Review. Юри Рюнтю и Пророк Мухаммед

Георгий Георгиевич Ларин
РЕЦЕНЗИЯ НА ПЬЕСУ ЮРИ РЮНТЮ  (АВСТРАЛИЯ)               
    «ПРОРОК МУХАММЕД И ХАДИДЖА»               
 (драма на исламскую тему)

Рецензент:  Георгий Ларин (Россия),
академик Академии педагогических и социальных наук

THE REVIEW OF URI RUNTU'S PLAY (AUSTRALIA)                «THE PROPHET MOHAMMED AND HADIDJA»               
(a drama on an Islamic theme)

The reviewer:  George Larin (Russia),
Academician of  the Academy of Pedagogical and Social Sciences


Боже, какая чудесная, нежная, трогательная  и удивительная история большой любви двух великих людей - великого Мужчины (пророка Мухаммеда) и великой Женщины (матери всех правоверных Хадиджы)!!!
Известный современный австралийский писатель  и драматург, крупнейший представитель русскоязычной литературы Дальнего Зарубежья XX-XXI в.в. академик Международной академии информатизации Юри Мэттью Рюнтю (род. в 1949 г.) создал, несомненно, замечательное - можно даже безо всякого преувеличения сказать!  -  уникальное, выдающееся драматургическое произведение на исламскую тему - драму «Пророк Мухаммед и Хадиджа»!!!
Обращаясь со своим  авторским «Словом к читателям» на портале «Проза.ру»  (международный сайт современной русскоязычной прозы), драматург раскрывает главную мировоззренческую идею своей пьесы следующим образом:
  <Мухаммед и Иисус Христос для нас - символы духовности и эталоны чести, морали и общечеловеческого достоинства в отношениях между людьми.
Их человеческие качества, особая чувствительность и восточный колорит душевности, помогли мне подняться до темы, которую я решил раскрыть для собратьев христиан.
Теплота друзей открыла путь, о котором я не догадывался.
Я взглянул на Коран - их глазами. И распахнул моё европейское сердце.
И тут я понял, что суть Святой Книги - КОРАНА - родилась из мусульманской семьи. Здесь -семейные разговоры о смысле жизни и мироздания. Источник всего - Муж и Жена, их святая и трепетная любовь:  Пророка Мухаммеда и Хадиджи…> |цит.: «Слово к читателям», 2019|
Естественно, главными героями пьесы являются двое - Он и Она /это, кстати,  весьма излюбленный драматургический приём у Юри Мэттью Рюнтю: достаточно вспомнить его великолепные драмы на славянскую тему, где главными героями также являются супружеские пары: «Жена и мать: святые Александра и Николай II», «Ад Сергея Есенина и Айседоры Дункан», «Лубянка Владимира Маяковского и Лилии Брик» - подобная авторская сюжетно-композиционная тактика придаёт драматургическому нарративу  особую камерность, чувственность и откровенность, особенную исповедальность/.
Итак, главные герои камерной пьесы Юри Рюнтю «Пророк Мухаммед и Хадиджа», состоящей всего лишь из одного действия в девяти картинах…
ПРОРОК МУХАММЕД /или Мухаммад, как это принято - прежде всего - в арабском исламском мире (место рождения: Мекка, совр. Саудовская Аравия , дата рождения неизвестна - место смерти: Медина, Омейядский, или Дамасский, халифат, дата смерти: 8 июня 632 г. от Р.Х.) - великий арабский религиозный и политический деятель, проповедник единобожия, основатель и центральная фигура ислама; являлся основателем и главой уммы (=религиозной мусульманской общины); согласно исламскому вероучению, последний пророк и посланник Аллаха, получивший от него наивысшие сакральные откровения.
Всё, что связывается с именем пророка Мухаммеда, священно для каждого мусульманина и каждой мусульманки: абсолютно ничто - даже мелкая, казалось бы, незначительная и непринципиальная деталь!!! - не может подвергаться абсолютно никакому усомнению, тем более - критиковаться, ибо всё это - от Аллаха!!!  Аллах - арабское слово [al’ a’ h], [all;h]  /букв.: Бог/, означающее Единого и единственного Бога, творца мира и господина Судного дня; в доисламской Аравии был высшим Божеством и Творцом всего сущего, включая человека; в исламе - Бог, пославший своего заключительного посланника (расуль) в лице Мухаммада (Мухаммеда).
