительно точно определенное жизненное событие.
 Воспоминание - это не все прошлое. Это в первую очередь его чувственная часть: образы, чувства и впечатления. Разумную часть прошлого опыта, мысли и оценки происшедшего к воспоминаниям обычно не относят. Воспоминания в человеческой жизни. Воспоминания бывают сладкими и горькими, яркими и бледнеющими. Светлые воспоминания согревают и поддерживают, темные и тяжелые - гнетут. .. 
   
Иногда использование отрицания имеет решающее значение и оно оказывает самое эффективное влияние на желаемый результат.
  ===
М.Эриксон, Э. Росси. Психотерапия
Пример трансформации агрессии
Не думайте о ребенке
Эта история касается проблемы, которая длилась недолго, но носила очень острый характер и проявлялась в настойчивых и навязчивых требованиях и запугивании.
   Пациенты – молодая пара, обоим чуть больше двадцати. Оба учились в колледже и почти год уже имели сексуальные отношения. И тут они обнаружили, что девушка на втором месяце беременности. Родители обоих были вне себя, никак не могли смириться  с этим и настойчиво увещевали, что лучше бы избавиться от беременности, иначе учёба в колледже пойдёт насмарку (учиться обоим оставалось всего год). Один друг предложил им обратиться к Эриксону, чтобы тот успокоил их перед тем, как идти на риск с нелегальным абортом.
Целых два часа отчаянных попыток никак не повлияли на их настойчивое, истерическое и крайне навязчивое постоянное требование.
   Наконец, Эриксон решил извлечь выгоду из этого навязчивого положения, обусловленного страхом, которое  молодые люди постоянно демонстрировали, и использовать именно это поведение. Как известно, невозможно рассчитывать время, держа секундомер, а также ровно минуту не думать о слоне.
   Поэтому Эриксон многозначительно потребовал: «Хорошо, хорошо, а сейчас успокойтесь, если вы хотите получить помощь о разрешении в этой ситуации. Вы сказали мне, что хотите сделать аборт. Вы сказали мне, что нет другого выбора. Вы сказали мне, что несмотря ни на что, вы будете предпринимать действия в отношении аборта. Вы заявляете об этом настойчиво и решительно, что вас ничто не остановит. Теперь позвольте мне предупредить вас об одной вещи, которая может вас остановить, которая, несомненно, остановит вас. против которой вы абсолютно ничего не сможете сделать, если вас не предупредить заранее. Теперь тихо! Слушайте внимательно, поскольку вам необходимо это знать, если вы действительно хотите аборта, если вы действительно намереваетесь сделать аборт. Теперь слушайте спокойно и внимательно. Вы слушаете?»
Оба молча, выжидающе кивнули. Эриксон продолжил: «Знаете ли вы одну важную вещь, очень важную вещь? Вот эта крайне важная информация: вы не знаете, мальчик или девочка этот ребенок. Вы не видите, вы не можете видеть той жизненно важной связи между этим вопросом и абортом, который, вы говорите, хотите сделать. Хотя этот вопрос помешает вам сделать аборт. Поскольку вы не знаете ответ. Ваши личности, ваши психологические натуры делают этот вопрос важным. Вы не знаете почему, но разве кто-то рассчитывает на это, что вы узнаете? Позвольте мне объяснить! Если сохраните этого ребенка, вы, не зная, мальчик это или девочка, стали бы думать над именем, которое подошло бы для обеих полов, например Пат, а это может быть либо Патрик, либо Патриция, или  Френсис для девочки и Френсис для мальчика.
Стало быть, вот то самое, чего вы должны избегать любой ценой. Ни при каких обстоятельствах, ни разу, после того как вы выйдете из этого кабинета, не задумывайтесь над возможным именем ребенка, именем, которое подошло бы для обеих полов. Если вы это будете делать, будете продолжать это делать, это будет психологически вынуждать вас остановить ребенка, не делать аборт. Каждый раз, когда вы задумаетесь над именем, эти размышления будут определённо удерживать вас от аборта. Вы будете вынуждены взять деньги, которые у вас есть, пойти к мировому судье и заключить брак. Вы хотите аборта, вы не сможете его сделать, если будете думать об имени, поэтому не думайте, просто не думайте, не думайте, не думайте об имени, ни о каком имени для ребёнка, после того как выйдете из этого кабинета, потому что, если вы будете думать, вы сохраните ребенка, поэтому не думайте, не думайте, не думайте ни о каком имени. Теперь, не произнося ни слова, ни одного слова, ни единого слова, особенно в отношении того, что касается имени ребенка. Немедленно покиньте этот кабинет». Вслед за этим Эриксон направил их рукой к выходу, дабы ускорить их отбытие.
