Ч. 336 Жить стало лучше

Владимир Врубель
Предыдущая страница   http://proza.ru/2022/06/13/1708

Машины для строившихся фрегатов, клиперов и канонерских лодок изготавливали на петербургских заводах. Механизмы для архангельских клиперов доставляли в разобранном виде с Ижорского завода.

Стоимость каждой паровой машины не превышала 20 тысяч рублей, за этим бдительно следил Николай Иванович Путилов.

Клиперы строили, как и остальные корабли, поспешно, из сырого леса. Под постоянным нажимом на строителей не знавшего усталости напористого Андрея Александровича Попова все шесть кораблей спустили на воду в 1856 году.

Первые два клипера он привёл в Кронштадт сам. После реформ великого князя число гражданских и военных чиновников в Морском министерстве сократилось в два с половиной раза. Сократился  в три раза и объём служебной переписки.

В это время в «Морском сборнике» постоянно печатались статьи по вопросам воспитания и реформирования образования. Много шума наделали статьи по вопросам воспитания, написанные хирургом Николаем Ивановичем Пироговым, ставшим широко известным после обороны Севастополя.

Они назывались «Вопросы жизни» и  «Школа и жизнь».

Не удержался и Ефим Васильевич Путятин, поместив в «Морском сборнике» две свои статьи: «Соображение об устройстве морского воспитания на новых началах» и «Проект преобразования морских учебных заведений».
 
Ефим Васильевич думал, что он даст предложения, а осуществлять их будет кто-то другой. Но не тут-то было. Великий князь дал прочитать его статьи своему августейшему брату, и тот обрадовался: так это же готовый министр просвещения!

После второй командировки на Восток Александр II назначил вице-адмирала Путятина министром народного просвещения. Но об этом я расскажу позже.

Великий князь Константин витал в розовых мечтах, что флот пополнят образованные, способные, «любящие своё ремесло» офицеры и кораблестроители.
 
Он по молодости лет верил, что «эти люди непременно построят хорошие суда и будут с честью управлять ими».

Ему представлялось, что в его подчинении будут офицеры не только готовые без колебаний умереть «за царя и отечество», а такие, которые будут понимать «общее направление развития флота» и смысл вышестоящих указаний и приказов, а дальше действовать в их духе самостоятельно и инициативно.

«Суждены нам благие порывы, но свершить ничего не дано», - написал в то время Николай Алексеевич Некрасов.

Великий князь не думал о том, что в тоталитарном государстве любой чиновник, военный или гражданский, зависит только от своего непосредственного начальника, а на всех нижестоящих ему  было наплевать и забыть.

Поэтому в русском флоте подавляющее большинство командиров знали, что намного безопаснее не проявлять никакой инициативы, а исполнять приказы начальника, не думая собственной головой.

В любом случае не накажут. Не врагов боялись они, а своих начальников. Рабство десятков миллионов своих соотечественников не могло не сказаться на общем инстинкте общества.

Вот почему тех, о ком мечтал великий князь, в русском флоте оказались единицы. О них я и пишу.

И всё же в этом случае Николай Алексеевич Некрасов оказался неправ: великий князь сумел в начале своей деятельности главного начальника флота сделать немало полезного.
 
Начиная с 1856 года, он ввёл систему длительных заграничных плаваний. Повысили оклады офицерскому составу. До 1856 года капитан 1 ранга получал на берегу 886 рублей в год, во внутреннем плавании - 1516 рублей, а в заграничном плавании - 2723 рубля.

В офицерской среде надбавки к окладу за нахождение в море называли «плавающими». По новому окладу капитан 1 ранга получал на берегу 2880 рублей в год, а с «плавающими» при внутреннем плавании -3978 рублей, а в заграничном плавании – 7920 рублей.

Для семейных офицеров стали выделять пособия «на воспитание детей».  Увеличили в несколько раз денежное содержание боцманов и унтер-офицеров. Я уже писал о том, что форма стала более удобной и практичной.

Женатым нижним чинам стали выдавать деньги для найма квартиры. Не забыл великий князь и о холостяках. Казармы стали строить более просторные, завели паровые прачечные и сушильни, паровые самовары для кипятка.

Вместо нар теперь в казармах стояли кровати с тюфяком и шкафчики для вещей. Завели кухонную посуду и умывальники. После прежнего «скотского» существования  это была настоящая революция. Из наказаний исключили порку шпицрутенами и кошками.

А что самое важное: 25-летнюю службу нижним чинам сократили до 10 лет. При этом по разным льготам она сокращалась ещё больше, до 3-7 лет.

Сразу сократилась смертность. Если в 1855 году  из каждой тысячи человек умирали в среднем по 89 человек, то в 1878 году из каждой тысячи человек смертность составила 12 человек.
 
Самое удивительное, что всё это удалось сделать при сокращении сметы Морского министерства с 22 ; миллиона рублей до 16 ; миллиона рублей.

Казённая пенсия для офицеров была просто нищенской. Поэтому по западному примеру создали морскую эмеритальную кассу (пенсионная касса - прим.автора), куда во время службы офицеры и адмиралы вносили взносы.

Эмеритальная пенсия служила большой поддержкой для отставников. Александр II распорядился передать в эмеритальную кассу миллион рублей из сэкономленных расходов Морского министерства.

В 1859 году завершилось строительство кораблей, которое началось в довоенное и военное время – двух корветов и двух клиперов. Для новых кораблей, к строительству которых приступили в 1860 году, требовались машины большей мощности.

Но изготавливать такие не умели. Пришлось снова отправлять людей в Англию и там заказывать новые машины. Продолжалась реконструкция старых и достройка новых линейных кораблей. Последний линейный корабль «Император Николай I» вошёл в строй в 1860 году.

Деньги, затраченные на это, были попросту выброшены на ветер. В 1860 году на последних трёх линейных кораблях установили по шесть котлов и паровые машины. Эти корабли простояли до 1874 года в гавани, пока их не исключили из списков судов флота.

В Крымской войне впервые использовались броненосные корабли. Французы построили три броненосные батареи: «Lave», «D;vastation» и «Tonnante» для участия в осаде Севастополя. Но пока они неторопливо шли в Чёрное море, Севастополь союзники уже взяли.

Тогда они решили использовать эти броненосные корабли для взятия русской крепости Кинбурн в устье Дуная. Эти броненосные батареи оказались неуязвимы для русских пушек. Убедившись в этом, гарнизон крепости предпочёл сдаться.

Союзники разрешили русским уйти, но без оружия, а крепость разрушили. Это было последнее сражение, из которого во всех морских державах  были сделаны далеко идущие выводы по созданию броненосного флота.

После Крымской войны весь российский флот, который можно было реально использовать во время боевых действий, был сосредоточен на Балтике. Но это был не флот, а слёзы.

Вот почему, чтобы вернуть России статус третьей по мощи морской державы, разработали 20-летнюю программу судостроения.
 
С планами в нашей стране всегда всё было в порядке. А пока я оставлю на время события в европейской части России и вернусь на восток.

Продолжение http://proza.ru/2022/06/16/460