ХАДИДЖА /Хадиджа бинт Хувайлид ибн Асад ибн`Абдуль`узза ибн Киляб аль-Курашия аль-Асадия (556 г. от Р.Х. - 619 г. от Р.Х.), место рождения и смерти: Мекка, совр. Саудовская Аравия/ - одна из самых знатных и богатых женщин в Мекке из племени курайш, первая и до своей смерти единственная жена пророка Мухаммеда; остальных жён пророк Мухаммед брал уже после смерти Хадиджы:  среди них -  Сауда /или Савда/ бинт Зама`а Мустафа Эриш   - вторая жена пророка Мухаммеда, календарные даты жизни которой неизвестны - известно лишь, что пророку было 53 года, когда она стала его женою; легендарная Аиша /или Айша/ ас-Сыддыка бинт Абу Бакр (605/614 г. - 678 г. н.э.)  - третья, самая младшая /и именно по этой причине «обросшая» легендами, домыслами и сплетнями по поводу того, сколько же лет ей было на самом деле,  когда она впервые возлегла на брачное ложе?/ жена пророка Мухаммеда, за всю свою жизнь не ревновавшая его ни к одной женщине так же сильно, как к умершей первой жене Хадидже… + Хафса бинт Умар ибн аль Хаттаб (605 г. - 665 г. н.э.) - четвёртая жена пророка Мухаммеда… были ещё Рамля бинт Абу Суфьян (с 628 г. до 632 г.), Сафия бинт ***й (с 629 г. до 632 г.), Маймуна бинт Харис (с 630  г.до 632 г.) и др.  - всего у пророка Мухаммеда было, по одним источникам, 10 или 11 жён, по другим источникам - 12 или 13 жён… а известный историк Аль-Масуди, в своей книге «Муруджуз-захаб», отмечает, что пророк Мухаммед имел 15 жён…
Все жёны пророка Мухаммеда имели статус «матерь верующих» /или, по-другому, «матерь правоверных»/;  все жёны , кроме его третьей жены Аиши, не были девственницами, все они были до него замужем.
Впрочем, по-видимому, не так уж и важно, сколько было жён у пророка Мухаммеда, ибо на всех них он женился до своего знаменитого шариатского запрета (Кораном ведь запрещено мужчине иметь больше 4 жён!), а  ему же - как посланнику Аллаха! - было разрешено заключить именно столько браков, сколько было заключено… - кем разрешено??? - конечно же, непосредственно самим Аллахом!!!
По крайней мере, у пророка Мухаммеда было значительно меньше жён, нежели у ветхозаветного правителя Израильского Царства Шломо бен Давида (848-796 г.г. до н.э.) /то бишь у библейского царя Соломона, всемирно известного своим мифическим перстнем с выгравированным на нём афоризмом, ставшим хрестоматийным «на все времена и у всех народов»: «Hakol over, ve gam zeh ya’ avor» («Omnia transeunt, etiam transeat»)…
Хадиджа, будучи горячо любимой женою, всячески поддерживала своего столь же горячо любимого мужа во всех его делах и начинаниях: она стала первым человеком, принявшим пророка Мухаммеда в качестве последнего посланника Аллаха и безоговорочно поверившим в ниспосланные ему откровения; она первой из всех людей на Земле приняла ислам:
<ПРОРОК МУХАММЕД. Значит… всё, что я видел эти двадцать лет, - явь. Это от «доброго мира». Я могу сказать об Аллахе… людям
ХАДИДЖА. Успокой сердце, мой мальчик, муж и отец. Хадиджа и мать, и жена, и ребёнок твой. Любовь моя не знает сна. глаза мои видят тебя в мире добра. Мир Аллаха - святыня для меня. Ты - Пророк в их братстве святых от Бога.