Через несколько дней они вернулись, смущенно улыбаясь, и заявили: «После того как мы поженились, - потому что мы не могли не вспоминать десятки имен, и каждое имя делало для нас ребёнка всё более и более ценным, - мы поняли. Что все, что вы сделали, вразумило нас и не позволило нам наделать глупостей. Мы просто потеряли голову, и наши родители никак не помогли нам, поэтому мы и пришли к вам в кабинет, как последние глупцы».
(..)
Использование отрицания (они не должны были думать об имени для ребенка) в этом случае имеет решающее значение и оно оказалось самым эффективным способом желаемого результата.
+++
Любое отрицание чего-либо неизбежно приводит к его «теневому отражению», поскольку для того, чтобы отрицать, надо знать, что отрицать.
***
Автор: Н.И. Козлов
 Плохие эмоции - эмоции, оцениваемые негативно с прагматической, этической точки зрения или с точки зрения здоровья.
Накрученная обида, используемая в близких отношениях против близких людей в своих эгоистических целях - плохая эмоция. Злость, порождающая бытовые конфликты и драки там, где вопросы можно было решить по-хорошему - плохая эмоция. Сильный гнев для человека со слабым сердцем - плохая эмоция, поскольку велика опасность инфаркта.
При этом сама по себе обида, злость или гнев вне тех или иных ситуаций плохими эмоциями названы быть не могут.
Обида в близких отношениях бывает эффективна и при аккуратном использовании - вполне допустима. Громко смеяться в кругу друзей - весело. Сердиться на близких - не здорово, если часто, а когда-то - вполне естественно и бывает полезно с воспитательной точки зрения. Страх вреден только в больших дозах, в средних - помогает осторожности, в малых - развлекает...
Если под "плохими эмоциями" подразумевать, что какие-то эмоции "вообще, в принципе, всегда" недопустимы и не разрешены, то таких "плохих" эмоций - нет. Считать какие-то конкретные эмоции плохими "вообще", недопустимыми "вообще" - скорее вредно, и ругать себя (или детей) за обиду, злость, гнев или страх - неумно. Ругань - не самое эффективное средство влияния, с другой стороны, все бывает уместно в нужном месте и в нужное время.
С другой стороны, тезис "Нет эмоций хороших и плохих" иногда понимается как вседозволенность, разрешение любым людям на любые чувства в любой ситуации. Как любая крайность, такая позиция также неверна.
Нередко такую позицию усваивают люди после прохождения тренингов по гештальт-терапии: "Нет эмоций хороших и плохих, мы имеем право теперь на любые эмоции!" Думается, это неадекватное и некритичное усвоение того, что гештальт-терапевт хотел передать участникам. "Проживи, разреши себе эту эмоцию, и тебя отпустит!" - как временная мера для неподготовленных людей вполне разумна. Однако делать это правилом жизни так же странно, как приучать себя к костылям вместо того, чтобы вести здоровый и подвижный образ жизни. Если вы можете научиться управлять эмоциями, это перспективнее, чем все время заниматься дренажными процедурами, избавляясь от постоянно накатывающих на вас эмоций.
Нет эмоций плохих "вообще", но есть неграмотная тактика работы с неуместными эмоциями. Если эмоция неуместная, это не значит, что ее нужно именно запрещать. Способов работы с эмоциями - множество, и запрещение - не самое эффективное. Запрещение предполагает лобовое противодействие уже возникшей и сильно раскрученной эмоции, то есть отсутствие профилактической работы и неумелую тактику. Отвлечение, обсуждение, приучение к другими способам реагирования более эффективны, чем запрещение эмоций, однако это не пассивное принятие ситуации "что происходит, то пусть и будет", а активное управление неуместными эмоциями.
Попустительство в отношении своих неуместных эмоций – неудачное решение. Не запускайте ненужные эмоции, тем более их не раскручивайте – и их не нужно будет ни запрещать, ни подавлять. Тот, кто научился управлять своими эмоциями, с ними уже не борется.