Гл. 46 Летописцы - воины

Владислав Одегов
ИХ ВОСПОМИНАНИЯ - ВАЖНЫЙ ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ 416-ГО СТРЕЛКОВОГО ПОЛКА И СУДЕБ ЕГО СОЛДАТ

В рядах 416-го, Кунгурского, стрелкового полка 112-й стрелковой дивизии, вступившей в бой с фашистами с первого дня войны, воевало немало наших земляков. Большинство сложили свои головы на полях сражений. Домой вернулись считанные единицы, и лишь немногие из них оставили воспоминания о событиях тех дней – героических и трагических.


ВАСИЛИЙ БАРМИНСКИЙ
«Судьба, опалённая войной» - так называется книга, увидевшая свет в 2019 году в московском издательстве «Известия». Книга основана на воспоминаниях фронтовика Василия Васильевича Барминского, начавшего свой боевой путь в рядах Кунгурского полка, а её авторы – сыновья воина, Леонид и Владимир. Эта уже  вторая книга, основанная на воспоминаниях Василия Васильевича Барминского (1922 – 1992), первая, «Круги войны» (автор -  Владимир Барминский) издана в Минске в 2018 году.
В 2016 году, когда я начал заниматься историей Кунгурского полка,  и представить не мог, что когда-нибудь буду держать эти книги в руках. Долго пытался узнать, кто же такой В. Барминский, воспоминания которого «В рядах Кунгурского полка» были опубликованы в 1974 году в трёх номерах «Искры» (20, 22 августа, 5 сентября). Обращался в архивы, спрашивал у историков, краеведов… Лишь через год благодаря порталу «Проза.ру» удалось познакомиться с Владимиром Барминским, который и рассказал мне о своём отце («Искра», 20 февраля 2018 года).
Благодаря Василию Барминскому мы узнали, как и где готовили бойцов в Кунгурском полку с осени 1940 года по июнь 1941, как воины отдыхали, о майском параде в Кунгуре, о проводах на западную границу со станции Кунгур, о героическом 152-километровом марше из Дретуни до Краславы, о кровопролитных боях за этот город и при вынужденном отступлении  в июле 1941 года и т.д. Это рассказ участника событий, рассказ рядового солдата. Его сыновья в своих книгах его существенно дополняют, смотрят на события 80-летней давности взглядом внимательных исследователей, с привлечением массы документов, в том числе недавно рассекреченных. Так, анонсируя главу «Трагедия и героизм 112-й стрелковой дивизии», они пишут, что в ней «показаны и проанализированы боевые действия в июне-июле 1941 года 112-й стрелковой дивизии 1-го формирования (Пермская), входившей в состав 51-го стрелкового корпуса 22-й армии Западного фронта... Дивизия вела бои на стыке Северо-Западного и Западного фронтов на юге Латвии (оборона города Краслава), севере Белоруссии и в районе Невеля...Рассмотрены бои на Дисненском плацдарме...». Но в основе всё же лежат воспоминания Василия Васильевича Барминского. Они ещё ценны и тем, что в них он называет фамилии своих боевых товарищей.
Для прохождения службы Василия Барминского определили в учебную роту первого батальона полка. «В связи с тем, что из нас готовили будущих офицеров, в роту назначили наиболее опытных и политработников, - пишет он. – Командиром нашего отделения был сержант Тютюкин, энергичный и весёлый человек. Он никогда не унывал и учил бойцов мужественно переносить все лишения».
Рассказывая о событиях 9 июля 1941 года, говорит, что боевую задачу «проникнуть в деревню, которая находилась на противоположной стороне речки (Сорянки – В.О.) вести наблюдение в западном направлении»  он и другой наблюдатель из отделения управления он получил от командира роты старшего лейтенанта Шаева. Выполнение задачи оказалось делом нелёгким: «С трудом мы пробились к своим и отыскали нашу роту. Командир объявил благодарность  за находчивость и правильные самостоятельные действия».
Фамилии Шаева и Тютюкина мы внесли в Книгу Памяти Кунгурского полка, над составлением которой сейчас работаем вместе капитаном второго ранга запаса Евгением Петровым. Жаль, что нам пока не удалось узнать более подробной информации об этих воинах.
Ещё об одном воине 112-й стрелковой дивизии мы узнали благодаря Василию Барминскому. В книге «Круги войны» увидели фотографию, подпись под которой гласит: «Встреча воинов 112-й стрелковой дивизии (слева – бывший старшина В.Д. Игуменов, справа – В.В. Барминский). Город Пермь, май 1973 года». В этой же книге напечатанное фото, сделанное годом ранее в Краславе. Здесь Василий Барминский стоит рядом с Петром Зороастровым (1910 – 1982) боевым-офицером 112-й сд, автора книги «Это было под Краславой». В 1972 году документальная книга, рассказывающая о воинах 112-й сд, увидела свет, и рискну предположить, что это обстоятельство, а также встречи ветеранов дивизии в 1973 году в Перми подвигли Василия Васильевича Барминского написать и опубликовать в Кунгурской «Искре» свои воспоминания «В рядах Кунгурского полка». Да и не только его одного.