Показывает рукой на хоровод Пророков… {т.е. на танцующие фигуры Иисуса Христа, Моисея, Будды, Кришны, а также Марии, Матери Иисуса Христа}> |цит.: действие первое, картина шестая: реплики + ремарка; в фигурных скобках - коммент. реценз.|
Пересказ содержания произведения не является главной целью настоящей литературно-критической статьи (тем более, пересказ сюжета не может приветствоваться в литературоведческой рецензии, представляющей собою, прежде всего, анализ специфических черт и характеристику наиболее ярких, по мнению рецензента, нарративных линий литературно-драматического произведения!); главной целью настоящей литературно-критической статьи является рассмотрение отдельных, но наиболее значимых для понимания авторского замысла,  дискурсов,  при помощи которых автору удалось выбрать из богатейшего арсенала стилистических приёмов и нарративных техник, изобразительно-выразительных языковых и речевых средств именно те приёмы, техники и средства, которые - в свою очередь - позволили автору найти верное композиционное решения для воплощения своего драматургического замысла.
В этом плане очень многозначительна картина шестая, где перед читателями и зрителями возникают Иисус Христос, Сын Бога, и Дева Мария, Мать Христова, а также Моисей (один из столпов религии иудаизма + пророк Ветхого Завета в христианской Библии), Будда (основатель религии буддизма) и Кришна (одно из божественных воплощений в религии индуизма):
   <Пророки пританцовывают. Весело поют. Жизнерадостно светятся лица. Счастье и искренность. Они кружатся вокруг него и неё… {т.е. вокруг пророка Мухаммеда и его первой жены Хадиджи}> |цит.: действие первое, картина шестая: ремарка; в фигурных скобках- коммент. реценз.|
Шестая картина, воспринимаемая читателями и зрителями как удивительное волшебство, как некое метафизическое действо,  как сакрализованная аллегория,  - это своеобразная символическая, метафорическая  инициация пророка Мухаммеда и матери всех правоверных Хадиджи. Весьма любопытная и многозначительная деталь: именно Хадидже мать Христа Мария, из рук которой вылетает белый голубь, отдаёт ветку с белой лилией; именно Хадидже пророк Моисей, из рук которого вылетает зелёный голубь, отдаёт ветку винограда; именно Хадидже Будда, из рук которого вылетает оранжевый голубь, отдаёт цветок лотоса; именно Хадидже Кришна, из рук которого вылетает розовый голубь, отдаёт дудочку; наконец, Иисус Христос, из рук которого вылетает золотистый голубь, отдаёт Ключ от Ворот Рая - именно Хадидже!!!
В том, что первая жена пророка Мухаммеда получает в свои руки священные атрибуты самых крупных мировых религий (два атрибута - от христианства, по одному атрибуту - от иудаизма, буддизма и индуизма; всего, в сумме, Хадиджа получает 5 священных религиозных атрибутов!), свидетельствует о признании заслуг этой Великой Женщины в деле зарождения и укрепления нового вероучения - Ислама, в поддержке своего любимого мужа не просто как мужчины - главы семьи, но и как Великого Мужчины - основоположника новой мировой религии - мусульманской,  разработчика Корана и основ Шариата…
Кстати, в Коране упоминается не только пророк Мухаммед, но упоминаются также и его предшественники: иудейские пророки и сам Иисус. Причём, что крайне важно для всех нас, христиан /и для православных, и для древлеправославных (=старообрядцев), и для католиков, и для протестантов!!!/, Иисус Христос упоминается в Коране даже чаще, чем Мухаммед, и представляется в священной исламской книге, как человек волевой, решительный и мудрый. В Коране Иисус представлен, как Иса ибн Марьям. Необходимо также отметить, что в Коране иудеи и христиане считаются единоверцами, о чём говорится в сурах: «И пусть тебя, Не озадачивают те, Кто разделяет свою веру и делится на секты. Их дело - в веденье Аллаха, и Он потом им возвестит Всё зло того, что делали они» (6: 159)…
Осмысление этой данности, вполне возможно, приведёт вдумчивого читателя и внимательного к деталям зрителя к вполне закономерному и логичному выводу: оказывается, «прОпасть» между исламом и христианством (шире - между исламом, христианством и иудаизмом!!!???) не настолько широка и глубока, как видится это большинству из нас «по традиции»???!!!  - и на такие мысли наталкивает нас именно драматургический нарратив пьесы Юри Рюнтю.
И так хочется вслед за автором, вновь и вновь - от всего сердца!!! и совершенно искренне!!! - произносить эти восхитительные, мудрые, молитвенно звучащие авторские слова: «Моя христианская любовь к Востоку бесконечна. Храни Иисус Христос и Аллах Мир в МИРЕ ЛЮДЕЙ». |цит.: «О традициях мусульманства в новой демократической и христианской России» (предисловие к краткому содержанию пьесы «Пророк Мухаммед и Хадиджа»)|
В этой связи представляются очень интересными и стратегически важными для понимания основной мировоззренческой идеи драмы «Пророк Мухаммед и Хадиджа» две картины: картина пятая /Мекка. Дворец Абу-Талиба. Свадьба Мухаммеда и Хадиджи/, в которой осуществляется приём «погружения» зрительской аудитории в театральное действо - посредством размещения в зале участников сценического действия, одетых в национальные костюмы эпохи зарождения Ислама + картина девятая /Мекка. Смерть Хадиджи и скорбь Мухаммеда… Подготовка пророка Мухаммеда к переезду в Медину/, где фактически перед самым занавесом организуется коллективное чтение Корана - актёрами на сцене и зрителями в зале:
   <На сцене - люди. Их прибывает больше и больше. Все становятся на колени. Над всеми поднимается мулла. Он поднимает над головой верующих священную книгу Коран. Хор актёров читает за ним… Чтение Корана продолжается совместно зрителями и актёрами… {в этом эпизоде важную роль играет свет: он сначала почти гаснет, а затем вспыхивает на сцене в полную мощность и силу; когда начинается чтение Корана, свет загорается также и в зрительном зале!!! - свет здесь выступает в роли символа: из «тьмы невежества и грехопадения» - к «свету духовности и нравственности», от «рассеянности между множеством богов» к «сплочённости вокруг Единого Бога»!!!}> |цит.: действие первое, картина девятая: ремарка; в фигурных скобках- коммент. реценз.|
Таким образом, камерная пьеса становится пьесой интерактивной.
Автор смело (и, несомненно, очень удачно!!!) внедряет в нарративную канву своего драматургического произведения инновационные технологии «интерактивного театра», т.е. особой презентационно-театральной формы, ломающей т.н. «четвёртую стену», которая всегда в «традиционном театре» отделяла и отделяет актёров от публики - как физически, так и вербально… Физическую преграду автор разрушает в картине пятой пьесы, когда в центре зрительного зала оказываются  те, кто принимает участие в разыгрывании национального свадебного обряда на сцене… Вербальная преграда рушится во время коллективного чтения Корана зрителями и актёрами в финале пьесы (картина девятая)…
Традиционный в начале драматургического нарратива спектакль по пьесе «Пророк Мухаммед и Хадиджа» трансформируется - неспешно, от одного дискурса к другому дискурсу, как бы давая зрителю возможность привыкнуть к нарративной манере  - в интерактивный спектакль в финале… Это наивысшая форма иммерсивности!!! - зрители фактически включены в действие драмы наравне с актёрами!!!
Исходя из изложенного выше, можно абсолютно уверенно говорить об отнесении драмы Юри Мэттью Рюнтю «Пророк Мухаммед и Хадиджа», равно как и интерактивного спектакля по этой пьесе,  к партисипативному искусству…
И это ставит пьесу в ранг выдающихся произведений современной мировой драматургии.

ПРИМЕЧАНИЯ К РЕЦЕНЗИИ:
1. Мухаммед: {Электронный ресурс} // ХРОНОС: Всемирная история в Интернете. - URL: [http://www.hrono.ru/biograf/bio_m/muhammed632.php].
2. Религии мира: Ислам: {Электронный ресурс} // ХРОНОС: Всемирная история в Интернете. - URL: [http://www.hrono.ru/religia/islam/islam.php].
3. . Жёны пророка Мухаммеда: выдающиеся женщины: {Электронный ресурс} // Академия Медина:  информационно-просветительский издательский мусульманский сайт. - URL: [https://medinaschool.org/].
4. 11 жён пророка Мухаммеда (мир ему и благословение): {Электронный ресурс}  // {Информационно-просветительский религиозный мусульманский сайт}. -   URL: [https://islam.plus/ru/].