ВЛАДИМИР И ЛЕОНИД РУДАКОВЫ
22 июня 1974 года в «Искре» была напечатана заметка «Под Краславой»:
«22 июня 1941 года… Шестнадцать ноль-ноль. Кунгурский стрелковый полк в составе 112 сд выступил в полной боевой готовности со станции Дретунь. Маршем, в авангарде дивизии, дошли до станции Бегисово, затем до города Краслава. 152 километра прошагали в полном вооружении под непрерывными бомбёжками, обстрелом из диверсионских засад. По 30-35 километров в сутки, в палящий зной, несли на себе всё тяжёлое вооружение, в том числе станковые пулемёты. Красноармейские гимнастёрки стали серыми от пота, обожжённые солнцем лица.
Едва добравшись до наших позиций, люди падали и тут же засыпали.
Комдив, полковник Копяк отдал командиру полка майору Буданову контратаковать врага на Замковой. По ходам сообщения побежали с этим приказом связные в батальоны.
Над вершиной горы взвилась красная ракета – сигнал общей атаки. Батальоны поднялись навстречу вражеской пехоте.
Многоголосое яростное «ура!» не могло перекрыть грохота канонады. Но каждый боец слышал собственный клич, видел бегущих рядом товарищей.
Контратаку возглавляли командиры и политруки рот. С пистолетами в руках они первыми выскакивали из окопов, и гибли первыми.
В полночь загрохотали залпы наших орудий. Разрывы озарили шоссе, высветили силуэты фашистских танков и бронетранспортёров. С яростью кунгуряки обрушились на захватчиков.
Тяжёлый был бой. Почти вся прорывная группа погибла, из личного состава… в живых остались единицы, но мы сломили врага.
В. РУДАКОВ, Л. РУДАКОВ, участники боёв под Краславой».

Заметка проиллюстрирована фото одного из авторов – В. Рудакова в военной форме. Удалось узнать, что это Владимир Петрович Рудаков, 1912 года рождения. Войну встретил в звании младшего лейтенанта, воевал в рядах 385 стрелкового полка. Кавалер ордена Отечественной войны II степени. После войны жил и работал в Кунгуре. Другой автор заметки – Леонид Феофилович Рудаков. Родился в 1908 году. В Красной армии -  с 1932 года.  В Кунгурском полку, будучи лейтенантом, командовал взводом связи. Числился пропавшим без вести в Смоленской области в октябре – декабре 1941. Воевал на Волховском и 2-ом Белорусском фронтах. Закончил войну в Германии в звании капитана, в должности командира 40-й отдельной телеграфно-эксплуатационной роты 2-го Белорусского фронта. Награждён двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны 2-й степени, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией». Работал столяром на кунгурской фабрике «Мелодия». Умер в 1984 году.


СЕРГЕЙ СИБИРЯКОВ
7 июля 2020 года в «Искре» были опубликованы воспоминания бойца Кунгурского полка С.М. Сибирякова, хранящиеся в фондах Кунгурского музея-заповедника. Публикуем небольшой фрагмент, где он рассказывает о своих сослуживцах: «Знаю, что в этом полку в санбате фельдшером была кунгурячка Маруся Лоскутова (она в последнем бою погибла), её муж, командир взвода, Рудаков Владимир попал в плен , и из плена уже был освобождён войсками союзников при открытии второго фронта… Из рядовых знаю Белоглазова Петра, который тоже был в плену  и тоже освобождён войсками союзников. И я его в первые годы после войны видел в Кунгуре и разговаривал с ним… Бердников Василий был примерно в одно время со мной ранен, и мы вместе лежали в госпитале. После госпиталя он вернулся домой. Сейчас он живёт в 12 км от Кунгура в дер. Сухая Речка, из этой же деревни был Крысин Сергей, но его судьбу не знаю».

Все эти люди, о которых упоминает С.М. Сибиряков, есть в нашем списке воинов Кунгурского полка. О Владимире Петровиче Рудакове мы говорили чуть выше. О Марии Андреевне Лоскутовой (Рудаковой) мы рассказывали («Искра», 1 октября 2016 года), стоит лишь уточнить, что она была не фельдшером, а техником-интендантом второго ранга. В нашем списке два Петра Белоглазова и два Василия Бердникова. Судя по всему, С.М. Сибиряков говорит о Пётре Максимович Белоглазове (1909, д. Журавлёво Ординского района,  до призыва 8 июня 1941 жил с семьей в Кунгуре, работал в Транснабпите; попал в плен 10 июля 1941, освобождён в марте 1945) и Василии Михайловиче Бердникове, о котором мы знали немного - лишь дату его призыва в 416 сп. С. Крысин был в нашем списке, но мы не знали его полного имени и то, что он родом из д. Сухая Речка Кунгурского района.

А что известно об авторе воспоминаний?  Сергей Михайлович Сибиряков родился в 1913 году. Был призван Кунгурским РВК 30 мая 1941 для прохождения сборов в 416-й сп. В его рядах и встретил войну. Ранен в боях возле г. Краславы. После госпиталя продолжил служить – в 66-м запасном стрелковом полку, оружейным мастером в 78-й отдельной гужевой транспортной роте 4-й гвардейской армии. Награждён медалями «За оборону Сталинграда» (22.12.1942), «За боевые заслуги» (май 1945). В Кунгурском музее Кунгурского сельхозколледжа среди материалов о 416-м сп мы увидели фото, на котором, судя по напечатанным рядом словам - «Сибиряков Сергей Николаевич, 1945». Подписи на обороте нет и, скорее всего, это и есть Сергей Михайлович Сибиряков.

Конечно, хотелось чтобы воспоминаний воинов, служивших в 416-м полку, осталось больше, но, увы… Мы пока мало что знаем о тех же летописцах Кунгурского полка С.М. Сибирякове, В.П. Рудакове, живших после войны в Кунгуре. Нет, кстати, информации о них и в мемориальных изданиях Кунгура.


ПОД ФОТО
Летописцы Кунгурского полка (слева направо): Василий Васильевич Барминский (январь 1941 года), Леонид Феофилович Рудаков, Владимир Петрович Рудаков (1970-е годы), Сергей Михайлович Сибиряков (1945 год)
Фото: архив В.В. Барминского, Кунгурского музея-заповедника, музея Кунгурского сельхозколледжа

(«Искра», г. Кунгур, 18 октября 2021 года)