5. Сколько жён и детей было у пророка Мухаммада?: {Электронный ресурс}  // Ислам сегодня: новости: информационно-просветительский мусульманский сайт. -  URL: [https://islam-today.ru/]. <У Мухаммада (мир ему) было 7 детей, за свою жизнь Пророк (мир ему) был женат на 13 женщинах.>
6. Сколько жён и детей было у пророка Мухаммеда?: {Электронный ресурс}  // Ответы Mail.ru. -  URL: [https://otvet.mail.ru/question/19132775].
7. Пророк Мухаммад не женился на малолетней Аише (Аслан Шатаев) // Проза.ру: международный сайт современной русскоязычной прозы. - URL: [http://proza.ru/2019/11/27/1994]. 
8. Hakol over, ve gam zeh ya’ avor (на иврите) - всё проходит, пройдёт и это.
9. Omnia transeunt, etiam transeat (на латыни) - всё проходит, пройдёт и это.
10. Иисус Христос /статья/: {Электронный ресурс} // Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: энциклопедический мультимедийный интернет-ресурс (БЭКМ). - URL: [https://megabook.ru/article/].
11. Иисус Христос: {Электронный ресурс} // Понятия и категории - исторический проект / Вспомогательный проект портала_ХРОНОС: Всемирная история в Интернете. - URL: [http://ponjatija.ru/taxonomy/term/4494].
12. Почему наука не сомневается в реальности Иисуса Христа: {Электронный ресурс}  // РИА Новости: международное информационное агентство «Россия сегодня«. - URL: [https://ria.ru/20210610/iisus-1736342035.html].
13. Мария (Богородица) /статья/: {Электронный ресурс} // Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: энциклопед. мультимедийный интернет-ресурс (БЭКМ). - URL: [https://megabook.ru/article/()]
14. МАРИЯ, ПРЕСВЯТАЯ ДЕВА: {Электронный ресурс} // {Христианская библиотека: тексты}. - URL: [http://rnbo.khb.ru/files/cor/7019.htm].
15. Основы религиоведения (учебник) / Типы религий: Христианство: {Электронный ресурс} // РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ / Библиотека портала_ХРОНОС: Всемирная история в Интернете. - URL: [http://www.rummuseum.ru/lib_d/prelig.07.php].
16. Моисей: {Электронный ресурс} // Большая российская энциклопедия - электронная версия. - URL: [https://bigenc.ru/religious_studies/text/2223018].
17. Моисей: {Электронный ресурс} // Энциклопедия Кругосвет. - URL:
18. Иудаизм: {Электронный ресурс} // Понятия и категории - исторический проект / Вспомогательный проект портала_ХРОНОС: Всемирная история в Интернете. - URL: [http://ponjatija.ru/taxonomy/term/1491].
19. Иудаизм и сионизм: {Электронный ресурс} // Понятия и категории - исторический проект / Вспомогательный проект портала_ХРОНОС: Всемирная история в Интернете. - URL: [http://ponjatija.ru/node/1852].
20. Будда: {Электронный ресурс} // ХРОНОС: Всемирная история в Интернете. - URL: [http://www.hrono.ru/biograf/bio¬_b/budda.php].
21. Религии мира / Религии и религиозные понятия: Буддизм: {Электронный ресурс} // ХРОНОС: Всемирная история в Интернете. - URL: [http://hrono.ru/religia/buddizm.html].
22. Бог Кришна - один из множества аватаров бога Вишну: {Электронный ресурс} // {Информационно-просветительский сайт об индийской культуре}. - URL: [https://indianochka.ru/india/religion/bog-krishna].
23. Кто такой Кришна: {Электронный ресурс} // {Информационно-просветительский религиозный сайт} (Россия). - URL: [https://www.krishna.ru/].
24. Шри Кришна. Господь Кришна_Кто Он? Бог Кришна: {Электронный ресурс} // Харе Кришна - Запорожье: {Информационно-просветительский религиозный сайт} (г. Запорожье, Украина). - URL: [https://krishna.zp.ua/sri-krishna/322-krishna].
25. Индуизм: {Электронный ресурс} // Понятия и категории - исторический проект / Вспомогательный проект портала_ХРОНОС: Всемирная история в Интернете. - URL: [http://ponjatija.ru/taxonomy/term/161].